Разработка урока«Лингвистический анализ стихотворения И. А. Бунина в аспекте интерпретации замысла поэта»
Разработка урока«Лингвистический анализ стихотворения И. А. Бунина в аспекте интерпретации замысла поэта»
формирование и расширение представлений учащихся о творчествеИ. А. Бунина; наблюдение за языковыми средствами создания образности поэтической речи с целью интерпретации замысла поэта.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разработка урока«Лингвистический анализ стихотворения И. А. Бунина в аспекте интерпретации замысла поэта»»
11 класс
Тема урока «Лингвистический анализ стихотворенияИ. А. Бунина в аспекте интерпретации замысла поэта».
Оборудование: распечатка стихотворения «Донник», памятка «Примерный план лингвистического анализа стихотворного текста», презентация о жизни и творчестве И. А. Бунина.
Технические средства:компьютер, проектор.
Цель урока: формирование и расширение представлений учащихся о творчествеИ. А. Бунина; наблюдение за языковыми средствами создания образности поэтической речи с целью интерпретации замысла поэта.
Задачи:
- определить роль звуковых приёмов организации поэтического текста.
- рассмотреть лексические средства выразительности речи.
- изучить морфологические средства выразительности поэтической речи.
- исследовать изобразительный синтаксис текста стихотворения.
Тип урока:обобщение и систематизация знаний.
Методические приёмы: слово учителя, чтение стихотворения, анализ стихотворного текста, аналитическая беседа, презентация.
Используемые технологии: проблемно-диалогическое обучение, развитие исследовательских навыков, ИКТ.
Планируемые результаты:
Личностные:
- умение оценивать ситуацию с точки зрения общечеловеческих ценностей, красоты природы и творчества; участие в творческом процессе.
- формирование представлений об отношениях человека и природы, как гуманистической ценности.
- видение ценностной ориентации стихотворения.
Коммуникативные:
- формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать, при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя её;
- учиться подтверждать аргументы фактами, критично относиться к своему мнению;
- осуществлять совместную деятельность в группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
Познавательные:
- формировать умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления
- осуществлять самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера, самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера.
Ход урока:
1. Организационный момент. Установочная беседа. 2. Создание проблемной ситуации. Постановка целей и задач урока.
Слово учителя (сопровождается презентацией)
Иван Алексеевич Бунин родился в Воронеже, в обедневшей дворянской семье. Детство писателя прошло на хуторе Бутырки Елецкого уезда "Орловской губернии, «в глубочайшей полевой тишине, среди богатейшей по чернозему и беднейшей по виду природы». Первые жизненные впечатления Бунина были тесно связаны, как говорит сам писатель, «с полем, с мужицкими избами». Литературную деятельность Бунин начал как поэт. В стихах, написанных в отроческие годы, он подражал Пушкину и Лермонтову. Первое его стихотворение было опубликовано в 1887 году в журнале «Родина»; со следующего года Бунин начал регулярно печататься в «Неделе» Гайдебурова. В начале 90-х годов появляются первые рассказы Бунина. Свое раннее творчество сам писатель охарактеризовал позднее следующим образом: «В ту пору мне все казалось очаровательно: и люди, и природа, и старинный, с цветными окнами дом бабки, и соседние усадьбы, и охота, и книги, один вид которых давал мне почти физическое наслаждение, и каждый цвет, каждый запах». Ранняя поэзия Бунина своим радостным приятием жизни противоречила входившей в моду поэзии декадентов. Бунину были чужды устремления декадентов в «миры иные», их эстетско-формалистическое «новаторство»; он стремился к четкой конструкции, к ясному рисунку в изображении предметов и явлений реального мира. Жадный взор поэта подмечает радость бытия: Она повсюду разлита,— В лазури неба, в птичьем пеньи, В снегах и вешнем дуновеньи,— Она везде, где красота. И, упиваясь красотой, Лишь в ней дыша полней и шире, Я знаю,- все живое в мире Живет в одной любви со мной. («Оттепель») В изображении природы он продолжал традицию русской классической литературы, особенно поэзии Тургенева. Вот, например, картина осени в его поэме «Листопад»: Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Веселой, пестрою стеной Сюит над светлою поляной. Березы желтою резьбой Блестят в лазури голубой, Как вышки, елочки темнеют, А между кленами синеют То там, то здесь в листве сквозной, Просветы в небо, что оконца, Лес пахнет дубом и сосной, За лето высох он от солнца. И осень тихою вдовой Вступает в пестрый терем свой...
Ранние стихи Бунина навеяны тишиной усадьбы, окружающей природой, особенно осенним пейзажем. В пейзажных стихотворениях выражена жизненная философия автора. Природа — источник его оптимизма, веры в жизнь, с ней связаны, в представлении поэта, «любовь и радость бытия». Мотив бренности человеческого существования, звучащий в ряде стихов, заглушается противоположным ему мотивом — утверждением вечности и нетленности природы. Пройдет моя весна, и этот день пройдет, Но весело бродить и знать, что все проходит, Меж тем как счастье жить вовеки не умрет... («Лесная дорога»)
3. Введение в проблему.
