Учитель русского языка и литературы средней школы РГКП «Республиканский центр реабилитации для детей и подростков» Алимбекова Салтанат Кауазхановна Внеклассная работа по русскому языку в 5-6 классах с казахским языком обучения Турнир знатоков русского языка Цель: расширить знания учащихся по русскому языку, полученные на уроках, способствовать лучшему усвоению программного материала. Задачи: • совершенствовать знания учащихся по русскому языку, учить решать проблемные вопросы, чувствовать слово; • активизировать мыслительную деятельность уч-ся: развитие интеллекта, внимания, памяти, воображения, развивать лингвистические способности детей; • способствовать формированию положительной мотивации изучения предмета, расширить общий кругозор учащихся, воспитание чувства товарищества, взаимопомощи, ответственности. Оборудование: карточки, интерактивная доска (презентация) Ход игры 1. Организационный момент. (слайд №1) Ведущий: – Внимание! Внимание! Объявляется состязание - «Турнир знатоков русского языка» Весёлая Грамматика Решила устроить соревнование, Проверить ум, смекалку, сообразительность И трудности преодолевать решительность. Командам надо силами собраться, Работать дружно, не ошибаться. Не вешать нос и почаще улыбаться.
Девиз турнира "Правильно. Быстро. Красиво». (слайд №2) – Жюри нас по пути направит И без вниманья не оставит. Коль ошибётесь, то поправит. Коль скажем правильно – прославит, Оценку за ответ поставит. Ему передаем привет Ведь без жюри дороги нет Суперобъективное жюри: …. (Представление жюри)
– Вот начинается игра. Теперь, я думаю, пора Командам начинать сражаться, В словесных играх упражняться (приветствие команд) ( слайд №3)
1-я команда - «ЗРЯ» (ЗНАТОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА) Мы в турнире сразиться с соперником пришли Юмор, смех и шутки с собою принесли Соперник наш серьезный, не станем отрицать Попробуем в сраженьях его мы обыграть. 2-я команда «Грамотеи» Готовы мы к турниру – вопросам и ответам И капитан команды готов в суровый бой Команда с нетерпеньем ждет своего сраженья Болельщики готовы за нас стоять гурьбой. Ведущий: Перед началом игры не помешают мудрые советы: 1) Семь раз отмерь, один – отрежь. 2) Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь. 3) Ум хорошо, а два лучше. 4) Поспешишь – людей насмешишь. 1-тур. Разминка. (элементы “Слабого звена”) (слайд №4) За каждый правильный ответ вы получаете 1 балл. Вопросы для команд (1) 1.Как называются звуки, состоящие только из голоса? (гласные) 2.Есть ли буква “фэ”? (нет) 3.Перед союзом а (ставится запятая) 4.Как каплю превратить в цаплю? (поменять 1-ю букву) 5.Прямая речь выделяется (кавычками) 6. [ж] звонкий или глухой? (звонкий) 7.Волнистой линией подчёркивается (определение) 8.Главные члены предложения – это (подлежащее и сказуемое) 9.Какое окончание состоит из первой и последней букв алфавита? (ая) 10.В конце вопросительного предложения ставится (?)
Вопросы для команд (2) 1.Назовите третью букву алфавита (в) 2. Фонетика изучает (звуки) 3. За окном кружился снег. Это предложение или словосочетание? (предложение) 4.Дополнение это… (второстепенный член предложения) 5. Сколько слогов в слове да? (1) 6. Гласных букв в русском языке -10, а гласных звуков - (6) 7. Чем кончается день и ночь? (ь) 8. В начале слова буква я обозначает ( 2 звука - [й`а] ) 9. Заглянуть. В корне слова пишется гласная (я) 10. Если в предложении есть второстепенные члены, то… (оно распространенное)
Второй тур. “С чувством, с толком, с расстановкой”. (слайд №5) Алфавит вы все знаете. Это хорошо. А вот как вы его прочитаете со знаками препинания?! Оценивание по пятибальной системе (5, 4, 3) От каждой команды по одному представителю. Начинаем с лидера. (На экране алфавит со знаками)
Третий тур. Шифровка. Русский – точная наука. Это каждый знает. И это сей предмет с математикой сближает. Перед вами небольшой текст. Зная порядковый номер каждой буквы (а алфавит у вас перед глазами), за 1 минуту расшифруйте закодированные предложения. Максимальное количество баллов 3. Время пошло.
17,18,10,23,16,5,10 12,16 14,15,6 3 4,16,19,20,10. 2,21,5,6,14 6,19,20,30 17,10,18,16,4. 14,1,26,1.
(слайд №6) (Приходи ко мне в гости. Будем есть пирог. Маша.)
Четвертый тур. Запятая. (слайд №7) (слайд №8) Фонетику вы знаете. Надеюсь, что так же хорошо вы знаете синтаксис. Вспомним старую историю о том, как судебный писарь спас жизнь человека, переставив запятую в предложении Казнить нельзя помиловать. (слайд №8) Задание. 1 команда - Вы видите на листочках завещание правителя. Расставьте знаки так, чтобы наследники не разорились. (Перед смертью правитель оставил своим сыновьям завещание: “Поставьте на моей могиле статую золотую чашу держащую”.) 2 команда - ТЕЛЕГРАММА. Девочке очень хотелось пойти в поход с одноклассниками, но бабушка не пускала. Тогда она решила отправить телеграмму в санаторий родителям, а в ответ получила следующее. БЫТЬ ДОМА НЕЛЬЗЯ ИДТИ ПОХОД. Как понять этот текст? Почему его можно прочитать по-разному? Пятый тур. Конкурс капитанов. (Слайд №9) Ведущий: Пятый конкурс начинаем Капитанов приглашаем Будут трудные задачи Пожелаем им удачи. Фразеологический тур. Отвечает команда, быстрее других поднявшая флажок. Что это? • Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело. (Нос.) • Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего - то не понимают; не бельё, а их развешивают. (Уши). Определите род занятий людей по следующим выражениям: • направление главного удара, стать в строй, из ряда вон выходящий, взять на мушку, вызвать огонь на себя; • войти в роль, потерпеть фиаско, под занавес, этот номер не пройдет; • разделать под орех, без сучка и задоринки, бить баклуши, топорная работа; • шито белыми нитками, с иголочки, на живую нитку; • через час по чайной ложке, позолотить пилюлю; • стричь под одну гребенку; • сбоку припеку; • мертвая хватка. (военный, актер, столяр, портной, аптекарь, парикмахер, пекарь, охотник) Творческое задание. Показать мимикой, жестами фразеологизм своей команде, чтобы команда угадала. 1. Намылить шею – проучить 2. Зарубить на носу – запомнить Игра со зрителями – Шуточные вопросы, шарады. 1. Что получится, если написать 30 я (ЗОЯ) 2. Что принадлежит только тебе, а употребляется чаще другими, чем тобой? (твое имя) 3. Кто говорит на всех языках? (эхо) 4. Какой месяц короче всех? (май -3 буквы) 5. Что делает сторож, когда у него на шапке воробей? (спит) 6. На каком расстоянии будет виден маяк, если он то потухнет, то погаснет? (ни на каком, маяк не светит) 7. В каком глаголе содержится сто отрицаний? (стонет) 8. Сын моего отца, а мне не брат. Кто это? (я) 9. У семерых братьев по одной сестрице. Много ли сестер? (одна) 10. Шли двое, остановились возле забора, за которым росли какие-то кусты. Один спрашивает у другого: - Это чёрная? - Нет, это красная. - А почему она белая? - Потому, что еще зелёная. О чем они вели речь? (о смородине) Шестой тур. Узнай части речи. (Устно. Читает учитель.) (Слайд №10) Неуклюже (н), неаккуратный (прил), с (пр), тобой (м), ездить (г), аккуратистка (сущ), пятнадцать (ч) чтение (с), влево (н) Определите, какой из схем соответствует предложение. Учитель читает предложения, члены команд указывают схему, которая соответствует данному предложении. Они должны обосновать свой выбор. (слайд №12) 2. Утром яркое солнце съело быстро тонкий лёд. 1. Залились жаворонки над бархатом зелени и жнивьём. Седьмой тур. Пословицы и скороговорки. (13-й слайд) Ведущий: Красна речь пословицей. Пословица – краткое образное изречение с назидательным (поучительным) смыслом. (Друзья познаются в беде. Старый друг лучше новых двух.) Пословицы об учении. • Повторенье - мать ученья. • Знание- сила. • За одного ученого двух неученых дают, да и то не берут. • Грамоте учиться – всегда пригодиться. • Век живи - как без рук.
Задания (14-й слайд) 1. Вспомните и составьте по двум данным словам пословицы и поговорки. 1. Дело – смело 1. Время - потеха 2. шило – мешок 2. лес - щепка 3. труд – пруд 3. журавль - синица 4. болит – говорит 4. телега - сани 5. коса- камень 5. рублей - друзей 6. перо- топор 6. слово – воробей
Ведущий рассказывает предание о Демосфене – древнегреческом ораторе, который много лет упражнялся, чтобы стать искусным оратором. Он ежедневно ходил на берег моря, набирал в рот камешков, закрывал глаза, чтобы шум морского прибоя напоминал ему гул людской толпы, и так, воображая себя окруженным слушателями, произносил речи. Хорошую дикцию можно выработать, если упражняться в произношении скороговорок.(Пришел Прокоп…, На дворе трава…, Итак, у нас конкурс скороговорок.
1. Карл у Клары украл кораллы, Клара у Карла украла кларнет. (15-й слайд) 2. Угадайте русскую народную скороговорку-загадку. Летели галки и сели на палки. Если на каждой палке сядет по галке, то для одной галки не хватит палки. Если на каждой палке сядет по две галки, то одна из палок останется без галок. Сколько было галок, сколько было палок? Ведущий: Вот закончилась игра, Результат узнать пора. Кто же лучше всех трудился И в турнире отличился? (слово жюри, поощрение участников турнира) |
Внеклассное мероприятие по русскому языку для учащихся 6 класса.
КВН
Тема: «Знаешь ли ты русский язык?»
Цели и задачи: прививать учащимся интерес к русскому языку; развивать речь учащихся, находчивость , сообразительность; воспитывать чувства сопереживания, сочувствия.
Предварительная работа: Учащиеся 7 класса заранее разделены на 2 команды. Им даны задания: подготовить названия, девиз, приветствия командам. Выбрать жюри.
Оформление Плакаты с высказываниями о русском языке; табло результатов
Ход мероприятия І Ведущий Мы начинаем КВН. Начинаем с приветствия команд. 1-я команда. Наша команда называется «Алфавит». Что такое алфавит? Всем ребятам он известен. Буква в нём всегда стоит На своём особом месте. Учим, учим назубок Алфавит мы дружно, Чтобы он найти помог В словарях всё то, что нужно.
2-я команда Наша команда называется «Словосочетание» Внимание! Внимание! Вот словосочетание! В нём ходят порою слова, Но не равны у них права. В нём слово главное всегда С зависимым шагает, А кто есть кто же без труда Вопрос определяет. Вопрос от главного идёт К зависимому слову И никогда - наоборот, Запомни как основу.
ІІ Разминка
Ведущий поочерёдно задаёт вопросы обеим командам.
-Какую строчку не сможет прочитать ни один человек? (швейную) - Название какого дерева состоит из 4-х предлогов? (сосна) - Какие 2 местоимения мешают ездить по дорогам? (ямы) - Какое имя числительное приказывает? (три) - Решите звуковые пропорции: в : ф = з : ? о : а = е : ?
ІІІ Домашнее задание
Ведущий. Ребята, вы получали домашнее задание найти пословицы, в которых бы встречалось числительное семь. Почему именно семь? Потому что имя числительное – удивительная часть речи. В её названии соединились математика и русский язык. Среди числительных есть магические числа. Одно из них - числительное семь. С числом 7 связано движение Луны, т.к. промежуток между первой четвертью и полнолунием составляет 7 дней, а лунный месяц равен 28 дням. В небе 7 светил, каждое из них управляет своим днём недели, вот почему в неделе 7 дней. Жизнь человека делится на периоды, каждый из которых кратен 7: младенчество длится до 7 лет, отрочество до 14, возраст юноши – 21 год, старость – 77 лет. В русском языке много пословиц, в которых присутствует число 7. Назовите их: Один с сошкой, семеро с ложкой. У семи нянек дитя без глазу. Семеро одного не ждут. Семь раз отмерь – один отрежь. Семь бед – один ответ.
ІV Запиши слова в таблицу Ведущий Перед вами таблица. В ней записаны слова, но некоторые буквы пропущены, их надо вставить
С е а
С е а
С е а
С е а
С е а С е а
Варианты ответов: свеча, сфера, слеза, среда, смета…
V Конкурс капитанов. Блиц – турнир
Продолжи сочетания или словосочетания
Орфографический (словарь) Синтаксис и (пунктуация) Графика и (орфография) Грамматическая (основа) Прямая (речь) Фразеологический (оборот) Синонимы и (антонимы) Постоянные (признаки)
VІ Как сказать правильно
У меня нет (носки) Держаться (обе) руками Он (хотеть) позвонить Я купила килограмм (помидоры) Кто в очереди (крайний или последний) Вы быстрей (бежать) VІІ Логогрифы Ведущий Вам предлагаются для команды логогрифы. Логогриф (логос - слово, грифос - сеть) появился в Древней Греции. Это стихотворная загадка, в которой новые слова образуются в результате прибавления или убавления одной буквы или слога.
В планету поместите меру, И ветер всколыхнёт всю атмосферу,- Такой, которого сильнее не найти: Он всё сметает на пути. (Уран – ураган)
Кто части мотоцикла знает, Тот это слово разгадает. А если букву «Д» прибавить, На сцене можно будет ставить. (рама – драма)
VІІІ Подведение итогов Ведущий Жюри внимательно слушало ваши ответы и сейчас мы попросим его подвести итоги. Но каким бы ни был результат, мне кажется, что сегодняшняя игра была интересной, познавательной. Мы увидели, что изучение русского языка – увлекательное дело. В процессе игры вы лучше узнали друг друга, учились взаимодействовать, помогать друг другу. Всем большое спасибо за активное участие в игре.
|