kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока по русскому языку на тему "Морфологический разбор причастий и деепричастий. Употребление причастий и деепричастий в речи".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Это тема разработана для студентов 1 курса колледжа с казахским языком обучения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ричастие тест2»

Тест № 1

«Причастие»


А1. Причастие имеет свойства:

  1. глагола и числительного

  2. местоимения и глагола

  3. существительного и прилагательного

  4. глагола и прилагательного

А2. Причастие обозначает:

  1. добавочное действие при основном действии

  2. действие предмета

  3. признак предмета по действию

  4. порядок предметов при счёте

А3. Причастие отвечает на вопросы:

1) что делая? что сделав? 2) какой? какая? какие?

3) когда? почему? зачем? 4) кто? что?

А4. Найди неверное утверждение:

  1. причастие, как и глагол, имеет вид

  2. причастие изменяется по падежам

  3. причастие в предложении обычно бывает дополнением

  4. причастия бывают действительные и страдательные

А5. Укажите словосочетание с причастием:

1) вечерний звон 2) бегущая по волнам

3) показывать дорогу 4) песчаный берег

А6. Укажите причастие с окончанием -ЕМ:

1) над темнеющ… лесом 2) разбушевавш…ся стихию

3) в бушующ… море 4) надвигающ…ся туча

А7. Укажита причастие с окончанием -ЕЕ:

1) испугавш…ся мальчик 2) усыпанн… дорожку

3) вьющ…ся растение 4) ускоряющ…ся шагом

А8. Ошибка в окончании причастия:

1) встревоженную птицу 2) понравившимся цветком

3) заблуждающегося юношу 4) танцующея кукла

А9. Укажите словосочетание со страдательным причастием:

1) потрескавшаяся поверхность 2) синеющие облака

3) утраченная сила 4) беспокоящим шёпотом

А10. В окончании пишется -И:

1) он ищ…т 2) он покупа… т 3) он мелька…т 4) он дав…т

А11. Укажите суффиксы действительных причастий настоящего времени:

1) -им, -ем, -ом 2) -вш, -ш 3) -енн, -нн, -т 4) -ащ(-ящ), -ущ(-ющ)

А12. Действительное причастие настоящего времени не образуется от глагола:

1) наслаждаться 2) распахивать 3) вылечить 4) разбивать

А13. Укажите причастие с суффиксом -ЯЩ:

1) сверка…щее облако 2) подъезжа…щий к дому

3) ласка…щий ребёнка 4) вер…щий в победу

А14. Укажите словосочетание с действительным причастием прошедшего времени:

1) усеянное звёздами 2) имеющий значение

3) окаменевшая смола 4) употребляемые документы

А15. Буква -Е- пишется в причастии:

1) беж…вший по полю 2) обид…вшийся на друга

3) посе…вший рожь 4) разукрас…вший окна

А16. Страдательные причастия настоящего времени образуются от:

  1. переходных и непереходных глаголов

  2. переходных глаголов совершенного вида

  3. переходных глаголов несовершенного вида

  4. непереходных глаголов совершенного вида


А17. В суффиксе причастия пишется -И-:

1) вид…мый глазом 2) укладыва…мые вещи

3) заполня…мые бланки 4) подгоня…мые ветром

А18. Нельзя образовать страдательное причастие настоящего времени от глагола:

1) распахивать 2) запустить 3) выливать 4) давать

А19. Укажите причастие с ошибкой в суффиксе:

1) заполняемый журнал 2) собираемый материал

3) располагаимый в вестибюле 4) слышимые звуки

А20. Укажите словосочетание со страдательным причастием прошедшего времени:

1) разбитое окно 2) управляемая инженером

3) решивший задачу 4) падающий снег

А21. Укажите суффикс, не принадлежащий страдательным причастиям прошедшего времени:

1) -енн 2) -т 3) -нн 4) -вш

А22. Укажите краткое страдательное причастие:

1) поля сжаты 2) убранные вещи

3) опускаемый трап 4) окружённый тьмой

А23. Укажите причастие с зависимым словом:

1) идущий поезд 2) опустившийся якорь

3) мерцающая звезда 4) расколотый молотком

А24. Укажите предложение с причастным оборотом:

  1. Поваленная берёза была покрыта какой-то стелющейся растительностью.

  2. Немного вывалянный в золе печёный картофель казался очень вкусным.

  3. Легонький ветерок колышет засохшие травы.

  4. Вся поляна была усыпана созревшей земляникой.

А25. Запятые необходимы на месте цифр:

Солнечный луч (1) прорвавшийся (2) из-за чёрной тучи (3)освещает (4) край неба.

1) 1, 2, 3 2) 2, 3, 4 3) 1, 3 4) 1, 4

А26. Причастный оборот стоит перед определяемым словом (запятые не проставлены):

  1. Чуть шелестят листья берёз едва колеблемые ветром.

  2. На толстом корне протянувшемся по мшистой земле росла сосенка.

  3. Дрожащие искры вспыхивают на бесконечном водном пространстве.

  4. Шуршащие под ногами листья уносили его мечты в прошлое.

А27. Пунктуационная ошибка в предложении:

  1. Косые лучи солнца, склоняющегося к закату, почти не погружаются в воду.

  2. В воздухе послышался рёв, несущийся отовсюду.

  3. Плывущие на плоту путешественники, любовались ночным морем.

  4. Огромная дюна, стоящая перед нами, была неподвижна и мертва.

А28. Грамматическая ошибка в предложении:

  1. Юноша снял шапку, сшитую деревенским мастером.

  2. В классе сидел читаемый ученик.

  3. Пожелтевшие листья медленно слетали с деревьев.

  4. Дующий в лицо ветер всё усиливался.

А29. Укажите правильно построенное предложение:

  1. В небе летали встревоженные птицы надвигающейся бурей.

  2. На песке мы лежим от родной горы оторвавшегося у громадного камня.

  3. Покрытая снегом земля была очень красива.

  4. Над морем кружились встревоженные чайки надвигающимся ураганом.

А30. Укажите неправильно построенное предложение:

  1. Вскоре завиднелись ещё не ухоженные сады городской окраины.

  2. У речушки, пересекавшей дорогу, лошади замедлили ход.

  3. Утки, испуганные нашим появлением, шумно поднимались из прибрежных кустов.

  4. Из-за дома выскочил грузовик, резко затормозящий на светофоре.






Тест № 2

«Причастие»

А1. Причастие имеет свойства:

1) наречия и глагола; 2) глагола и прилагательного;

3) существительного и местоимения; 4) прилагательного и наречия

А2. Причастие обозначает:

1) признак предмета по действию 2) количество предметов

3) признак предмета 4) указание на предмет, не называя его

А3. Причастие отвечает на вопросы:

1) где? куда? откуда? 2) чья? чьё? чьи?

3) какой? какая? какие? 4) сколько? какой?

А4. Найди неверное утверждение:

1) причастие изменяется по падежам 2) причастие, как и глагол, имеет время

3) причастия бывают качественные, относительные и притяжательные

4) причастия изменяются по родам

А5. Укажите словосочетание с причастием:

1) утренняя роса 2) объединяться по интересам 3) кожаный диван 4) взлетающий в небо

А6. Укажите причастие с окончанием -УЮ:

1) летевш… самолёт; 2) удаляющ… ся фигуру; 3) белеющ… берёзы; 4) извивающ… змея

А7. Укажите причастие с окончанием -ЕГО:

1) распустивш…ся цветком 2) бежавш… девочка

3) у бушующ… моря 4) порученн… работу

А8. Ошибка в окончании причастия:

1) прочитанную книгу 2) встретившегося друга

3) уверенным шагом 4) убегающея вдаль

А9. Укажите действительное причастие:

1) прочитанная книга 2) гуляющая девочка

3) колотый лёд 4) оберегаемая братом

А10. В окончании пишется -И:

1) ты паш…шь 2) ты бре…шь 3) ты гон…шь 4) ты кол…шь

А11. Укажите суффиксы действительных причастий настоящего времени:

1) -енн, -нн, -т 2) -им, -ем, -ом 3) -ащ(-ящ), -ущ(-ющ) 4) -вш, -ш

А12. Действительное причастие настоящего времени нельзя образовать от глагола:

1) тренироваться 2) вызубрить 3) хмуриться 4) работать

А13. Укажите причастие с суффиксом -ЮЩ:

1) люб…щий природу 2) колебл…щийся тростник

3) плещ…щие волны 4) стра…щееся здание

А14. Укажите словосочетание с действительным причастием прошедшего времени:

1) рассказанная история 2) отражающаяся в зеркале

3) срываемая ветром 4) ненавидевший врага

А15. Буква -Е пишется в причастии:

1) вид…вший сияние 2) стро…вший здание

3) раскол…вшийся орех 4) объезд…вший полмира

А16. Страдательные причастия настоящего времени образуются от:

1) непереходных глаголов совершенного вида 2) непереходных и переходных глаголов

3) переходных глаголов совершенного вида 4) переходных глаголов несовершенного вида

А17. В суффиксе причастия пишется -И-:

1) завис…мый от обстоятельств 2) склоня…мое существительное

3) поднима…мый краном 4) изуча…мый школьниками

А18. Нельзя образовать страдательное причастие настоящего времени от глагола:

1) подтолкнуть 2) прикасаться 3) увлажнять 4) слышать

А19. Укажите причастие с ошибкой в суффиксе:

1) управляемая пилотом 2) гонимые ветром

3) разбрасываимые вещи 4) создаваемый инженером



А20. Укажите словосочетание со страдательным причастием прошедшего времени:

1) читаемая книга 2) разбитое окно

3) нахмурившийся человек 4) отъезжающая машина

А21. Страдательное причастие прошедшего времени не образуется с помощью суффикса:

1) -енн 2) -т 3) -ащ 4) -нн

А22. Укажите краткое страдательное причастие:

1) яма вырыта 2) шар летящий

3) письмо отправленное 4) чувство угасаемое

А23. Укажите причастие с зависимым словом:

1) угасающего пламени 2) утомлённый человек

3) выписываемый врачом 4) вылетевшее слово

А24. Укажите предложение с причастным оборотом:

  1. Дальние серебристые горы казались диковинными.

  2. После тёплого дождя благодарно трепещет освежённая роса.

  3. На посветлевшем небе резко вырисовывалась плавно колышущаяся верхушка берёзы.

  4. В какой-нибудь полусотне метров от избушки протекает журчащий ручей.

А25. Запятые необходимы на месте цифр:

Высокие горы (1) освещённые (2) лучами заходящего солнца (3) выделялись на фоне (4) южного неба.

1) 1, 2, 3 2) 1, 3, 3) 2, 3, 4 4) 1, 2, 3, 4

А26. Причастный оборот стоит перед определяемым словом в предложении (запятые не проставлены):

  1. Город растрёпанный бурей выглядел косматым и тёмным.

  2. На картине изображены испуганные ребятишки убегающие от грозы.

  3. Охотник смотревший с берега резко вскинул ружьё.

  4. Не знающий меры человек будет горевать и в богатстве.

А27. Пунктуационная ошибка в предложении:

  1. Слышится слабый гул, переходящий в прерывистые раскаты.

  2. Ярко блеснувшая, молния режет синюю гущу облаков.

  3. Скоро мы увидели дом с верандой, выходящей на берег океана.

  4. Собака, не видевшая тигра, не боится его.

А28. Грамматическая ошибка в предложении:

  1. Листики, сорванные ветром, порхающим ручейком уносились вдаль.

  2. Рокотаемое вдали море вызывало тревогу.

  3. Уже сыпала дождичком туча, нависшая над высокими вершинами тополей.

  4. В наступившей тишине отчётливо раздавалось завывание ветра.

А29. Укажите правильно построенное предложение:

  1. Обвитое было похоже на уютную беседку виноградником место.

  2. На перроне толпились ожидающие пассажиры посадки на поезд.

  3. За столом рылся в книгах счетовод, приехавший недавно из станицы.

  4. Бабочки прилетели и кружились около фонарей, привлечённые светом.

А30. Укажите неправильно построенное предложение:

  1. Покрытые пеной лошади мчались во весь опор.

  2. Мы едем по лесоразработке, простирающейся на несколько километров.

  3. Скалистые горы, очерченные ломаной линией, поднимались сразу же за рекой.

  4. С восходом солнца лес наполнится птицами, защебетающими разными голосами.











КЛЮЧ


ТЕСТ 1


№ задания

А1

А2

А3

А4

А5

А6

А7

А8

А9

А10

Ответ

4

3

2

3

2

3

3

4

3

4

№ задания

А11

А12

А13

А14

А15

А16

А17

А18

А19

А20

Ответ

4

3

4

3

2

3

1

2

3

1

№ задания

А21

А22

А23

А24

А25

А26

А27

А28

А29

А30

Ответ

4

1

4

2

3

4

3

2

3

4


ТЕСТ 2


№ задания

А1

А2

А3

А4

А5

А6

А7

А8

А9

А10

Ответ

2

1

3

3

4

2

3

4

2

3

№ задания

А11

А12

А13

А14

А15

А16

А17

А18

А19

А20

Ответ

3

2

2

4

1

3

1

2

3

2

№ задания

А21

А22

А23

А24

А25

А26

А27

А28

А29

А30

Ответ

3

1

3

3

2

4

2

2

3

4


Рекомендации по оцениванию результатов


Количество верно выполненных заданий


28 – 30


23 – 27


13 – 22


12 – 10

Отметка

5

4

3

2


Просмотр содержимого документа
«Причастие 2»

Ход и содержание урока

Виды работ

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающегося

Ожидаемый результат

1.Организационный момент. 2мин.


2.Проверка домашнего задания.

5мин


3.Работа с текстом 15 мин.































































































































4. Синквейн

5 мин.












5.Работа с предложениями

5 мин.












6.Физкультминут.

5 мин. «Периодическая система»











7.Тест «Причастие и деепричастие»

10 мин.





























































8. Работа с текстом

10 мин.























9. Игра “Подскажи словечко” 5 мин.





10. “Аукцион фразеологических оборотов” 5 мин.







11. Домашняя работа. 2 мин.

12. Подведение итогов 3 мин.

- Здравствуйте, ребята. Сейчас урок русского языка, проверили готовность к уроку


Проверяет домашнее задание студентов.





История первая «Родословная»

В некотором царстве, в некотором государстве жили-были Глагол и Прилагательное. Жили они в любви и согласии, а потому и родилось у них дитя любимое, желанное. Причастием его нарекли. И стали счастливые родители спорить-гадать: на кого из них более ребёнок похож.

- В меня доченька: энергичная, деятельная и вид из себя имеет совершенный и несовершенный. В меня она возвратностью-невозвратностью пошла. И время у неё такое же, как у меня: прошедшее, настоящее. Разве только о будущем ещё не загадывает. Как и я со спряжением дружит.

- А вот и нет, в меня дитя, - возражает Глаголу Прилагательное, - отвечает на тот же самый вопрос, что и я, как и я, изменяется по числам и падежам и в предложении бывает, как и я, определением. Опять же компанейская: любит, как и я, общаться с друзьями, в основном с существительными. Как и я с подружкой «Не» то дружит, то ссорится, и пишется поэтому с «Не» то слитно, то раздельно.

А Причастие им и отвечает:

- Не ссортесь, родители, на обоих вас похоже, но и свой характер имею. Люблю, например, часто работать самостоятельно, т.е. бываю действительным, а иногда отдыхаю (пусть другие потрудятся), становясь страдательным. Суффиксы опять же у меня особые. А какие причастные обороты мы с друзьями устраиваем!

- какие морфологические, орфографические, синтаксические особенности причастия мы с вами повторили?




















Сказка продолжается:

А в соседнем царстве-королевстве так же счастливо жили-были родной брат-близнец Глагол и его супруга Наречие. И в их счастливом семействе дитя народилось. Деепричастием назвали. В отца Глагола сынок совершенного и несовершенного из себя вида, то возвратный, то невозвратный. А в мать Наречие абсолютно Деепричастие неизменяемое, что бы вокруг ни происходило. Кроме того, деепричастие откликается на вопросы Наречия (как?, каким образом?), а в предложении является, как и Наречие, обстоятельством и обозначает цель, причину, место, время, образ действия.
Но рано или поздно все дети стремятся к самостоятельности. Вот и Деепричастие не исключение.

- Я вполне самостоятельная часть речи! Требую соответствующего отношения и места в системе знаменательных частей речи! – громко заявляет Деепричастие.
Глагол возмущается:

- Ты всего лишь моё дитя, моя особая форма, а Наречие молчит. Оно не вмешивается в дела языковые, оно всегда неизменно и постоянно и свою неизменяемость оно ценит превыше всего…


- какие морфологические и синтаксические признаки деепричастия мы с вами вспомнили?












История вторая «Фамильная неприязнь».

Давно это было. Никто и не вспомнит сейчас, почему частица НЕ стала враждовать с Глаголом. Как ни старались другие части речи примирить частицу НЕ с Глаголом, но ничего у них не получалось. НЕ при всяком удобном случае заявляла: «Не сольюсь! Не соединюсь! Не пишите нас вместе!» Смиряла свою гордость непримиримая частица только тогда, когда Глагол без НЕ терял свой смысл и не мог употребляться самостоятельно. «Ненавижу! Неистовствую и негодую! Недоумеваю! Мне от всего этого нездоровится, а глаголу несдобровать!» - грозила частица НЕ, вынужденная стоять рядом с Глаголом.
Так и шло из поколения в поколение. Частица НЕ так не любит Глагол, что не признает и его глагольную форму – Деепричастие и на него распространяет свою ненависть, поэтому так же, как и с Глаголом, с Деепричастием НЕ пишется раздельно, и только в некоторых случаях вынуждена терпеть неприятное соседство. Вот до чего доводит фамильная неприязнь!


- о каком орфографическом правиле шла речь в этой сказке?

История третья «Бунт»

- Безобразие! Произвол! Это возмутительно! – с такими криками, в тронный зал вкатилось неуклюжее Деепричастие. – Наказать бунтовщиков, повесив их на первом же суку!
Разъяренного правителя тщетно пытались успокоить подданные. Что же довело его до такого состояния?
Много лет тому назад Деепричастие издало приказ об обособлении собственной персоны в любом предложении, независимо от того, одно или в окружении подданных, в начале, в середине или в конце предложения оно находится. Приказ правителя соблюдался безоговорочно.
И вдруг разведка сообщила, что в королевстве есть бунтовщики, которые не подчинились приказу Деепричастия. Прокрадываясь в предложение, они не желали обособляться...

- Оставим нашего расстроенного правителя наедине с его горькими мыслями, а сами подумаем, о каком правиле идет речь в сказке?









Правила построения синквейна:

1-я строка

Кто? Что? (тема).

1 существительное

2-я строка

Какой? (определение темы).

2 прилагательных

3-я строка

Что делает? (характерные действия или состояния предмета).

3 глагола

4-я строка

Что автор думает?

Фраза из 4 слов

5-я строка

Кто? Что? (новое звучание темы).

1 существительное


Исправьте ошибки в предложении с причастным оборотом. Запишите свой вариант. Какие ошибки были допущены в первоначальном варианте? Чтобы правильно ответить на этот вопрос, вспомните принцип построения предложения с причастным оборотом и определяемым словом, а также вид причастия (действительное или страдательное).

1) В XVIII веке пытавшаяся дама сохранить макияж умывалась не каждый день.

2)Покрывавшая дама лицо свинцовыми белилами добивалась аристократической бледности кожи.

3)Надетый дворянин белоснежную рубашку с кружевными манжетами повязывал на шею галстук в виде косынки.

4)Причинённый парик определённые неудобства придавал своему владельцу представительный вид.

Предлагает выполнить физические упражнения


Слоганы

Упражнения

Раз – два – руки в горизонтали,

Обе руки в горизонтальной плоскости одновременно вправо – влево;

Три – четыре – руки по вертикали.

Обе руки одновременно резким движением поднимаются вверх и опускаются вниз.

Помни, период – это горизонталь,

Руки на пояс, наклоны туловища вправо и влево;

Ну а группа – это вертикаль!

Руки на пояс, прыжки на месте.


-Проверим, насколько хорошо вы знаете теоретический материал по темам «Причастие» и «Деепричастие». Будьте

внимательны: в каждой группе заданий может быть не один, а

несколько ответов!

1.Причастия – это:

А) слова, обозначающие признак предмета и отвечающие на вопросы какой? чей?

Б) самостоятельная часть речи, которая обозначает проявляющийся во времени признак предмета по действию и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?

В) самостоятельная часть речи, которая обозначает действие и

отвечает на вопросы что делать? Что сделать?

2. Деепричастие – это:

А) особая форма глагола, обозначающая признак предмета по

действию;

Б) самостоятельная часть речи, которая обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом;

В) особая форма глагола, обозначающая добавочное действие

при основном действии, выраженном глаголом.

3. Как и глагол, причастия могут быть:

А) совершенного и несовершенного вида;

Б) первого и второго спряжения;

В) изъявительного, условного и повелительного наклонения;

Г) настоящего, прошедшего и будущего времени;

Д) настоящего и прошедшего времени.

4. В деепричастии совмещаются признаки:

А) глагола и наречия;

Б) глагола и прилагательного;

В) причастия и глагола.

5. Причастные обороты выделяются запятыми, если стоят:

А) после определяемого слова;

Б) перед определяемым словом.

6. Деепричастие :

А) изменяется по числам и лицам;

Б) изменяется по родам, числам и падежам;

В) не изменяется.

7. Деепричастный оборот– это:

А) деепричастие и глагол, к которому оно относится;

Б) деепричастие с зависимым словом.

8. НЕ с причастиями пишется раздельно:

А) с полными, если при них нет зависимых слов;

Б) с полными, если при них есть зависимые слова;

В) с полными, если при них есть противопоставление;

Г) с полными, если при них нет противопоставления;

Д) с краткими.

9. НЕ с деепричастиями пишется:

А) слитно;

Б) раздельно;

В) раздельно, кроме слов, которые без НЕ не употребляются.

10. Две буквы Н пишутся в суффиксах причастий, если:

А) в них есть приставки, кроме НЕ -;

Б) есть суффикс –ОВА- (-ЕВА-);

В) к ним относятся зависимые слова;

Г) слово образовано от глагола совершенного вида;

Д) при них нет зависимых слов;

Е) слово образовано при помощи приставки НЕ -;

Ж) причастие краткое

Ключ к тесту:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

б

б

А,д

а

а

в

б

Б,в,д

в

А,б,в,г


Прочитайте текст, найдите в нём причастия ( какой? что делающий? что сделавший?) и деепричастия ( что делая? что сделав?) и выпишите их.

  1. Укажите глагол, от которого образованы эти причастия и деепричастия.

Образец: увидев – деепричастие – увидеть

уснувший – причастие - уснуть

  1. Найдите в тексте причастные и деепричастные обороты, а также одиночные деепричастия.

  2. По каким признакам вы их обнаружили? Графически обозначьте обороты прямо в тексте.

ЧТОБЫ ДОЕХАТЬ ДО ПАРИЖА
Франсуа Рабле, известный французский писатель, оказался в денежном затруднении. Ему нечем было заплатить за проезд из Лиона в Париж. Тогда, насыпав в три пакетика сахарный песок, он на одном написал: «Яд для короля», на другом – «Яд для королевы», на третьем – «Яд для первого министра». Писатель, оставивший пакетики на видном месте, стал ждать. Служанка, убиравшая комнату, прочла надписи и побежала к хозяину. Тот, всполошившись, вызвал стражу. Писателя схватили и под конвоем доставили в Париж. Представ перед прокурором Парижа, Рабле признался в «злом умысле» и в подтверждение проглотил всё содержимое пакетиков.

Восстановить пословицу, подобрав подходящее по смыслу деепричастие.

Дружба как стекло, … не сложишь. (разбив)

Не … броду не суйся в воду. (зная)

Не … несчастья, счастья не увидишь. (узнав)

Не … семени, хлеба не добудешь. (посеяв)

… человека, уважаешь себя. (Уважая)

Дается прямое значение, ученики по данному смыслу называют фразеологические обороты, в составе которых сохранились формы деепричастий:

Работать хорошо - Засучив рукава.

Работать плохо - Спустя рукава

Бежать быстро, (мчаться) - Сломя голову

Уйти (остаться) ни с чем, не добиться желаемого - Не солоно хлебавши

Без особого на то желания - Скрепя сердце.

Составить 10 предложении с использованием причастий и деепричастий.

Подведение итогов, комментирование оценок:

Было интересно…

У меня получилось…

Меня удивило…

Мне захотелось…

В жизни мне пригодится…


Готовятся к уроку



Отвечают,задают вопросы друг другу.




Внимательно слушают преподавателя, делают выводы
























Вывод: причастие – это «гибрид» глагола и прилагательного. От глагола причастие унаследовало вид, время (настоящее и прошедшее), возвратность-невозвратность. От прилагательного у причастия есть изменение по родам, числам и падежам, а также синтаксическая функция – определение. Как и прилагательное, причастие отвечает на вопрос, «какой». Однако причастие имеет собственные признаки: у него особые суффиксы, к нему, возможно, задать вопрос «что делающий?», «что сделавший?». Причастие с зависимым словом - это причастный оборот. Он обособляется, если находится после определяемого слова.


















Вывод: деепричастие совмещает в себе признаки глагола и наречия. Как и глагол, имеет вид и возвратность-невозвратность. Как и наречие, не изменяется и может отвечать на вопросы наречия, в предложении, как и наречие, является обстоятельством. Самостоятельные признаки деепричастия – вопросы «что делая?», «что сделав?», особые суффиксы, а также обозначение добавочного действия при главном, выраженным сказуемым.




















Правописание НЕ с глаголом и деепричастием













Вывод: деепричастие с зависимым словом – деепричастный оборот. Он обособляется в предложении всегда, как и одиночное деепричастие. Деепричастный оборот не обособляется, если он одновременно является фразеологизмом. Одиночное деепричастие не выделяется запятыми, если выполняет функцию наречия и легко им заменяется. Очень часто это деепричастия «сидя», «лёжа», «стоя», «молча» и т.д.

Составляют синквейн














Исправляют ошибки и записывают свои варианты.












Выполняют физ. упражнения















Выполняют тестовые задания






























































Читают текст, выполняют задания























Вспоминают пословицы, находят нужные деепричастия.







Вспоминают фразеологизмы, находят деепричастия.







Записывают домашнее задание.

Интерес ответственность, целеустремленность,умение определять цель, планировать



Умение логически мыслить, определяя суть сказанного





















Умение подводить выводы





































Логическое мышление
































































Умение творчески мыслить











Навыки видеть ошибки и исправлять их











Здоровье-сбереженье














Внимание, память





























































Использование теории на практике






















Умение работать с пословицами








Использование фразеологизмов в речи и умение работать с ними




Память, внимание




Предмет Русский язык

урока


Группа










Дата










Проверенно











Тема урока: Морфологический разбор причастий и деепричастий. Употребление причастий и деепричастий в речи.

Цели урока:

образовательная;

- активизирование знаний по теме «Причастие» и «Деепричастие» с точки зрения морфологии, орфографии, синтаксиса, пунктуации и применение их на практике;

развивающий;

- развитие речи и творческих способностей студентов, орфографических и пунктуационных навыков;

воспитательная;

- воспитание интереса к предмету, уважительного отношения к слову.

Тип урока: комбинированный

Вид урока: урок – повторение

Оборудование: ТСО, тесты, текст, обучающие игры

Этапы урока

Время

Оценка

1

Орг. момент

2 мин


2

Проверка домашнего задания.

5 мин


3

Работа с текстом (в группах)

15 мин.

10 б.

4

Синквейн

5 мин.

5 б.

5

Работа с предложениями

5 мин.

10 б.

6

Физкультминутка

5 мин.


7

Тест «Причастие и деепричастие»

10 мин.

10 б.

8

Работа с текстом

10 мин.

10 б.

9

Игра “Подскажи словечко”

5 мин

5 б.

10

“Аукцион фразеологических оборотов”

5 мин

5 б.

11

Домашнее задание

2 мин


12

Подведение итога

3 мин


Критерии оценок «5» - 52-55
«4» - 47-51
«3» - 42-46

Просмотр содержимого документа
«Рабочий лист к уроку по теме»

Рабочий лист к уроку по теме «Причастия и деепричастия в речи».

Упражнение 1. Завершите предложения, используя слова для справок.

Серебряная сказка зимы!

……………………….поля…………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………………………………лес. 

В звёздные ночи лунный свет……………………………………………………………………

Слова для справок: белеющие, переплетённые лентами следов, занесённый снегом, колдующий над полями.

Упражнение 2. Перед вами предложения, с сочетаниями КОТОРЫЙ+ГЛАГОЛ. Попробуйте заменить сочетания причастными оборотами или причастиями.
Холодная ночь раскинулась над лесом, который был занесён снегом.

……………………………………………………………………………………………………...

Деревья оделись в белые шубы, которые сверкали.

……………………………………………………………………………………………………...

А на краю опушки стоял могучий старый дуб, который побелел от мороза.

……………………………………………………………………………………………………...
Упражнение 3. Прочитайте отрывки и выпишите из них деепричастные обороты с основными глаголами.
Под голубыми небесами Скользя по утреннему снегу,
Великолепными коврами, Друг милый, предадимся бегу
Блестя на солнце, снег лежит; Нетерпеливого коня
Прозрачный лес один чернеет, И навестим поля пустые,
И ель сквозь иней зеленеет, Леса, недавно столь густые,
И речка подо льдом блестит. И берег, милый для меня.
………………………….. ……………………………
………………………….. ……………………………
Упражнение 4. Прочитайте предложения, исправьте допущенные в них ошибки.
Иней, сверкающийся на ветках, завораживал.
……………………………………………………………………………………………………...
Увидев заснеженную лесную опушку, меня охватило чувство радости.
……………………………………………………………………………………………………...
Метель, начавшийся утром, не переставала до вечера.

……………………………………………………………………………………………………...






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Таласбаева Гаухар Темирбековна

Дата: 24.10.2017

Номер свидетельства: 434333


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства