1.Организационный момент. 2мин. 2.Проверка домашнего задания. 5мин 3.Работа с текстом 15 мин. 4. Синквейн 5 мин. 5.Работа с предложениями 5 мин. 6.Физкультминут. 5 мин. «Периодическая система» 7.Тест «Причастие и деепричастие» 10 мин. 8. Работа с текстом 10 мин. 9. Игра “Подскажи словечко” 5 мин. 10. “Аукцион фразеологических оборотов” 5 мин. 11. Домашняя работа. 2 мин. 12. Подведение итогов 3 мин. | - Здравствуйте, ребята. Сейчас урок русского языка, проверили готовность к уроку Проверяет домашнее задание студентов. История первая «Родословная» В некотором царстве, в некотором государстве жили-были Глагол и Прилагательное. Жили они в любви и согласии, а потому и родилось у них дитя любимое, желанное. Причастием его нарекли. И стали счастливые родители спорить-гадать: на кого из них более ребёнок похож. - В меня доченька: энергичная, деятельная и вид из себя имеет совершенный и несовершенный. В меня она возвратностью-невозвратностью пошла. И время у неё такое же, как у меня: прошедшее, настоящее. Разве только о будущем ещё не загадывает. Как и я со спряжением дружит. - А вот и нет, в меня дитя, - возражает Глаголу Прилагательное, - отвечает на тот же самый вопрос, что и я, как и я, изменяется по числам и падежам и в предложении бывает, как и я, определением. Опять же компанейская: любит, как и я, общаться с друзьями, в основном с существительными. Как и я с подружкой «Не» то дружит, то ссорится, и пишется поэтому с «Не» то слитно, то раздельно. А Причастие им и отвечает: - Не ссортесь, родители, на обоих вас похоже, но и свой характер имею. Люблю, например, часто работать самостоятельно, т.е. бываю действительным, а иногда отдыхаю (пусть другие потрудятся), становясь страдательным. Суффиксы опять же у меня особые. А какие причастные обороты мы с друзьями устраиваем! - какие морфологические, орфографические, синтаксические особенности причастия мы с вами повторили? Сказка продолжается: А в соседнем царстве-королевстве так же счастливо жили-были родной брат-близнец Глагол и его супруга Наречие. И в их счастливом семействе дитя народилось. Деепричастием назвали. В отца Глагола сынок совершенного и несовершенного из себя вида, то возвратный, то невозвратный. А в мать Наречие абсолютно Деепричастие неизменяемое, что бы вокруг ни происходило. Кроме того, деепричастие откликается на вопросы Наречия (как?, каким образом?), а в предложении является, как и Наречие, обстоятельством и обозначает цель, причину, место, время, образ действия. Но рано или поздно все дети стремятся к самостоятельности. Вот и Деепричастие не исключение. - Я вполне самостоятельная часть речи! Требую соответствующего отношения и места в системе знаменательных частей речи! – громко заявляет Деепричастие. Глагол возмущается: - Ты всего лишь моё дитя, моя особая форма, а Наречие молчит. Оно не вмешивается в дела языковые, оно всегда неизменно и постоянно и свою неизменяемость оно ценит превыше всего… - какие морфологические и синтаксические признаки деепричастия мы с вами вспомнили? История вторая «Фамильная неприязнь». Давно это было. Никто и не вспомнит сейчас, почему частица НЕ стала враждовать с Глаголом. Как ни старались другие части речи примирить частицу НЕ с Глаголом, но ничего у них не получалось. НЕ при всяком удобном случае заявляла: «Не сольюсь! Не соединюсь! Не пишите нас вместе!» Смиряла свою гордость непримиримая частица только тогда, когда Глагол без НЕ терял свой смысл и не мог употребляться самостоятельно. «Ненавижу! Неистовствую и негодую! Недоумеваю! Мне от всего этого нездоровится, а глаголу несдобровать!» - грозила частица НЕ, вынужденная стоять рядом с Глаголом. Так и шло из поколения в поколение. Частица НЕ так не любит Глагол, что не признает и его глагольную форму – Деепричастие и на него распространяет свою ненависть, поэтому так же, как и с Глаголом, с Деепричастием НЕ пишется раздельно, и только в некоторых случаях вынуждена терпеть неприятное соседство. Вот до чего доводит фамильная неприязнь! - о каком орфографическом правиле шла речь в этой сказке? История третья «Бунт» - Безобразие! Произвол! Это возмутительно! – с такими криками, в тронный зал вкатилось неуклюжее Деепричастие. – Наказать бунтовщиков, повесив их на первом же суку! Разъяренного правителя тщетно пытались успокоить подданные. Что же довело его до такого состояния? Много лет тому назад Деепричастие издало приказ об обособлении собственной персоны в любом предложении, независимо от того, одно или в окружении подданных, в начале, в середине или в конце предложения оно находится. Приказ правителя соблюдался безоговорочно. И вдруг разведка сообщила, что в королевстве есть бунтовщики, которые не подчинились приказу Деепричастия. Прокрадываясь в предложение, они не желали обособляться...
- Оставим нашего расстроенного правителя наедине с его горькими мыслями, а сами подумаем, о каком правиле идет речь в сказке?
Правила построения синквейна: 1-я строка | Кто? Что? (тема). | 1 существительное | 2-я строка | Какой? (определение темы). | 2 прилагательных | 3-я строка | Что делает? (характерные действия или состояния предмета). | 3 глагола | 4-я строка | Что автор думает? | Фраза из 4 слов | 5-я строка | Кто? Что? (новое звучание темы). | 1 существительное | Исправьте ошибки в предложении с причастным оборотом. Запишите свой вариант. Какие ошибки были допущены в первоначальном варианте? Чтобы правильно ответить на этот вопрос, вспомните принцип построения предложения с причастным оборотом и определяемым словом, а также вид причастия (действительное или страдательное). 1) В XVIII веке пытавшаяся дама сохранить макияж умывалась не каждый день. 2)Покрывавшая дама лицо свинцовыми белилами добивалась аристократической бледности кожи. 3)Надетый дворянин белоснежную рубашку с кружевными манжетами повязывал на шею галстук в виде косынки. 4)Причинённый парик определённые неудобства придавал своему владельцу представительный вид. Предлагает выполнить физические упражнения Слоганы | Упражнения | Раз – два – руки в горизонтали, | Обе руки в горизонтальной плоскости одновременно вправо – влево; | Три – четыре – руки по вертикали. | Обе руки одновременно резким движением поднимаются вверх и опускаются вниз. | Помни, период – это горизонталь, | Руки на пояс, наклоны туловища вправо и влево; | Ну а группа – это вертикаль! | Руки на пояс, прыжки на месте. | -Проверим, насколько хорошо вы знаете теоретический материал по темам «Причастие» и «Деепричастие». Будьте внимательны: в каждой группе заданий может быть не один, а несколько ответов! 1.Причастия – это: А) слова, обозначающие признак предмета и отвечающие на вопросы какой? чей? Б) самостоятельная часть речи, которая обозначает проявляющийся во времени признак предмета по действию и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? В) самостоятельная часть речи, которая обозначает действие и отвечает на вопросы что делать? Что сделать? 2. Деепричастие – это: А) особая форма глагола, обозначающая признак предмета по действию; Б) самостоятельная часть речи, которая обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом; В) особая форма глагола, обозначающая добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом. 3. Как и глагол, причастия могут быть: А) совершенного и несовершенного вида; Б) первого и второго спряжения; В) изъявительного, условного и повелительного наклонения; Г) настоящего, прошедшего и будущего времени; Д) настоящего и прошедшего времени. 4. В деепричастии совмещаются признаки: А) глагола и наречия; Б) глагола и прилагательного; В) причастия и глагола. 5. Причастные обороты выделяются запятыми, если стоят: А) после определяемого слова; Б) перед определяемым словом. 6. Деепричастие : А) изменяется по числам и лицам; Б) изменяется по родам, числам и падежам; В) не изменяется. 7. Деепричастный оборот– это: А) деепричастие и глагол, к которому оно относится; Б) деепричастие с зависимым словом. 8. НЕ с причастиями пишется раздельно: А) с полными, если при них нет зависимых слов; Б) с полными, если при них есть зависимые слова; В) с полными, если при них есть противопоставление; Г) с полными, если при них нет противопоставления; Д) с краткими. 9. НЕ с деепричастиями пишется: А) слитно; Б) раздельно; В) раздельно, кроме слов, которые без НЕ не употребляются. 10. Две буквы Н пишутся в суффиксах причастий, если: А) в них есть приставки, кроме НЕ -; Б) есть суффикс –ОВА- (-ЕВА-); В) к ним относятся зависимые слова; Г) слово образовано от глагола совершенного вида; Д) при них нет зависимых слов; Е) слово образовано при помощи приставки НЕ -; Ж) причастие краткое Ключ к тесту: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | б | б | А,д | а | а | в | б | Б,в,д | в | А,б,в,г | Прочитайте текст, найдите в нём причастия ( какой? что делающий? что сделавший?) и деепричастия ( что делая? что сделав?) и выпишите их. Укажите глагол, от которого образованы эти причастия и деепричастия. Образец: увидев – деепричастие – увидеть уснувший – причастие - уснуть Найдите в тексте причастные и деепричастные обороты, а также одиночные деепричастия. По каким признакам вы их обнаружили? Графически обозначьте обороты прямо в тексте. ЧТОБЫ ДОЕХАТЬ ДО ПАРИЖА Франсуа Рабле, известный французский писатель, оказался в денежном затруднении. Ему нечем было заплатить за проезд из Лиона в Париж. Тогда, насыпав в три пакетика сахарный песок, он на одном написал: «Яд для короля», на другом – «Яд для королевы», на третьем – «Яд для первого министра». Писатель, оставивший пакетики на видном месте, стал ждать. Служанка, убиравшая комнату, прочла надписи и побежала к хозяину. Тот, всполошившись, вызвал стражу. Писателя схватили и под конвоем доставили в Париж. Представ перед прокурором Парижа, Рабле признался в «злом умысле» и в подтверждение проглотил всё содержимое пакетиков. Восстановить пословицу, подобрав подходящее по смыслу деепричастие. Дружба как стекло, … не сложишь. (разбив) Не … броду не суйся в воду. (зная) Не … несчастья, счастья не увидишь. (узнав) Не … семени, хлеба не добудешь. (посеяв) … человека, уважаешь себя. (Уважая) Дается прямое значение, ученики по данному смыслу называют фразеологические обороты, в составе которых сохранились формы деепричастий: Работать хорошо - Засучив рукава. Работать плохо - Спустя рукава Бежать быстро, (мчаться) - Сломя голову Уйти (остаться) ни с чем, не добиться желаемого - Не солоно хлебавши Без особого на то желания - Скрепя сердце. Составить 10 предложении с использованием причастий и деепричастий. Подведение итогов, комментирование оценок: Было интересно… У меня получилось… Меня удивило… Мне захотелось… В жизни мне пригодится… | Готовятся к уроку Отвечают,задают вопросы друг другу. Внимательно слушают преподавателя, делают выводы Вывод: причастие – это «гибрид» глагола и прилагательного. От глагола причастие унаследовало вид, время (настоящее и прошедшее), возвратность-невозвратность. От прилагательного у причастия есть изменение по родам, числам и падежам, а также синтаксическая функция – определение. Как и прилагательное, причастие отвечает на вопрос, «какой». Однако причастие имеет собственные признаки: у него особые суффиксы, к нему, возможно, задать вопрос «что делающий?», «что сделавший?». Причастие с зависимым словом - это причастный оборот. Он обособляется, если находится после определяемого слова. Вывод: деепричастие совмещает в себе признаки глагола и наречия. Как и глагол, имеет вид и возвратность-невозвратность. Как и наречие, не изменяется и может отвечать на вопросы наречия, в предложении, как и наречие, является обстоятельством. Самостоятельные признаки деепричастия – вопросы «что делая?», «что сделав?», особые суффиксы, а также обозначение добавочного действия при главном, выраженным сказуемым. Правописание НЕ с глаголом и деепричастием Вывод: деепричастие с зависимым словом – деепричастный оборот. Он обособляется в предложении всегда, как и одиночное деепричастие. Деепричастный оборот не обособляется, если он одновременно является фразеологизмом. Одиночное деепричастие не выделяется запятыми, если выполняет функцию наречия и легко им заменяется. Очень часто это деепричастия «сидя», «лёжа», «стоя», «молча» и т.д. Составляют синквейн Исправляют ошибки и записывают свои варианты. Выполняют физ. упражнения Выполняют тестовые задания Читают текст, выполняют задания Вспоминают пословицы, находят нужные деепричастия. Вспоминают фразеологизмы, находят деепричастия. Записывают домашнее задание. | Интерес ответственность, целеустремленность,умение определять цель, планировать Умение логически мыслить, определяя суть сказанного Умение подводить выводы Логическое мышление Умение творчески мыслить Навыки видеть ошибки и исправлять их Здоровье-сбереженье Внимание, память Использование теории на практике Умение работать с пословицами Использование фразеологизмов в речи и умение работать с ними Память, внимание |