Задачи урока: | 1) Способствовать совершенствованию у учащихся навыков выразительного чтения, литературного анализа, умения сопоставлять басни И.А.Крылова и С.Михалкова, анализа переводов басен на казахский язык, творческого подхода к выполнению заданий урока, навыков в формировании выводов, основанных на их мнениях; навыков взаимооценивания, активизировать словарную лексику, осуществить межпредметную связь с казахской литературой. 2) способствовать развитию у учащихся навыков групповой работы, умения работать в паре, умения работать с текстом, познавательных интересов, коммуникативной компетентности, устной и письменной речи, навыков самостоятельного изучения темы, обеспечить условия для взаимооценки учащихся. 3) способствовать нравственно- эстетическому воспитанию учащихся, привить интерес к жанру басни, к изучению творчества баснописцев, создать условия, обеспечивающие формирование у учеников навыков самоконтроля, ,осуществить связь с современностью - связь времен через творчества И.А.Крылова и С.В.Михалкова. |
I.Организационный момент | Вступительное слово учителя. Добрый день, друзья мои! Я очень рада. Войти в приветливый ваш класс. И для меня уже награда Вниманье ваших умных глаз. Я знаю: каждый в классе гений Но без труда талант не впрок. Скрестите шпаги ваших мнений Мы вместе сочиним урок! Итак, в добрый путь, ребята! Постановка целей, задач урока.Учитель знакомит с уровневыми заданиями, критериями оценивания, эпиграфом урока: Настоящая басня,писанная большим поэтом, переживает века. Ираклий Андронников. Цель нашего урока - применяя при этом знания, умения и навыки, приобретенные на прошлом уроке, освоив новый материал, сопоставить две темы и сформулировать выводы, а также к концу урока объяснить значение высказывания Ираклия Андронникова: «Настоящая басня,писанная большим поэтом, переживает века». Уровневые задания I уровень- ученический. Микроцель- изученные понятия и определения по теории литературы, воспроизводить содержание определения грамматического понятия в стандартной форме. Выразительное чтение по ролям басен. Ответы на вопросы учебника. II уровень- алгоритмический. Микроцель- задания познавательно- поиского характера Защита постера на тему «О жанре басни». Защита постера на тему «Интересное из жизни Крылова». III уровень- эвристический. Микроцель-задания, предусматривающие систематизацию и упорядочение изученного материала в измененной ситуации. Составление стратегии ассоциаций на тему «С.Михалков» Синквейн «С.Михалков» Защита постера на тему «Крылов-баснописец». IVуровень – творческий. Микроцель - сформулировать выводы и заключения по теме урока путем анализа критической литературы. Произвести сопоставительный анализ перевода Абаем и А.Байтурсыновым басен Крылова с целью выявления созвучия в их творчестве( на каз. яз.) Защита постера на тему «Переводы Крылова». Цель нашего урока - применяя знания, умения и навыки, полученные нами на прошлом уроке, освоить новую тему, сопоставить две темы и сформулировать выводы. Для работы класс делится на 4 группы: І, ІІ, ІІІ, ІV. Группы работают по уровневым заданиям : 1- ученический , 2- алгоритмический ,3- эвристический ,4- творческий . За каждым столом работают эксперты с ассистентами, которые заполняют оценочные бланки и объявляют результаты. |
ІІ. Проверка выполнения домашнего задания. Опрос домашнего задания проходит в виде литературной игры: Взаимопроверка. |
(Листы оценивания прилагаются к плану). Лист оценивания №1 Выступления групп. Взаимооценивание групп по дескрипторам при защите постеров. 1. Сотрудничество в группе 2. Содержательность выступления 3. Умение слушать и слышать других 4.Рациональное использование времени 5. Грамотная речь 6.Умение анализировать, делать выводы 7. Выводы |
Проверка выполнения домашнего задания. Опережающее домашнее задание. І группа. Изучить тему «Жанр басни». ІІ группа. Изучить тему «Интересное из жизни Крылова». ІІІ группа. Изучить тему «Крылов-баснописец». IV группа. Изучить тему «Переводы Крылова». Работа с постером. Каждая группа для работы с постером выбирают тему по опережающему заданию.
|
І стадия: вызова Активизация учебно-познавательной деятельности.
ІІ стадия Осмысление.
Презентация учителя к уроку.
Закрепление материала.
Оценка деятельности учащихся. Листы оценивания.
ІІІ-стадия Рефлексия Инструктаж домашнего задания (слайд). | Учитель: Мы узнали о баснях, героями которых являются животные. Каждое животное в басне имеет свой образ. Теперь давайте поработаем над аллегорией. Аллегорией каких человеческих качеств являются в басне эти животные? Давайте поработаем у доски и в тетрадях: выберите правильный ответ и соедините его стрелкой со словом справа. Лев трусость Заяц трудолюбие Муравей хитрость Лиса беззащитность Волк легкомыслие Стрекоза злость Ягнёнок храбрость Осёл упрямство
Сообщение темы урока. Запись в тетрадях. - Ребята, мы с вами в 6 классе знакомились с баснями С.В.Михалкова. А что вы можете рассказать о нём?
- Записей на доске очень мало. А хотите ли вы узнать побольше о жизни и деятельности С.В.Михалкова? Ученики нашего класса подготовили презентацию «Жизнь и творческая деятельность С.В.Михалкова» (слайды).
Сергей Михалков родился в 1913 году. Он известный детский поэт, баснописец, драматург. Наибольшую известность Сергею Михалкову принесли такие произведения для детей, как поэма «Дядя Стёпа – милиционер», басни «Лиса и бобер», «Муха и Лев», «Коты и мыши», «Слон-живописец» и многие другие. С 1956 года С.В.Михалков - редактор журнала «Веселые картинки». А в 1962 году Михалков выступил автором идеи и организатором сатирического киножурнала «Фитиль». С.Михалков - автор текстов гимнов Советского Союза и гимна Российской Федерации. Михалков ко многим фильмам написал сценарии, и, наверное, поэтому его сыновья Андрей и Никита стали кинорежиссёрами. Андрей Михалков-Кончаловский - сценарист «Песнь о Маншук», снял знаменитый фильм «Одиссей». Никита Михалков - режиссёр великолепных фильмов «Вокзал для двоих», «Родня», «Утомлённые солнцем», «Царь».
- Ребята, расскажите, что вы теперь узнали о С.В.Михалкове? (слайд).
Лист оценивания №3 Критерии для оценивания работы группы (примерная табл. для учителя прилагается к плану): - Доступность изложения материала
- Логика изложения материала, чёткость
- Культура изложения материала
- Умение сотрудничать
- Поведение в группе
Критерии для оценивания выступления от группы: Рациональное использование времени Логика изложения Доступность изложения Выразительная, грамотная речь Умение слушать других ОЦЕНИВАНИЕ "5" - выполнены все требования критериев "4" - не выполнено два требования критериев "3" - выполнены два из основных требований Метод«Аквариум для золотых рыбок»
Критерии оценивания по выполнению домашнего задания: 1.Яркая, выразительная речь 2.Соблюдение культуры речи 3.Соответствие жанру 4. Артистизм 5. Реквизиты 6. Интеллектуальность 7. Сотрудничество в группе | Характеристика героев басни Крылова «СЛОН И МОСЬКА» (слайд) СЛОН | МОСЬКА | Большой | Маленькая | Спокойный | Надоедливая | Сильный | Боязливая | Мудрый | Глупая | | Хвастливая |
Опережающее задание. Использование ИКТ учащимися. Презентация о русском баснописце ХХ века С.В.Михалкове. Запись на доске и в тетрадях учащихся новых сведений.
Лист оценивания №2 Критерии оценивания учащихся внутри группы по видам работ на уроке (по ходу урока).
1.Защита постеров 2.Презентация 3.Ассоциация 4.Синквейн 5.Сопоставительный анализ 6.Выводы Словарная работа. 1. Орфоэпическая разминка. Произносим правильно: живописец, вернисаж, полотно, польщён, ценители, тюлень, навредишь, льды. 2.Словарная работа (слайд). живописец – суретші низвергнуть – құлату, түсіру полотно – картина навредить – зиянкелтіру вернисаж – выставка картин ералаш – беспорядок, путаница
Прослушивание аудиозаписи басни.
Составление ассоциативного ряда «С.В.Михалков» Шаги реализации. 1 шаг. Вписывание посредине круга темы урока «С.В.Михалков». Лучший русский баснописец ХХ века, автор басен «Муха и Пчела», «Муха и Лев». 2 шаг. Запись информации на тему «С.В.Михалков» в тетради – индивидуально, обсуждение результатов сначала в паре, затем запись на доске. Синквейн «С.Михалков». ЗАДАНИЯ ПО ГРУППАМ:(слайд) І группа. Ответить на вопросы по тексту басни. (стр.111) Вопросы и задания к тексту басни: 1. Для чего Слон пригласил друзей? 2. О чем он беспокоился? 3. Что хотел увидеть каждый из гостей? 4. Можно ли назвать их истинными ценителями картин? 5. Какой получилась вторая картина Слона? 6. Согласны ли вы с советом автора? 7. Как вы думаете, в каких случаях нужно следовать советам других, а в каких случаях – нет? ІІ группа.Выразительное чтение басни по ролям. ІІІ группа. В каких строках заключена мораль басни? Согласны ли Вы с ней? ІVгруппа. Сопоставление героев басни И.Крылова и С.Михалкова. Сопоставление (слайд) Слон - животное | Слон – герой «Слон и Моська» | Слон – герой «Слон-живописец» | большой | большой | добродушный | спокойный | спокойный | угодливый | сильный | сильный | глупый | мудрый | мудрый | | | добрый | |
Активная группа выходит вперед и высказывают свое мнение, оставшиеся ученики задают им вопросы, добиваются разъяснений. 1. Что такое басня? 2. Кто первым начал писать басни ещё в Древней Греции? 3 С каким писателем познакомились? Что узнали о его жизни? 4. Каковы по жанру его главные произведения? 5. Назовите известные вам басни И.А.Крылова и С.В.Михалкова. 6. Назовите переводчиков басен И.А.Крылова. 7. Объясните значение высказывания Ираклия Андронникова: «Настоящая басня,писанная большим поэтом, переживает века».
Взаимооценивание групп по критериям. ВЫБЕРИ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Найти и выучить новую басню С.В.Михалкова Выразительное чтение по ролям басни «Слон-живописец» Инсценировка изученной басни С.В. Михалкова
|