- Формировать представление об одушевлённых существительных и неодушевлённых существительных.
- Формировать умение ставить вопрос к слову и различать по вопросу одушевлённые существительные и неодушевлённые имена существительные, находить одушевлённые и неодушевлённые имена существительные в тексте.
- Уметь применять одушевлённые и неодушевлённые имена существительные, при составлении текста по картинке.
Этапы урока | Цель каждого этапа | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД | Формы и методы | Примечание |
1. Организационный момент | Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок. | Прозвенел уже звонок Начинается урок. - Здравствуйте, ребята! Подарите тепло и улыбку друг другу! Садитесь! | Приветствуют учителя. Отвечают на вопросы учителя движения головой. Потирают ладони и дарят тепло друг другу. | Личностные УУД: проверяют готовность к уроку, настраиваются на урок. | Фронтальная. Словесный. | |
2.Планирование деятельности на уроке. | Составить план и последовательности действий. | - Составим алгоритм работы на уроке. - Ребята вы все согласны? Как вы предлагаете работать на уроке (в паре и в группе). Что мы контролируем и оцениваем на уроке? (внимательность, аккуратность, правильность) Каждый этап урока вы будете оценивать по предложенным критериям и записывать в листы самооценки. А в конце урока мы проведем итоговый контроль. | 1 ученик выходит к доске и составляет алгоритм работы. На доске: (Каллиграфическая минутка. - Словарная работа. - Всё что я знаю? - Новая тема, (определение темы урока, целей, задач). - Контроль, оценивание. - Рефлексия) | Регулятивные УУД: составление плана и последовательности действий. Познавательные УУД: действие со знаково-символическими средствами. | Фронтальная. Словесный. Словесный, наглядный, практический. Беседа. | |
3. Каллиграфическая минутка. | Закрепись навык каллиграфически правильного письма. | - Поменяйтесь тетрадями с товарищем, посмотрите на выполненное домашнее задание и дайте задание на минутку чистописания. - Оцените своё письмо и подчеркните самую лучшую букву | Ученики записывают букву и отдают тетрадь товарищу. Проводят самоконтроль. | Предметные УУД: закрепление знаний о каллиграфическом написании буквы. | В паре. Практический. | |
4. Словарная работа. | Вспомнить написание словарных слов. | Следующий этап - Прочитайте, что записано на доске? - Что общего в словах? (Зимние месяцы ?) - А какого месяца не хватает ? (февраль) - Какая орфограмма, закрыта в словах снежинкой ? - Запишите слова, вставьте недостающие буквы. - Проконтролируйте себя, посмотрите на доску (учитель убирает снежинки) - Поднимите руки, у кого не было ошибок. - Молодцы! . | Читают слова на доске, записывают, вставляют буквы. Проводят самоконтроль. | Личностные УУД: обеспечить ценностно-смысловую ориентацию детей о правильном написании слов. Предметные УУД: закрепление знаний написания словарных слов. Регулятивные УУД: в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. | Фронтальная. Словесный, наглядный. | Слайд. 1. |
5. Всё, что я знаю. | Актуализировать знания учащихся Вспомнить знания полученные ранее. | Теперь мы можем работать дальше? Какую тему мы изучаем? (Части речи. Имя существительное). Я предлагаю вам вспомнить всё, что знаем об имени существительном. Что такое имя существительное? (Слова, которые обозначают предметы и отвечают на вопросы кто? что?, называются именами существительными, может называть явл. прир., животн., растения и т.д.). Да молодцы, имя существ. Обознач. Предмет и отвеч. На вопросы- Кто, Что? Выполните задание. Перетащите те слова, которые не являются именами существительными (ученики перетаскивают слова на светлый фон и они исчезают). - Теперь посовещайтесь, можно их разделить на 2 группы. - Ваше предложение (дети выходят к доске и передвигают слова). - А почему вы так поделили? (живые и неживые). - А берёза, ведь она растёт, питается? - Ребята, самый главный признак живой природы - это передвижение. - Что обозначают слова 1 столбика (людей и животных). - Как правильно называются такие имена сущ. Вы можете узнать, открыв учебник на стр. 48 (прочитайте правило). - Так какие имена существительные называются одушевлёнными? (подумай сам, расскажи товарищу) - А как же будут называться слова, которые не обозначают животных и человека? (прочитайте правило на стр. 50) - Итак, слова обозначающих живых существ (людей и животных) – это одушевлённые имена существительными, а слова, которые не обозначают людей и животных – это неодушевлённые имена существительные. | Отвечают на вопросы. Выполняют задание. Работают в паре. Читают правило на стр. 48. Работают в паре. (подумай сам, расскажи товарищу) Читают правило на стр. 50. (подумай сам, расскажи товарищу) | Регулятивные УУД: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Личностные УУД: опредение собственных знаний и не знаний, умение слушать других. | Фронтальная, парная. Словесный. | Слайд 2 |
6. Целепологание. | Определить цель урока. | - Подумайте и скажите, о чём пойдёт речь на уроке (об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных - Поставьте себе цель на урок. Чему бы вам хотелось научиться? (Изучить одушевлённые и неодушевлённые имена существительные). - А зачем надо знать эти существительные? - Поработайте в паре, обсудите, что мы будем о них узнавать. - Знать На какие вопросы отвечают. - Уметь объяснять признаки. Уметь находить, применять. (учитель записывает задачи на доске). - Вам понятны задачи? - А по - первому вопросу мы можем сказать. На какие вопросы отвечают одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. - А раз мы знаем, на какие вопросы отвечают одушевленные и неодушевленные имена существительные , я вам предлагаю выполнить задание: -У вас 3 предложения 1 вариант выпишите предложения с одушевлёнными именами существительными. 2 вариант с неодушевлёнными именами существительными (3 минуты) 1) Ударили сильные морозы. 2) Ребята развесили кормушки. 3) Птицы весело поют.) - Какие предложения выписал 1 вар. Зачитайте назовите одуш . имена сущ. Почему, подчеркните одной чертой имена сущ., - Какие предложения выписали 2 вар. Назовите неодуш. Имена сущ., почему вы так решили? - А почему второе предложение выписали и 1 и 2 вариант. -Назовите одуш. сущ., на какой ? отвечает, назовите неодуш. сущ, на какой ? отвечает. Молодцы! - Поработайте в паре придумайте заголовок к тексту, состоящий из 2- х слов. 1 вариант придумает 1 слово, 2 – й вариант 2- е слово. - Назовите заголовки. - Зачем делают кормушки для птиц зимой? - Поднимите руки, кто подкармливает птиц? Беседа: Птицам трудно приходится зимой. Нередко они голодают. Во время метелей и сильных морозов много птиц погибает от голода . Особенно часто птицы погибают в конце зимы, когда почти весь корм повсюду съеден. Поэтому мы должны помогать птицам зимой. Покормите птиц зимой! Пусть со всех концов К вам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо. Не богаты их корма, Горсть зерна нужна, Горсть одна – и не страшна Будет им зима. | Ставят цель, задачи на урок. Работают в паре. Отвечают на вопросы. Выполняют задание на карточках. Проверяют выполненное задание. Придумывают заголовок к тексту. Отвечают на вопросы | Регулятивные УУД: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. Познавательные УУД: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи. Личностные УУД: соотнесение поступков и событий с принятыми этическими принципами, выделение нравственных аспектов поведения. | . | Слайд 3. Слайд 4. Слайд 6. Слайд 7. |
7. Физкультминутка. | Эмоциональная разрядка. | Встанем и немного отдохнём. Выполним движение под музыку. Молодцы! Садитесь. | Выполняют движения под музыку. | | Фронтальная. | Презентация. |
8. Продолжение работы по теме урока. | | Найдите упр. 83, с. 49 (диск к учебнику, по теме одуш. и неодуш. Имена сущ.)) - Прочитайте задание, что нам нужно сделать в упражнении? (обозначить предложения, расставить знаки препинания) - Работая в паре, расставьте знаки препинания. - Давайте проверим. Сколько предложений у вас получилось? Проверим вместе. (на интерактивной доске). Один ученик у доски. Вы согласны, оцените ученика, какую оценку поставим. Оцените свою работу. - Теперь давайте найдём имена существительные (один ученик у доски) - Кто не согласен? - Самостоятельно выпишите одушевленные имена существительные. - А почему вы их выписали? Какие существительные отвечают на ? кто? что? Проверьте по образцу, оцените свою работу. | Работают по учебнику. Определяют задание. Работают в паре. Контролируют, оценивают. Выписывают одушевлённые имена существительные. Контролируют, оценивают | Предметные УУД: умение находить границы предложения, расставлять знаки препинания. Регулятивные УУД: в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Личностные УУД: умение работать в паре. | Коллективная. Словесный, практический. | Слайд 8 слайд 9 |
9. Игра «Размышляйка». | | Поиграем в игру «Размышляй-ка». Отгадайте загадки. Запорошила дорожки, Разукрасила дорожки, Радость детям подарила И на санках прокатила. (зима) Это кружевце летало, Село на нос и пропало. (снежинка) Мои ушки на макушке: Длинные, большие, Чтоб лису услышать мог Даже не в тиши я. (Заяц) (Какие это имена существительные. Почему? На какой вопрос они отвечают?) Молодцы! | Отгадывают загадки, определяют одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. | Познавательные УУД: умение отгадывать загадки, определять одуш. и неодуш. имена существ. | Групповая. Словесный, практический, наглядный. Игра. | Слайд 10 Слайд 11 Слайд 12 Слайд 13 |
10. Контроль и оценивание. | Оценить знания учащихся полученные на уроке. | Я вам предлагаю творческое задание, в группах составьте рассказ по картинке употребляя одушевлённые и неодушевлённые имена существительные, но вы можете выбрать уровень сложности. 1 уровень – составьте рассказ по картинке используя опорные слова. 2 уровень – составьте рассказ по картинке. 3 уровень – составьте рассказ по картинке без опорных слов от 1 лица. - Группы могут выполнив 2- й уровень, перейти на 3 – й уровень. - Какая группа какой уровень работы выбрала? Выйдите возьмите задание. - Через 3 мин. Мы проверим. - Итак 1 группа ваш рассказ, заслушиваем рассказы. - Ребята заслуживает ли аплодисментов рассказ, давайте оценим (хлопаем в ладоши) - Пожалуйста 2 группа. - И 3 группа. - Какие имена сущ. Вы использовали в своём рассказе? На какой ? отвечают одуш. имена сущ., неодуш. Имена сущ., какие признаки? Оцените свою работу. Молодцы ребята вы очень хорошо справились с творческим заданием. | Отвечают на вопросы учителя. Устанавливают причинно-следственные связи. Оценивают свою работу на уроке Выбирают задание. Оценивают свою работу | Регулятивные УУД: в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Познавательные УУД: умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи, передавая содержание текста в соответствии с целью. Личностные УУД: умение работать в группе, оценивать других. | Фронтальная. Словесный. Беседа. | Слайд 14-15. |
11. Рефлексия. | Самооценка личностных достижений. | - Я благодарю вас, за работу на уроке, за содержательные и полные ответы, за активность, у меня очень хорошее настроение. (слайд со смайликами, прикрепляю смайлик) - А теперь вы покажите какое настроение у вас? Закончите предложение: - Урок помог мне… - Для меня было сложным… - Мне понравилось… Спасибо за сотрудничество!! | Дети выходят и показывают своё настроение смайликом. | Регулятивные УУД: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Личностные УУД: умение показать своё настроение при помощи знаково – символических средств. | | Слайд 16. |