Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Новосёлковская средняя общеобразовательная школа
Сочинение – описание по картине Т.Н.Яблонской «Утро»
(урок русского языка в 6 классе)
Выполнила Прусакова Елена Васильевна,
учитель русского языка и литературы
Сочинение – описание по картине Т.Н.Яблонской «Утро»
(урок русского языка в 6 классе)
Цели:
познакомить с художницей и её картинами,
закрепить умение описывать помещение;
подготовить к описанию картины «Утро»;
развивать творческие способности учащихся.
Эпиграф (слайд 2)
Разгорайся, новый день, светлей!
Выйди в небо, солнце, без ненастья,
Возродися в блеске и тепле,
Возвести опять по всей земле,
Что вся жизнь - день радости и счастья.
И.Бунин
1. Оргмомент
Сегодня на уроке нам предстоит встретиться с полотнами Татьяны Ниловны Яблонской. Мы рассмотрим некоторые её картины. Но целью нашего урока является описание картины «Утро», интерьера, изображённого художницей.
2. Слово о художнике
(слайд 3)
Яблонская Татьяна Ниловна (1917 – 2005). Народный Художник СССР. Действительный член Академии Художеств СССР. Лауреат Государственной премии СССР. Награждена Золотой медалью Академии Художеств СССР. Герой Украины.
Родилась в семье преподавателя словесности смоленской классической гимназии.
В 1935-1941 гг. училась в Киевском художественном институте.
(слайд 4)
Во время войны Т. Яблонская эвакуируется в Саратовскую область, где работает в колхозе. В 1944 возвращается в Киев, преподает в Киевском художественном институте.
Картина «Враг приближается» была одной из лучших о войне, которую высоко оценили и критики, и правительство, и простые люди.
(слайд 5)
Три года тяжелой полуголодной жизни привели к тому, что сразу после войны Татьяна, вернувшись на Украину, написала свое дебютное полотно, мгновенно сделавшее ее из обычной молодой художницы лауреатом Государственной премии, - знаменитую картину "Хлеб". Она хотела передать людям свой восторг от самой жизни. Сочетание синих юбок, белых платков и теплого зерна само по себе создавало живописную картину. Энергия, красота, здоровье работающих людей создавали ощущение, что до полного счастья осталось совсем чуть-чуть. Картина «Хлеб» стала гимном труду народа и принесла Яблонской всесоюзную славу и Сталинскую премию
Четырехметровая картина "Хлеб" обосновалась в Третьяковке, его репродукции – в учебниках, на плакатах, открытках и календарях.
(слайд 6,7)
Следующую свою картину «Весна» Яблонская считала невинным сюжетом. Эта картина была отмечена Госпремией (1951) и принесла художнице славу мастера первой величины. Татьяне Ниловне удавалось видеть великое в малом. Чтобы создать гениальное произведение, ей не нужно было куда-то далеко уезжать на выбор натуры - каждая веточка, лучик солнца, гуляющие в парке мамы с колясками - на холстах Яблонской звучали неповторимой мелодией.
(слайд 8)
Знойный летний день, на натянутых между деревьев веревках, словно застывшие в неподвижном воздухе, висят влажные простыни и спит в колыбели маленькая жизнь. (Картина «Летом» 1954г.).
(слайд 9)
Различные по тематике произведения Яблонской говорят о доброте, радости, трепетном отношении к прошлому страны и тревоге о будущем. Посмотрите на пейзажи. Здесь отражается удивительная способность художника видеть окружающий мир восхищёнными и благодарными глазами.
(слайд 10)
Во время войны в колхозе Татьяна Ниловна косила, полола, скирдовала, молотила, возила на волах воду для поливки огородов, словом, была заправской колхозницей. Здесь она «познала радость труда в коллективе».
(слайд 11)
В 1977 году была написана еще одна и любимая работа Татьяны Ниловны - картина «Лен». Она часто вспоминала, с каким воодушевлением писала вокруг своего дачного посёлка этюды к ней. Татьяна Ниловна говорила, что перецеловала кисточкой каждый сантиметр картины. В мастерской тогда стоял перед ней настоящий большой сноп льна. А моделью была дочь Оля.
(слайд 12)
Все дочери Татьяны Ниловны в разное время позировали ей, и все три со временем пошли по стопам матери, связав свои судьбы с изобразительным искусством.
(слайд 13)
В 1950-1960 гг. художница увлекается созданием картин-эскизов, которые, по ее мнению, лучше всего раскрывают через привычные повседневные сюжеты важность каждого момента жизни. Мы видим, как выпускают первые листочки упругие веточки на подоконнике (картина «На окне» 1954г)
(слайд 14)
В последние годы жизни Татьяна Ниловна писала в основном натюрморты и пейзажи за окном ее квартиры: после инфаркта и инсульта она перестала выходить на улицу, перестала писать маслом, зато пастель научилась держать в левой руке вместо парализованной правой. В самый день смерти она с удовольствием нарисовала яркий, жизнерадостный букет летних колокольчиков.
(слайд 15)
Т.Н. Яблонская всю жизнь искала свое «я» в творчестве, а нашла всенародную любовь и признание мастерства. Ее работы уникальны в своем роде: рисуя вид из окна на кухне, цветы на собственном балконе, художница наполняла свои картины подлинной, настоящей жизнью. И женщиной она была уникальной - успевала все: заниматься творчеством, преподавать, читать стихи, путешествовать, выходить замуж, растить детей...
(слайд 16)
«Природа или интерьер, любой объект вдруг как бы покроется какой-то невидимой
поэтической прозрачной пеленой, как бы запоет что-то внутри. Какое-то волшебное
поэтическое состояние разольется... и обычный кусок двора озаряется изнутри
каким-то божественным сиянием. Это, наверное, и называется вдохновением…»
Т.Н. Яблонская
(слайд 17)
В 1954 году Татьяна Ниловна получила две комнаты в коммунальной квартире. В то время по улице ходили трамваи. Звонки вагоновожатых, клаксоны машин и музыка из репродукторов, доносившиеся в открытые окна квартиры, вызывали восторг всех жильцов. Мирный, послевоенный шум наполнял душу радостью. В этой комнате Татьяна Ниловна и написала картину «Утро». Моделью стала старшая дочь Лена. В картине был такой жизнеутверждающий сюжет, что репродукцию сразу же напечатали все журналы, в том числе «Огонек». Потом она появилась в «Родной речи», и несколько поколений детей писали по ней сочинение.
В 60-е годы была написана песня, каждое утро она звучала по радио. Картина «Утро» и песня очень созвучны.
На зарядку становись
Музыка: Зиновий Компанеец Слова: Яков Белинский
Поздно утром только сони
Спят, свернувшись калачом,
Мы встаём, лишь солнце тронет
Нас своим косым лучом!
Припев:
Рассчитайся по порядку,
Снова солнцу, снова солнцу улыбнись!
Рассчитайся по порядку,
На зарядку, на зарядку становись!
На зарядку, на зарядку,
На зарядку, на зарядку, становись!
На сверкающей лужайке
Блестки утренней росы.
Вспыхнут ярче птичьей стайки
Наши майки и трусы!
Припев.
Любо утречком размяться,
И нырнуть поглубже в пруд!
А потом с друзьями взяться
За учёбу и за труд!
Припев.
3. Беседа по картине
(слайд 18)
Что изображено на картине?
Какое это время года?
Как вы это определили?
В картине «Утро» художница учит нас видеть прекрасное в том простом и обыденном, что окружает нас и что мы далеко не всегда замечаем. Ясное сентябрьское утро. Лучи солнца и свежий воздух врываются в комнату через распахнутую дверь. За окном простирается большой город. Он теряется за горизонтом, его дали подёрнуты дымкой.
(слайд 19)
Что делает девочка?
Девочка только что встала и делает зарядку. И мы с удовольствием смотрим на стройную, легкую фигурку девочки, замечаем простоту и изящество ее движений. Утренняя зарядка заряжает человека бодростью на весь день, делает его сильным, ловким, красивым.
(слайд 20)
Как характеризует эта комната её хозяйку?
Просторная солнечная комната. Много воздуха и света. Блестит чистый паркетный пол. Комната не заставлена мебелью. На круглом столе красивая глиняная посуда. Деревянная кровать ещё не заправлена. Белоснежное постельное белье. Стена украшена декоративной тарелкой, кашпо. На окнах и двери балкона вьётся зелёный плющ. Чистота и уют. Глядя на эту комнату, полную света и воздуха, мы, зрители, чувствуем, как хороша жизнь, и проникаемся радостным настроением.
(слайд 21)
4.Работа с учебником
Описание комнаты (упражнение №224)
1. пол: паркетный;
2. потолок: высокий, абажур под потолком;
3. стены: эстамп на стене, в кашпо цветы резеды, отрывной календарь, батарея центрального отопления, абажур под потолком;
4. окна: большие окна аркой, открытая стеклянная дверь на балкон, оградительная решётка, карниз над окном, выход на балкон;
5. мебель: деревянную кровать, круглый большой стол, льняной скатертью, длинной бахромой, в глиняном графине, прикрыть салфеткой.
(слайд 22)
5.Лексическая работа
Интерьер (спец.) - внутреннее помещение в здании.
Эстамп – картина – оттиск, снимок с гравюры.
Кашпо – декоративная ваза для цветочного горшка.
Карниз – 1) выступ в верхней части здания над окном, дверью;
2) перекладина над окном, на которую вешают шторы.
Словарь русского языка . С.И.Ожегов
(слайд 23)
6. Материалы к сочинению
1. пол: паркетный, залитый солнечным светом;
2. стены: толстые, бежевые, эстамп на стене, в кашпо вьющийся плющ;
3. окна: высокое, дугообразное, рама белая, под окном батарея центрального отопления, большие окна аркой, открытая стеклянная дверь на балкон, оградительная решётка;
4. мебель: деревянная кровать, круглый большой стол, льняная скатерть, длинная бахрома, глиняный графин, хлебница, салфетка;
5. комната: светлая, с высокими потолками, большая, просторная, уютная, много воздуха и света.
(слайд 24)
7. Возможный план сочинения-описания
I.Татьяна Ниловна Яблонская — известный мастер живописи.
II.Утро.
III.Комната девочки:
помещение;
мебель;
украшения.
IV.Девочка.
V.Впечатление от картины.
8. Написание сочинения
Начиная работу, обратите ещё раз внимание на эпиграф к уроку. Возможно, слова поэта помогут передать впечатление от картины.
Разгорайся, новый день, светлей!
Выйди в небо, солнце, без ненастья,
Возродися в блеске и тепле,
Возвести опять по всей земле,
Что вся жизнь - день радости и счастья.
И.Бунин
Интернет-ресурсы:
kykolnik.livejournal.com›650708.html
2. «Впечатления дороже знаний...» - Яблонская Татьяна Ниловна.
В доме Яблонских даже «издавался» собственный журнал под
названием «Сверчок». Один из номеров «Сверчка» сохранился
у Татьяны Ниловны...kykolnik.livejournal.com›644705.htmlещё
3. http://photo.i.ua/user/2336110…"Зимний день в Седневе", 1973.
4. artsoch.ru›yablonskaya/33-sochinenie-po…utro.html
5. trostencova.ru›yablonskaya_utro.html
6. vasir.ucoz.ru›publ/dz/russkij_jazyk…quotutroquot…4
7. Жизнь и творчество palitra.co›post/35
8. liveinternet.ru›users/2964668/post115196330/
9. http://rus.glas.org.ua/project…
10. http://www.yerkramas.org/2012/…
11. Летом http://www.artpoisk.info/artis…
12. http://www.liveinternet.ru/use…
13. http://artclassic.edu.ru/catal…
14. Весна http://www.artpoisk.info/artis…
15. http://www.persons-info.com/in…
16. http://artboyko.com/artist;ODA…
17, slovonline.ru›slovar_ctc/b…73215/yablonskaya…1917…