Учитель:
Это стремление к слиянию с природой присуще многим стихам Бунина. В «безмолвном созерцанье» природы поэт не выходит за пределы своих личных чувств, переживаний, воспоминаний. В стихах этого периода мы почти не встретим социальных мотивов. Поэтический девиз Бунина выражен в стихотворении «Донник».
Чтение стихотворения (на партах распечатка)
Брат, в запыленных сапогах, Швырнул ко мне на подоконник Цветок, растущий на парах, Цветок засухи - желтый донник.
Я встал от книг и в степь пошел, Ну да, все поле золотое, И отовсюду точки пчел Плывут в сухом вечернем зное.
Толчется сеткой мошкара, Шафранный свет над полем реет - И, значит, завтра вновь жара И вновь сухмень. А хлеб уж зреет.
Да, зреет и грозит нуждой, Быть может, голодом... И все же Мне этот донник золотой На миг всего, всего дороже!
1985 г.
4.Работа в группах.
1 группа
Проанализируйте синтаксическую структуру стихотворения:
1) сколько предложений входит в каждую строфу? 2) каковы их микротемы, как они соотносятся между собой? 3) каковы их синтаксические особенности (наличие инверсии, простые или сложные, союзные или бессоюзные, сложные или сложноподчиненные и пр.)?
Как соотносится синтаксическая структура стихотворения с делением на строфы и строки? (Это поможет понять смысловую структуру стихотворения, увидеть смысловые акценты.)
В этом стихотворении 4 строфы.
1 строфа состоит из одного простого осложненного предложения: осложнено обособленными определениями, вводится образ цветка донника. Автор делает акцент на этом, используя анафору.
2 строфа - сложносочиненное предложение, первое простое предложение осложнено однородными сказуемыми: «встал», «пошел». Лирический герой не смог оставаться дома, увидев «желтый донник». Второе предложение простое распространенное, герой видит «точки пчел», которых, как и его, привлекает донник.
3 строфа – сложносочиненное предложение, состоящее из 4-х простых предложений, каждое имеет свое смысловое значение: в первом - лирический герой видит мошкару, которая «толчется сеткой». Дальше «реет шафранный цвет». Все эти детализаставляют героя задуматься о том, что «вновь жара и вновь сухмень». Героя одолевают мысли о неурожае, засухе.
4 заключительная строфа - это снова сложносочиненное предложение, состоящее из двух простых. Во втором инверсирована первая строка строфы: для героя «цветок засухи» превращается в «донник золотой»и становится самым дорогим цветком. Используется лексический повтор «всего, всего», который доказывает эту мысль.
2 группа
Обратите внимание на особенности пунктуации (употребление запятых многоточия, тире, восклицательных конструкций), определите ее роль (как ритмико-интонационную, так и смысловую).
Запятые в стихотворении подчеркивают отдельность, фрагментарность впечатлений и настроений поэта. Каждая часть сложносочиненных предложений здесь произносится на одном дыхании, благодаря этому создаются интонация и ритм, которые будто передают дыхание самого автора. Запятая при повторе (всего, всего) создает замедление интонации, передавая сосредоточенность поэта на образе донника. Особенно выразительно здесь многоточие, которое показывает, что на поэта нахлынули какие-то мысли, но он о них старается умолчать.
Тире в первой строфе вносит пояснение, что донник – это цветок засухи. А вот тире в третьей строфе указывает на следствие, вывод: «мошкара», «шафранный свет» несут жару и засуху.
Последнее предложение является восклицательным и несет на себе особую эмоциональную нагрузку, лирический герой испытывает особый трепет к этому «золотому» цветку.
3 группа
Проведите лексическую работу в стихотворении:
1) выявите устаревшие слова или неологизмы, заимствованные слова, диалектные, объясните, определите их роль в данном тексте; 2) найдите слова, употребляющиеся в переносном смысле: какие из них создают метафорические образы, какие используются для создания таких разновидностей метафоры, как метонимия, синекдоха, олицетворение и пр., какова смысловая роль этих тропов; 3) какое чувство или настроение передают эмоционально окрашенные слова, повторяющиеся слова; 4) определите морфологическую принадлежность повторяющихся слов, какая часть речи наиболее употребительна в стихотворении или той или иной его части, почему; 5) найдите в стихотворении синонимы, антонимы, омонимы, перифразы, объясните их роль.
В первой строфе обращает на себя внимание эмоционально окрашенное слово «швырнул». Небрежно, грубо, с недовольством, ведь это, по мнению брата, цветок засухи. Но во второй строфе лирический герой видит «золотое» (поле). Эпитет указывает не только на цвет донника и «точки пчел», но на восхищение этим цветком. Так всего два слова дают нам абсолютно противоположное отношение к образу донника.
Стихотворение не богато на средства выразительности, но можно увидеть олицетворения: «точки пчел плывут в сухом вечернем зное», «толчется сеткой мошкара», «шафранный свет над полем реет»
Чтобы привлечь внимание к любимому цветку автор использует цветовые эпитеты: «желтый», «шафранный», «золотой». Обращает на себя внимание некая градация.
В стихотворении привлекают внимание просторечное слово «толчется», и диалектизм «сухмень», которые указывают на близость автора к русскому народу.
4 группа
Сделайте вывод об эмоционально-содержательном смысле стихотворения. Кратко запишите свое понимание основного содержания стихотворения.
Стихотворение наполнено радостью от созерцания природы.
Иван Бунин в сравнительно небольшом стихотворении передает основную мысль: как мало нужно для простого человеческого счастья. Жить в гармонии с этим прекрасным миром – это и есть великое счастье! «Цветок засухи», «сеть мошкары», «точки пчел», «шафранный цвет» – это все звенья одного мирозданья. Поэт подчеркивает, что умение все это подмечать дано только знающим и открытым людям.
5. Прослушивание сообщений групп (даны выше)
Выводы.
В стихах Бунина все конкретно, предметно и в общей картине и в деталях.
У него детали всегда подчинены принципу логического развития темы, и картина в целом получается яркая и четкая. Пейзаж в стихах символистов не может быть воспринят зрительно, он весь растворяется в едва уловимых нюансах; у Бунина, наоборот, дается зрительный образ, который конкретизируется в ясных метафорах и сравнениях.
6. Рефлексивно-оценочный этап.
1. Подведение итогов урока.
2. Выставление оценок.
3. Домашнее задание.
Приложение-памятка
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН лингвистического анализа стихотворного текста
1. Внимательно и с выражением прочитайте стихотворение.
2. Проанализируйте синтаксическую структуру стихотворения:
1) сколько предложений входит в него; 2) каковы их микротемы, как они соотносятся между собой; 3) каковы их синтаксические особенности (наличие инверсии, простые или сложные, союзные или бессоюзные, сложные или сложноподчиненные и пр.)?
3. Как соотносится синтаксическая структура стихотворения с делением на строфы и строки? (Это поможет понять смысловую структуру стихотворения, увидеть смысловые акценты.)
4. Обратите внимание на особенности пунктуации (употребление многоточий, тире, вопросительных и восклицательных конструкций), определите ее роль (как ритмико-интонационную, так и смысловую).
5. Обратите внимание на повторы:
– синтаксический параллелизм; – лексические и корневые повторы; – повторы союзов; – анафорические и эпифорические повторы.
Какую роль они играют: ритмико-мелодическую, эмоциональную, смысловую?
6. Проанализируйте рифмующиеся слова, создающие смысловые и эмоциональные акценты в стихотворении:
1) в каких отношениях они находятся (сопоставление, противопоставление, усиление мысли или чувства, параллелизм и пр.); 2) к какому разряду лексики они принадлежат:
– по своему происхождению (устаревшие слова – архаизмы или историзмы, неологизмы, заимствованная лексика, старославянизмы, галлицизмы и пр.); – по эмоциональной окраске (окрашенная или неокрашенная лексика, экспрессивные и оценочные слова и пр.); – по сфере употребления (общеупотребительные, диалектизмы, просторечные слова);
3) какова их экспрессивная, эмоциональная и логическая роль в стихотворении?
7. Проведите подобную лексическую работу во всем стихотворном тексте:
1) выявите устаревшие слова или неологизмы, заимствованные слова, объясните их (при объяснениях используйте синонимию, морфемный и словообразовательный анализ и т.д.), определите их роль в данном тексте; 2) найдите слова, употребляющиеся в переносном смысле: какие из них создают метафорические образы, какие используются для создания таких разновидностей метафоры, как метонимия, синекдоха, олицетворение и пр., какова смысловая роль этих тропов; 3) какое чувство или настроение передают эмоционально окрашенные слова, повторяющиеся слова; 4) определите морфологическую принадлежность повторяющихся слов, какая часть речи наиболее употребительна в стихотворении или той или иной его части, почему; 5) найдите в стихотворении синонимы, антонимы, омонимы, перифразы, объясните их роль.
8. Проанализируйте использование других средств точности и выразительности речи: сравнительных оборотов, двойного отрицания, обращения, морфологических средств (повелительного или условного наклонения глагола, уменьшительных суффиксов существительного, кратких прилагательных и пр.), определите их роль в стихотворении.
9. Сопоставьте начало и конец стихотворения: часто они представляют собой лексико-грамматическую и смысловую соотнесенность.
10. Сделайте вывод об эмоционально-содержательном смысле стихотворения (интерпретируйте стихотворение). Кратко запишите свое понимание основного содержания стихотворения.