Просмотр содержимого документа
«Разработка урока на тему: Слова-предложения и выделение междометий в речи"»
Урок русского языка
Тема: Слова-предложения и выделение междометий в речи.
Цели: Повторение и обобщение знаний о конструкциях, грамматически не связанных с предложением, формирование навыка грамотно пунктуационно оформлять указанные конструкции в письменной речи; повторить знаки препинания в предложениях с обращениями.
Организационный момент.
Сообщение темы, целей.
Основная часть.
Разгадайте шараду:
1. Возьмите один из слогов существительного метеор.
2. Корень глагола ждать.
3. Окончание имени существительного мужского рода в творительном падеже единственного числа.
4. Окончание глагола I спряжения в 3-м лице единственного числа настоящего времени.
5. Суффикс и окончание существительного величие.
Целое: название слова, которое выражает чувства, переживания, побуждения, но не называет их.
Ответ: ме-жд-ом-ет-ие
Слово учителя:
Среди живущих на Земле существ есть совсем просто устроенные, вроде каких-нибудь одноклеточных водорослей или микробов, и очень сложные – вроде обезьяны или крокодила. То же самое мы видим и среди частей речи. Вот, например, самое простейшее из простейших – междометие. Его никак нельзя изменить, и у него нет никакого внутреннего строения, прямо одни восклицания какие-то: Ох! Ах! Хи-Хи. Возьмем, например, О! – ну чем не простейшее одноклеточное? Междометие с латинского переводиться как брошенное между. Вот Вам и часть речи! Однако без междометий наш разговорный язык просто нельзя себе представить.
Междометия – это часть речи, которая выражает различные чувства, но не называет их. Междометия выражают различные чувства: радость, огорчение, сожаление, грусть и т.д.
Междометия не являются членами предложения и грамматически не связаны с предложением.
Междометия делятся на две группы:
непроизводные (ах, ух, эй, ну и т. д.),
например: Ах! Как хорошо!
производные ( образованные от других частей речи),
например: Беда! Полно! Караул!
– Назовите междометия, с помощью которых можно выразить чувства и эмоции:
Составьте двузначные числа:
Междометия выражают:
Примеры:
1
радость
1
ну, ба, ого, ещё бы, эге
2
огорчение
2
ох, эх, ужас
3
удивление
3
увы, эх, чёрт возьми
4
восторг
4
цыц, стоп, бай-бай, ну-ка
5
досада
5
ах, о, ура, браво
6
побуждение к действию
6
ах, отлично, здорово
15, 22, 31, 46, 53, 64.
- Какими междометиями вы будете выражать команду животным, птицам? (Фас, кис-кис, цып-цып, тпру, на.)
Примечание: не путать со звукоподражательными словами, которые своим звучанием воспроизводят звуки, издаваемые человеком, животным, предметами (топ-топ, гав-гав, тик-так).
– Какими междометиями воспользуются строители, при подъеме каких-либо грузов (майна – вниз, вира – вверх).
Междометия на письме выделяются:
-запятой, если произносится без восклицательной интонации:
Браво, Вера! Откуда у тебя эта мудрость? (И.Гончаров.)
-восклицательным знаком, если произносится с восклицательной интонацией: «У! Баловень!» - тихо ворчит нянька. (И.Гончаров.)
-Следует различать: междометия и частицы: после междометий запятая ставится, после частиц – нет: Ну, давай плясать! (Н.Островский.) Ну как не порадеть родному человечку! (А.Грибоедов.)
Запятая не ставится:
-внутри цельных сочетаний, в которые входят междометия и местоимения или частицы: ах ты, ух ты, эх ты, ай да, ох эти и др.
Ай да Михаил Андреевич, настоящий цыган! (А.Толстой.)
-если междометие стоит перед словами как, какой и в сочетании с ними выражает высокую степень признака (в значениях «очень», «весьма», «замечательный», «изумительный», «ужасный»):
Собственность, значит, признает; а это, по нынешнему времени, ах как приятно! (М.Салтыков-Щедрин.)
Сравните предложения:
Батюшки! Какая встреча!
Батюшки шли к монастырю.
(В первом предложении слово «батюшки» - производное междометие, т.к. произведено от существительного, выражает восторг, не изменяется, не является членом предложения. Во втором предложении слово «батюшки» - существительное, имеет конкретное лексическое значение, морфологические признаки существительного, является членом предложения.)
Междометия могут выступать в роли других частей речи и являться членами предложения.
Караул! Спасайся, кто может!
Почётный караул стоит у могилы Неизвестного солдата.
Кошмар, я всю ночь не спала!
Мне приснился кошмар.
С улицы в открытую форточку доносилось жалобное мяу.
Караул будет патрулировать допоздна.
Практическая часть:
А) Спишите, расставьте правильно знаки препинания:
Э, да это гроза !
Ах, поля мои, борозды милые, хороши вы в печали своей .
Ох, лето красное ! Любил бы я тебя, когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи .
В) Вставьте междометия в предложения:Как красиво зимой в лесу !
Мы победили!
Какой неряшливый мальчик!
Коля, принеси мне книг .
Как больно!
– Многие междометия являются многозначными, т.к. с их помощью выражаются различные чувства.
Например: ой может выражать боль, испуг, страх, удивление, радость, сожаление, огорчение и другие чувства. Эти значения передаются с помощью интонации.
С) Составьте предложения по вариантам, в которых одно и тоже междометие выражает разные чувства (I – ах, II – ох).
7. Слова-предложения и знаки препинания при них.
1) Среди простых предложений выделяется группа предложений, выраженных одним словом или неразложимым сочетанием частиц.
Слова-предложения (нечленимые предложения) – это предложения, которые состоят из одного слова или устойчивого сочетания и выражают эмоциональную и волевую реакцию говорящего на ситуацию (утверждение или отрицание, согласие или несогласие, побуждение к действию). Такие предложения не относятся ни к односоставным, ни к двусоставным предложениям.
2) Изучите самостоятельно, когда и какие знаки препинания ставятся в предложениях со словами-предложениями.
Пособие по русскому языку: стр. 207.
Слова-предложения ДА и НЕТ отделяются от предложения, раскрывающего их смысл, запятой или восклицательным знаком.
Например: Нет, не покинул я тебя.Да! Время летит очень быстро.
Частица О, стоящая при словах-предложениях ДА и НЕТ, запятыми от них не отделяется: О нет, то белеет туман над головой.
3) Самостоятельно: стр. 2008, упр 391. Списать, расставить знаки препинания.
IV. Итог урока.
V. Домашнее задание:
Составьте двузначные числа:
Междометия выражают:
Примеры:
1
радость
1
ну, ба, ого, ещё бы, эге
2
огорчение
2
ох, эх, ужас
3
удивление
3
увы, эх, чёрт возьми
4
восторг
4
цыц, стоп, бай-бай, ну-ка
5
досада
5
ах, о, ура, браво
6
побуждение к действию
6
ах, отлично, здорово
Сравните предложения:
Батюшки! Какая встреча!
Батюшки шли к монастырю.
Караул! Спасайся, кто может!
Почётный караул стоит у могилы Неизвестного солдата.
Кошмар, я всю ночь не спала!
Мне приснился кошмар.
С улицы в открытую форточку доносилось жалобное мяу.
Караул будет патрулировать допоздна.
Практическая часть:
А) Спишите, расставьте правильно знаки препинания:
Э да это гроза !
Ах поля мои, борозды милые хороши вы в печали своей.
Ох лето красное ! Любил бы я тебя когда б не зной да пыль да комары да мухи.