Разработка серии последовательных уроков русского языка в 5 классе по разделу "Фонетика"
Разработка серии последовательных уроков русского языка в 5 классе по разделу "Фонетика"
Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию разработку серии последовательных уроков русского языка в 5 классе по разделу "Фонетика". В серию входят 11 уроков, в том числе изложение и контрольное тестирование. Уроки разработаны в соответствии с требованиями 7 модулей. Приоритетной формой обучения является групповая работа. Подробно расписаны индивидуальные задания для каждого члена группы, рефлексия и смарт-цели.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Тема урока: Обозначение звонких и глухих согласных на письме.
SMART цель:
учащиеся знают алфавит;
понимают, чем различаются согласные и гласные звуки,
умеют отличать звонкие и глухие согласные; определять звуковой и буквенный состав слов.
Оборудование к уроку: учебник, ручка, раб. тетрадь, раздаточный материал
Ход урока.
1. Организационный момент.
Позитивный настрой
2. «Диктант для одного солиста»
В чащ.. леса слыш..тся разные звуки: стук дятла, свист сол..в..я.
Задание: определить гласные и согласные звуки.
3. Введение в тему:
Шыл-пыл у папужги зереньгий гослиг.
- Какие согласные претерпели изменения при письме? Исправить.
- К чему же приводит подмена звонкого глухим, а глухого звонким?
4. Работа с теорией в группах.
- Рассмотрите внимательно таблицу. В ней зашифровано правило, касающееся звонких и глухих согласных.
Кто сможет разгадать его?
б-п г-к д-т
в-ф з-с ж-ш
л м н р й
ч щ ш ц х
Парные по звонкости-глухости
Всегда звонкие (сонорные)
Всегда глухие
Звонкие из шума и голоса
состоят
Глухие из шума
NB:чтобы не ошибиться в написании согласной в корне слова, нужно изменить слово или подобрать такое однокоренное слово, в котором после проверяемого согласного стоит гласный звук.
NB: Чтобы проверить непроизносимый согласный в слове, нужно изменить слово или подобрать такое однокоренное слово, в котором согласный произносится отчётливо.
5. Работа в группах. Упражнения на закрепление:
Задание №1. Сопоставить по смыслу имена прилагательные и существительные. Выписать получившиеся словосочетания в тетрадь.
Упр. 235 (п) Выписать 4 слова с мягкими согласными, 4 слова с твёрдыми согласными
С мягкими: детства, кузнечиков, ветви, спелого
С твёрдыми: родом, слушал, груза, омыты
Задание №3.
Запишите предложения, твёрдые согласные подчеркните одной чертой.
1. Кто храбро врага бьёт, о том слава не умрёт.
2. Умей отличать съедобные грибы от ядовитых.
3. Дружба объединяет людей в одну крепкую семью.
4. От мороза листья на деревьях съёжились.
Задание №4.
Списать текст. Подчеркнуть мягкие согласные в словах двумя чертами.
Осень. Как хорош лес на заре ранней осенью! Ещё тепло, но уже вьётся в воздухе тонкая паутина. Всюду ещё звучат птичьи голоса. И весь лес объят какой-то задумчивостью, как человек перед отъездом в дальний путь. Земля ещё пьёт росу, деревья ловят свет и тепло, но скоро мороз и снег станут хозяйничать в лесу. Листья съёжатся, опадут. Заблестит серебро на сучьях, узоры следов пересекут снежный ковёр, и ветер запоёт свои песни.
(И. Храпченко)
6. Орфоэпическая минутка.
Конкурс на лучшее проговаривание скороговорки:
Два щенка, щека к щеке, Тише, тише, тише, тише,
Щиплют щётку в уголке. Шелестят на крыше мыши.
7. ОдО. Взаимооценивание.
Рефлексия «Я оцениваю свою работу оценкой…, потому что…»
8. Домашнее задание: Упр. 231(п)
Урок № 38 (_______)
Тема урока: Ударные и безударные гласные в корне слова.
SMART цель:
учащиеся знают правило проверки безударных гласных в корне слова;
понимают, как определяется сильная и слабая позиция звука в слове;
умеют применять правила проверки безударных гласных в корне слова.
Оборудование к уроку: учебник, ручка, раб. тетрадь, раздаточный материал
Ход урока.
1. Организационный момент.
Позитивный настрой
Прозвенел звонок, начинается урок русского языка. Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы. Глубоко вздохните и выдохните. Выдохните обиды, злость, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть осеннего утра, тепло солнечных лучей. Я желаю вам хорошего настроения, бережного и отзывчивого отношения друг другу.
2. Введение в тему:
Записать стихотворение: Л..са вд..ли в..днее, С..нее н..б..са. Заметней и ч..рнее На пашне п..л..са. - Какие буквы вы вставили? - В чём особенность этих букв? ( пишутся не так как слышатся)
- Определите тему нашего урока?
Безударных гласных пять
Тех, что надо проверять
Вы запомните, друзья,
Буквы А, О, Е, И, Я!
3. Работа с теорией.
Чтение правила на стр. 108.
Правила проверки безударной гласной в корне слова:
1. изменить слово так, что звук оказался под ударением: голова-головы
Тиш..на. Но вот тихо ш..лестит упавший с дер..ва лист. До бл..жайшего леса идти ещё вёрст пять. Первый луч солнца проб..жал по в..рхушкам д..ревьев. Чёрный дым расп..лзался по небу. Т..жело и гулко ударил где-то колокол и затих. В..лнистый след ещё долго т..нулся за пароходом.
5. Минутка релаксации.
Любите ли вы лето? Закройте глаза, сядьте поудобнее и пофантазируйте вместе со мной и С.Я. Маршаком.
Итак, на улице лето. Почувствуйте тепло. Вспомните, как здорово просыпаться утром и знать, что у тебя столько свободного времени, которое ты можешь потратить на что-то с удовольствием. Днём становится жарко. Друзья зовут кататься на велосипеде. И правда, не сидеть же дома. Приятно прокатиться с ветерком. Вы едете в парк, там прохладней в тени деревьев, да и бабушки с внучатами почти разошлись по домам на время обеда. Можно устроить велогонки на опустевших дорожках. И вдруг…
По дорожке “стук” да “стук” – Едет крашеный сундук. Старичок его везёт, На всю улицу орёт: “Отличное! Земляничное! Прекрасное! Ананасное! Мороженое!”
-Вы любите мороженое? Если да, откройте глаза.
- Вспомните или придумайте сорта мороженого и варений, которые можно добавлять к мороженому, улучшая его вкус, делая его каждый раз новым. Используйте прилагательные с выученными сегодня сочетаниями букв. Начните с услышанных в стихотворении Маршака: отличное, земляничное, (сливочное, клубничное, черничное, ежевичное, яблочное).
6. ОдО. Взаимооценивание.
Рефлексия. «Светофор»
зелёный – если все было понятно на уроке, и вы легко выполнили все задания. жёлтый – если необходимо ещё поработать над данной темой. красный – если вам необходима помощь учителя и одноклассников.
7. Домашнее задание: Упр. 240 (п)
Урок № 39 (_______)
Тема урока: Ударные и безударные гласные в корне слова.
SMART цель:
учащиеся знают правило проверки безударных гласных в корне слова;
понимают, как соотносить предложение с его характеристикой;
умеют списывать текст, соблюдая орфографические правила и правила пунктуации.
Оборудование к уроку: учебник, ручка, раб. тетрадь, раздаточный материал
Ход урока.
1. Организационный момент.
Позитивный настрой
2.Взаимопроверка домашнего задания. Упр 240 (п).
3. Работа в группах.
Цифровой диктант.
К каждому предложению подобрать его характеристику.
1. «Сегодня все уроки по расписанию», -предупредила учительница.
3. Цвет озера особенно хорош осенью, когда на горную воду слетают жёлтые и красные
листья берёз и осин.
4. Я иду узенькой тропинкой по склону, и в ушах у меня звучит мелодия.
5. Ты цвети красой, степь привольная, пока нет ещё лета знойного.
6. На уроке географии мы знакомились с материками: Америкой, Африкой, Австралией,
Антарктидой, Евразией.
7. Природа Казахстана прекрасна и зимой, и летом, и весной, и осенью.
А- Сложносочинённое предложение
Б- Сложноподчинённое предложение
В- Простое предложение с однородными членами.
Г- Предложение с обобщающим словом при однородных членах.
Д- Предложение с прямой речью.
Е- Предложение с обращением.
Ж- Предложение с прямой речью и обращением.
4. Работа в группах.
Упр. 246(п). Определить значение слов путём подбора однокоренного слова. Вставить
пропущенные буквы.
РазрЯдить ружьё (заряд)- разрЕдить морковь (редко); посИдеть на тарве (сидя)- посЕдеть от горя (сед);. спИши упражнение (пишет) – спЕши в школу (спешка); стАрожил нашего города (старый)- сторОжил ферму (сторож); посвЯтить стихи (свято)-посвЕтить фонарём (свет); и т.д.
Упр. 247(п) Контрольное списывание.
Российская государственная библиотека.
Одно из наиболее красивых зданий в Москве- Российская государственная библиотека. Она находится в самом центре Москвы, недалеко от Кремля и старого здания Московского государственного университета имени Ломоносова.
Библиотека была основана в 1862году и вначале помещалась в здании Румянцевского музея. Библиотека носила имя Румянцева, так как большая часть книг и рукописей была собрана самим графом. Эта библиотека стала очень популярной в России. Великие русские учёные, политические деятели приходили сюда работать.
В 1930году для расширения библиотеки было построено новое здание. Сейчас в ней хранится более 24 миллионов печатных изданий на 185 языках мира. Книги размещены в огромном 18-этажном книгохранилище.
Книги, которые пользуются у читателей большим спросом, находятся в специальных помещениях и выдаются в течение нескольких минут. Читатели могут сами подходить к полкам и выбирать нужную литературу. За день библиотеку посещает около 6 тысяч 600человек, которым выдаётся до 30 тысяч книг.
5. Взаимопроверка в группах.
6. ОдО. Взаимооценивание.
Рефлексия «Я сегодня поработал на оценку .., потому что…»
7. Домашнее задание: упр. 248(п)
Урок № 40 (_______)
Тема урока: Двойная роль букв Е,Ё,Ю,Я
SMART цель:
учащиеся знают о двойной роли букв Е,Ё,Ю,Я;
понимают, чем различается звуковое значение этих букв в разных фонетических позициях;
умеют транскрибировать слова с буквами Е,Ё,Ю,Я
Оборудование к уроку: учебник, ручка, раб. тетрадь, раздаточный материал
Ход урока.
1. Организационный момент.
Позитивный настрой
2.Взаимопроверка домашнего задания. Упр. 248 (п).
3. Введение в тему:
- Чем отличаются буквы от звуков?
- Какие звуки существуют в русском языке? ( Гласные и согласные.)
- Сколько всего гласных букв?(10)
- Сколько всего гласных звуков? (6)
- Почему так происходит: гласных букв 10, а звуков - 6?
- А всегда ли количество букв в слове совпадает с количеством звуков?
4. Задание №1.
Определите, о чём идёт речь. В данных словах определить количество букв и звуков.
А) Что больше всего на свете любит медведь? (мёд)
Б) В каких словах встречается буква-колючка Ё? (ёж, ёрш, ёлка)
В) Отгадайте имя девочки по первым звукам слов: ябеда, напёрсток, аквариум. (Яна)
Г) Куда осенью улетают птицы? (на юг)
Д) Что говорит мама, когда тебя кормит? (ешь).
5. Работа с новым материалом. Исследовательская работа.
-Где стоят в словах этого столбика буквы Е,Ё,Ю,Я ( После Ъ или Ь знаков)
-Сколько звуков они обозначают? (2)
-Подведём итог: если буквы Е,Ё,Ю,Я стоят после Ь или Ъ знака , то они обозначают 2 звука.
Д) Таблица "Двойная роль букв Е,Ё,Ю,Я"
Обозначает 1 звук
Обозначает 2 звука
После мягких согласных (люк)
В начале слова (яма)
После гласных(баян)
После Ъ и Ь(съел, вьюга)
6. Работа в группах.
Задание №1.
Отгадайте загадки, а отгадки запишите в И.п. ед.ч. в столбик. Сделайте фонетический разбор слов.
1.Распустила алый хвост,
Улетела в стаю звезд.
Наш народ построил эту
Межпланетную … (ракету)
2. Ясными ночками
Гуляет мама с дочками.
Дочкам не твердит она:
«Спать ложитесь, поздно!»
Потому что мать – луна,
А дочурки - … (звёзды)
3. Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год. (ёлка)
4. Если б не было его,
Не сказал бы ничего. (язык)
Задание №2.
Выборочный диктант.
Выписать слова с буквами Е,Ё,Ю,Я
Один раз я пош…л на ёлку в парк Сокольники. В парке стояли сделанные из снега большие фигуры: красивые кони, ужас…ные драконы. Мне это было очень интерес …но, потому что я умею лепить. Я оторват…ся не мог от этой снежной красоты и не заметил, что ушёл д…леко от людей и заблудился.
Я долго б…жал по парку, начал уставать, тревожит…ся. Вдруг из-за кр..вой сосны на тр…пу выскочил медведь. Я схватил л…дышку, что лежала рядом, и метнул в него. Медведь остановился, обернулся. И вдруг человеческим голосом сказал, чтобы я перестал хулиганить. Это был артист, который выступал в парке на праз…нике.
( В. Драгунский)
Задание №3.
Выпишите в 1 столбик слова, в которых буквы обозначают один звук, во второй- два звука, в третий- где есть оба варианта обозначения.
Выпишите слова, в которых гласные Е,Ё,Ю,Я, обозначают два звука.
На высокой ёлке ещё лежит снег. А чёрная ворона уже сделала себе уютное гнездо. Первой во всем лесу птица снесла яйцо. Ворона не оставляет своего гнезда даже на минуту. Она боится, чтобы гнездо не застыло.
7. ОдО. Взаимооценивание.
Рефлексия «Я успешно освоил тему….»
«Мне нужно разобраться ещё в …»
«Тема оказалась сложной для понимания…»
8 . Домашнее задание. упр. 250 (п)
Урок № 41 (_______)
Тема урока: Фонетический разбор слова
SMART цель:
учащиеся знают порядок фонетического разбора слова;
понимают, какие фонетические особенности гласных и согласных звуков необходимы для характеристики звука;
умеют выполнять фонетический разбор слова.
Оборудование к уроку: учебник, ручка, раб. тетрадь, раздаточный материал
Ход урока.
1. Организационный момент.
Позитивный настрой
2.Взаимопроверка домашнего задания. Упр. 250(п).
3. Тематический диктант:
1. Как называется наука, которая изучает звуки?
2. На какие две группы делятся все звуки речи?
3. Сколько букв в русском алфавите?
4. Сколько гласных букв в алфавите?
5. Сколько согласных букв в алфавите?
6. Сколько гласных звуков?
7. Сколько согласных звуков?
8. Какие гласные могут обозначать двойной звук?
9. Какие согласные не имеют твёрдой пары?
10. Какие согласные не имеют мягкой пары?
11. Из чего состоят звонкие согласные?
12. Из чего состоят глухие согласные?
13. Приведите пример слова, в котором все согласные только твёрдые.
14. Приведите пример слова, в котором все согласные только мягкие.
15. Приведите пример слова с непроизносимым согласным.
понимают, как может меняться значение слова в зависимости от ударения;
умеют применять полученные знания на практике путём выполнения разноуровневых заданий;
Оборудование к уроку: учебник, ручка, раб. тетрадь, раздаточный материал
Ход урока.
1. Организационный момент.
Подарите улыбки друг другу. Улыбнитесь друг другу, себе. Приятного вам учебного дня!
2.Взаимопроверка домашнего задания. Упр. 253(п).
Фонетический разбор слов: золотая, осенний
3. Мозговой штурм
1.Раздел науки о языке, изучающий звуки…
2.Звуки речи делятся на…
3.Гласные бывают…
4.Буквы, которые не обозначают звуков…
5.Последняя буква в слове ЗУБ обозначает звук…
6.Сколько букв и звуков в слове ЕЛЬ?
7.Верно ли, что в слове ДОМОЙ все согласные звонкие?
8.Какими звуками различаются слова МАЛ и МЕЛ?
9.Верно ли, что в слове ТЕНЬ 4 звука?
10.Какой звук обозначает буква –Т- в слове ОТБОР?
11.В слове ПОЁТ звуков больше,чем букв?
12.В слове ЛАВКА какой звук обозначен буквой –В-?
13.В слове БЛЮДО какой звук обозначен буквой –Ю-?
14.В слове ЯБЛОКО сколько мягких согласных?
15.Сколько звонких согласных в слове ЯБЛОКО?
16.Сколько звонких согласных в слове ЗВЕРЬ?
17.Верно ли,что в слове ЧЕСТНЫЕ количество букв и звуков совпадает?
18.Сколько глухих согласных в слове ЛУНОХОД?
19. В слове ЁЖ сколько звуков?
20.Если прочитать звуки слова ДОГ наоборот, получится…
4. Фонетическая разминка. Загадки.
Я травянистое растение
С цветком сиреневого цвета,
Но переставьте ударение,
И превращаюсь я в конфету.
(Ирис-ирИс)
Я - сборник карт:
От ударенья
Зависят два моих значенья,
Хочу- преображусь в названье
Летящей шелковистой ткани я.
(Атлас –атлАс)
Мы- для пильщиков подставка,
Мы- для кучера сиденье.
Нам другое ударенье!
Осторожней будьте с нами:
Можем забодать рогами.
(козлы-козлы)
-Чем отличаются слова?
-Что такое ударение?
-Сформулируйте тему урока, цель.
5. Ударение в русском языке. (сказка)
Собрались однажды слова на совет, стали говорить, какие они все полезные и значимые. Без слов не обойдётся ни один человек. Но забыли слова пригласить на свой совет Ударение. И оно очень обиделось. Когда слова стали выступать, вдруг выскочило откуда-то Ударение и закричало: « Что вы без меня значите? Если захочу, возьму и изменю значение части из вас!».
Слова, конечно, не поверили. Вышел вперёд ЗамОк и сказал: «Я тебя не боюсь, я такой сильный и тяжёлый, что справлюсь с каким-то Ударением. Ведь Ударение- это просто чёрточка!». Ударение рассердилось и вдруг перепрыгнуло с последнего слога на первый, и исчез ЗАМ О К, а перед взором других слов предстал ЗАмок. Слова зашумели. Тогда вышли вперёд БелкИ и сказали: «Мы самые главные компоненты любого живого организма, уж с нами-то Ударение ничего не сделает». Ударение хитро улыбнулось и передвинулось на другой слог: все увидели, что перед ними живые грациозные Белки. Слова стали возмущаться, стыдить Ударение. А оно продолжало доказывать свою значимость. Запрыгало Ударение по словам, и вот уже вместо Атлас получился атлАс, вместо кАпель-капЕль, вместо дорОга- дорогА, городА- гОрода И сколько ещё таких слов облюбовало на своём пути Ударение! Видят слова- дело плохо- не обойтись им без Ударения! Отвели ему одно из почётных мест на своём собрании и с тех пор стали относиться к Ударению с большим уважением.
Ударение подобно биению сердца: мы не вспоминаем о нём, пока кто-то не исказит слово.
Как сказать правильно: дЕньгами или деньгАми (богат)?Раньше ударение в этом слове было на первом слоге, потом подвинулось на конечный. В словаре Д.Н.Ушакова находим, что в этом слове двоякое ударение (ударение на первый слог считается устаревшим ).
6. Фонетическая разминка. Скороговорка.
Вёз корабль карамель, наскочил корабль на мель. И матросы две недели карамель на мели ели.
7. Работа в группах. Упражнения на закрепление.
Упр. 267 (п) Списать. Вставить пропущенные слова.
Упр. 263(п) Составить предложения с данными словами.
Упр. 266(п). Составить предложения с данными словами
Упр. 268 (п) Списать. Расставить ударение в словах.