Разработка урока по русскому языку "Стилистические свойства фразеологизмов"
Разработка урока по русскому языку "Стилистические свойства фразеологизмов"
Это урок-исследование по русскому языку. На уроке ребята учились находить в тексте фразеологизмы, сопоставляли фразеологизмы из разных языков, работали с фразеологическим словарём, развивали свою речь. В ходе своего исследования ребята в группах выполняли задания для создания мини-проектов, учились правильно употреблять фразеологизмы в речи и толковать их значения.
Данный урок способствует развитию логики , совершенствует умение учеников составлять алгоритм действия, развивает их информационную компетентность, воспитывает бережное отношение к русскому языку и укрепляет интерес к нему.
развивать образное и логическое мышление, речь, языковую память и речевой слух;
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по русскому языку "Стилистические свойства фразеологизмов" »
Урок-исследование в 6 классе
Тема: Стилистические свойства фразеологизмов
Цели:
формировать навык определения стилистической окраски фразеологизмов и употребления их в разных стилях речи;
совершенствовать умение составлять алгоритм действия, развивать информационную компетентность учащихся, умение извлекать информацию и обрабатывать её.
развивать образное и логическое мышление, речь, языковую память и речевой слух;
воспитывать чувство ответственности по отношению к языку.
Оборудование:
Презентация к уроку, проектор, ПК
«Фразеологический словарь для детей»
«Школьный фразеологический словарь»
Доска, рабочие листы
Ход урока:
1. Оргмомент
Мотивация к деятельности.
Настрой класса на рабочий лад (вижу по глазам ребят: огоньки в глазах горят, приступаем, чтоб успели все внести весомый вклад) – дорисуйте смайлика, чтобы показать своё настроение (на рабочем листе - кружочки) А вот моё настроение (магнитный смайл серьёзный)
Начнём мы урок с лингвистической задачи (на доске и в рабочих листах).
Перед вами два предложения с похожими сочетаниями слов. Что в них общего и чем они (сочетания) различаются? (к доске приглашаются два ученика; они отвечают на ??, выполняют синтаксический разбор предложений) Аргументируйте свой ответ.
Он допустил три ошибки в двух словах.
Расскажите обо всём в двух словах.
Вопрос классу: Для чего необходимы вам эти знания? (умение различать свободные и устойчивые сочетания слов)
2. По следам домашнего задания
Ещё великий М. В. Ломоносов называл устойчивые сочетания «фразесами», « российскими пословиями», предлагая включить их в словарь. По мнению учёного, фразеологизмы создают как бы особый пласт в языке, по-своему отражающий жизнь народа с очень далёких времён.
Каковы пути появления в языке фразеологизмов?
1. из разговорной речи (на основе свободных сочетаний)
2. из профессиональной речи
3. связаны с историей и бытом Древней Руси
4. взяты из богослужебных книг
5. крылатые слова (из античных мифов, из литературных произведений)
6. поговорки, пословицы, устойчивые выражения из русских сказок
А много ли вы, ребята, знаете фразеологизмов? Проведём фразеологический марафон (на рабочих листах есть первые части фразеологизмов) – за 1 минуту (по песочным часам)
Золотые … (руки).
Медвежья … (услуга).
Зарубить на … (носу).
Прикусить … (язык).
Ни жив … (ни мертв).
Как снег … (на голову).
Кто в лес … (кто по дрова).
Ни к селу … (ни к городу).
Черным по … (белому).
Тише воды … (ниже травы).
Легок на … (помине).
.… рукава (Спустя).
.… на все руки (Мастер).
.… хлебавши (Несолоно)
… носом (клевать).
вдоль… (и поперёк).
… баклуши (Бить). А что ещё можно бить? (тревогу)
… подать (Рукой).
…, а в глаз (Не в бровь).
… шею (Намылить).
… провалиться (С треском) объясните значения 1,3,5
Ребята, где можно найти познавательный материал о фразеологизмах?
(фразеологические словари, толковые словари, Интернет-ресурсы, и теперь - свои собственные фразеологические карточки )
3.Актуализация и пробное учебное действие
Интрига.
я предлагаю вам составить бином, в котором одно слово уже известно (оно звучало много раз) – фразеологизм, а второе надо найти самим по аналогии:
Картон – тонна – фонарь
Пасти - ……….. – полька (это слово стиль)
Какой получился бином? Стиль и фразеологизм.
Можно ли соединить эти понятия?
Так какая проблема возникла перед нами? Сформулируйте проблемный вопрос.
(как связаны стиль и фразеологизм? зависит ли выбор фразеологизма от стиля речи?)
Рассмотрим такие предложения:
А) Учитель был недоволен ответом ученика и стал катить бочку на него.
Б) Каждый ребёнок нашёл себе занятие, а Оля не играла с ними и поэтому оказалась за кадром.
В) Поведение человека должно строиться на умении владеть собой.
- Всё ли здесь верно сформулировано?
Что вызвало затруднение?
4.Постановка учебной задачи
Так над чем сегодня надо поработать? Какую цель вы поставите перед собой?
А вот моя цель: совершенствовать умение учащихся уместно употреблять фразеологизмы в разных стилях речи,
Совпали наши цели?
(И кроме того, можно добавить:
- развивать образное и логическое мышление, речь, языковую память и речевой слух;
- воспитывать чувство ответственности по отношению к языку. )
как вы назовёте наш урок? Запись темы урока.
Мы проведём сегодня учебное исследование.
5.Выявление места и причины затруднения
Но, прежде чем вы приступите к выполнению заданий, нам необходимо разработать алгоритм действия. (работа в парах)
Для этого вспомним, как вы определяли стилистические свойства слова. Возьмём три слова: говорить, докладывать, мямлить. Как определите их стилистическую окраску?
Ответить на вопросы
Где?
Для чего?
В каком стиле может быть употреблено?
вывод
Определить
в какой ситуации, в какой обстановке общения можно так сказать?
Выражают ли чувства, отношение, оценку?
Определяем стилистическую окраску слова
докладывать
В деловой обстановке
Чёткость, строгость
Оф.-деловой
Книжное
говорить
В любой ситуации
Не выражают
В любом стиле
Стилистически нейтральное
мямлить, лопотать, бормотать
В разговоре
Чувство пренебрежения
В разговорном
разговорное
Алгоритм: определить значение слова, в какой речевой ситуации можно употребить слово, выражает ли слово отношение, оценку, в каком стиле может встретиться и сделать вывод.
Какое из этих слов ярко, образно выражает отношение к человеку? (мямлить…)
Каких слов больше в русском языке – стилистически нейтральных или стилистически окрашенных? (ответ сверьте по учебнику, стр. 100 )
Вариант вопроса: Какие слова составляют основную часть словарного состава лексики? – общеупотребительные, стилистически нейтральные.
6.Самостоятельная исследовательская работа
Итак, этот алгоритм поможет нам узнать, как стиль соотносится с фразеологизмами.
Начинаем учебное исследование
Готовых ответов на нашем уроке не будет. Каждый сможет принять участие в исследовании и, надеюсь, сделает для себя открытие.
Группы приступают к работе.
(учитель в это время может собрать индивидуальные карточки с фразеологизмами и оценить их, расположить на стенде)
Группа 1.
Прочитайте фразеологизмы. Обратите внимание, чем отличаются подчёркнутые сочетания от неподчёркнутых.
Выясните значение незнакомых фразеологизмов по словарю.
Напишите текст (4-5 предложений) «Советы, как стать успешным», используя только некоторые из подчёркнутых фразеологизмов.
Определите стиль получившегося текста.
Помогли ли фразеологизмы передать ваши мысли? Содержат ли они одобрительную или отрицательную оценку тем явлениям, действиям, предметам, которые называют? Определите, к какой группе (стилистически нейтральным, разговорным, книжным) вы отнесёте использованные фразеологизмы.
Могут ли они встретиться в других стилях речи?
Взять на заметку, заморить червячка, во все лопатки, брать пример, владеть собой, брать слово, от ворот поворот, уделять внимание, ни кола ни двора, души не чаять, играть роль, играть в молчанку, кот наплакал, наломать дров, находить общий язык, ставить вопрос, стреляный воробей, стоять на своём, битый час, навострить лыжи, водить за нос, в двух шагах, валять дурака, первым делом.
Учитель: Фразеологизмы, как и слова, различны по своей стилистической окраске. Есть фразеологизмы, которые употребляются в любом стиле речи, в любой ситуации речевого общения. Их мы назовём стилистически нейтральными. Они называют явления, предметы, действия без какой-либо оценки (одобрения, иронии)
Собираем кластер.
Группа 2.
Перед вами текст. В нём нет фразеологизмов. Замените подчёркнутые слова подходящими по смыслу фразеологизмами. Выясните, подходят ли они по стилистической окраске к данному тексту. Стиль текста -? Стиль фразеологизмов-?
Почему так называется текст? Попробуйте определить, какой именно смысл, оценку, отношение к сказанному вносят фразеологизмы (переживание, ирония, уважение, презрение, неодобрение, сочувствие и т.д.).
Сделайте вывод, для чего нужны в речи фразеологизмы?
Сосчитайте количество фразеологизмов. Как вы думаете, легко ли слушать такую речь? Есть ли необходимость в таком количестве фразеологизмов в тексте? что и как можно изменить? Какой совет можно дать вашим ровесникам, чтобы они не допускали таких ошибок?
«Бестолковый день»
(рассказ Незнайки)
Я проснулся утром, чувствую - плохо мне. Пошёл в мастерскую к Винтику, долго занимался ерундой, а потом уже не знал, чем занять себя. Вернулся домой от усталости еле живой, съел еле-еле 6 котлет и медленно выпил стакан томатного сока. Тут внезапно появился Пилюлькин, он ругался, велел запомнить, что нельзя есть грязными руками, а мне всё равно, потому что от усталости я ничего не понимал.
Слова для справок: на душе кошки скребут, бить баклуши, тянуть кота за хвост, ни жив ни мёртв, с горем пополам, в час по чайной ложке, как снег на голову свалился, метать молнии, зарубить на носу, хоть кол на голове теши, ни в зуб ногой
Учитель: Толку не будет от человека, если он ни к чему не стремится, как герой этого текста.
Умение правильно, к месту употреблять фразеологизмы – это тоже путь к успеху.
Собираем кластер.
Группа 3
а)Сопоставьте фразеологизмы из разных языков. Соедините похожие по смыслу фразеологизмы линией одного цвета.
Пустить козла в огород.
Когда свинья в розовых тапочках вскарабкается на гору.
Кот в мешке.
Посылать собаку за жареными колбасами.
Уставился, как баран на новые ворота.
Заяц в мешке.
Когда рак на горе свистнет.
Стоит как вол перед горой.
б) Ответьте на вопрос, употребив соответствующий фразеологизм из русского языка (используйте слова для справок).
1) Англичане говорят, что такие люди похожи друг на друга как две горошины, шведы – как две ягоды, немцы и чехи – как два яйца. А русские - ? _______________________
2) Если англичанин знает что-либо очень хорошо, он говорит: знаю, как кисть своей руки, француз и немец говорят: знаю, как собственный карман. А как скажет русский?___________________
3)Англичане говорят о таком человеке, что он занят, как пчела, французы – что он стреляет из четырёх ружей. А как говорят русские? ______________________________________
Для справок: трудится как вол, трудится как пчёлка, свои пять пальцев, две капли воды.
Определите, являются ли эти группы (в обоих заданиях) синонимами? Почему в разных языках есть похожие по смыслу фразеологизмы? По какому принципу строятся эти устойчивые сочетания?
Напишите сочинение-рассуждение о трудолюбивом человеке, используя разные фразеологизмы (4-5 предложений). Попробуйте добавить в текст сочинения свои (придуманные) сочетания.
Сделайте вывод: какую роль в речи выполняют синонимичные фразеологизмы?
Собираем кластер.
Группа 4
Внимательно прочитайте пары фразеологизмов. Как вы назовёте их?
Жить как кошка с собакой. Душа в душу.
Хоть отбавляй. С гулькин нос. Вдоль и поперёк. На скорую руку.
Важная птица. Мелкая сошка.
Гладить по головке. Гладить против шерсти.
-
Для чего нужны такие сочетания в речи?
В каком стиле они чаще употребляются?
Попробуйте написать текст про двух друзей, применив несколько пар антонимов. Что у вас получилось? Похож ли ваш текст на небылицу? К какому стилю он принадлежит? Определите, к какой группе можно отнести ваши примеры: к стилистически нейтральным фразеологизмам или стилистически окрашенным (каким именно – книжным или разговорным)? Почему?
Сделайте вывод: что помогают передать фразеологизмы-антонимы? (отношение к героям – какое?) Собираем кластер.
Группа 5.
Выяснить по словарю значение фразеологизма «калиф на час».Определите стилистическую окраску.
Часто ли встречаются книжные фразеологизмы в нашей речи?
Определите по фразеологическому словарю, каких фразеологизмов больше – книжных или разговорных (в том числе простонародных). Для этого изучите словарные статьи на букву З (с.115 - 128), сосчитайте количество помет для книжных фразеологизмов («Книжн.»/ «Высок.») и для разговорных фразеологизмов («Разг.»/ «Прост.»/ «Одобр.»/ «Неодобр.»/ «Шутл.»/ «Обст.»/ «Груб.»), внесите данные в таблицу.
Стилистически окрашенные фразеологизмы
Стилистически нейтральные
Книжные
Разговорные
Сделайте вывод по результатам вашего наблюдения. (1.какие фразеологизмы встречаются чаще – книжные или разговорные? 2. перечислите, какую оценку, какое отношение говорящего могут нести в себе фразеологизмы?)
Кластер (его части складывались в ходе всего урока)
Прочитайте в учебнике с. __________. Надо ли ещё что-то добавить к нашей схеме?
7.Рефлексия деятельности
Какую цель ставили?
Удалось достичь поставленной цели?
Каким способом?
Какие получили результаты?
Что вызвало особые затруднения?
Где можно применить новые знания?
Открытие состоялось?
Вернёмся к биному СТИЛЬ-Фразеологизм. Как они связаны между собой?
по словам известного российского лингвиста Ник.Макс. Шанского, «язык без фразеологических оборотов - все равно, что дистиллированная вода, если сравнить ее с родниковой»
(для справки: Шанский Н.М. Фразеология современного русского языка. - М., 1969). Никола́й Макси́мович Ша́нский (22 ноября1922, Москва — 11 мая2005) — российский лингвист, специалист по лексике, фразеологии, словообразованию, грамматике, этимологии русского языка, языку писателей и русской лингводидактике, методике преподавания русскому языку.
-согласны ли вы с этим высказыванием?
Если успели написать синквейн, прочитать.
Оцените свою работу на уроке. (на рабочем листе) молодцы, все внесли весомый вклад. Поднимите руки, кто своей оценке рад.
Какое настроение у вас в конце урока?
8.Запишите домашнее задание:
Упр.1 (стр.122)
Задание на выбор: 1) вопросы 2, 4 (выписать фраз., объяснить значение 2-3 фраз.)
2) вопросы 5,6 (проанализировать текст)
3) вопрос 7 (написать сочинение-рассуждение о роли фраз.)