А рядом новой зеленью Лепечут песню новую И липа бледнолицая, И белая березонька.
Стойкий народ одолеет бойкого врага.
Дни и ночи рыскал по полям и лугам злой ветер.
Карточка № 2
Несется клич во все концы: « Весна пришла! ».
б) Слово учителя:
Ребята, давайте обратимся к эпиграфу нашего урока.
Он энергичен, многолик… Глагол, Он действовать привык. Необходим он- Вот в чем соль. Я говорю ему: - Глаголь! Л. Татьяничева
Работа с классом
1. Объясните разницу между словами глагол и глаголь по плану:
а) к какой части речи относится каждое из слов; б) что они обозначают; в) к какой группе лексики относится каждое слово.
в) Слово учителя
Ребята, вы, думаю, сами убедились в том, что глагол - непростая часть речи, она таит в себе загадки, потому как имеет свои индивидуальные признаки, которые присущи только ей. И сейчас мы эту тайну раскроем.
г) Блиц-опрос – «На ринг вызывается…»+++уч.
Вопросы:
Что такое глагол?
Сколько у глагола спряжений?
Как изменяются глаголы?
Почему неопределенная форма глагола называется именно так?
Какие глаголы называются возвратными?
На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме?
4. Подготовка к изучению нового материала
- Какие вы видите орфограммы в глаголах?
5. Объяснение нового материала
а)У.: Ребята, посмотрите на данные слова:
Что между ними общего?
Чем они отличаются друг от друга? Почему?
Сформулируйте правило написания не с глаголами.
Негодовать
Не болеть
Недоумевать
Не читать
Ненавидеть
Не помогать
Неистовствовать
Не слышать
Недомогать
Не найти
Ненавидеть
Не любить
Нездоровится
Не отвечать
б)У.: Ребята, давайте вспомним лексическое значение слов-глаголов, которые пишутся с не слитно.
Работа в парах-правильно указать значение глагола.
Недоумевать – это значит заставлять, не считаясь с желанием другого. Негодовать – это значит сомневаться, удивляться. Неистовствовать – это значит находиться в болезненном состоянии. Неволить – это значит находиться в состоянии нездоровья. Недомогать – это значит злиться, беситься. Нездоровится – это значит выражать неудовольствие.
6. Закрепление нового материала
а) Работа по учебнику стр.226 п.78. упр.612 (учащиеся по одному слову записывают на доске, объясняя изученную орфограмму).
б) Работа с текстом
У.: Ребята, однажды А. С. Пушкин пришел к своему другу – Петру Андреевичу Вяземскому и написал в детском альбоме сына поэта стихи. В них содержался очень важный совет.
Давайте прочитаем эти строки:
Душа моя Павел, Держись моих правил: Люби то-то, то-то, Не делай того-то… Кажись, это ясно? Прощай, мой прекрасный!
У.: Какое слово из данного стихотворения относится к теме нашего урока?
(Не делай)
- Что обозначает частица не? (запрет на действие).
- Как вы думаете, что А. С. Пушкин советовал юноше не делать?
(Устно учащиеся подбирают к глагол не делай контекстные синонимы).
(На доске появляется запись):
У.: Ребята, изучая данную тему, хочу обратить ваше внимание на то, что в русском языке есть глаголы, с которыми не так и хочет слиться, но мы должны их писать по общему правилу.
Сейчас я продиктую глаголы в утвердительной форме, а вы запишите их в отрицательной форме с восклицательным знаком.
Буду – не буду! Могу – не могу! Хочу – не хочу! Стану – не стану!
г) Групповая работа---уч.
Учащиеся в своих тетрадях записывают глаголы, исправляя ошибки (слова с неверным написанием записываются в левую колонку в правильном виде).
д) Взаимопроверка(Далее учитель предлагает задание для эрудитов)+++
Из второй части пословиц учащиеся должны полностью записать пословицу.
…не ждут (Семеро одного не ждут)
…не машут (После драки кулаками не машут)
…не поймаешь (За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь)
…не испортишь (Кашу маслом не испортишь)
У.: Ребята, почему в пословицах так много глаголов с отрицанием?
(Человек поступает в жизни часто неправильно, не так, как должно быть, поэтому пословицы нас учат, отталкиваясь от отрицательного опыта человека).
е) Мгновенная проверка знаний
(не) бросить
(не) расти
(не) собирать
(не) ходить
(не) обижать
(не) домогать
(не) волить
(не) годовать
(не) умыться
(не) сварить
( не) хвалить
(не) указывать
(не) забегать
(не) раскрыть
7. Подведение итогов и выставление оценок
- Что узнали вы сегодня на уроке?
- Чему научились вы на уроке?
8. Домашнее задание (по выбору уч.)
Урок по русскому языку в 6–м классе
Тема: Безличные глаголы
Цели:
Обучающие:
Ознакомление учащихся с понятием “безличный глагол”, с лексическими группами безличных глаголов.
Совершенствование умения находить грамматическую основу предложения.
Обучение конструированию предложений с безличными глаголами.
Развивающие:
Формирование умения отличать безличные глаголы от личных, находить безличные глаголы в предложении и тексте, определять их синтаксическую роль.
Развитие умения оценивать результаты выполненных действий, обобщать изученный материал, делать самостоятельные выводы, определять закономерности.
Учитель читает стихотворение, предварительно дает задание:
Прослушайте стихотворение–загадку. О чем идет речь? Что это?
Что без меня предметы? Лишь названья. Но я приду – все в действие придет. Летит ракета, люди строят зданья, И рожь в полях растет.
(Учащиеся предполагают, что это глагол)
Учитель – Да, это глагол. Мы уже много знаем об этой части речи. Давайте вспомним что это.
(Учащиеся называют признаки глагола, приводят примеры)
3.Мотвация- выполняем первое задание.
На доске записаны предложения. Распределите их в две группы. Принцип распределения выбираете самостоятельно.
Выпал снег. Подморозило. Мне не спится. В зимнюю пору смеркается рано. Мой друг тоже не спит.
Учитель – На какие группы разделили? Свое мнение обоснуйте.
(В ходе обсуждения выделяются две группы:
предложения с обоими главными членами
предложения с одним главным членом).
Учитель – Работаем с группой предложений: Подморозило. Мне не спится. В зимнюю пору смеркается рано. (Остальные предложения стираются с доски)
Что общего, кроме того, что это односоставные предложения, вы заметили?
(Главный член предложения один, это сказуемое).
Учитель – А что можно сказать о подлежащем? Требуется ли оно в таких предложениях?
(Его нет и не нужно).
Учитель: – Есть ли здесь действующее лицо? (Нет). То есть, какие это глаголы? (Без лица) Значит имя у них … . (Безличные глаголы).
Комментированное письмо
Пахло милым тлением осени. Подморозило и воздух стал свежим. Веет с поля ночная прохлада. В одну минуту дорогу занесло.
Учитель – Найдите в одном из предложений спрятавшуюся пунктограмму, составьте схему предложения. (Учащиеся работают с предложением Подморозило, и воздух стал свежим). Обосновывают постановку запятой в сложном предложении, где первое предложение – односоставное).
Учитель – Обратите внимание, чем выражены сказуемые во всех отмеченных нами предложениях (безличными глаголами в форме прошедшего времени). Какую закономерность заметили? (Если затруднятся с ответом, дать задание определить род и число безличных глаголов в этих предложениях).
Итак, продолжите предложение В прошедшем времени безличные глаголы употребляются … (только в форме среднего рода единственного числа).
Заключительный этап урока (обобщение материала).
Работа по группам.
Более сильные учащиеся составляют вопросы и задания по изученной теме самостоятельно, группа более слабых учащихся работает с материалом учебника (теория). Затем учащиеся 1 группы задают вопросы учащимся второй группы.