kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока по рускому языку "Морфемика"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка может быть принята в работу для обобщения по теме "Морфемика"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по рускому языку "Морфемика"»

Ход урока:

Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас очередной урок русского языка. Но урок непростой, а урок – сказка. Но предже, чем мы попадем в её волшебный мир, давайте прослушаем песню. Слушайте ее внимательно, чтобы самим догадаться о том, о чем мы с вами будем говорить. (Звучит песня о морфемах на мотив песни «В юном месяце апреле»). (Слайд 1-8).

Учитель: Догадались, о чем мы будем вести разговор ?

(Ответы детей).

Учитель: Совершенно верно. (Слайд 9). (Попросить ребенка зачитать цели). Сегодня на уроке мы систематизируем знания о морфемах,будем совершенствовать навык морфемного разбора, а на материале урока продолжим воспитывать чувство взаимовыручки и интереса к русскому языку.

Учитель: (Слайд 10). Откройте тетради, запишите число и тему урока.

Учитель: (Слайд 11). Итак, сказка начинается. Будет сказка занимательная, слушайте дети её внимательно. Кто уши хорошо раскроет тот много всякой всячины усвоит, а кто невзначай уснет, тот ни с чем с урока уйдет.

В некотором царстве, в тридевятом государстве Морфемика (Слайд 12) жили маленькие морфемы. Они всегда были разные и у каждой был свой характер. Все они были талантливы и выбирали себе роль по вкусу.Таких ролей было 5. Одна роль считалась главной. Ее разрешалось исполнять только тем морфемам, которые могли передать главный смысл слова. Есть слова в которых не нужны исполнители на другие роли– корень – и все.(Слайд 13).

Учитель: Ребята, скажите, что такое Корень? (Ответы детей с примерами).

Учитель: Следующую роль в царстве Морфемика исполняли приставки. (Слайд 14).Ребята, а вы можете вспомнить, что такое Приставка? (Ответы детей с примерами). У приставок характер решительный. Они многое могут изменить. Смотрите слово РИСОВАТЬ (слайд 15). Оно устало, присело отдохнуть и тут к нему со всех сторон стали слетаться приставки, как стая птиц. Раз приставка, два приставка…(Слайд 16). Составьте, ребята, новые слова с приставками и запишите их в тетрадь. (Работа в группах: ответы детей). А теперь посмотрите на экран,что получилось.(Слайд 17).

Учитель: Ребята, а можно ли сказать, что каждая эта приставка образует новое слово? Докажите.(Ответы детей).

Учитель: В государстве Морфемика живут и другие замечательные морфемы. Они такие забавные. Иногда звенят как колокольчики, иногда будто каблучками стучат. Как вы думаете, о какой морфеме идет речь? (Ответы детей, привести примеры слов с суффиксами, индивидуальная работа). (Слайд 18). Да удивительное имя – Суффиксы.

Ребята, составьте слова с указанными суффиксами. (Работа у доски:Слайд 19).

Учитель: Скоро сказка сказывается, но случился спор между Приставками и Суффиксами. Кто важнее?Даже чуть не подрались они. Спасибо, что вмешался Корень и спросил: «Что вы тут расшумелись? Вы попробуйте встать хоть порознь, хоть вместе. У вас без меня ничего не получится». Попробовали они и у них ничего не получилось. И тех пор Корень решил так: « Встаньте-ка вы по разные стороны от меня. Ты –приставка слева, а ты суффикс – справа». Сказано- сделано. Но тут в разговор вмешалась Основа, (Слайд 20) которая во время разговора находилась в стороне и спросила: «А где моё место»?

Учитель: Ребята, скажите, что такое Основа и выделите основу в словах, которые вы записали на доске. (Ответы детей с примерами).

Учитель: Верно, основа как фундамент .Она скрепляет союз корня, приставки и суффикса.

Учитель: Сказка сказывается, но мы с вами не назвали еще одну морфему. Какую? (Ответы детей и примеры). (Слайд 21).

Учитель: Да, действительно – это Окончание. Ребята, скажите.Что такое окончание и какое место оно занимает в слове? (Ответы детей с примерами).

Учитель: Наконец-то в стране Морфемике все стало на свои места, а чтобы жители этого государства больше никогда не ссорились, Корень принял решение поселить их в домики (Слайд 22) с разными крышами и получилось вот такое красивое семейство. Ребята, скажите, почему у окончания нет никакой крыши? (Ответы детей).

Учитель: Вот такая забавная история произошла в стране Морфемика.

(Звук прихода телеграммы).

Учитель: Что это такое? Ну-ка посмотрим! Телеграмма! (Слайд23).

«Сос зпт помогите зпт король Морфем сошел с ума тчк Высылаем задания зпт не можем ответить тчк Сказочные герои тчк»

Учитель: Ну что, ребята,поможем сказочным героям?Но прежде, чем мы станем выполнять задания, вашему вниманию представляются листы самооценки, которые вы должны заполнить в ходе работы на уроке. Итак, Король Морфем дал им трудные , а мы –то с вами знаем все о морфемах, поэтому справимся с ними без труда. Первый герой, который нуждается в помощи – Кот Леопольд. Ему не повезло- досталось задание выполнить морфемный разбор. Ребята, скажите, как выполнить морфемный разбор слова. (Ответы детей). (Слайд 24).

Задание: (Слайд 25). Выполните морфемный разбор слов(работа по рядам): апельсин, расписание, рассвет.

Учитель: Молодцы ребята, вы справились с этим заданием. И следующий герой, который нуждается в нашей помощи-это Машенька. (Слайд 26). Она так торопилась к нам на встречу,что по дороге растеряла все слова и у нее остались лишь схемы этих слов.Так давайте теперь поможем по предложенным схемам восстановить их(работа в парах).

Первая схема: корень +окончание

Вторая схема: корень+суффикс+окончание

Третья схема: приставка+корень+суффикс+окончание

А теперь составим предложения с полученными словами. (Дети дают ответ, а затем выполняют синтаксический разбор предложений).

Учитель: Ребята, вы так хорошо справляетесь со всеми заданиями и наверное немного подустали. Давайте выполним физкульминутку. (Слайд27).

Физкультминутка: Солнце яркими лучами щеки нам ласкает, к солнышку потянемся, с любым заданием справимся.

Учитель: (Слайд28). Даже старой, никогда не учившейся Бабе Яге, досталось задание, а она не знает, что такое термин. Ребята, а вы знаете значение слова термин? (Ответы детей).

Теперь выполним тест(самостоятельная работа):

1.Изменяемая часть слова (Суффикс, окончание, корень).

2.В нем заключено основное значение однокоренных слов (Приставка, корень, окончание).

3.Все слово без окончания (Основа, приставка, суффикс).

4.Изучает состав слова (Синтаксис, морфемика, фонетика).

Учитель:Молодцы, вы отлично справились с этим заданием.

Учитель: (Слайд29). Вот и Лунтику досталось задание. Он уверен, что ему можете помочь только вы. Выполним упражнение 405 из учебника.

Учитель: Вот мы и справились с заданиями. Как вы думаете, почему нам это удалось? Что же мы нового узнали?(Ответы детей).

Учитель: Запишите домашнее задание: (Слайд30).

Сочинить лингвистическую сказку:

1 ряд:Сказка о происхождении приставок пре- и при-.

2 ряд:Сказка о происхождении суффиксов –оньк- и -еньк-.

3 ряд:Сказка о происхождении приставок раз- и рас-.

Учитель: (Слайд31). На этом нашей сказке конец, а кто слушал-молодец.А молодцами вы сегодня были все.Самооценивание.Урок окончен, до встречи.
























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Разработка урока по рускому языку "Морфемика"

Автор: Галеева Наталья Борисовна

Дата: 09.12.2019

Номер свидетельства: 531120


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства