Просмотр содержимого документа
«Разработка открытого урока по русскому языку 3 класс УМК "Гармония" тема урока " Как слова- части речи становятся членами предложения"»
Русский язык
Тема урока: Как слова – части речи становятся членами предложения.
Класс: 3
Тип урока: объяснение нового материала – открытие нового знания.
Цель: знакомство с понятием член предложения
Задача урока:
Образовательная: формировать умение отличать части речи от членов предложения.
Развивающая: развивать логическое мышление, орфографическую зоркость, внимание, речь самостоятельность.
Воспитательная: Способствовать формированию коммуникативных навыков и воспитанию целеустремленности, организованности, положительного отношения к учебе, прививать любовь к природе, к семье.
Формы обучения:
Коллективная (фронтальная)
Индивидуальная
Групповая ( пары)
Методы:
Организации и самоорганизации учебно-воспитательной деятельности:
- Тема нашего урока : «Как слова – части речи становятся членами предложения»
- На уроке мы продолжим учиться определять количество частей речи и членов предложения.
(В класс входит ученица, одетая в костюм Герды)
- Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, гости!
Я – Герда, Помните меня? Я из сказки «Снежная королева». Выпал снег, наступила зима, а я все ищу своего друга Кая. Его увезла Снежная королева. А куда, не знаю.
Учитель: - Подожди, Герда, не переживай. Мы с ребятами поможем тебе дойти до замка Снежной королевы, ведь это трудный и долгий путь, с большими преградами и трудностями, но мы их преодолеем, выполняя задания.
Сн . жинка, л . дяной, вет . р, м . тель, м . роз, вар . жки, з . ма.
- Какие орфограммы встретились и как их решили? (Орфограммы : безударная гласная проверяемая ударением; безударная гласная написание которых нужно запомнить)
- Какая тема объединяет все эти слова? (Зима)
2) – Ребята, снеговик пожелал вам счастливого пути. Но перед вами возникла преграда:
Что за звездочки сквозные на пальто, на рукаве,
Все сквозные, вырезные, а возьмешь – вода в руке. (Снежинки)
- Если мы выполним задание снежинок, то они помогут нам в пути.
Задание снежинок: - Все внимание на доску.
- Можно ли считать эту запись предложением? (Нет)
Чайки, над, летают, водой.
- Вы должны из этих слов составить предложение. Но прежде чем, составить предложение, давайте вспомним
- Что мы называем предложением? (Предложение – это одно или несколько слов выражающих законченную мысль)
(Составление предложения самостоятельно , проверка у доски)
Над водой летают чайки.
Чайки летают над водой.
- Укажите в этом предложении части речи.
- На какие группы можно разделить эти части речи? ( служебные и самостоятельные).
- Назовите служебные и самостоятельные части речи.
Служебные: предлоги, союзы, частицы.
Самостоятельные : им. существительное, им. прилагательное, им. числительное.
- Какие слова – части речи могут быть членами предложения? ( только слова самостоятельных частей речи)
3) – Молодцы, ребята. Вы справились с этим заданием. А теперь мы можем идти дальше.
- На нашем пути кто-то стоит. Кто это?
У избы побывал – все окно разрисовал.
У реки погостил – во всю реку мост смостил. (Мороз)
- Для того чтобы мороз пропустил нас, мы должны выполнить его задание.
- На столах лежат карточки. Читаем задание и выполняем.
Проверка: Читаем предложение и называем количество частей речи и членов предложения.
- Почему количество частей речи и членов предложения разные? ( членами предложения могут быть только слова самостоятельных частей реч. Слова служебных частей речи входят в предложение, но отдельными его членами не являются)
4) Физминутка.
- Ну что, ребята, молодцы, мороз нам не страшен . Вы, я вижу устали преодолевать трудности, давайте отдохнем.
5)- Мы хотим помочь Герде, но Снежная Королева узнала про это и послала вихри и метели.
- Давайте выполним еще одно задание и метель утихнет.
-Внимание на доску. Читаем текст, вставляя пропущенные слова по смыслу, используя слова для справок.
Звери зимой.
Наступила зима. Хлопья снега падают ________землю . Сонный ______ лес. Уснули ____ ____ звери. Ежи укрылись в темных ______ сухими листьями. Залег в глубокую яму _______. Спит _____ тепле белочка.
Слова для справок : стоит, норках, на, медведь, до, весны, в.
-Итак, ребята, давайте прочитаем, что у вас получилось.
-Назовите основную мысль текста. (Звери зимой)
- Назовите слова, которые позволяют нам представить как зимуют животные. (уснули, укрылись, залег, спит)
-Как автор относится к животным? ( с любовью, называет ласково, ежей укрыл листьями, спит в тепле белочка)
- Ваше отношение к животным.
- А теперь запишите в тетрадь и укажите количество частей речи и членов предложения.
Проверка: В первом предложении назовите количество частей речи и членов предложения. Во втором, третьем, 4,5,6,7. (2,2; 5,4; 3,3; 4,3; 7,6; 5,4; 4,3;)
- Молодцы, ребята!
Мы прошли все преграды и подошли к дворцу Снежной королевы, но его окружают горы. Для того чтобы узнать, из чего они сделаны, отгадайте загадку:
В огне не горит, и в воде не тонет. (Лёд)
- Чтобы эти ледяные горы расступились, выполним еще одно задание.