kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока по русскому языку "Суффикс-значимая часть слова"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок  знакомит учащихся с новой значимой единицей слова-суффиксом. Учит находить его в словах.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по русскому языку "Суффикс-значимая часть слова"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа №27 им. М.С. Рогова х. Западного

муниципального образования Ленинградский район










Открытый урок

по русскому языку

по теме:

«Суффикс - значимая часть слова».

3 класс























Составила:

Кодаш Светлана Викторовна,

учитель начальных классов







2017г.


Тема: Суффикс - значимая часть слова.

(стр.89-90)

1.ФИО: Кодаш Светлана Викторовна

2.Место работы: МБОУ ООШ №27

3.Должность: учитель начальных классов

4.Предмет: русский  язык

5.Класс: 3

6.Тип и форма урока: Урок введения нового знания

7.Тема и номер урока в теме: «Суффикс (общее  понятие)» (1 урок)

8.УМК: «Школа   России»

9.Базовый учебник: Русский язык 3 класс. Автор: В.П.Канакина

10.Цель урока:  Ввести понятие суффикса, как значимой части слова.

11. Задачи:

Обучающие: познакомить учащихся с новой значимой частью слова – суффиксом, учить находить его в слове.

Развивающие: способствовать овладению навыками работы с учебной информацией, умение самостоятельно формулировать выводы на основе наблюдений, развивать навыки учебного сотрудничества через работу в парах, группах,  самоконтроля и самооценки.

Воспитательные: развитие мотивов учебной деятельности, навыков конструктивного сотрудничества со сверстниками и учителем.

12. УУД:

Личностные УУД:  

- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

- самоанализ и самоконтроль результата.

Регулятивные УУД:

-  определять и формулировать цель урока,

- проговаривать последовательность действий на уроке,

- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Коммуникативные УУД - правильное построение речевых высказываний.

Познавательные УУД:

- общеучебные умения, навыки (слушать, отвечать);

- находить ответы на вопросы, делать выводы в результате совместной работы группы, класса.

13.Технологии:

  • проблемный диалог;

  • здоровьесберегающие;

14.Формы организации познавательной деятельности: 

групповая, дифференцированная, фронтальная.

15.Методы обучения:

  • проблемно-поисковые;

  • практические;

  • словесные.

16.Оборудование:

компьютер

  • мультимедийная презентация в программе PowerPoint;

  • карточки для групповой работы;

  • оценочные  листы;

  • карточки для самооценки и рефлексии;

  • классная доска с оформлением;

  • учебник для третьего класса; авторы  В.П.Канакина, В.Г. Горецкий


Ход урока

1. Мотивация учебной деятельности.

Психологический настрой.

Прозвенел звонок,

Начинается урок.

Все друг к другу повернитесь,

А теперь улыбнитесь.

Улыбнитесь мне, гостям!

И садитесь по местам.

  -   Тихонько сели, приготовились  работать.

Какое  сегодня  число? Прочитаем  и  запишем  в  тетрадь.

2.Минутка чистописания

-Перед чистописанием выполним упражнение «Пальчики здороваются».

Я здороваюсь везде-

Дома и на улице.

Даже «здравствуй» говорю

Я соседской курице.

Спишите  эти сочетания  букв:  крнь,  прствк, кнчн.

Отгадайте что  это  за  слова.(корень,  приставка,  окончание).

Повторить  эти  сочетания еще  по   2 раза.  


3. Актуализация  знаний.

Включиться в работу нам поможет «мозговая разминка», отвечаем хором, быстро.

  • Часть слова, которая служит для  связи  слов    в предложении, называется…(окончанием)

  • Общая часть родственных слов называется…(корнем)

  • Как называется последний месяц осени…(ноябрь)

  • Что находится между городом и селом? (и)

  • Часть слова, которая стоит  перед  корнем и служит для образования новых слов…(приставка)

  • Назовите слово, противоположное словувраг…(друг)

  • Чем кончается лето и начинается осень?  (буквой  о)

Сколько гласных букв в алфавите? (10)


4.Самоопределение к деятельности.


-Какие части слова вы уже знаете?(Корень, приставка.)

-А как вы думаете, есть ли ещё другие части в слове?


На слайде:


Слон Утка Филин Фея Ирис Кот Сова



-Прочитайте все заглавные буквы по порядку и вы узнаете тему урока.

-Назовите тему урока.(Суффикс.)

-Какая орфограмма спряталась в названии темы?(Удвоенная –ф-)

-Определите цели урока.

-Верно, сегодня мы узнаем , что такое суффикс и ответим на вопрос « Как найти в слове суффикс»

За корнем суффиксу

Нашлось местечко,

Обозначаю уголком

 Называю … (суффиксом  )     

5.Работа по теме урока.

- Суффиксов в русском языке огромное количество.

-Давайте познакомимся  с  некоторыми  из  них.

1).На доске:

1.Оленька, Сашенька, Машенька, Витенька, Васенька.

2.Олька, Сашка, Машка, Витька, Васька.

-Что общего в значении этих слов?(Это имена.)

-Что общего в значении слов первой группы?

-Второй?

-Какими словами мы не должны пользоваться? Почему?

-Есть ли общая часть в словах первой группы?(-еньк-)

-После какой части она стоит?(После корня. Учитель выделяет мелом корни.)

-Есть ли общая часть во второй группе слов?(-к-)

-После какой части она стоит?(После корня.)

-Посмотрите, именно эти части слова придают словам разные оттенки значения:

Или уменьшительно-ласкательные, или пренебрежительное, грубоватое.

Вывод:

-Эта часть слова имеет свое название. Как же называется эта часть слова?(Суффикс.)

Что такое суффикс?

2.Перед вами два слова: цвет и лес. Подберем   однокоренные  слова.

-Запишите в два столбика.

-Выделите корень.

-А теперь выделите суффикс в этих словах.

-Объясните  лексическое  значение  новых  слов.

Цвет- цветник, цветок, цветные,

Лес- лесник, лесок, лесные,

Вывод:

-Что  можем  сказать  о  суффиксе?  (образует  новые  слова,  стоит  после корня)    

3.Обобщение  знаний  о  суффиксе. Формулировка  правила. Работа с тестом. (Оценочные  листы )

- Давайте  с помощью  теста  подведем  первые  итоги  о  том, что узнали о суффиксе.

-Найди  верное утверждение.

 1) Суффикс – это маленькое слово.

 Суффикс – это часть слова.

 2) Суффикс служит для образования новых слов.

 Суффикс служит для связи слов в предложении.

 3) Суффикс стоит перед корнем.

 Суффикс стоит после корня.

- Так  что  же  такое  суффикс?

- (Суффикс – это часть слова, которая  служит  для  образования  новых  слов, стоит после корня)

4.Чтение  правила. Учебник  с.89

Проверим  себя

- Сверимся  с  учебником.

- Совпали  ли  наши  выводы  с выводами  учебника?

5.Формирование, закрепление  первичных  умений и  применение их в  стандартных   ситуациях  по   аналогии.


1)-Попробуйте образовать новые слова.

Тигр

Мамонт

Страус

Кот

Слон



-ёнок


Проверка. Кого называют полученные слова? (Детёнышей животных.)

-Какие части слова вы использовали?(Корень и суффикс.)

-Какая часть слова указывает на то, что речь идёт о детёнышах животных?(Суффикс.)

2) Работа в парах.

Вычеркните «лишнее» слово.


Лесок, садок, мячик, листок.

Гусёнок, рыбка, утёнок, лисёнок.

Сверка по образцу

6. Физминутка.


-Я буду произносить слова. Если в них есть суффикс, то вы строите над головой крышу домика из ладошек. Если нет суффикса, то просто хлопаете в ладоши.

-Лес, лесок, дом, домище, город, городок, внук, внучек.


7.Продолжение работы по теме.

Алгоритм выделения суффикса в слове.


-Как вы думаете, как правильно найти в слове суффикс?

Надо подобрать однокоренные слова без суффикса или с другими суффиксами

1)Упражнение 165, стр. 89.(1 ученик работает у доски.)

-Маленький дом можно назвать…(домик).

-Очень большой дом называют…(домище).


2) Самостоятельная работа. Выбрать один из столбиков. Списать слова. Выделить все части слова.(Упр. 165,стр. 89).

3) Игра «Будь волшебником».

Запишите :- как называют маленький зуб (зубик)

 - огромные глаза (глазища)

- в лыжном спорте ход, похожий на ход конькобежца (коньковый)

- спортсмен, занимающийся лыжным спортом (лыжник)

- маленькая морковь (морковка)

- вид больного человека (болезненный)

- тонкий слой жира (жирок)

- Выделите  суффиксы.

4.Работа в группах.

Образуйте  новые  слова   при помощи  суффиксов:  -оньк, -к, -ушк, -ек, -ок, -юшк.  Запишите  их.  Выделите  суффиксы.

Трава, береза,  ухо,  тополь,  мед, хозяйка.


8. Итог урока.

Итоговая   оценка   в  оценочных  листах (итоговое  оценивание)

Тест по теме: «Суффикс»  

Суффикс – это

О – часть речи,

М – часть слова.

Суффикс служит

М – для связи слов в предложении,

О – для образования новых слов.

Суффикс стоит

О – перед корнем,

Л – после корня.

Суффикс – это

О – изменяемая часть слова,

М – неизменяемая часть слова.

Чтобы найти суффикс в слове надо:

О – изменить форму слова,

Д – подобрать однокоренные слова.

В каких из этих слов есть суффикс:

О – книга,

Е – книжный,

Ц – книжечка. 

-

9. Рефлексия.

-Что нового узнали на уроке?

-Какие цели ставили в начале урока? Достигли ли их?


На доске прикреплен круг от солнышка.- Лучики нужно прикрепить к солнышку. –Жёлтого цвета -мне очень понравилось занятие, много полезной информации..

Голубого цвета- занятие не понравилось, не было никакой полезной информации.


10.Домашнее задание. 1)Упр.167,стр.90.

2) Сочинить сказку про суффиксы –ок-, -ик-.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Разработка урока по русскому языку "Суффикс-значимая часть слова"

Автор: Кодаш Светлана Викторовна

Дата: 26.09.2018

Номер свидетельства: 478981


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства