kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока по русскому языку для 2 класса. Тема:«Имя прилагательное. Антонимы и синонимы»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка соответсвует ФГОС. 

Все материалы соотвествуют возрастным особенностям учащихся 2 класса

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по русскому языку для 2 класса. Тема:«Имя прилагательное. Антонимы и синонимы»»


Тема: «Имя прилагательное. Антонимы и синонимы» 2 класс

Программа (УМК) «Гармония»



Задачи:

образовательная: Способствовать формированию

-представлений о прилагательных-синонимах;

-умений подбирать к данным прилагательным антонимы

развивающая: развивать внимание и речь; расширять кругозор

воспитательная: воспитывать интерес к предмету; аккуратность

здоровьесберегающие: следить за осанкой, провести физминутку.


Оборудование для учителя:

  • Иллюстративный материал; ИКТ

Оборудование для учащихся:

  • Раздаточный материал


УУД:

Познавательные: построение речевых высказываний в устной и письменной формах; контроль и оценка процесса и результатов деятельности; анализ объектов с целью выделения признаков; синтез, как составление целого из частей, достраивание, восполнение недостающих компонентов.


Личностные: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания и умения; сознание себя как индивидуальности и одновременно как члена коллектива.


Регулятивные: планировать необходимые действия, операции, действовать по плану; контроль в форме сличения.


Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; вступать в учебный диалог с учителем.


Оформление доски


Классная работа.




Подснежник хрупкий, подснежник ломкий.

Лось большой, а заяц маленький.

У кабана тупые клыки, а у тигра острые.



Мать и мачеха

Подснежник

Мимоза

Медуница







Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примеча

ния

I.Организация учащихся




II. Основная часть

1)Актуализация знаний учащихся











































































2) Работа в тетрадях.

























3)Работа с текстом









































4)Физминутка








5)Запись под диктовку.




































6)Творческая работа.















7)Сочинение-миниатюра.




















































































































































8)Тест
























III. Подведение итогов. Рефлексия.

Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь. Меня зовут Анна Александровна, и сегодня урок русского языка у вас проведу я.

Посмотрите на доску. Какое сегодня число?

29 марта. Уже конец первого весеннего месяца, но посмотрите: на дворе еще лежит снег, ночью заморозки, а совсем недавно шли обильные снегопады. Разве можно сказать, что уже наступила весна?

Ребята, а какие вы знаете первые вестники весны?

Почему они называются первоцветы?

Давайте с вами попробуем отгадать загадки о первоцветах.


Жёлтый глаз из-под земли
Первым дарят нам они.
Как их правильно назвать,
Если им земля, как мать?


Правильно. Посмотрите, пожалуйста на доску вот этот прекрасный цветок. А вы знаете почему этот цветок получил такое название? Листья у растения снизу пушистые и мягкие. Они как бы согревают, ласкают, словно руки мамы. А сверху листья блестящие и

холодные, словно руки злой мачехи


Появился из-под снега,
Увидал кусочек неба.
Самый первый самый нежный,
Чистый маленький … 


Молодцы, посмотрите вот так выглядит подснежник.

Следующая загадка будьте внимательны.

Жёлтые, пушистые

Шарики душистые.

Их укроет от мороза

В своих веточках …


Вот посмотрите на изображение мимозы.


Послушайте последнюю загадку.


Разбрелись в лесу сестрицы,
Синеглазки…


Молодцы ребята, посмотрите, пожалуйста, на доску на доске у нас изображены первоцветы: мать и мачеха, подснежник, мимоза, медуница.

Опишите, пожалуйста, первоцвет мать и мачеху, какой это цветок?

Правильно, а скажите, пожалуйста, это все, какие слова? Правильно синонимы. А что такое слова синонимы?

Это слова с похожим значением. С древнегреческого языка значит «одноименный».

Давайте с вами к следующему первоцвету подберем синонимы. Подснежник.


Открыли тетради.

Записываем в тетради.

29 марта.

Классная работа.


Итак, записываем слово подснежник. Как мы пишем слово подснежник? Пожалуйста…..Какая буква на конце слова? Поэтому на конце пишем К.

Так какой это цветок? Хрупкий, еще какой?

Давайте с вами запишем два словосочетания: подснежник хрупкий, подснежник ломкий.

Молодцы!


Давайте с вами посмотрим на экран вот другое понятие –антонимы? Что такое антонимы? Анти- то есть против и онима- то есть имя. Антонимы это слова противоположные по своему значению.

Но чтобы понять, что такое антонимы, нам нужно сначала составить текст, у вас на партах лежат карточки с текстом, но текст зашифрован, посмотрите вместо некоторых слов картинки, их надо заменить словами.


Текст.

На земле все звери похожи друг на друга. Лось-зверь маленький, медведь и тигр - тоже маленькие, а вот заяц - совсем большой зверь. Олени , зубры, кабаны едят листья и траву. А тигры, рыси, волки - хищники.

Они охотятся на других животных. У кабана острые клыки, а у тигра тупые.


В тексте есть выделенные слова, замените их словами противоположными по значению.

Прочитай, пожалуйста, … какими словами ты заменил выделенные слова?

Давайте с вами запишем в тетрадь предложения.

Лось большой,а заяц маленький. У кабана тупые клыки, а у тигра острые.


Ребята как называются эти прилагательные?

Какие слова называют антонимами?




Теперь давайте встанем со своих мест и немного отдохнем.


Бревнышко на бревнышко(6 раз)

И так до самой крыши

Если в домике темно,

В доме делаем окно

Сейчас ребята мы с вами запишем текст, я продиктую текст, а вы его запишите.

Сначала внимательно послушайте весь текст.


Хорошо весной в лесу. Весело чирикают шустрые воробьи. Звенит по оврагам быстрый ручей. Прыткий заяц скачет на опушке. Все рады весне.


Ребята о чем этот текст?

Есть ли в этом тексте слова, которые вам не понятны?

Теперь приготовитесь к записи текста.

Учитель читает  каждое предложение трижды:

Первый раз – дети просто слушают,

Второй раз – учитель читает по смысловым фразам, ученики их записывают,

Третий раз – читается предложение для самопроверки.

Слова на неизученные правила проговариваются.

(запись текста)

Послушайте текст еще раз и проверьте.

Теперь найдите в этом тексте слова синонимы.

Какие слова называются синонимами?

Молодцы!




Ребята посмотрите у вас на партах лежат листы. Ваша задача вставить в прорези на место выделенных слов антонимы, слова в кармашке. После того как вы вставите все слова, выберите одну из предложенных картинок которая подходит к вашему тексту и вставьте ее в иллюстрацию. Работаем в парах. На эту работу вам дается несколько минут.


Давайте проверим.

(проверка по рядам)

Читай,… что у тебя получилось.

У кого получилось так же?

Молодцы!


Теперь нам с вами предстоит написать небольшое сочинение. У вас у каждого на парте лежит открытка, на обложке картина по ней мы и будем писать сочинение.

Откройте открытку посмотрите с левой стороны табличка, которую мы будем с вами вместе заполнять, с правой стороны место, где вы будете писать само сочинение.


Давайте начнем заполнять табличку, первая колонка у нас объект, Как вы думаете, о ком мы будем писать сочинение?

Правильно посмотрите у вас внизу таблички есть кармашек, там представлены все слова, которые мы будем с вами вставлять в таблицу, давайте найдем слово скворец , посмотрите в слове скворец пропуск, что мы вставим?

Почему? Впишите букву О.

Давайте поместим его в первую колонку в прорезь.

А о чем еще можно написать в этом сочинении? Посмотрите, какое время года изображено на картине? Как вы это определили?

Молодцы! Постарайтесь использовать эти приметы весны в своем сочинении.

Давайте найдем слово весна в кармашке, обратите внимание в этом слове тоже пропущена буква. Какую букву мы вставим?Почему?Впишите букву Е. Давайте поместим и это слово в первую колонку в следующую прорезь.

Итак, главным героем сочинения будет скворец и время года изображенное на картине – весна.

Выберите из кармашка еще несколько слов которые вы хотели бы использовать в своем сочинении. Прочитай… какие еще слова ты выбрал и поместил в первую колонку?


Следующая колонка это глаголы которые мы будем использовать в сочинении, давайте с вами подумаем, что делает скворец? Зацепился, поселился.

Давайте с вами найдем в кармашке нужные глаголы: поселился, сидит, поет, прилетел.

Посмотрите в слове сидит пропущена буква, какую нужно вставить?

Почему?

Впишите букву И.

А какие глаголы можно использовать к словам весна? ручей, природа?

Все выбранные глаголы поместите в таблицу.


Следующая колонка в таблице это прилагательные которые мы будем использовать в сочинении.

Как мы можем охарактеризовать

Скворца, какой он?

Правильно, а еще он суетливый, забавный, голосистый, с крошечными лапками, а еще он поет песню какую?

Давайте с вами найдем в кармашке прилагательные, которые будем использовать: черный, забавный, прекрасный, крошечный.

Ребята правильно ли написано слово прекрасный ?

Как можно проверить ?

Молодцы слово прекрасный пишется без буквы Т в корне слова.

Какие прилагательные мы можем использовать со словами песня, природа, весна?

Вставьте выбранные прилагательные в таблицу.


Последняя колонка в таблице это сравнения. В описании очень важны интересные сравнения, образные яркие картины того, о чем рассказывается. Давайте подумаем какие интересные сравнения, образные выражения мы будем использовать при описании скворца, весенней природы? Например, скворец черный как уголек, песня его звонкая как..,

воздух прозрачный как стекло, трава зеленая как изумруд, на что похож его скворечник? На терем на дворец.

Давайте найдем в кармашке нужные нам сравнения: голос звонкий как колокольчик, песня льется как ручей, черный как уголек.


Ну вот ребята, мы с вами заполнили табличку, теперь вы можете использовать эти слова в своем сочинении.


Давайте перейдем к плану сочинения. Для текста важен порядок следования его частей. Основная мысль части и будет ее заголовком. В нашем сочинении будет три части, первая часть вступление, о чем мы напишем в первой части?

Правильно, давайте озаглавим первую часть?

После вступления переходим к основной части и к главному герою. Как мы можем озаглавить эту часть текста?

В этой части мы опишем скворца, его веселую звонкую песню, его скворечник.

Вот мы и подошли к заключительной части. В ней мы напишем о том, что с прилетом скворцов наступает весна, природа просыпается и все рады приходу весны, песне скворца, журчанию ручья, теплому солнцу. Как мы назовем третью часть плана?

Молодцы!




Прочитайте ещё раз план и опорные слова. Всем ли понятно о чём надо писать? Что надо помнить, записывая части текста?


Самостоятельно озаглавьте текст.


Во время написания сочинения будьте внимательны. Когда напишите сочинение, перечитайте его, подумайте, нет ли ошибок.





Посмотрите у каждого на парте лежит тест, нужно подчеркнуть правильный ответ ,на его выполнение вам дается 3 минуты. Не забудьте подписать работу.

ТЕСТ

Правильный ответ подчеркните.

1) Найди неверно составленную пару антонимов.

трудолюбивый – ленивый

молодость – старость

справа – слева

низкий - высота

2) Найди однокоренные антонимы.

правда - ложь

друг - враг

счастье - несчастье

верх - низ

3) Найди слово, которое не имеет антонима.

молчать

друг

худой

песок

4) Вставь подходящий по смыслу антоним.

Знай больше, а говори … (меньше)

Сдаем работы.



Вот и подошел к концу наш урок.

Мы сегодня с вами узнали, что такое синонимы и антонимы, написали небольшое сочинение.

И сейчас я попрошу вас оценить себя и поднять смайлик красного цвета, если вами тема понята настолько, что вы уже

сможете помочь другим,

зеленого цвета – если вы хорошо

поняли тему,

желтого цвета – если вы еще

нуждаетесь в закреплении.

























О.Д: капель, ручьи, птицы, первоцветы и т.д.

О.Д: потому что это самые первые цветы.






О.Д: мать и мачеха







О.Д: Потому что с одной стороны листья пушистые, а с другой блестящие и холодные.








О.Д: подснежник










О.Д: мимоза











О.Д: медуницы












О.Д: маленький, тоненький, хрупкий, невысокий и т.д.

О.Д: синонимы















О.Д: потому что подснежники.

О.Д: нежный, мягкий, тоненький, хрупкий, ломкий, маленький и т.д.

















































О.Д: Лось зверь большой, медведь и тигр тоже большие, заяц совсем маленький зверь. У кабана тупые клыки а у тигра острые




О.Д: антонимы


О.Д: слова противоположные по значению.























О.Д: о весне.




















О.Д: сияют, блистают, мерцают.


О.Д: Синонимы - слова с похожим значением



Медведь был причесанным (лохматым), косолапым и прекрасным(страшным) животным. Однако злее (добрее) его не было никого во всем глухом лесу. Hо звери замечали только его прекрасную (ужасную) внешность, на что Медведь жутко обижался.


















О.Д: о сковорце








О.Д:букву О

О.Д: проверочное слово сквОрушка.




О.Д: весна

О.Д: растаял снег, появилась первая травка, прилетели птицы и тд.



О.Д: букву Е

О.Д: проверочное слово вЁсны.













О.Д: ручьи, природа, солнце, небо, песня и т.д.





О.Д: поет, сидит, прилетел





О.Д: И


О.Д: проверочное слово сИдя.



О.Д: наступила весна, проснулась природа и т.д.



О.Д: черный, забавный и т.д.



О.Д: звонкую, весеннюю.







О.Д: правильно

О.Д: подобрать родственное слово Прекрасный-Прекрасен.








О.Д: звонкая песня, ранняя весна и т.д







О.Д: как ручей.





























О.Д: о том что пришла весна и прилетели птицы.


О.Д: Приход весны, наступила весна и т.д.


О.Д: Скворец и т.д.












О.Д: Пробуждение природы, весна - прекрасное время года и тд.






О.Д: Каждая часть пишется с красной строки.






































Учащиеся оценивают свои

знания по теме и поднимают

смайлики красного, зеленого

или желтого цвета.


















































На доске изображения цветов.




















































На экране презентация: 1 слайд: синонимы- это слова с похожим значением.




















На экране презентация

1 слайд: Антонимы-слова противоположные по своему значению














У каждого на парте лежит текст
















































































Один текст на парте. (работа в парах)





































На экране презентация

2 слайд табличка.




























































































































На экране презентация

3 слайд: план сочинения.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Вакуленко Анна Александровна

Дата: 06.06.2016

Номер свидетельства: 333028


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства