Разработка урока по русскому языку во 2 классе по теме "Слова-омонимы"
Разработка урока по русскому языку во 2 классе по теме "Слова-омонимы"
Тема урока: Слова-омонимы.
Тип урока: Изучение нового материала.
Форма проведения: урок в системно - деятельностном подходе.
Программа – УМК «Начальная школа 21 века»
По тематическому плану это 18урок по разделу «Как устроен наш язык. Лексика» из 19 ч, отведённых на изучение темы в 3-ей четверти. По типу это урок изучения нового материала.
Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по русскому языку во 2 классе по теме "Слова-омонимы"»
Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования
«Институт повышения квалификации»
(МАОУ ДПО ИПК)
ТВОРЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
«Системно-деятельностный подход
на уроке русского языка по теме «Слова- омонимы»
(УМК «Начальная школа 21 века», 2 класс)
Выполнил: Кухаренко Екатерина Олеговна, учитель начальных классов
МНБОУ «Лицей № 76»
Новокузнецк 2016 г.
Дата проведения: 18.03.2016г.
Цель: формирование представления о словах-омонимах (первичное усвоение знаний о словах – омонимах).
Планируемые результаты:
Предметные: - предъявление знаний о словах – омонимах: выделение их существенных признаков (одинаково пишутся или звучат, но имеют разные значения)
Метапредметные:
познавательные: - применять базовые знания для решения конкретной проблемы;
- выполнять поиск информации в словаре;
регулятивные: - принятие, сохранение цели и следование ей в учебной деятельности;
- оценивание своих результатов;
коммуникативные:- приобретать навык учебного сотрудничества в процессе групповой работы;
- умение выражать свои мысли полно и точно.
Методы работы: проблемно-диалогический, работа в парах, работа в группах.
Форма работы: фронтальная, в паре, групповая
Оснащение урока: учебник Русский язык 2 класса (2 часть) С.Иванова, А.Евдокимовой и др., карточки со словами, карточки с заданиями для групповой работы, толковый словарь, слайдовая презентация, компьютер, экран.
Ход урока:
I. Орг. момент. Мотивация.
-Русский язык богат и разнообразен. Много тайн и загадок таит он в себе. Одну из загадок нам предстоит разгадать сегодня.
Проверка готовности к уроку (учитель называет предмет, ученики показывают)
II. Актуализация знаний. Формулирование проблемы.
Запись в тетради: число, «Классная работа»
Работа в парах на карточках. Создание проблемной ситуации.
- Нам пришло странное послание из нескольких слов. Слишком большое расстояние пришлось преодолеть этому письму – слова перемешались и потеряли свою пару.
- Помогите найти пару словам и разделите получившиеся пары на группы.
- Чтоб вам было легче и быстрее выполнить задание, разделимся на пары.
- По каким признакам делили на группы (синонимы – антонимы)
- Вспомните, какие слова называют «синонимами», «антонимами»?
- Назовите 1-ю группу слов – синонимов (дети-ребята, жара- пекло)
- 2-ю группу «Слова-антонимы» (горькая- сладкая, дорогое – дешёвое).
Самопроверка - сверяемся с записью на слайде. Самооценка выполнения задания.
- У кого получилось так же? (красный карандаш).
III. Выявление места и причины затруднения.
- Какие слова остались без пары? (коса, ключ, свет). Почему?
- Давайте попробуем подобрать им слова синонимы. (ключ-родник, ключ-отмычка, свет – освещенность, свет - мир т.п.)
- А почему вы решили, что эти слова нужно употреблять именно в ЭТОМ значении?( почему синонимы, которые подобрали к одному и тому же слову совершенно разные?)
IV. Введение в тему.
- Какое значение может иметь слово «коса»? (проверяем, на Слайде подсказка)
- Что может означать слово «ключ», «свет»? Найдите их значение (по вариантам)
Ищут значения слов в «Толковом словарике», составляют предложения.
- Что общего у этих слов?
V. Формулирование темы и цели урока. Постановка учебной задачи.
- Какую загадку русского языка нам предстоит сегодня разгадать? С какой группой слов познакомимся?
Тема- «Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению»
- Выберите на какие вопросы нам предстоит ответить на уроке. (варианты на слайде, дети выбирают нужное для себя)
1. Как подчёркивать такие слова?
2. Как называются такие слова?
3. Какие бывают предложения по цели высказывания?
4. Как различать значение таких слов?
- Какие вопросы лишние? (1, 3 не относятся к теме)
- Можем ли мы эти вопросы назвать задачами, которые будем решать на уроке?
-Какую задачу будем решать первой?
VI. Открытие нового знания.
- Как называются такие слова вы узнаете, если четко и внимательно будете слушать мои подсказки.
- Соберите слово по частям: 1-я буква – приставка в слове «осмотрел» (О)
- к ней прибавьте второй слог слова «лимон» (мон)
- добавьте окончание слова «полетим» (им)
-Прочитайте слово. Узнайте в словаре, что оно обозначает ( В греческом языке слово «омоним» означает «одинаковое имя») (учебник стр. 69)
- Попробуйте сформулировать сами правило: омонимами называются слова, одинаковые по (звучанию), но разные по (значению).
- Проверьте по учебнику на С.68
Физ. минутка в форме игры «Учитель говорит»
1. Упражнения для улучшения мозгового кровообращения. И.п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 - поворот головы налево, 4 - и.п., 5 - плавно наклонить голову назад, 6 - и.п., 7 - голову наклонить вперед. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный.
2. Упражнение для снятия утомления с мышц туловища. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - резко повернуть таз направо. 2 - резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 4 - 6 раз. Темп средний.
VII . Открытие нового знания
- Какую задачу смогли решить? Какая еще осталась нерешенной? (узнать, как различать значение слов-омонимов)
- Найти ответ на этот вопрос нам помогут задания в карточках.
7.1 Групповая работа.
-Распределитесь на 6 групп ( по 4-5 человек в группе). Вспомните Правила работы в группе:
1. Распределите роли и задания для каждого в группе (лидер - выступающий, оформитель, мыслитель, критик, исследователь).
2. Убедитесь, что все члены группы поняли задание.
3. При обсуждении сначала думай, потом говори.
4. Не перебивай других, выражайся ясно, чтобы твои слова были понятны всем.
5. Когда говорят другие, внимательно слушай. В ходе обсуждений делай записи.
6. Обсуждается мнение каждого, решение принимается общее.
7. Представитель группы защищает принятое в группе решение перед классом.
- Проведите наблюдение за словом по плану (на слайде план работы, а также на карточках у детей)
А) Прочитайте предложение (предложения).
Б) Найдите омонимы в предложении.
В) Найдите в толковом словаре значение слова – омонима.
Г) Сделайте вывод: что помогло различить омонимы.
Д) Результаты наблюдения представьте у доски.
-Результаты работы группы будем оценивать вместе. Выберите критерии, по которым будем оценивать ваш ответ. Обратимся к плану.
1. Правильно нашли омонимы.
2. Нашли значение омонимов в словаре.
3. Сделали вывод (нашли главное различие).
Задания для групп. 1 группа (Наконец мы нашли старый замок.)
Общие выводы ( Знак ударения помогает различать слова – омонимы. Различать омонимы помогает контекст (смысл) предложения. Омонимы могу одинаково звучать, но отличаться на письме; могут не отличаться на письме, но звучать по-разному).
Оценивание результатов работы группы классом (поможет план с заданиями).
Оценивание работы каждого члена группы в группе (распределение и выставление баллов на листе-карточке друг другу)