Урок русского языка в 3 классе
Тема: Изложение по коллективно- составленному плану.
Цель.
Формирование навыка письменной речи.
Задачи.
Развитие умения писать изложение по коллективно составленному плану;
Закрепление понятия «план».
Развитие умения раскрывать тему и основную мысль текста.
Развитие орфографической зоркости.
Обогащение словарного запаса учащихся.
Воспитание любви к животным.
Оборудование:
Тетрадь-задачник к учебнику русского языка ;
Презентация к уроку;
Фильм «Как прекрасен мир животных!»
ХОД УРОКА
Организационный момент.
Постановка учебной цели.
- Сегодня на уроке мы продолжаем работу с текстами о животных. Будем учиться составлять план текста и пересказывать по плану, разберем трудные слова и напишем изложение. Я желаю вам всем успеха.
Эмоциональный настрой восприятия текста.
(Просмотр фильма «Как прекрасен мир животных!»)
- Мир животных удивителен, замечателен и многообразен. Детеныши часто неуклюжи и забавны, иногда смешны и всегда трогательны.
- Отгадайте загадку и узнайте о каком животном будет говориться в тексте (слайд 2).
Загадка
Вперевалку зверь идет
По малину и по мед.
Любит сладкое он очень.
А когда приходит осень,
Лезет в яму до весны,
Где он спит и видит сны.
-Что вы знаете о медведях? (выслушиваются ответы учеников)
Знаете ли вы? (слайд 3)
-Герои нашего текста – медвежата. (слайд 4)
Чтение текста учителем.
Текст записан на доске (слайд 5) и в тетрадях-задачниках у каждого ученика.
Анализ содержания текста.
Определение темы и главной мысли текста.
-О ком говориться в тексте?
- Что о них говориться?
- Как можно озаглавить текст? (учащиеся предлагают разные варианты; возможный вариант «Маленькие озорники»; при остановке на данном варианте при щелчке на кирпичную стенку (слайд 5) появляется название)
Определение количества частей в тексте.
- Сколько частей в тексте?
-Перечитай 1 часть и найди слова, которые подсказывают, о чём в ней говориться? (Принесли медвежонка) (слайд 6- при щелчке на кирпичную стенку появляется название 1 части)
- Перечитай 2 часть и найди слова, которые подсказывают, о чём говориться во 2 части текста? (Придумали развлечение.) (слайд 7- аналогичное появление названия 2 части)
- От какого лица ведется рассказ? Докажите.
- Понаблюдай за сменой времен глаголов. Форма какого времени помогает нам как бы стать свидетелями мишкиных действий? (подчеркивание глаголов в тетрадях-задачниках)
Какие глаголы употреблены в этом же времени?
А какие еще формы глаголов есть в тексте?
- Как писатель называет своих героев?
Во всех ли предложениях есть эти слова? В каких нет? Почему автор их пропустил?
- Обрати внимание на выделенные союзы. Помогают ли они теснее соединить предложения друг с другом?
Физкультминутка(слайд 8)
В работу включена музыкальная физкультминутка, в которой под звучащую музыку дети выполняют физические и танцевальные упражнения. Она проводится с учетом возрастных, индивидуальных особенностей класса и их работоспособности
Орфографическая подготовка.
Слайд 9. На экране текст с пропущенными буквами. Ученики называют пропущенную букву, объясняют выбор букв. По щелчку мышки появляются правильные буквы. Ученики в тетрадях-задачниках подчеркивают «опасные» места.
Прин_ сли охотн_ки из леса двух м _дв _жат. Мал_нькие были! Но к в_сне п_дросли и стали озорничать.
Однажды перед самым м_им носом кирпич с крыш_ св_лился. Гл_жу на крышу и что вижу. Придумали мишки развл_чение. С_дят и от трубы по кирпичику _тваливают. П_лзет он по крыше и шурш_т. А м_дв_жатам нравится. Один даже язык высунул от удовольствия.
Вот такие озорники!
Повторное чтение и пересказ текста. (слайд 10)
-Перечитай текст и представь нарисованную картину. Расскажи текст от 1 лица, воображая себя свидетелем этой истории.
Самостоятельная работа детей.
Вы очень старались, замечательно поработали, подготовились. Я уверена, что у вас получатся очень хорошие пересказы.
Когда напишете, не забудьте поработать редакторами и корректорами.
Во время написания изложения на экране (слайд 11) остаётся план изложения и слова для справок.
Самопроверка.
После написания изложения ученики проверяют свой текст, при необходимости вносят изменения и исправления простым карандашом.
Подведение итогов и рефлексия деятельности. (слайд 12)
-Ребята, что нового вы узнали на уроке?
-Интересен ли был текст?
Домашнее задание.
Написать небольшое сочинение на тему «Мое любимое животное».