Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по рускому языку "Морфемика"»
Ход урока:
Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас очередной урок русского языка. Но урок непростой, а урок – сказка. Но предже, чем мы попадем в её волшебный мир, давайте прослушаем песню. Слушайте ее внимательно, чтобы самим догадаться о том, о чем мы с вами будем говорить. (Звучит песня о морфемах на мотив песни «В юном месяце апреле»). (Слайд 1-8).
Учитель: Догадались, о чем мы будем вести разговор ?
(Ответы детей).
Учитель: Совершенно верно. (Слайд 9). (Попросить ребенказачитать цели). Сегодня на уроке мы систематизируем знания о морфемах,будем совершенствовать навык морфемного разбора, а на материале урока продолжим воспитывать чувство взаимовыручки и интереса к русскому языку.
Учитель: (Слайд 10). Откройте тетради, запишите число и тему урока.
Учитель: (Слайд 11).Итак, сказка начинается. Будет сказка занимательная, слушайте дети её внимательно. Кто уши хорошо раскроет тот много всякой всячины усвоит, а кто невзначай уснет, тот ни с чем с урока уйдет.
В некотором царстве, в тридевятом государстве Морфемика (Слайд 12) жили маленькие морфемы. Они всегда были разные и у каждой был свой характер. Все они были талантливы и выбирали себе роль по вкусу.Таких ролей было 5. Одна роль считалась главной. Ее разрешалось исполнять только тем морфемам, которые могли передать главный смысл слова. Есть слова в которых не нужны исполнители на другие роли– корень – и все.(Слайд 13).
Учитель: Ребята, скажите, что такое Корень? (Ответы детей с примерами).
Учитель: Следующую роль в царстве Морфемика исполняли приставки. (Слайд 14).Ребята, а вы можете вспомнить, что такое Приставка? (Ответыдетей с примерами). У приставок характер решительный. Они многое могут изменить. Смотрите слово РИСОВАТЬ(слайд 15). Оно устало, присело отдохнуть и тут к нему со всех сторон стали слетаться приставки, как стая птиц. Раз приставка, два приставка…(Слайд 16). Составьте, ребята, новые слова с приставками и запишите их в тетрадь. (Работа в группах: ответы детей).А теперь посмотрите на экран,что получилось.(Слайд 17).
Учитель: Ребята, а можно ли сказать, что каждая эта приставка образует новое слово? Докажите.(Ответы детей).
Учитель: В государстве Морфемика живут и другие замечательные морфемы. Они такие забавные. Иногда звенят как колокольчики, иногда будто каблучками стучат. Как вы думаете, о какой морфеме идет речь? (Ответы детей, привести примеры слов с суффиксами, индивидуальная работа). (Слайд 18). Да удивительное имя – Суффиксы.
Ребята, составьте слова с указанными суффиксами. (Работа у доски:Слайд 19).
Учитель: Скоро сказка сказывается, но случился спор между Приставками и Суффиксами. Кто важнее?Даже чуть не подрались они. Спасибо, что вмешался Корень и спросил: «Что вы тут расшумелись? Вы попробуйте встать хоть порознь, хоть вместе. У вас без меня ничего не получится». Попробовали они и у них ничего не получилось. И тех пор Корень решил так: « Встаньте-ка вы по разные стороны от меня. Ты –приставка слева, а ты суффикс – справа». Сказано- сделано. Но тут в разговор вмешалась Основа, (Слайд 20) которая во время разговора находилась в стороне и спросила: «А где моё место»?
Учитель: Ребята, скажите, что такое Основа и выделите основу в словах, которые вы записали на доске. (Ответы детей с примерами).
Учитель: Верно, основа как фундамент .Она скрепляет союз корня, приставки и суффикса.
Учитель: Сказка сказывается, но мы с вами не назвали еще одну морфему. Какую? (Ответы детей и примеры). (Слайд 21).
Учитель: Да, действительно – это Окончание. Ребята, скажите.Что такое окончание и какое место оно занимает в слове? (Ответы детей с примерами).
Учитель: Наконец-то в стране Морфемике все стало на свои места, а чтобы жители этого государства больше никогда не ссорились, Корень принял решение поселить их в домики (Слайд 22) с разными крышами и получилось вот такое красивое семейство. Ребята, скажите, почему у окончания нет никакой крыши? (Ответы детей).
Учитель: Вот такая забавная история произошла в стране Морфемика.
(Звук прихода телеграммы).
Учитель: Что это такое? Ну-ка посмотрим! Телеграмма! (Слайд23).
«Сос зпт помогите зпт король Морфем сошел с ума тчк Высылаем задания зпт не можем ответить тчк Сказочные герои тчк»
Учитель: Ну что, ребята,поможем сказочным героям?Но прежде, чем мы станем выполнять задания, вашему вниманию представляются листы самооценки, которые вы должны заполнить в ходе работы на уроке. Итак, Король Морфем дал им трудные , а мы –то с вами знаем все о морфемах, поэтому справимся с ними без труда. Первый герой, который нуждается в помощи – Кот Леопольд. Ему не повезло- досталось задание выполнить морфемный разбор. Ребята, скажите, как выполнить морфемный разбор слова. (Ответы детей).(Слайд 24).
Учитель: Молодцы ребята, вы справились с этим заданием. И следующий герой, который нуждается в нашей помощи-это Машенька. (Слайд 26). Она так торопилась к нам на встречу,что по дороге растеряла все слова и у нее остались лишь схемы этих слов.Так давайте теперь поможем по предложенным схемам восстановить их(работа в парах).
Первая схема: корень +окончание
Вторая схема: корень+суффикс+окончание
Третья схема: приставка+корень+суффикс+окончание
А теперь составим предложения с полученными словами. (Дети дают ответ, а затем выполняют синтаксический разбор предложений).
Учитель: Ребята, вы так хорошо справляетесь со всеми заданиями и наверное немного подустали. Давайте выполним физкульминутку. (Слайд27).
Физкультминутка: Солнце яркими лучами щеки нам ласкает, к солнышку потянемся, с любым заданием справимся.
Учитель:(Слайд28). Даже старой, никогда не учившейся Бабе Яге, досталось задание, а она не знает, что такое термин. Ребята, а вы знаете значение слова термин? (Ответы детей).
Теперь выполним тест(самостоятельная работа):
1.Изменяемая часть слова (Суффикс, окончание, корень).
2.В нем заключено основное значение однокоренных слов (Приставка, корень, окончание).
3.Все слово без окончания (Основа, приставка, суффикс).
4.Изучает состав слова (Синтаксис, морфемика, фонетика).
Учитель:Молодцы, вы отлично справились с этим заданием.
Учитель:(Слайд29). Вот и Лунтику досталось задание. Он уверен, что ему можете помочь только вы. Выполним упражнение 405 из учебника.
Учитель: Вот мы и справились с заданиями. Как вы думаете, почему нам это удалось? Что же мы нового узнали?(Ответы детей).
Учитель: Запишите домашнее задание: (Слайд30).
Сочинить лингвистическую сказку:
1 ряд:Сказка о происхождении приставок пре- и при-.
2 ряд:Сказка о происхождении суффиксов –оньк- и -еньк-.
3 ряд:Сказка о происхождении приставок раз- и рас-.
Учитель:(Слайд31). На этом нашей сказке конец, а кто слушал-молодец.А молодцами вы сегодня были все.Самооценивание.Урок окончен, до встречи.