Разработка урока русского языка "Сказуемое-глагол будущего времени"
Разработка урока русского языка "Сказуемое-глагол будущего времени"
Цель: показать значение глаголов будущего времени, способы их образования, развивать навыки анализа текста, мотивацию к познавательной деятельности.
Задачи: научить учащихся определять способы образования глаголов будущего времени, образовывать простую и сложную форму будущего времени глагола, определять непостоянные признаки, использовать глаголы в речи, объяснять языковые явления.
развивать коммуникативные умения и навыки, творческие способности учащихся, внимание, память.
воспитывать интерес к изучаемому предмету.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разработка урока русского языка "Сказуемое-глагол будущего времени"»
Тема урока: Сказуемое-глагол будущего времени
Цель: показать значение глаголов будущего времени, способы их образования, развивать навыки анализа текста, мотивацию к познавательной деятельности.
Задачи: научить учащихся определять способы образования глаголов будущего времени, образовывать простую и сложную форму будущего времени глагола, определять непостоянные признаки, использовать глаголы в речи, объяснять языковые явления.
развивать коммуникативные умения и навыки, творческие способности учащихся, внимание, память.
воспитывать интерес к изучаемому предмету.
Вид урока: комбинированный
Методы урока: работа по карточкам, работа в паре, в группе, прием «Верные и неверные утверждения».
Оборудование: интерактивная доска, учебник «Русский язык» для 6 класса , рабочие тетради, тетради-справочники, карточка, таблица «Глагол» , листы самооценивания.
Ход урока
Оргмомент: 1.Приветствие
2. Отчет дежурного
3. Психологический настрой
-Я рада всех вас видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбнусь вам, вы улыбнитесь мне. Я хочу вам пожелать, чтобы сегодняшний урок обогатил вас новыми знаниями, вы получили удовольствие от работы друг с другом и стали немножко добрее. Садитесь.
Правила работы в группе:
говорить по очереди;
внимательно слушать друг друга;
не перебивать;
коллективно обсуждать предложения, идеи и мнения;
помогать и просить о помощи;
давать и просить пояснения;
принимать групповые решения и приходить к единому мнению;
соблюдать дисциплину и др.
Проверка домашнего задания ( сбор тетрадей на проверку)
Стадия вызова
Прием «Верные и неверные утверждения».(слайд)
1. Глагол – это часть речи, которая отвечает на вопросы что делать? и что сделать?
2.Глагол – это часть речи, которая обозначает признак предмета.
3.Глагол в предложении бывает сказуемым.
4. Сказуемое-это второстепенный член предложения
5.Глагол имеет три спряжения.
6.Глагол имеет два вида: совершенный и несовершенный.
7. Глаголы имеют постоянные морфологические признаки: вид,спряжение.
Взаимопроверка
1-«5»
2 -«4»
3-4 –«3»
5-«2»
КЛЮЧ
1
2
3
4
5
6
7
+
-
+
-
-
+
+
Лингвистическая разминка.
Ветер по морю шумит.
Ветер по лесу бежит,
Ветер дует в чистом поле,
Волком воет он на воле,
А за ветром меж берез,
Пробирается мороз.
1 группа : выписать глаголы , определить вид, спряжение, время.
2группа: морфологический разбор глагола Бежит.
3 группа: синтаксический разбор : Ветер дует в чистом поле.
Проверка и оценивание
-Мы все любим мечтать. А как называется то время, о котором мы мечтаем? Тема урока « Сказуемое-глагол будущего времени» . ( Запись темы в тетрадь)
-А какую цель мы поставим на уроке? ( научиться определять формы будущего времени).
-Вспомните, на что вы обращали внимание при изучении формы прошедшего и настоящего времени? (Мы определяли, какие формы есть у прошедшего и настоящего времени глагола, и мы учились эти формы образовывать).
- А для чего нам это нужно? (Чтобы правильно эти формы образовывать).
-Чему вы сегодня на уроке хотите научиться? ( Мы хотим научиться определять формы будущего времени глагола и правильно их образовывать).
От вас требуется предельное внимание, активная работа на уроке и, конечно же, знания.
II. Стадия осмысления.
( На интерактивной доске портрет Ю.Никулина)
-А знаете вы этого человека? Кто он? Да, правильно, это Юрий Никулин - известный артист цирка и кино. Прочитаем отрывок его интервью с журналистом. Но вначале проведём словарную работу:
Интервью- беседа журналиста с общественным деятелем.
Остроумное- сөз тапқыштық
Комическое- күлдіргі,әзіл
Доброта-мейірімділік
Интересы –мүдде
Попробует – байқап көру
Проверит- сынап көру
Чтение текста « Интересы детства и будущая профессия» упр.287 с.142
Как вы думаете, почему этот текст называется « Интересы детства и будущая профессия» ? Что советует ребятам Ю.Никулин?
Расскажите, а в каких кружках,секциях вы занимаетесь?
Что вы делаете в этих кружках и секциях?
Работа в паре.
Поставьте вопросы к каждому столбику глаголов. Определите вид, время и спряжение.
...?
…?
…?
…?
Любит
Играет
Ругает
Занимается
Идёт
интересуется
Любил
Ругал
Трудился
Появился
Изучил
сказал
Пошутит
Изобразит
Попробует
Проверит
найдёт
Будет проверять
Будут пробовать
4) физкультминутка(СЛАЙД)
Перед самым важным этапам работы надо активно отдохнуть, набраться сил. Поэтому объявляется физкультминутка. При этом считаем глаголы в будущем времени.
А теперь тихонько встанем
И зарядку делать станем.
Раз, два, три, четыре, пять -
Надо пальчики размять.
Мы попрыгаем немножко
И покрутимся волчком.
Глянем весело в окошко
И урок опять начнем!
Сколько глаголов насчитали? (6)
Диалогическая беседа
1) -Что такое время глагола. ( Время – это категория глагола, которая выражает отношение действия к моменту речи.)
- Что мы знаем о временах глагола? Обратите внимание на будущее время( таблица)
- Чем отличаются глаголы этого столбика от другого? ( по вопросам и по количеству слов)
-Назовите глаголы, которые стоят в форме простого будущего времени? - - На какие вопросы они отвечают? (что сделает? что сделают?)
-Назови глаголы, которые стоят в форме сложного будущего времени? На какие вопросы они отвечают? ( что будет делать? что будут делать?)
- Какой мы вывод можно сделать ?
2) Коллективная работа
Работа по учебнику
упр.288 с.144
Используя опорную схему, сделайте вывод, какие глаголы имеют будущее простое время, какие- будущее сложное.
- К какому выводу вы пришли, какое правило у нас получилось? Будущее время имеет 2 формы: будущее простое время и будущее сложное время. От глагола НСВ обр-ся форма будущее сложного времени, от глагола СВ- форма будущего простого).
Заполним таблицу (на доске оформлена таблица без примеров)
Виды
глаголов
Н.Ф. глагола
Будущее время
Простое
Сложное
Несовершенный
(Что делать?)
Петь
смотреть
Буду петь
Буду смотреть
Совершенный
(Что сделать?)
Спеть
посмотреть
Спою
посмотрю
3) Групповая работа
Образуйте форму 1-го лица ед.ч. будущего времени от глаголов: (СЛАЙД)
1 группа- видеть-увидеть, верить-поверить;
2 группа- бежать-убежать, лететь- прилететь,
3 группа- играть-поиграть, кричать-закричать.
Проверка и оценивание.
5) Работа по учебнику упр.289 с.144
Допишите личные окончания глаголов настоящего и будущего времени . Чем отличаются глаголы настоящего и будущего времени? Какую особенность имеют глаголы будущего сложного времени? Как изменяется будущее время глагола?
1 группа – первый столбик
2 группа- второй столбик
3 группа- третий столбик
Вывод: будущее время изменяется по лицам и числам.
Слабоуспевающим карточка.
Зима
М…розы сковали землю. Замёрзли р…ки и озера. Везде лежит белый пуш…стый снег. Дети рады зиме. По свежему снегу приятно б..жать на лыжах. Серёжа и Женя играют в сне…ки. Лиза и Зоя лепят снежную бабу. Только ж…вотным тяжело в зимнюю стужу. Птицы л…тят ближе к жилью. Ребята, помогите зимой нашим мален…ким друзьям. Сделайте для птиц к..рмушки.
Рефлексия
Кластер « Время глагола»
Даётся начало предложения
, вы должны его завершить
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
- Оцените свою работу на уроке.
- По каким критериям будете оценивать себя?
Если вам понравился урок, и вы узнали что-то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравился – зелёный .