Практический: Минутка чистописания Словесный: слова учителя Практический: орфографическое упражнение с грамматический заданием | 8:00-8:07 | Минутка чистописания. - Откройте тетради, две строчки вниз, записываем число: Первое апреля ; Классная работа. Спинки прямые, ручку держим правильно! (Слайд 1) Прочитайте слова на доске, с какой орфограммой мы будем работать в данном упражнении?(правописание глаголов с безударным окончанием) Давайте вспомним, как нужно проверять написание безударного окончания глаголов?(поставить глагол в н.ф. и найти суффикс, если в суффиксе –и, то глагол второго спряжения, и в окончании пишем –И,-А,-Я. Если у глагола в н.ф. другой суффикс это глагол первого спряжения, в окончании пишем –Е,-У,-Ю.) Ваша задача списать слова в тетрадь и вставить буквы на место пропуска, и указать спряжение. Пиш...т(писать Iспр.), уч..шь(учить II спр.), чита..т(читать Iспр.), кле..т(клеить II спр.), рису..шь(рисовать I спр.), (они) скуча..т(скучать I спр.), корм..т(кормить II спр.), друж..т(дружить II спр.), стро..шь(строить II спр), плава..шь(плавать I спр.), вер..т(верить II спр.), зна..т(знать I спр.) Образец записи на доске. Образец: Пишет (писать I спр.) . Кто хочет выйти к доске и разобрать следующее слово? Слова пишем через запятую, первое с большой буквой, остальные с маленькой, не забывайте комментировать ваши действия у доски. Кто хочет поработать со следующим словом.(6 первых слов разбираются у доски с комментарием) Остальные слова мы разберем с устной проверкой. N, объясни как ты написал слово «дружить». Ребята, проверьте, так ли у вас? Что у N у тебя по другому? Почему нужно писать именно эту букву? Давайте еще раз вспомним как нужно проверять написание безударное окончание глаголов? (поставить глагол в н.ф. и найти суффикс, если в суффиксе –и, то глагол второго спряжения, и в окончании пишем –И,-А,-Я. Если у глагола в н.ф. другой суффикс это глагол первого спряжения, в окончании пишем –Е,-У,-Ю.) | Анализировать задание Выполнять задание осмысленно Списывать, вставляя нужную букву. Определять спряжение глаголов. Объяснять орфограммы | Р: самоопределение, мобилизация эмоциональной устойчивости |
Постановка учебной задачи и её решение Словест: устный ответ на вопрос | 8:07 8:10 | Упражнение На доске: «Учится-учиться» Прочитайте слова, записанные на доске. Что интересного вы заметили?(в одном из слов стоит мягкий знак) Разные это формы слова или в каком то из них допущена ошибка?(разные) В этом мы и должны разобраться на сегодняшнем уроке. Как вы думаете, какова тема нашего урока? (Правописание глаголов на –ТСЯ и ТЬСЯ) Какие цели мы поставим сегодня на урок? Мы узнаем…(как правильно писать глаголы на –ТЬСЯ и ТСЯ). Мы научимся…(писать глаголы на –ТЬСЯ и ТСЯ) | Анализировать слова написанные на доске. Отвечать на вопросы Аргументировать своё мнение. Определять тему урока Ставить цели на урок | К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы ; обмениваются мнениями ; строят реч. высказывания. П: осуществляют по учебнику поиск необходимой информации. П: обобщают изученное Р: осмысляют учебный материал; действуют с учётом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя |
Решение частных задач Словес,; слово учителя, ответы на вопросы Практич,; составление алгоритма написания –тся и –ться. группам Практич.: работа по учебнику Словес,; слово учителя Практич.:работа с учебником Практич: комментированное письмо; формулирование правила; Списывание с орфографическим заданием. . | 8:10 8:12 8:12 8:15 8:15 8:22 8:22 8:24 | Изучение нового материала. На доске: Мне снится чудесный сон. Тебе будет сниться чудесный сон. Сделайте транскрипцию подчеркнутых слов и подсчитайте количество звуков в обоих словах.([сн’ица] -5 звуков в обоих случаях). Попробуйте объяснить, почему одинаково звучащие глаголы пиутся по-разному. Поставьте вопросы к глаголам. (сниться- что делать, снится- что делает)В какой форме стоит каждый из них? (сниться – н.ф., снится- 3 лицо, ед.ч) Какой вывод мы можем сделать? (-ться пишется в глаголах в н.ф., отвечающих на вопрос что делать? Что сделать? -ТСЯ пишется в глаголах в 3-м лице, ед. и мн числе, отвечающих на вопрос Что делает? Что сделает? Что делают? Что сделают?) Давайте попробуем составить алгоритм написания глаголов на –тся, -ться. Объединитесь в группы по четыре человека. Давайте повторим правила работы в парах 1. Найдите глагол. 2. Задать вопрос к глаголу. 3. Если глагол употреблен в начальной форме и отвечает на вопрос что делать?, то в конце слова пишется -т..ся. 4. Если глагол употреблен в форме 3 лица, единственного или множественного числа и отвечает на вопрос что делает? что сделает? что делают? что сделают?, то пишется т...ся. N, прочти алгоритм, у всех групп получилось так же? Давайте проверим правильный ли вывод мы сделали. Откройте страницу 103, N, прочитай сообщение Самоварова. Кто хочет рассказать нам его? Упражнение 171 Прочитайте . N, прочитай задание вслух. Кто может объяснить, что в нем нужно сделать? (записать упражнение, вставляя, где нужно мягкий знак) Что нам необходимо знать, что бы выполнить это задание? (правило написания –ться и –тся). Выполнять задание мы будем следующим образом, один ученик читает предложение, объясняя постановку мягкого знака, а все о пишут и внимательно слушают, правильно ли он выполнил задание. Не забывайте подчеркивать орфограммы. 1.Дымятся черные бугры, и утром в воздухе нагретом густые белые пары напоены теплом и светом.2. В улице немая тишина кругом, только галок стая вьется над селом. 3. По́лно тут тебе валяться, спрячь игрушки да вставай. Подойди ко мне прощаться, да и спать к себе ступай. 4. Что-то слышится родное в долгих песнях ямщика. С какой орфограммой мы работали в данном упражнении(правописание –тся и –ться в глаголах) Давайте еще раз повторим правописание –тся и –ться в глаголах. Кто хочет его повторить. Динамическая пауза. - Предлагаю отдохнуть. (Включается видеофизминутка). | Анализировать словосочетания записанные на доске. Отвечать на вопросы учителя. Делать транскрипцию слов. Аргументировать своё мнение. Делать выводы о написании -ться и –тся. Работать в группах Составлять алгоритм написания –тся и –ться. Сравнивать свой вывод и правило в учебнике. Формулировать правило написания –тся и -ться. Списывать задания, выполняя орфографическое задание. Списывают упражнения. Комментируют постановку мягкого знака или его отсутствие. Проверяют правильность выполнения задания. Повторить правило написания глаголов на –тся, -ться. Аргументировать свое мнение. Внимательно слушать и исправлять ошибки одноклассников. Выполнять физ. упражнения | Р: применяют и сохраняют уч.задачу при выполнении заданий; действуют с учётом выделенных учителем ориентиров; применяют освоенные способы действия П: извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, собственного опыта; осуществляют поиск необходимой информации Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров. |
Словесный: слово учителя; устный ответ ученика Практический: работа в парах; составление предложений . Словес.: слово учителя, ответы на вопросы. Практич.: формулирование орфограмм и правил к ним. Практич.: фронтал. проверка. | 8:24 8:32 8:32 8:41 | Упражнение 173 Найдите упражнение 173. N, прочитай его вслух. Сейчас мы будем работать в парах. Давайте вспомним правила работы в парах. Запишите предложения в тетрадь. Если вы готовы, поднимите руки. Какие предложения у вас получились. Правильно ли N и N составили предложения? Упражнение 174 Прочитайте задание 174, N, прочитай его вслух.. N, объясни, что нужно сделать в данном упражнении. N, прочти первое предложение. Кто может объяснить нужно ли на месте пропуска писать мягкий знак. Почему? Какое правило нужно применить, чтобы правильно написать это слово. Спишите предложение(то же самое с остальными предложениями. Давайте определим, сколько орфографических правил мы использовали в этих упражнениях. Беречь- в глаголах окончания –ть,-чь пишутся с мягким знаком. Речь –в существительных 3 склонения женского рода после шипящих пишется мягкий знак. Нож –в существительных 2 склонения мужского рода после шипящих мягкий знак не пишется. Приходится – что делает, 3 лицо, ед.ч. Задач- в существительных множественного числа после шипящих мягкий знак не пишется. Постараешься- в глаголах 2л. ед. ч. после шипящих пишется ь. Сможешь- окончание глагола - в глаголах 2л. ед. ч. после шипящих пишется ь. Добиться- что сделать н.ф. Печь- в существительных 3 склонения женского рода после шипящих пишется мягкий знак. Испечь- в глаголах н.ф. окончания –ть,-чь пишутся с мягким знаком. Подойдёшь- в глаголах 2л. ед. ч. после шипящих пишется ь. Воротишься- в глаголах 2л. ед. ч. после шипящих пишется ь. Тишь- в существительных 3 склонения женского рода после шипящих пишется мягкий знак. | Работать в парах. Составлять предложения используя глаголы в неопределенной форме и в форме 3 лица. Объяснять задание к упражнению. Объяснять постановку мягкого знака. Называть орфограмму и формулировать правило к этим орфограммам. Определять количество орфограмм в задании. | К:построение речевых высказываний Согласование действий с партнером Р:Контроль Коррекция Логические анализ синтез обобщениею К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят реч. высказывания. |
Рефлексия Словес,; ответы на вопросы | 12:41 12:45 | Домашнее задание Страница в учебнике 103, упр. .№ 172 Выставление отметок За работу на уроке вы получили следующие отметки:…… - Ребята, с какой орфограммой мы сегодня познакомились? -когда в глаголах пишется –тся? Когда –ться? - Какие цели мы ставили? - Каких добились? - Чему научились? - Что попробовали? -Трудно ли было? - Кому на уроке было, комфортно, интересно? Поднимите обе руки. Кому было немного трудно, но интересно, поднимите одну руку. Надеюсь, вам было действительно комфортно. Спасибо за урок! До свидания! | Формулировать конечный результат своей работы на уроке .Отвечать на вопросы учителя Осмыслять и анализировать свою работу на уроке. Повторить правило написания –тся и -ться. Записывают домашнее задание Задают вопросы по домашнему заданию | Р:Контроль Коррекция |