kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка серии последовательных уроков русского языка в 5 классе по разделу "Фонетика"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию разработку серии последовательных уроков русского языка в 5 классе по разделу "Фонетика". В серию входят 11 уроков, в том числе изложение и контрольное тестирование. Уроки разработаны в соответствии с требованиями 7 модулей. Приоритетной формой обучения является групповая работа. Подробно расписаны индивидуальные задания для каждого члена группы, рефлексия и смарт-цели.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка серии последовательных уроков русского языка в 5 классе по разделу "Фонетика"»


Урок № 33 (_______)

Тема урока: Звуки и буквы. Алфавит.

SMART цель:

  • учащиеся знают алфавит и разделы науки о языке: фонетику, графику, орфографию, орфоэпию;

  • понимают, что звуковой и буквенный состав слов не всегда совпадают;

  • умеют отличать звуки речи от звуков окружающей среды.

Оборудование к уроку: учебник, ручка, раб. тетрадь.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Позитивный настрой

2. Игра «Любопытный»

На любой вопрос учителя отвечать только словами на один и тот же звук. Звук задаёт учитель.

-Как тебя зовут? (Андрей)

-Как твоя фамилия? (Алексеев)

- Откуда ты приехал? (из Астаны)

- А что там растёт? (арбузы)

- Какие птицы там водятся? (аисты)

- А на чём поедешь обратно? (на автобусе)

- Какой подарок повезёшь маме? (астры)


3. Введение в тему:

- Какие звуки окружающей среды мы слышим?

- Из чего состоят слова, которые мы слышим?

- Из чего состоят слова, которые мы пишем?

- Что такое алфавит?

-Где вам приходится сталкиваться с алфавитом в повседневной жизни?


4. ТРКМ. «Ассоциации».

-С чем у вас ассоциируются термины:

Фонетика-раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи.

Графика- система знаков, с помощью которых устная речь передаётся на письме.

Орфоэпия- раздел науки о языке, в котором изучаются правила произношения звуков и звукосочетаний.

Орфография- система правильного написания слов.


5. Исследовательская работа в группах.



гласные

согласные

Буквы

10

а,о,у,ы,и,э,

е,ё,ю.я


21

бвгджзйклмнп

рстфхцчшщ

Звуки

6

а,о,у,ы,и,э,


42

б (б ) в (в )

ж,ш,ц,

й,ч,щ

Отличие звуков и букв

Буквы мы пишем и читаем.


Звуки мы слышим и произносим.



Звуковой и буквенный состав совпадают не всегда.

Пион ошибка ёлка


6. Работа в группах. Упражнения на закрепление:

Упр.210 (у) Найти, какой буквы нет в приведённом тексте..


Индивидуальная работа по карточкам.

Карточка № 1. Запишите слова в алфавитном порядке.

Пародия, гитара, фартук, картина, мел, азбука, утка, трибуна, доброта, жара.


Карточка №2. Запишите слова в алфавитном порядке.

Оригинал, талант, яма, карлик, пирамида, щётка, река, бокал, вопрос, ель.


Карточка №3. Напишите слова в алфавитном порядке, вставляя пропущенные буквы.

М..шина, г..ра, м..ря,т..традь, срока, праз..ник, уч..ник,р..бята, п..года, аквар..ум.


Карточка №4.. Вставьте пропущенные буквы Расставьте слова в алфавитном порядке.

Компьютер, ап..льсин, б..лкон, г..рдероб, в..кзал, д..ван, зд..ровье, п..ркет, рюк.зак, трен..р.


Упр. 213 (п) Определить буквенный и звуковой состав слов.

1. Липа, клён, тополь, ель, сосна, вяз, ёлка, берёза, карагач.

2. Ежевика, малина, смородина, брусника, клюква, ягода.

3.Олень, лось, медведь, волк, гиена, лев, енот, бобр, барсук


7. Подведение итогов урока:

1)Алфавит — это ...

2) К слову «алфавит» можно подобрать синоним ...

3) В словарях слова расположены в ... порядке.

4) В ... порядке записываются ...


8. ОдО. Критериальное оценивание.

Рефлексия «Для меня новым было …»


9. Домашнее задание: упр. 214(п)





























Урок № 34 (_______)

Тема урока: Обозначение звонких и глухих согласных на письме.

SMART цель:

  • учащиеся знают алфавит;

  • понимают, чем различаются согласные и гласные звуки,

  • умеют отличать звонкие и глухие согласные; определять звуковой и буквенный состав слов.

Оборудование к уроку: учебник, ручка, раб. тетрадь, раздаточный материал

Ход урока.

1. Организационный момент.

Позитивный настрой

2. «Диктант для одного солиста»

В чащ.. леса слыш..тся разные  звуки: стук дятла, свист сол..в..я.

Задание: определить гласные и согласные звуки.

3. Введение в тему:

Шыл-пыл у папужги зереньгий гослиг.

- Какие согласные претерпели изменения при письме? Исправить.

- К чему же приводит подмена звонкого глухим, а глухого звонким?

4. Работа с теорией в группах.

- Рассмотрите внимательно таблицу. В ней зашифровано правило, касающееся звонких и глухих согласных.

Кто сможет разгадать его?

б-п     г-к      д-т

в-ф    з-с      ж-ш

л   м  н  р  й

ч  щ  ш  ц х

Парные по звонкости-глухости

Всегда звонкие (сонорные)

Всегда глухие


Звонкие из шума и голоса

состоят

Глухие из шума


NB: чтобы не ошибиться в написании согласной в корне слова, нужно изменить слово или подобрать такое однокоренное слово, в котором после проверяемого согласного стоит гласный звук.


6. Работа в группах. Упражнения на закрепление:

Упр. 219(п) Вставить пропущенные буквы, подобрать проверочные слова.


Упр. 223(п) . Вставить согласные. Составить со словами словосочетания..

Задание №1.

Сколько звуков [ш] в предложении:   Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож.   (четыре)

Задание №2.

Сколько звуков [ц] в предложении:  Наша ученица Куницына собирается отправиться в Братск.  (пять)

Задание №3.

Метаграммы – это загадки, в которых нужно отгадать слово, заменяя один звук (букву) другим. Отгадайте их.

1)      С [к] я в школе на стене,             2) С [б] мучительной бываю,

Горы, реки есть на мне.                С [м] одежду пожираю,

С [п] от вас не утаю -                    С [р] актёру я нужна,

Тоже в классе я стою.                   С [с]  для повара нужна.

(карта-парта)                                (боль –моль–роль–соль)

6. ОдО. Критериальное оценивание.

Рефлексия «В чём я испытывал трудности на уроке….»


7. Домашнее задание: упр. 220(п)

Урок № 35 (_______)

Тема урока: Непроизносимые согласные

SMART цель:

  • учащиеся знают особенности правописания непроизносимых согласных в слове;

  • понимают, как проверить наличие непроизносимого согласного в корне;

  • умеют подбирать однокоренные проверочные слова.

Оборудование к уроку: учебник, ручка, раб. тетрадь, раздаточный материал

Ход урока.

1. Организационный момент.

Позитивный настрой

2. Взаимопроверка домашнего задания: упр. 220(п)

3. Введение в тему:

I. Выписать из текста, записанного на доске, выделенные слова:

До чего ж сегодня день прелестный,

Солнце, будто в праздник, так горит!

Освещает местность и окрестность

И теплом своим сердца бодрит.

Но стоит прекрасная корова -

Смотрят грустные ее глаза.

Значит, ей пастух суровый

"Здравствуйте" сегодня не сказал.

Прелестный, солнце, праздник, местность, окрестность, сердце, грустный, здравствуй.

- Что объединяет эти слова?

- Над какой темой мы сегодня будем работать?

4. Работа с теоретическим материалом.

чес

извес

месс

счас

прелес

ус



Т

ный

ный

ный

ливый

ный

ный


вку

чуде

прекра

опа



СН

ый

ый

ый

ый










NB: Чтобы проверить непроизносимый согласный в слове, нужно изменить слово или подобрать такое однокоренное слово, в котором согласный произносится отчётливо.

5. Работа в группах. Упражнения на закрепление:

Задание №1. Сопоставить по смыслу имена прилагательные и существительные. Выписать получившиеся словосочетания в тетрадь.

звёз..ный

влас..ный

опас..ный

счас..ливый

вкус..ный

радос..ный

чудес..ный

поз..ний

интерес..ный

извес..ный

пирог

поворот

вечер

возглас

писатель

денёк

небосклон

рассказ

случай

голос

Упр. 224(п) Переписать, вставляя пропущенные буквы.


Упр. 225(п) Выписать из текста слова с непроизносимым согласным.


Упр. 227(п). Подобрать к существительным однокоренные прилагательные.

Составить с ними предложения.

Задание №2. Списать. Подобрать проверочное слово и определить, есть ли в слове непроизносимый согласный.

Влас.ный, вкус.ный, жалос.ный, извес.ный, запас.ный, опас.ный, отвес.ный, мес.ный, счас.ливый, чес.ный, гиган.ский, радос.ный.

6. ОдО. Взаимооценивание.

Рефлексия «Я понял…»

«Над чем мне надо поработать…»


7. Домашнее задание: упр. 229(п)

















































Урок № 36 (_______)

Тема урока: Изложение «Подвиг сержанта милиции»

SMART цель:

  • учащиеся умеют воспроизводить текст близко к оригиналу, сохраняя композицию его и синтаксис;

  • знают орфограмму «непроизносимые согласные»;

  • умеют применять орфографические навыки на письме.

Оборудование к уроку: учебник, ручка, тетрадь для контр. работ

Ход урока.

1. Организационный момент.

Позитивный настрой

2. Оформление работы в тетрадях для контрольных работ.

3. Первоначальное знакомство с текстом.

Упр. 225(у)

3. Словарная работа:

Ненастный, гигантский, лестница, присвистнуть, почувствовал


4. Составление плана:

План.

1.Дежурство в ненастный день.

2. Небывалая скорость тяжеловесного состава

3. Поиски тормозной площадки

а) первая неудачная попытка

б) вторая неудачная попытка

в) подсказка помощника машиниста

г) снижение скорости

4. Правительственная награда


5. Пересказ по плану.


6. Написание изложения на черновиках. Корректировка текста.


7. Переписывание в тетрадь для контрольных работ.


8. Сбор работ. Проверка. Выставление оценок.



Всего уч-ся

«5»

«4»

«3»

«2»

% усп-ти

% кач-ва
























Урок № 37 (_______)

Тема урока: Твёрдые и мягкие согласные

SMART цель:

  • учащиеся знают, чем отличаются твёрдые и мягкие согласные;

  • понимают, как правильно изобразить в транскрипции твёрдые и мягкие согласные;

  • умеют определять сильную и слабую позиции согласного звука в словах.

Оборудование к уроку: учебник, ручка, раб. тетрадь, раздаточный материал

Ход урока.

1. Организационный момент.

Позитивный настрой

2. Введение в тему:

Отгадайте загадки. Запишите отгадки в транскрипции.

1) То я в клетку, то в линейку,                     2) Среди бахчи — зелёные мячи.

Написать по ним сумей-ка.                          Налетела детвора.

Можешь и нарисовать.                                 От мячей одна кора.

Что такое я?        (Тетрадь) (Арбуз)

 3) Красный нос в землю врос.                     4) В два ряда дома стоят.

А зелёный хвост наружу.                               Десять, двадцать, сто подряд.

(Морковь)             Скверы, театры, парки вокруг.

Как это место люди зовут?

5) Чёрный Ивашка,  (Город)

Деревянная рубашка.

Где носом поведёт, 

Там заметку кладёт. (Карандаш)

-Записать отгадки в транскрипции.

-В каких словах все согласные твёрдые?

-В каких словах есть согласные мягкие?

- Как вы думаете, над чем мы будем сегодня работать?


4. Работа с новым материалом.

Большинство согласных звуков образует пары по мягкости – твёрдости:

[б]-

[б’]

[л]-

[л’]

[т]-

[т’]

[в]-

[в’]

[м]-

[м’]

[ф]-

[ф’]

[г]-

[г’]

[н]-

[н’]

[х]-

[х’]

[д]-

[д’]

[п]-

[п’]

[з]-

[з’]

[р]-

[р’]

[к]-

[к’]

[с]-

[с’]

Некоторые согласные являются только твердыми или только мягкими. Они не образуют пар по твердости / мягкости:

Только твердые согласные: [ж], [ш], [ц]. 

Только мягкие согласные: [й’], [ч’], [щ’].  

Мягкость обозначается с помощью Ь и гласных Е, Ё, Ю, Я


5. Работа в группах. Упражнения на закрепление:

Упр. 234(п) Образовать пары слов, которые различаются твёрдыми и мягкими согласными.

Рад-ряд, мол-моль, сад-сядь, вол-вёл, ров-рёв, нос-нёс, лук-люк, лак-лик, удар-ударь, бить-быт, мел-мыл, ныть-нить.


Упр. 235 (п) Выписать 4 слова с мягкими согласными, 4 слова с твёрдыми согласными

С мягкими: детства, кузнечиков, ветви, спелого

С твёрдыми: родом, слушал, груза, омыты


Задание №3.

Запишите предложения, твёрдые согласные подчеркните одной чертой.

1. Кто храбро врага бьёт, о том слава не умрёт.

2. Умей отличать съедобные грибы от ядовитых.

3. Дружба объединяет людей в одну крепкую семью.

4. От мороза листья на деревьях съёжились.


Задание №4.

Списать текст. Подчеркнуть мягкие согласные в словах двумя чертами.

Осень. Как хорош лес на заре ранней осенью! Ещё тепло, но уже вьётся в воздухе тонкая паутина. Всюду ещё звучат птичьи голоса. И весь лес объят какой-то задумчивостью, как человек перед отъездом в дальний путь. Земля ещё пьёт росу, деревья ловят свет и тепло, но скоро мороз и снег станут хозяйничать в лесу. Листья съёжатся, опадут. Заблестит серебро на сучьях, узоры следов пересекут снежный ковёр, и ветер запоёт свои песни.

(И. Храпченко)


6. Орфоэпическая минутка.

Конкурс на лучшее проговаривание скороговорки:

Два щенка, щека к щеке, Тише, тише, тише, тише,

Щиплют щётку в уголке. Шелестят на крыше мыши.


7. ОдО. Взаимооценивание.

Рефлексия «Я оцениваю свою работу оценкой…, потому что…»

8. Домашнее задание: Упр. 231(п)

































Урок № 38 (_______)

Тема урока: Ударные и безударные гласные в корне слова.

SMART цель:

  • учащиеся знают правило проверки безударных гласных в корне слова;

  • понимают, как определяется сильная и слабая позиция звука в слове;

  • умеют применять правила проверки безударных гласных в корне слова.

Оборудование к уроку: учебник, ручка, раб. тетрадь, раздаточный материал

Ход урока.

1. Организационный момент.

Позитивный настрой

Прозвенел звонок, начинается урок русского языка. Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы. Глубоко вздохните и выдохните. Выдохните обиды, злость, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть осеннего  утра, тепло солнечных лучей. Я желаю вам хорошего настроения, бережного  и отзывчивого отношения друг другу. 

2. Введение в тему:

Записать стихотворение:
Л..са вд..ли в..днее,
С..нее н..б..са.
Заметней и ч..рнее
На пашне п..л..са.
- Какие буквы вы вставили?                   
- В чём особенность этих букв?   ( пишутся не так как слышатся)

- Определите тему нашего урока?                        

Безударных гласных пять

Тех, что надо проверять

Вы запомните, друзья,

Буквы А, О, Е, И, Я!

3. Работа с теорией.

Чтение правила на стр. 108.

Правила проверки безударной гласной в корне слова:

1. изменить слово так, что звук оказался под ударением: голова-головы

2. подобрать однокоренное слово: роскошный-роскошь

3. подобрать сложносокращённое слово: корабль-линкор

4. определить значение слова: посидеть-сидя

5. непроверяемые гласные в словах нужно запомнить: верблюд


4. Работа в группах. Упражнения на закрепление.

Задание №1.

Подберите однокоренные проверочные слова к данным ниже словам. Поставьте ударение в проверочных словах. Например: проредить (всходы) – редкий.

Зак..лить (характер); раск..лоть (полено); прим..рить (друзей); прим..рять (костюм); выч..стить (одежду); зач..стили (дожди).

Задание №2.

Подберите к данным словам родственные, однокоренные слова. Обозначьте в этих словах корни. Подчеркните безударную гласную в корнях.

Зав..дить (собаку), сл..зать (с дерева), сл..зать (языком), изб..гать (встреч), вын..сить (мусор), н..сатый (зверь), обв..дить (карандашом). 

Задание №3.

Подберите к данным словам родственные, однокоренные слова. Обозначьте в этих словах корни. Подчеркните безударную гласную в корнях.

Выст..вка-…, уч..теля -… ,согласиться- ……, изм..нение- ……., продв…гаться-… , прод..лжительный-….., увл..кательный-….., держаться-….., зап…вать-….., зап…вать-…, з..ма-…., сн..жинка-…., х..лодный-…. .



Задание №4.

Подберите однокоренные проверочные слова к данным ниже словам. Поставьте ударение в проверочных словах. Составьте с ними словосочетания

1. Ч..нить, к..сить, в..лить, п..лить, к..пить, н..сить, зах..дить, захв..тить, в..дить, г..сить, в..рить, д..рить, к..тить, м..нить, д..лить. 


Упр.243(п). Списать. вставить пропущенные буквы. Подобрать проверочные слова.

Тиш..на. Но вот тихо ш..лестит упавший с дер..ва лист. До бл..жайшего леса идти ещё вёрст пять. Первый луч солнца проб..жал по в..рхушкам д..ревьев. Чёрный дым расп..лзался по небу. Т..жело и гулко ударил где-то колокол и затих. В..лнистый след ещё долго т..нулся за пароходом.


5. Минутка релаксации.

Любите ли вы лето? Закройте глаза, сядьте поудобнее и пофантазируйте вместе со мной и С.Я. Маршаком.

Итак, на улице лето. Почувствуйте тепло. Вспомните, как здорово просыпаться утром и знать, что у тебя столько свободного времени, которое ты можешь потратить на что-то с удовольствием. Днём становится жарко. Друзья зовут кататься на велосипеде. И правда, не сидеть же дома. Приятно прокатиться с ветерком. Вы едете в парк, там прохладней в тени деревьев, да и бабушки с внучатами почти разошлись по домам на время обеда. Можно устроить велогонки на опустевших дорожках. И вдруг…

По дорожке “стук” да “стук” – 
Едет крашеный сундук.
Старичок его везёт,
На всю улицу орёт:
“Отличное! Земляничное!
Прекрасное! Ананасное! Мороженое!”

-Вы любите мороженое? Если да, откройте глаза.

- Вспомните или придумайте сорта мороженого и варений, которые можно добавлять к мороженому, улучшая его вкус, делая его каждый раз новым. Используйте прилагательные с выученными сегодня сочетаниями букв. Начните с услышанных в стихотворении Маршака: отличное, земляничное, (сливочное, клубничное, черничное, ежевичное, яблочное).



6. ОдО. Взаимооценивание.

Рефлексия. «Светофор»

зелёный – если все было понятно на уроке,  и вы легко выполнили все задания.
жёлтый  – если необходимо ещё поработать над данной темой.
красный – если вам необходима помощь учителя и одноклассников.


7. Домашнее задание: Упр. 240 (п)














Урок № 39 (_______)

Тема урока: Ударные и безударные гласные в корне слова.

SMART цель:

  • учащиеся знают правило проверки безударных гласных в корне слова;

  • понимают, как соотносить предложение с его характеристикой;

  • умеют списывать текст, соблюдая орфографические правила и правила пунктуации.

Оборудование к уроку: учебник, ручка, раб. тетрадь, раздаточный материал

Ход урока.

1. Организационный момент.

Позитивный настрой

2.Взаимопроверка домашнего задания. Упр 240 (п).


3. Работа в группах.

Цифровой диктант.

К каждому предложению подобрать его характеристику.

1. «Сегодня все уроки по расписанию», -предупредила учительница.

2. «Козлятушки, ребятушки, отопритесь, отворитесь»,- запел волк тоненьким голоском.

3. Цвет озера особенно хорош осенью, когда на горную воду слетают жёлтые и красные

листья берёз и осин.

4. Я иду узенькой тропинкой по склону, и в ушах у меня звучит мелодия.

5. Ты цвети красой, степь привольная, пока нет ещё лета знойного.

6. На уроке географии мы знакомились с материками: Америкой, Африкой, Австралией,

Антарктидой, Евразией.

7. Природа Казахстана прекрасна и зимой, и летом, и весной, и осенью.


А- Сложносочинённое предложение

Б- Сложноподчинённое предложение

В- Простое предложение с однородными членами.

Г- Предложение с обобщающим словом при однородных членах.

Д- Предложение с прямой речью.

Е- Предложение с обращением.

Ж- Предложение с прямой речью и обращением.



4. Работа в группах.

Упр. 246(п). Определить значение слов путём подбора однокоренного слова. Вставить

пропущенные буквы.

РазрЯдить ружьё (заряд)- разрЕдить морковь (редко); посИдеть на тарве (сидя)- посЕдеть от горя (сед);. спИши упражнение (пишет) – спЕши в школу (спешка); стАрожил нашего города (старый)- сторОжил ферму (сторож); посвЯтить стихи (свято)-посвЕтить фонарём (свет); и т.д.


Упр. 247(п) Контрольное списывание.

Российская государственная библиотека.

Одно из наиболее красивых зданий в Москве- Российская государственная библиотека. Она находится в самом центре Москвы, недалеко от Кремля и старого здания Московского государственного университета имени Ломоносова.

Библиотека была основана в 1862году и вначале помещалась в здании Румянцевского музея. Библиотека носила имя Румянцева, так как большая часть книг и рукописей была собрана самим графом. Эта библиотека стала очень популярной в России. Великие русские учёные, политические деятели приходили сюда работать.

В 1930году для расширения библиотеки было построено новое здание. Сейчас в ней хранится более 24 миллионов печатных изданий на 185 языках мира. Книги размещены в огромном 18-этажном книгохранилище.

Книги, которые пользуются у читателей большим спросом, находятся в специальных помещениях и выдаются в течение нескольких минут. Читатели могут сами подходить к полкам и выбирать нужную литературу. За день библиотеку посещает около 6 тысяч 600человек, которым выдаётся до 30 тысяч книг.


5. Взаимопроверка в группах.


6. ОдО. Взаимооценивание.

Рефлексия «Я сегодня поработал на оценку .., потому что…»


7. Домашнее задание: упр. 248(п)

















































Урок № 40 (_______)

Тема урока: Двойная роль букв Е,Ё,Ю,Я

SMART цель:

  • учащиеся знают о двойной роли букв Е,Ё,Ю,Я;

  • понимают, чем различается звуковое значение этих букв в разных фонетических позициях;

  • умеют транскрибировать слова с буквами Е,Ё,Ю,Я

Оборудование к уроку: учебник, ручка, раб. тетрадь, раздаточный материал

Ход урока.

1. Организационный момент.

Позитивный настрой

2.Взаимопроверка домашнего задания. Упр. 248 (п).


3. Введение в тему:

- Чем отличаются буквы от звуков?

- Какие звуки существуют в русском языке? ( Гласные и согласные.)

- Сколько всего гласных букв?(10)

- Сколько всего гласных звуков? (6)

- Почему так происходит: гласных букв 10, а звуков - 6?

- А всегда ли количество букв в слове совпадает с количеством звуков?



4. Задание №1. 

Определите, о чём идёт речь. В данных словах определить количество букв и звуков.

А) Что больше всего на свете любит медведь? (мёд)

Б) В каких словах встречается буква-колючка Ё? (ёж, ёрш, ёлка)

В) Отгадайте имя девочки по первым звукам слов: ябеда, напёрсток, аквариум. (Яна)

Г) Куда осенью улетают птицы? (на юг)

Д) Что говорит мама, когда тебя кормит? (ешь).

5. Работа с новым материалом. Исследовательская работа.

А) Записываем слова и транскрибируем их.

Мера[м`эра], полёт[пал`от], клюв [кл`уф], сяду [с`аду]

-Проследите и скажите, где стоят буквы Е,Ё,Ю,Я ( после согласных)

-Сколько звуков они обозначают?(1)

-После каких согласных они стоят? (После мягких)

Подведём итог: буквы Е,Ё,Ю.Я обозначают 1 звук. когда стоят после мягких согласных



Б) Записываем слова и транскрибируем их.

Ем [й`эм], ёлка [й`олка ], юг [й`ук ], ясный [й`асный` ]

-Где стоят в словах этого столбика буквы Е,Ё,Ю,Я (В начале слова)

-Сколько звуков они обозначают? (2)

-Какие звуки? (ЙА,ЙО,ЙЭ,ЙУ)

Подведём итог: если буквы Е,Ё,Ю,Я стоят в начале слова , то обозначают 2 звука.



В) Записываем слова и транскрибируем их.

Боец [бай`эц ], приём [пр`ий`ом ], каюта [ кай`ута ],, стоят [стай`ат ]

-Где стоят в словах этого столбика буквы Е,Ё,Ю,Я? (После гласной )

-Сколько звуков обозначают? (2)

Подведём итог: если буквы Е,Ё,Ю,Я стоят после гласной , то обозначают 2 звука.



Г) Записываем слова и транскрибируем их.

Отъезд [атй`эст ], съёмка [сй`омка ], вьюга [в `й`уга ], обезьяна [аб`из`й`ана ]

-Где стоят в словах этого столбика буквы Е,Ё,Ю,Я ( После Ъ или Ь знаков)

-Сколько звуков они обозначают? (2)

-Подведём итог: если буквы Е,Ё,Ю,Я стоят после Ь или Ъ знака , то они обозначают 2 звука.

Д) Таблица "Двойная роль букв Е,Ё,Ю,Я"

Обозначает 1 звук

Обозначает 2 звука

После мягких согласных (люк)

В начале слова (яма)

После гласных(баян)

После Ъ и Ь(съел, вьюга)



6. Работа в группах.

Задание №1.

Отгадайте загадки, а отгадки запишите в И.п. ед.ч. в столбик. Сделайте фонетический разбор слов.

1.Распустила алый хвост,

Улетела в стаю звезд.

Наш народ построил эту

Межпланетную …  (ракету)

2. Ясными ночками

Гуляет мама с дочками.

Дочкам не твердит она:

«Спать ложитесь, поздно!»

Потому что мать – луна,

А дочурки - …      (звёзды)

3. Что же это за девица:

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год. (ёлка)

4. Если б не было его,

Не сказал бы ничего.   (язык)






Задание №2.

Выборочный диктант. 

Выписать слова с буквами Е,Ё,Ю,Я

Один раз я пош…л на ёлку в парк Сокольники. В парке стояли сделанные из снега большие фигуры: красивые кони, ужас…ные драконы. Мне это было очень интерес …но, потому что я умею лепить. Я оторват…ся не мог от этой снежной красоты и не заметил, что ушёл д…леко от людей и заблудился.

Я долго б…жал по парку, начал уставать, тревожит…ся. Вдруг из-за кр..вой сосны на тр…пу выскочил медведь. Я схватил л…дышку, что лежала рядом, и метнул в него. Медведь остановился, обернулся. И вдруг человеческим голосом сказал, чтобы я перестал хулиганить. Это был артист, который выступал в парке на праз…нике.

( В. Драгунский)

Задание №3.

Выпишите в 1 столбик слова, в которых буквы обозначают один звук, во второй- два звука, в третий- где есть оба варианта обозначения.

Юг, ясень, вяз, берёза, рябина, каюта, земля, ягода, ёрш, юнга, клюква, клёв, тюль, семья, ястреб, енот, яхта. вьюн, ювелир.



Задание №4.

Выпишите слова, в которых гласные Е,Ё,Ю,Я, обозначают два звука.

На высокой ёлке ещё лежит снег. А чёрная ворона уже сделала себе уютное гнездо. Первой во всем лесу птица снесла яйцо. Ворона не оставляет своего гнезда даже на минуту. Она боится, чтобы гнездо не застыло.



7. ОдО. Взаимооценивание.

Рефлексия «Я успешно освоил тему….»

«Мне нужно разобраться ещё в …»

«Тема оказалась сложной для понимания…»

8 . Домашнее задание. упр. 250 (п)








Урок № 41 (_______)

Тема урока: Фонетический разбор слова

SMART цель:

  • учащиеся знают порядок фонетического разбора слова;

  • понимают, какие фонетические особенности гласных и согласных звуков необходимы для характеристики звука;

  • умеют выполнять фонетический разбор слова.

Оборудование к уроку: учебник, ручка, раб. тетрадь, раздаточный материал

Ход урока.

1. Организационный момент.

Позитивный настрой

2.Взаимопроверка домашнего задания. Упр. 250(п).

3. Тематический диктант:

1. Как называется наука, которая изучает звуки?

2. На какие две группы делятся все звуки речи?

3. Сколько букв в русском алфавите?

4. Сколько гласных букв в алфавите?

5. Сколько согласных букв в алфавите?

6. Сколько гласных звуков?

7. Сколько согласных звуков?

8. Какие гласные могут обозначать двойной звук?

9. Какие согласные не имеют твёрдой пары?

10. Какие согласные не имеют мягкой пары?

11. Из чего состоят звонкие согласные?

12. Из чего состоят глухие согласные?

13. Приведите пример слова, в котором все согласные только твёрдые.

14. Приведите пример слова, в котором все согласные только мягкие.

15. Приведите пример слова с непроизносимым согласным.


4. Работа с теоретическим материалом.

Разбор образца фонетического разбора (стр. 115)

морковь – 2 слога, второй слог ударный.

м [м] - согл., зв., тв.

о [а] - гласн., безударн.

р [р] - согл., зв., тв.

к [к] - согл., , глух., тв.

о [о] – гласн., ударн.

в [ф'] – согл., глух., мягк.

ь [ - ] ___________________________________

7 букв, 6 звуков.


5. Упражнения на закрепление:

Упр. 258 (п) Фонетический разбор слов: коньки, ягода, ежевика, юрта, ёжик, сердце,

праздник, конь, ночь, дочь.


Упр. 259(у) Подумать, какие ошибки допустил Коля Ошибкин , подбирая для

проверки слова.Докажите, что эти слова не являются однокоренными.


6. ОдО. Взаимооценивание.

Рефлексия «Мне было (не)сложно выполнять фонетический разбор, потому что…»


7. Домашнее задание: упр. 253 (п) Фонетический разбор слов: золотая, осенний





Урок № 42 (_______)

Тема урока: Роль ударения в слове.

SMART цель:

  • учащиеся знают орфоэпические нормы произношения слов;

  • понимают, как может меняться значение слова в зависимости от ударения;

  • умеют применять полученные знания на практике путём выполнения разноуровневых заданий;

Оборудование к уроку: учебник, ручка, раб. тетрадь, раздаточный материал

Ход урока.

1. Организационный момент.

Подарите улыбки друг другу. Улыбнитесь друг другу, себе. Приятного вам учебного дня!

2.Взаимопроверка домашнего задания. Упр. 253(п).

Фонетический разбор слов: золотая, осенний

3. Мозговой штурм

1.Раздел науки о языке, изучающий звуки…

2.Звуки речи делятся на…

3.Гласные бывают…

4.Буквы, которые не обозначают звуков…

5.Последняя буква в слове ЗУБ обозначает звук…

6.Сколько букв и звуков в слове ЕЛЬ?

7.Верно ли, что в слове ДОМОЙ все согласные звонкие?

8.Какими звуками различаются слова МАЛ и МЕЛ?

9.Верно ли, что в слове ТЕНЬ 4 звука?

10.Какой звук обозначает буква –Т- в слове ОТБОР?

11.В слове ПОЁТ звуков больше,чем букв?

12.В слове ЛАВКА какой звук обозначен буквой –В-?

13.В слове БЛЮДО какой звук обозначен буквой –Ю-?

14.В слове ЯБЛОКО сколько мягких согласных?

15.Сколько звонких согласных в слове ЯБЛОКО?

16.Сколько звонких согласных в слове ЗВЕРЬ?

17.Верно ли,что в слове ЧЕСТНЫЕ количество букв и звуков совпадает?

18.Сколько глухих согласных в слове ЛУНОХОД?

19. В слове ЁЖ сколько звуков?

20.Если прочитать звуки слова ДОГ наоборот, получится…


4. Фонетическая разминка. Загадки.

Я травянистое растение

С цветком сиреневого цвета,

Но переставьте ударение,

И превращаюсь я в конфету.

(Ирис-ирИс)


Я - сборник карт:

От ударенья

Зависят два моих значенья,

Хочу- преображусь в названье

Летящей шелковистой ткани я.

(Атлас –атлАс)


Мы- для пильщиков подставка,

Мы- для кучера сиденье.

Нам другое ударенье!

Осторожней будьте с нами:

Можем забодать рогами.

(козлы-козлы)

-Чем отличаются слова?

-Что такое ударение?

-Сформулируйте тему урока, цель.


5. Ударение в русском языке. (сказка)

Собрались однажды слова на совет, стали говорить, какие они все полезные и значимые. Без слов не обойдётся ни один человек. Но забыли слова пригласить на свой совет Ударение. И оно очень обиделось. Когда слова стали выступать, вдруг выскочило откуда-то Ударение и закричало: « Что вы без меня значите? Если захочу, возьму и изменю значение части из вас!».

Слова, конечно, не поверили. Вышел вперёд ЗамОк и сказал: «Я тебя не боюсь, я такой сильный и тяжёлый, что справлюсь с каким-то Ударением. Ведь Ударение- это просто чёрточка!». Ударение рассердилось и вдруг перепрыгнуло с последнего слога на первый, и исчез ЗАМ О К, а перед взором других слов предстал ЗАмок. Слова зашумели. Тогда вышли вперёд БелкИ и сказали: «Мы самые главные компоненты любого живого организма, уж с нами-то Ударение ничего не сделает». Ударение хитро улыбнулось и передвинулось на другой слог: все увидели, что перед ними живые грациозные Белки. Слова стали возмущаться, стыдить Ударение. А оно продолжало доказывать свою значимость. Запрыгало Ударение по словам, и вот уже вместо Атлас получился атлАс, вместо кАпель-капЕль, вместо дорОга- дорогА, городА- гОрода И сколько ещё таких слов облюбовало на своём пути Ударение! Видят слова- дело плохо- не обойтись им без Ударения! Отвели ему одно из почётных мест на своём собрании и с тех пор стали относиться к Ударению с большим уважением.

Ударение подобно биению сердца: мы не вспоминаем о нём, пока кто-то не исказит слово.

Как сказать правильно: дЕньгами или деньгАми (богат)?Раньше ударение в этом слове было на первом слоге, потом подвинулось на конечный. В словаре Д.Н.Ушакова находим, что в этом слове двоякое ударение (ударение на первый слог считается устаревшим ).

6. Фонетическая разминка. Скороговорка.

Вёз корабль карамель, наскочил корабль на мель. И матросы две недели карамель на мели ели.


7. Работа в группах. Упражнения на закрепление.

Упр. 267 (п) Списать. Вставить пропущенные слова.


Упр. 263(п) Составить предложения с данными словами.


Упр. 266(п). Составить предложения с данными словами


Упр. 268 (п) Списать. Расставить ударение в словах.

8. ОдО. Взаимооценивание.

Рефлексия «Градус успешности»

100* -тему усвоил отлично

50* -остались вопросы

10*- ничего на уроке не понял


9. Домашнее задание: упр. 268 (п). Фонетический разбор слов: пенёчка, листья, день









Урок № 43 (_______)

Тема урока: Тестирование.

SMART цель:

  • учащиеся знают основные понятия, связанные с наукой фонетикой;

  • понимают, как применять теоретические сведения в тестовых заданиях;

  • умеют работать с тестами

Оборудование к уроку: учебник, тетрадь для контр. работ, ручка, карандаш

Ход урока.

1. Орг. момент.

Позитивный настрой

Знакомство с ходом работы. Оформление работы в тетрадях.

2. Индивидуальная работа с тестами по теме "Фонетика"

1. Фонетика изучает.

а) состав слова, б) части речи, с) звуки речи, д) словарный состав языка

2. Найдите слово, в котором все согласные звуки глухие

А) доклад Б) докладчик В) каток Г) мышей

3. Найдите слово, в котором буква «е» обозначает один звук

А) речной Б) еловый В) пьеса Г) съезд

4. Найдите слово, где буква «ё» обозначает два звука

А)жёлудь Б) печёт В) пьёт Г) перевёл

5. Найдите слово, в котором звуков больше, чем букв

А) клочья Б) местный В) полиция Г) святой

6. Найдите слово, где количество букв равно количеству звуков

А) лестный Б) книга В) заяц Г) рожь

7. Найдите слово, где все согласные звуки – звонкие

А) майка Б) свеча В) заговор Г) каток

8. Найдите слово, в котором все согласные звуки – мягкие

А)щавель Б) зелёный В) лыжи Г) шинель

9. Укажи всегда твёрдый звук

А) ч, Б) ш, В) ц, Г) в,

10. Укажи всегда мягкий звук.

А) ч, Б) ж, В) щ Г) с,

11. Найдите согласные, не имеющие твёрдой пары

А) ф Б) т В) ч Г) в

12. Какие согласные звонкие звуки не имеют пары?

А) б,п,в,ф; Б) л,м,н,р; В) л,м,н,р,й; Г) з,б,д,в;

13. Укажи слово, в котором все согласные звуки твердые.

А) адрес Б) ателье В) щука Г) баян,

14. В русском языке букв

А)30, Б)31, В)32, Г)33,

15. В русском языке звуков

А) 40, Б) 41, В) 42, Г) 43,

16. Найдите слово, в котором букв больше, чем звуков

А) разлил Б) листья В) ярко Г) радостный

17. Укажи строку, где в двух словах буква Е обозначает два звука.

А) уехать, ледник, Б) поездка, шептать, В) ельник, подъехать, Г) едкий, мех,

18. Укажи слова, в которых буква Ю выполняет одинаковую функцию.

А) юность, любовь, Б) юбилей, мюзикл, В) юг, каюта, Г) юмор, плюшка,

19. Сделайте фонетический разбор слов:

1 вариант: юрта 2 вариант: юбка

20. В каком слове есть буква, которая не обозначает звук?

А) лицо, Б) дни, В) тень, Г) волна,

3. Самопроверка.

4. Сбор работ. Проверка

5. Выставление оценок


Всего уч-ся

«5»

«4»

«3»

«2»

% усп-ти

% кач-ва












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Автор: Калантыренко Наталья Владимировна

Дата: 23.03.2016

Номер свидетельства: 309091


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства