kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока по теме: ":Знакомство с возвратной формой глагола"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная методическая разработка может быть рекомендована учителям, работающим по Образовательной системе «Школа 2100». Урок является уроком открытия новых знаний, предполагает использование технологии проблемно-диалогического обучения и общепредметной - формирование типа правильной читательской деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по теме: ":Знакомство с возвратной формой глагола" »

ТЕМА: Знакомство с возвратной формой глагола.09.04.15г.

ЦЕЛИ: Познакомить с возвратной формой глагола и правописанием

глаголов с – тся, - ться.

Развивать умения писать – тся и – ться в глаголах.

Совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её

правильной, точной.

Оборудование: учебник, карточки с заданиями, компьютер.


ХОД УРОКА


I. Организационный момент.


II. Актуализация знаний.


- Какую широкую тему мы с вами изучаем?

- Над какой частью речи мы работаем?

Давайте поиграем в игру «Пресс - конференция». Корреспонденты задают вопросы специалистам по изучаемой теме.

(Проходит повторение знаний о глаголе).


III. Словарная работа.


- Давайте проведем словарную работу. Запишите слова под диктовку.

Готовить, клеить, сверкать, строить, гладить.

- Слова какой части речи записали?

- Что объединяет эти слова?

- Что вы знаете о неопределенной форме глагола?

Задание: определить спряжение глаголов.

- Как определили спряжение?

Обозначьте глагольный суффикс.


IV. Наблюдение и постановка проблемы.


Учитель читает строчки: «Давайте же мыться, плескаться, купаться, нырять, кувыркаться в ушате, в корыте, в лохани …» Кто автор этого произведения?


– Назовите глаголы. Найдите среди них лишний глагол. (Нырять.) Почему он лишний? (Нет -ся на конце.)

– Что общего у всех остальных глаголов? (Есть -ся.)

– Какие вопросы у вас возникают? (Что такое я? Как называются такие глаголы?)

– Какие вопросы можно задать к теме урока?

V. Решение проблемы.Работа в учебнике.

1. Введение понятия возвратный глагол.

Наблюдение по учебнику (с. 94).

а) Упр. 274 – сравниваются глаголы с -ся и без -ся.

Ученики сравнивают глаголы по составу и отвечают на первый вопрос: что такое -ся? (Это суффикс.)

– В чём особенность этого суффикса? (Он стоит в конце слова после -ть.)

Справка учителя. Раньше суффикс -ся был самостоятельным словом – местоимением – и писался отдельно. Обозначал «себя», «сам».

Проверьте, сохранил ли -ся такое значение в глаголах: умыться (умыть себя) решаться (решает сам).

Сделайте вывод: как различаются глаголы с -ся и без -ся по смыслу?

(Глаголы с суффиксом -ся обозначают действие, которое возвращается к себе, направлено на самого человека.)

– Ответ на второй вопрос (Как называется такая форма глагола?)

Вы найдёте самостоятельно в тексте правила (с. 95). Прочитайте 1-й вывод в рамке.

– Как же называются глаголы с суффиксом -ся?

VI. Сравнение транскрипций, постановка проблемного вопроса.


Работа в группах. Сравните транскрипцию двух глаголов

[у ч и т] [у ч и ц а]

- Какую ошибку можно допустить при написании глаголов с суффиксом –ся?

- Как избежать этой ошибки?

- Что вы должны помнить? (ца – у существительных, ся – у глаголов)


VII. Физминутка для глаз.


VIII. Исследовательская работа.


Продолжим исследование. Предлагаю вам поработать в группах.

- Сравните глаголы 1 и 2 столбика.стр.95

- Чем отличаются глаголы в 1-ом и 2-ом столбиках?

умываться умывается

причесываться причесывается

решаться решается

питаться питается

учиться учится


- К чему присоединился суффикс –ся? (к неопределенной форме глагола) Как догадались? (по вопросу и по суффиксу - ть)

- Во втором столбике к чему присоединили суффикс –ся? (к глаголу в форме 3-го лица ед. ч.)

- Чем является в слове –ет?

- Что интересного заметили?

- Чем различаются в написании эти глаголы? Почему?

- Почему в сочетаниях –тся, -ться то пишется буква ь, то не пишется?

Ученики делают вывод.

- Что надо делать, чтобы не ошибиться в правописании слов с –ться, -тся?

Сравните свой вывод с выводом учебника с. 95

- Так какую цель мы сегодня преследуем на уроке?


IX. Первичное закрепление.


1.Выполняют задания, распределяя слова в два столбика

смеяться, учится, катается, играться,

2. Упражнение 275 (самостоятельно). Проверка по образцу.

3. Работа в группах (с пословицами). Вставить пропущенные буквы, обозначить орфограмму. Объяснить смысл пословицы.

1. Богатому не спит…ся, богатый вора боит…ся.

2. Счастье в воздухе не вьёт…ся, а руками достаёт…ся.

3. Кто любит трудит…ся, тому без дела не сидит…ся.


X. Домашнее задание.

Записать 2пословицы с глаголами на тся или ться


XI.Итог урока


- Какая тема была нашего сегодняшнего урока?

- Что вы для себя нового взяли на уроке?

- А как вы думаете, входит ли в основу слова возвратная форма глагола?

- Почему?


СПАСИБО ЗА РАБОТУ!
















«Давайте же мы……, плеска……., купа……, ныря…., кувырка…… в ушате, в корыте, …»

  1. Богатому не спит…ся, богатый вора боит…ся.


  1. Счастье в воздухе не вьёт…ся, а руками достаёт…ся.



3. Кто любит трудит…ся, тому без дела не сидит…ся.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Разработка урока по теме: ":Знакомство с возвратной формой глагола"

Автор: Ромашка Елена Владимировна

Дата: 19.04.2015

Номер свидетельства: 203100


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства