kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока на тему: Слова-предложения и выделение междометий в речи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

конспект урока разработан по теме, которую учащиеся изучают в 7 классе

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока на тему: Слова-предложения и выделение междометий в речи"»

Урок русского языка

Тема: Слова-предложения и выделение междометий в речи.

Цели: Повторение и обобщение знаний о конструкциях, грамматически не связанных с предложением, формирование навыка грамотно пунктуационно оформлять указанные конструкции в письменной речи; повторить знаки препинания в предложениях с обращениями.

  1. Организационный момент.

  2. Сообщение темы, целей.

  3. Основная часть.

  1. Разгадайте шараду:

1. Возьмите один  из слогов существительного метеор.

2. Корень глагола ждать.

3. Окончание имени существительного мужского рода в творительном падеже единственного числа.

4. Окончание глагола I спряжения в 3-м лице единственного числа  настоящего времени.

5. Суффикс и окончание существительного величие.

Целое: название слова, которое выражает чувства, переживания, побуждения, но не называет их.

Ответ: ме-жд-ом-ет-ие

  1. Слово учителя:

Среди живущих на Земле существ есть совсем просто устроенные, вроде каких-нибудь одноклеточных водорослей или микробов, и очень сложные – вроде обезьяны или крокодила. То же самое мы видим и среди частей речи. Вот, например, самое простейшее из простейших – междометие. Его никак нельзя изменить, и у него нет никакого внутреннего строения, прямо одни восклицания какие-то: Ох! Ах! Хи-Хи. Возьмем, например, О! – ну чем не простейшее одноклеточное? Междометие с латинского переводиться как брошенное между. Вот Вам и часть речи! Однако без междометий наш разговорный язык просто нельзя себе представить.

Междометия – это часть речи, которая выражает различные чувства, но не называет их. Междометия выражают различные чувства: радость, огорчение, сожаление, грусть и т.д.

Междометия не являются членами предложения и грамматически не связаны с предложением.

Междометия делятся на две группы:

  • непроизводные (ах, ух, эй, ну и т. д.),

например: Ах! Как хорошо!

  • производные ( образованные от других частей речи),

например: Беда! Полно! Караул!

– Назовите междометия, с помощью которых можно выразить чувства и эмоции:

  1. Составьте двузначные числа:


Междометия выражают:


Примеры:

1

радость

1

ну, ба, ого, ещё бы, эге

2

огорчение

2

ох, эх, ужас

3

удивление

3

увы, эх, чёрт возьми

4

восторг

4

цыц, стоп, бай-бай, ну-ка

5

досада

5

ах, о, ура, браво

6

побуждение к действию

6

ах, отлично, здорово

15, 22, 31, 46, 53, 64.


- Какими междометиями вы будете выражать команду животным, птицам? (Фас, кис-кис, цып-цып, тпру, на.)

Примечание:  не путать со звукоподражательными словами, которые своим звучанием воспроизводят звуки, издаваемые человеком, животным, предметами (топ-топ, гав-гав, тик-так).

– Какими междометиями воспользуются строители, при подъеме каких-либо грузов (майна – вниз, вира – вверх).

  1. Междометия на письме выделяются:

-запятой, если произносится без восклицательной интонации:

Браво, Вера! Откуда у тебя эта мудрость? (И.Гончаров.)

-восклицательным знаком, если произносится с восклицательной интонацией: «У! Баловень!» - тихо ворчит нянька. (И.Гончаров.)

-Следует различать: междометия и частицы: после междометий запятая ставится, после частиц – нет: Ну, давай плясать! (Н.Островский.) Ну как не порадеть родному человечку! (А.Грибоедов.)

Запятая не ставится:

-внутри цельных сочетаний, в которые входят междометия и местоимения или частицы: ах ты, ух ты, эх ты, ай да, ох эти и др.

Ай да Михаил Андреевич, настоящий цыган! (А.Толстой.)

-если междометие стоит перед словами как, какой и в сочетании с ними выражает высокую степень признака (в значениях «очень», «весьма», «замечательный», «изумительный», «ужасный»):

Собственность, значит, признает; а это, по нынешнему времени, ах как приятно! (М.Салтыков-Щедрин.)

  1. Сравните предложения:

  1. Батюшки! Какая встреча!

  2. Батюшки шли к монастырю.

(В первом предложении слово «батюшки» - производное междометие, т.к. произведено от существительного, выражает восторг, не изменяется, не является членом предложения. Во втором предложении слово «батюшки» - существительное, имеет конкретное лексическое значение, морфологические признаки существительного, является членом предложения.)

Междометия могут выступать в роли других частей речи и являться членами предложения.

  1. Караул! Спасайся, кто может!

  2. Почётный караул стоит у могилы Неизвестного солдата.

  3. Кошмар, я всю ночь не спала!

  4. Мне приснился кошмар.

  5. С улицы в открытую форточку доносилось жалобное мяу.

  6. Караул будет патрулировать допоздна.

  1. Практическая часть:

А) Спишите, расставьте правильно знаки препинания:

  1. Э, да это гроза !

  2. Ах, поля мои, борозды милые, хороши вы в печали своей .

  3. Ох, лето красное ! Любил бы я тебя, когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи .

  4. Ну трогай, Саврасушка, трогай.

  5. (Увы), он счастия не ищет и не от счастия бежит.

  6. (Ух), жарко! До полдня грибы собирали.

  7. Жалко, ах, жалко, Антон Иванович

  8. «Умру, ей-богу, умру, Захар Павлыч», — испугался солгать бобыль 

  9.  А ну, матросики, дай я с ним поговорю по-своему.

  10. Ай, что мы видели.

  11. Фу, как нелепо!

В) Вставьте междометия в предложения:Как красиво зимой в лесу !

Мы победили!

Какой неряшливый мальчик!

Коля, принеси мне книг .

Как больно!

– Многие междометия являются многозначными, т.к. с их помощью выражаются различные чувства.

Например: ой может выражать боль, испуг, страх, удивление, радость, сожаление, огорчение и другие чувства. Эти значения передаются с помощью интонации.

С) Составьте предложения по вариантам, в которых одно и тоже междометие выражает разные чувства (I – ах, II – ох).

7. Слова-предложения и знаки препинания при них.

1) Среди простых предложений выделяется группа предложений, выраженных одним словом или неразложимым сочетанием частиц.

Слова-предложения (нечленимые предложения) – это предложения, которые состоят из одного слова или устойчивого сочетания и выражают эмоциональную и волевую реакцию говорящего на ситуацию (утверждение или отрицание, согласие или несогласие, побуждение к действию). Такие предложения не относятся ни к односоставным, ни к двусоставным предложениям.

2) Изучите самостоятельно, когда и какие знаки препинания ставятся в предложениях со словами-предложениями.

Пособие по русскому языку: стр. 207.

Слова-предложения ДА и НЕТ отделяются от предложения, раскрывающего их смысл, запятой или восклицательным знаком.

Например: Нет, не покинул я тебя.Да! Время летит очень быстро.

Частица О, стоящая при словах-предложениях ДА и НЕТ, запятыми от них не отделяется: О нет, то белеет туман над головой.

3) Самостоятельно: стр. 2008, упр 391. Списать, расставить знаки препинания.

  IV. Итог урока.

V. Домашнее задание:

  1. Составьте двузначные числа:


Междометия выражают:


Примеры:

1

радость

1

ну, ба, ого, ещё бы, эге

2

огорчение

2

ох, эх, ужас

3

удивление

3

увы, эх, чёрт возьми

4

восторг

4

цыц, стоп, бай-бай, ну-ка

5

досада

5

ах, о, ура, браво

6

побуждение к действию

6

ах, отлично, здорово


  1. Сравните предложения:

  1. Батюшки! Какая встреча!

  2. Батюшки шли к монастырю.

  3. Караул! Спасайся, кто может!

  4. Почётный караул стоит у могилы Неизвестного солдата.

  5. Кошмар, я всю ночь не спала!

  6. Мне приснился кошмар.

  7. С улицы в открытую форточку доносилось жалобное мяу.

  8. Караул будет патрулировать допоздна.


  1. Практическая часть:

А) Спишите, расставьте правильно знаки препинания:

  1. Э да это гроза !

  2. Ах поля мои, борозды милые хороши вы в печали своей.

  3. Ох лето красное ! Любил бы я тебя когда б не зной да пыль да комары да мухи.

  4. Ну трогай Саврасушка трогай.

  5. Увы он счастия не ищет и не от счастия бежит.

  6. Ух жарко! До полдня грибы собирали.

  7. Жалко ах жалко Антон Иванович.

  8. «Умру ей-богу  умру Захар Павлыч», — испугался солгать бобыль.

  9.   А ну  матросики дай я с ним поговорю по-своему.

  10. Ай  что мы видели.

  11. Фу  как нелепо!

В) Вставьте междометия в предложения:

Как красиво зимой в лесу !

Мы победили!

Какой неряшливый мальчик!

Коля, принеси мне книг .

Как больно!

С) Составьте предложения по вариантам, в которых одно и тоже междометие выражает разные чувства (I – ах, II – ох).



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Разработка урока на тему: Слова-предложения и выделение междометий в речи"

Автор: Смородина Галина Олеговна

Дата: 15.05.2023

Номер свидетельства: 631530


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства