kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка открытого урокав 10 «А» - классе на тему: Михаил Юрьевич Лермонтов Мцыри

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Цели урока:

  1. Образовательная:

Формирование умения раскрыть идейное содержание поэмы,   давать  характеристику литературному герою.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка открытого урокав 10 «А» - классе на тему: Михаил Юрьевич Лермонтов Мцыри»









открытого урока

в 10 «А» - классе на тему









Учитель: Набиев Азиз


Класс: 10 «А»

Тема урока: Михаил Юрьевич Лермонтов. Поэма «Мцыри».

Цели урока:

  1. Образовательная:

Формирование умения раскрыть идейное содержание поэмы, давать характеристику литературному герою.

2. Развивающая:

Развитие творческой, речевой и мыслительной активности.

  1. Воспитательная:

Формирование нравственных качеств учащихся, эстетического вкуса; привитие культуры речевого общения.

Компетенции: К 5 - понимает и воспринимает произведения художественной литературы и искусства на русском языке.

К 2 - обладает хорошими навыками деления текста на смысловые части, умеет составлять план пересказа и детально понимает содержание прочитанной информации (в пределах изученного);

Тип урока: первичное восприятие

Метод урока: интерактивный

Средства урока: мультимедийная презентация.

Оборудование урока: Портрет М.Ю.Лермонтова, картины Лермонтова на кавказскую тематику, слайды, иллюстрации к поэме «Мцыри», тестовые задания.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  1. Определение целей и мотивов урока.

Здравствуйте, садитесь. Мы сегодня плодотворно поработаем на уроке, узнаем много нового. Желаю вам позитивного настроения и успехов.

Цель нашего урока, определить идейное содержание эпиграфа к поэме «Мцыри», узнать, как Кавказ связан с судьбой Михаила Юрьевича Лермонтова. (Слайд №1)

2. Постановка проблемных вопросов урока.

Сегодняшний урок хочу начать со знакомства с высказываниями:
А) Птицу можно поймать. Но можно ли сделать, чтобы клетка была ей приятнее вольного воздуха?

(Готхольд Лессинг)
Б) Свобода похожа на море: она или возносит вас, или пожирает.

(Кармен Сильва)
1) Какой темой объединены эти высказывания? (Темой свободы).
2) К каким размышлениям они подталкивают, какие вопросы вызывают? (Что такое свобода, что дает она человеку?).
Вот над этими вопросами и поразмышляем сегодня на уроке.

  1. Повторение пройденного материала.

1. Беседа по творчеству М.Ю.Лермонтова.

1) Расскажите о семье М.Лермонтова (Слайды №2 - 10)

2) Что принесло Лермонтову литературную известность? ( Слайд №11)

3) За что Лермонтов был сослан дважды в ссылку на Кавказ? (Слайд №12)

4) О каких чертах Пушкина – поэта говорит Лермонтов в стихотворении «Смерть поэта?» (Слайд №13).

2. Рассказ учащимися наизусть стихотворения М.Ю. Лермонтова

«Смерть поэта» (Слайд №14).

3.Комментированное оценивание.

  1. Новая тема

  1. Вступительное слово учителя о роли Кавказа в жизни Лермонтова.

(Слайды № 16 - 21).

Поэма М. Ю. Лермонтова относится к раннему романтическому периоду творчества и написана в 1839 году. Она посвящена теме одиночества, отверженности. События в поэме «Мцыри" происходят на Кавказе.

Жизнь Лермонтова была тесно связана с Кавказом. Первые встречи Лермонтова с Кавказом состоялись в детские годы. По совету врачей, Елизавета Арсеньева, бабушка поэта, привозила внука для лечения на Кавказские Минеральные воды.

Кавказ стал для поэта символом жизненных сил, красоты первозданной природы, свободы и воли. Романтическая поэма «Мцыри» также посвящена кавказской теме, действие разворачивается на фоне «синих кавказских гор», а главным героем является мальчик-послушник.

Слово учителя (Идейное содержание эпиграфа в поэме).

К поэме «Мцыри» М.Ю. Лермонтов в качестве эпиграфа взял библейское изречение «Вкушая, вкусих мало мёда, и се аз умираю». Под мёдом поэт подразумевает сладость свободы.

Идея – лучше три дня настоящей жизни на воле, чем многолетнее заключение в стенах монастыря, где человек не живет полнокровно, а существует. 
Мцыри - в переводе с грузинского: неслужащий монах, пришелец, чужеземец, чужак.

( учебная презентация ).

2. Словарная работа (Слайды №22-28).

серна – дикая коза

призреть – приютить, оказать помощь

исповедь – gunohlariga tavba qilish

чернец – монах

сирота – yetim

молить – просить

священные слова – muqaddas so`zlar (родина, мать)

Составление словосочетаний с новыми словами:

слушать исповедь, произнёс свящённые слова.

  1. Прослушивание аудиозаписи поэмы «Мцыри» (продолжение учебного ролика)

  1. Закрепление.

  1. Чтение отрывка из поэмы «Мцыри» учащимися по цепочке.

Немного лет тому назад,

Там, где, сливаяся, шумят,

Обнявшись, будто две сестры,

Струи Арагвы и Куры,

Был монастырь. Из-за горы

И нынче видит пешеход

Столбы обрушенных ворот,

И башни, и церковный свод…

Он был, казалось, лет шести,

Как серна гор, пуглив и дик

И слаб и гибок, как тростник.

Но в нём мучительный недуг

Развил тогда могучий дух

Его отцов. Без жалоб он

Томился, даже слабый стон

Из детских губ не вылетал,

Он знаком пищу отвергал

И тихо, гордо умирал…

Старик! я слышал много раз,

Что ты меня от смерти спас –

Зачем?…Угрюм и одинок,

Грозой оторванный листок…

… И видел у других

Отчизну, дом, друзей, родных…

  1. Музыкальная иллюстрация

Ребята, предлагаю послушать отрывок из произведения В.А.Моцарта «Времена года». Фрагмент называется «Гроза». Послушайте и подумайте, можно ли этот фрагмент считать музыкальной иллюстрацией к поэме «Мцыри»?

(побег Мцыри из монастыря - напряженность, сила, эмоциональность музыки соответствует душевному состоянию героя и состоянию природы).
… Как вдруг однажды он исчез

Осенней ночью. Темный лес

Тянулся по горам кругом.

Три дня все поиски по нем

Напрасны были, но потом

Его в степи без чувств нашли

И вновь в обитель принесли…

  1. Анализ поэтического текста.

1) Где происходит действие поэмы? (На Кавказе)

2) Есть ли мечта у Мцыри и какая? (вернуться на Родину).
3) Что его не устраивает в монастыре? (отсутствие свободы, не хочет быть «рабом и сиротой»).
4) Что значит стать монахом? (уход от людей, от мира, отказ от собственной личности, служение Богу, подчинение собственной личности правилам).

5) Какие художественные средства использует автор, показывая качества своего героя?
• Эпитеты - «но юность вольная сильна», « робкий и немой».
• Метафоры – « я грыз сырую грудь земли», « сердце вдруг зажглось жаждою борьбы и крови».
6) В чем смысл жизни в монастыре? (самоотречение, покой, отказ от радостей земного бытия во имя вечной жизни после смерти).

7) Итак, Мцыри на свободе. Что же значит для него свобода?
Но прежде, как вы понимаете значение этого слова?
( На доску вывешивается определение слова свобода)
Свобода – своя воля
простор
независимость

7) Что же значит для Мцыри быть свободным? (Вырваться из монастырского плена и вернуться в родной аул, убежать из « чужой страны» в ту среду, где был рожден. Жизнь на чужбине не имеет для него никакого смысла).


Свобода для Мцыри – высшее благо, главная ценность, смысл жизни,

это сама жизнь.

  1. Применение интерактивного метода. Создание синквейна.
    Какие два слова употребляли на уроке чаще всего? (свобода, Мцыри).
    Создайте синквейн с любым из этих слов.

СВОБОДА
1. Свобода.

2. Вольная, просторная.

3. Воспитывает, радует, учит.

4. Свобода - это главная ценность.

5. Независимость.

4. Работа над тестовыми заданиями (Слайды №29 – 31).

  1. Подведение итогов:

1. Метод «Займи позицию» - индивидуальная работа.

- Определите свое отношение к прочитанной поэме. На листах записать 2-3 предложения, которые показывают отношения учащихся к прочитанной поэме. (Понравилась – почему? не понравилась – почему?)
2.  Рефлексия

- Какое настроение у вас после урока?

Ученики наклеивают стикеры на «Дерево настроения» показывая свое настроение после урока.

Розовый стикер - отличное

Желтый стикер - хорошее

Синий стикер - плохое


  1. Выставление отметок

  1. Домашнее задание:
    1) Дать характеристику Мцыри.

2) Выучить наизусть отрывок из поэмы «Мцыри».





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Разработка открытого урокав 10 «А» - классе на тему: Михаил Юрьевич Лермонтов Мцыри

Автор: Набиев Азизбек Султонович

Дата: 03.04.2020

Номер свидетельства: 545249


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства