Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа №27 им. М.С. Рогова х. Западного
муниципального образования Ленинградский район
Открытый урок
по русскому языку
по теме:
«Суффикс - значимая часть слова».
3 класс
Составила:
Кодаш Светлана Викторовна,
учитель начальных классов
2017г.
Тема: Суффикс - значимая часть слова.
(стр.89-90)
1 .ФИО: Кодаш Светлана Викторовна
2.Место работы: МБОУ ООШ №27
3.Должность: учитель начальных классов
4.Предмет: русский язык
5.Класс: 3
6.Тип и форма урока: Урок введения нового знания
7.Тема и номер урока в теме: « Суффикс (общее понятие)» (1 урок)
8.УМК: «Школа России»
9.Базовый учебник: Русский язык 3 класс. Автор: В.П.Канакина
10.Цель урока: Ввести понятие суффикса, как значимой части слова.
11. Задачи:
Обучающие: познакомить учащихся с новой значимой частью слова – суффиксом, учить находить его в слове.
Развивающие : способствовать овладению навыками работы с учебной информацией, умение самостоятельно формулировать выводы на основе наблюдений, развивать навыки учебного сотрудничества через работу в парах, группах, самоконтроля и самооценки.
Воспитательные : развитие мотивов учебной деятельности, навыков конструктивного сотрудничества со сверстниками и учителем.
12. УУД:
Личностные УУД:
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
- самоанализ и самоконтроль результата.
Регулятивные УУД :
- определять и формулировать цель урока,
- проговаривать последовательность действий на уроке,
- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Коммуникативные УУД - правильное построение речевых высказываний.
Познавательные УУД :
- общеучебные умения, навыки (слушать, отвечать);
- находить ответы на вопросы, делать выводы в результате совместной работы группы, класса.
13.Технологии:
проблемный диалог;
здоровьесберегающие;
14.Формы организации познавательной деятельности:
групповая, дифференцированная, фронтальная.
15.Методы обучения:
проблемно-поисковые;
практические;
словесные.
16.Оборудование:
компьютер
мультимедийная презентация в программе PowerPoint;
карточки для групповой работы;
оценочные листы;
карточки для самооценки и рефлексии;
классная доска с оформлением;
учебник для третьего класса; авторы В.П.Канакина, В.Г. Горецкий
Ход урока
1. Мотивация учебной деятельности.
Психологический настрой.
Прозвенел звонок,
Начинается урок.
Все друг к другу повернитесь,
А теперь улыбнитесь.
Улыбнитесь мне, гостям!
И садитесь по местам.
- Тихонько сели, приготовились работать.
Какое сегодня число? Прочитаем и запишем в тетрадь.
2.Минутка чистописания
-Перед чистописанием выполним упражнение «Пальчики здороваются».
Я здороваюсь везде-
Дома и на улице.
Даже «здравствуй» говорю
Я соседской курице.
Спишите эти сочетания букв: крнь, прствк, кнчн.
Отгадайте что это за слова.(корень, приставка, окончание).
Повторить эти сочетания еще по 2 раза.
3. Актуализация знаний.
Включиться в работу нам поможет «мозговая разминка», отвечаем хором, быстро.
Часть слова, которая служит для связи слов в предложении, называется…(окончанием)
Общая часть родственных слов называется…(корнем)
Как называется последний месяц осени…(ноябрь)
Что находится между городом и селом? (и)
Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов…(приставка)
Назовите слово, противоположное словувраг …(друг)
Чем кончается лето и начинается осень ? (буквой о)
Сколько гласных букв в алфавите? (10)
4.Самоопределение к деятельности.
-Какие части слова вы уже знаете?(Корень, приставка.)
-А как вы думаете, есть ли ещё другие части в слове?
На слайде:
Слон Утка Филин Фея Ирис Кот Сова
-Прочитайте все заглавные буквы по порядку и вы узнаете тему урока.
-Назовите тему урока.(Суффикс.)
-Какая орфограмма спряталась в названии темы?(Удвоенная –ф-)
-Определите цели урока.
-Верно, сегодня мы узнаем , что такое суффикс и ответим на вопрос « Как найти в слове суффикс»
За корнем суффиксу
Нашлось местечко,
Обозначаю уголком
Называю … (суффиксом )
5.Работа по теме урока.
- Суффиксов в русском языке огромное количество.
-Давайте познакомимся с некоторыми из них.
1).На доске :
1.Оленька, Сашенька, Машенька, Витенька, Васенька.
2.Олька, Сашка, Машка, Витька, Васька.
-Что общего в значении этих слов?(Это имена.)
-Что общего в значении слов первой группы?
-Второй?
-Какими словами мы не должны пользоваться? Почему?
-Есть ли общая часть в словах первой группы?(-еньк-)
-После какой части она стоит?(После корня. Учитель выделяет мелом корни.)
-Есть ли общая часть во второй группе слов?(-к-)
-После какой части она стоит?(После корня.)
-Посмотрите, именно эти части слова придают словам разные оттенки значения:
Или уменьшительно-ласкательные, или пренебрежительное, грубоватое.
Вывод:
-Эта часть слова имеет свое название. Как же называется эта часть слова?(Суффикс.)
Что такое суффикс?
2 .Перед вами два слова: цвет и лес. Подберем однокоренные слова.
-Запишите в два столбика.
-Выделите корень.
-А теперь выделите суффикс в этих словах.
-Объясните лексическое значение новых слов.
Цвет- цветник, цветок, цветные,
Лес- лесник, лесок, лесные,
Вывод:
-Что можем сказать о суффиксе? (образует новые слова, стоит после корня)
3 .Обобщение знаний о суффиксе . Формулировка правила. Работа с тестом. (Оценочные листы )
- Давайте с помощью теста подведем первые итоги о том, что узнали о суффиксе.
-Найди верное утверждение.
1) Суффикс – это маленькое слово.
Суффикс – это часть слова.
2) Суффикс служит для образования новых слов.
Суффикс служит для связи слов в предложении.
3) Суффикс стоит перед корнем.
Суффикс стоит после корня.
- Так что же такое суффикс?
- (Суффикс – это часть слова, которая служит для образования новых слов, стоит после корня)
4.Чтение правила. Учебник с.89
Проверим себя
- Сверимся с учебником.
- Совпали ли наши выводы с выводами учебника?
5.Формирование, закрепление первичных умений и применение их в стандартных ситуациях по аналогии.
1)- Попробуйте образовать новые слова.
Тигр
Мамонт
Страус
Кот
Слон
-ёнок
Проверка. Кого называют полученные слова? (Детёнышей животных.)
-Какие части слова вы использовали?(Корень и суффикс.)
-Какая часть слова указывает на то, что речь идёт о детёнышах животных?(Суффикс.)
2) Работа в парах.
Вычеркните «лишнее» слово.
Лесок, садок, мячик, листок.
Гусёнок, рыбка, утёнок, лисёнок.
Сверка по образцу
6. Физминутка.
-Я буду произносить слова. Если в них есть суффикс, то вы строите над головой крышу домика из ладошек. Если нет суффикса, то просто хлопаете в ладоши.
-Лес, лесок, дом, домище, город, городок, внук, внучек.
7.Продолжение работы по теме.
Алгоритм выделения суффикса в слове.
- Как вы думаете, как правильно найти в слове суффикс?
Надо подобрать однокоренные слова без суффикса или с другими суффиксами
1) Упражнение 165, стр. 89.(1 ученик работает у доски.)
-Маленький дом можно назвать…(домик).
-Очень большой дом называют…(домище).
2) Самостоятельная работа. Выбрать один из столбиков. Списать слова. Выделить все части слова.(Упр. 165,стр. 89).
3) Игра «Будь волшебником».
Запишите :- как называют маленький зуб (зубик)
- огромные глаза (глазища)
- в лыжном спорте ход, похожий на ход конькобежца (коньковый)
- спортсмен, занимающийся лыжным спортом (лыжник)
- маленькая морковь (морковка)
- вид больного человека (болезненный)
- тонкий слой жира (жирок)
- Выделите суффиксы.
4.Работа в группах.
Образуйте новые слова при помощи суффиксов: -оньк, -к, -ушк, -ек, -ок, -юшк. Запишите их. Выделите суффиксы.
Трава, береза, ухо, тополь, мед, хозяйка.
8. Итог урока.
Итоговая оценка в оценочных листах (итоговое оценивание)
Тест по теме: «Суффикс»
Суффикс – это
О – часть речи,
М – часть слова.
Суффикс служит
М – для связи слов в предложении,
О – для образования новых слов.
Суффикс стоит
О – перед корнем,
Л – после корня.
Суффикс – это
О – изменяемая часть слова,
М – неизменяемая часть слова.
Чтобы найти суффикс в слове надо:
О – изменить форму слова,
Д – подобрать однокоренные слова.
В каких из этих слов есть суффикс:
О – книга,
Е – книжный,
Ц – книжечка.
-
9. Рефлексия.
-Что нового узнали на уроке?
-Какие цели ставили в начале урока? Достигли ли их?
На доске прикреплен круг от солнышка.- Лучики нужно прикрепить к солнышку. –Жёлтого цвета -мне очень понравилось занятие, много полезной информации..
Голубого цвета- занятие не понравилось, не было никакой полезной информации.
10.Домашнее задание. 1)Упр.167,стр.90.
2) Сочинить сказку про суффиксы –ок-, -ик-.