Просмотр содержимого документа
«Разработка конспекта урока " Деепричастный оборот"»
Конспект урока русского языка в 7 классе на тему: «Деепричастный оборот».
Цели:
1.Закрепить сведения о деепричастии и деепричастном обороте.
2.Выработать умение находить деепричастный оборот, правильно ставить знаки препинания при нём. Учить отличать причастия от деепричастий, причастный оборот от деепричастного.
3.Воспитывать любовь к родному языку, вызвать интерес к изучаемой теме.
Оборудование: ТСО, слайды, сигнальные карточки, карточки для индивидуальной работы.
Ход урока.
1.Синтаксическая пятиминутка (слайд №3)
- Выполнить синтаксический разбор предложения.
Д..ревья радос..но тр..пещут, купаясь в небе, заполнен..ом солнечным светом.
2.Теоретическая пятиминутка. (Слайды 4-6)
-Что такое причастие?
-Что такое деепричастие?
-Что называется причастным и деепричастным оборотом?
-Чем отличается причастный оборот от деепричастного?
3.Игра «Кто быстрее?» (слайд №7-8)
-Кто быстрее и правильнее образует причастия и деепричастия от данных глаголов?
-Образовать все возможные формы причастий (1 вариант) и деепричастий ( 2 вариант) от
-Найти деепричастные обороты. Указать авторов и названия данных произведений. (отрывки на слайдах).
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет.
То заплачет, как дитя. (А. С. Пушкин «Зимний вечер»).
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит. (А. С. Пушкин «Зимнее утро»).
Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей. (А. С. Пушкин «Пророк»).
На руль склонясь, наш кормщик умный
В молчанье правил грузный чёлн;
А я – беспечной веры полн –
Пловцам я пел… (А. С. Пушкин «Арион»).
И молвил он, сверкнув очами:
«Ребята! Не Москва ль за нами?
Умрёмте ж под Москвой…» (М. Ю. Лермонтов «Бородино»).
Но тих был наш бивак открытый:
Кто кивер чистил весь избитый,
Кто штык точил, ворча сердито,
Кусая длинный ус. (М. Ю. Лермонтов «Бородино»).
У Чёрного моря чинара стоит молодая;
С ней шепчется ветер, зелёные ветви лаская;
На ветвях зелёных качаются райские птицы;
Поют они песни про славу морской царь-девицы. (М. Ю. Лермонтов «Листок»).
По тесовым кровелькам играючи,
Тучки серые разгоняючи,
Заря алая подымается. (М. Ю. Лермонтов «Песня про купца Калашникова»).
7.Самостоятельная работа.
Текст проецируется на экран или учащимся раздаются карточки с текстом.
-Списать текст, образовать от глаголов в скобках деепричастия или причастия; расставить знаки препинания, вставив пропущенные буквы (по вариантам).
1 вариант.
По ясному небу н..слись (не закрыть) со..нца низкие дымчатые тучи. (Запыхаться) мчится вдоль дороги мартовский ветерок. (Извиниться) за майскую погоду черёмуха пригласила всех знакомых на ча..питие. (Думать) о звёздах мы думаем и о земном.
2 вариант.
Если прищ..рить глаза то высоко (мерцать) звёздоч..ки пр..близят..ся. (Разогнать) обл..ка прокатился по небу тонким колесом позолоче(н,нн)ый мес..ц. Обл..ка (задевать) за рыжую бороду молодого мес..ца сд..рают с неё позолоту и плывут дальше уже (окрасить).