kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока на тему "Сложносочиненные предлложения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

На данном уроке учащиеся повторят материал о простом предложении. Познакомятся с тем, как нужно писать сложносочиненные предложения. Какие союзы употребляются для сложносочиненных предложений. Будут учиться приводить примеры данных предложений. А также из двух простых предложений составлять сложноподчиненное предложение. Находить основы данных предложений. Строить схемы. Узнают, чем они отличаются от простых предложений.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока на тему "Сложносочиненные предлложения" »

Разработка урока русского языка в 9-ом классе по теме "Виды СПП"

Дюкарева Анна Михайловна, учитель русского языка и литературы

Цели урока:

  • Приобретение учащимися знаний о классификации сложноподчиненных предложений.

  • Формирование умения отличать СПП от других видов предложений, разграничивать части СПП, задавать вопрос, определять средства связи.

  • Формирование пунктуационных навыков.

  • Развитие навыков монологической речи.

  • Воспитание любви к матери.

Оборудование:

  1. карточки;

  2. записи на доске;

  3. компьютер;

  4. музыкальная заставка;

  5. наглядный материал (портреты поэтов и писателей)







Должны знать:
1) чем отличается СПП от других видов СП;
2) подчинительные союзы и союзные слова;
3) виды СПП.

Должны уметь:
1) распознавать СПП и их виды;
2) ставить знаки препинания;
3) изображать графически СПП.















Ход урока

1. Оргмомент.

2. Актуализация знаний, мотивация.

Учитель: ребята, в тетрадях записываем число, классная работа и оставим строку для записи темы урока. Наш сегодняшний урок необычный. 27 ноября в нашей стране отмечался праздник «День матери», и поэтому на протяжении всего урока мы будем разбирать предложения, читать стихи, посвященные матери. Начнем с индивидуального задания по карточкам, в которых нужно определить вид сложных предложений и начертить их схемы.

Карточка №1

У каждого из нас возникает чувство защищенности и покоя, когда рядом с нами мать. Мама желает ребенку только добра. Любовь к Родине начинается с любви к матери, а человек начинается с его отношения к ней.

Карточка №2

Любовь к матери заложена в нас самой природой. С горем и радостью ребенок идет к матери, он находит у нее понимание. Мы будем вечно прославлять ту женщину, чье имя – Мать.

Карточка №3

Постоянной заботы, внимания, сердечности, сочувствия, доброты ждет от вас мама. Дети не всегда хорошо понимают, что значит для них мать. Ты одна мне помощь и отрада, ты одна мне -несказанный свет.

Синтаксическая разминка со всем классом.

Задание: начертить схемы предложений, спроецированных на доску, определить их вид.

  1. О матерях можно рассказывать бесконечно. (…). П.П.

  2. Мама первая заглянула в наши глаза, она первая услышала наш голос. (  ), (  ).  БСП.

  3. В ее чутком сердце никогда не гаснет любовь, и она ни к чему не останется равнодушной. (    ), и (    ). ССП

  4. Мы в вечном долгу перед матерью, чья любовь сопровождает нас всю жизнь. (    ),  (чья…) СПП

Итак, мы повторили виды сложных предложений. Теперь давайте прочитаем записанный на доске текст.

Восславим женщину-мать, чья любовь не знает преград, чьей грудью вскормлен весь Мир! Все прекрасное в человеке – от лучей солнца и от ласки Матери. (М. Горький)

Баюкая детей грудных, от век матери мечтали,

Чтоб не споткнулись дети их, и на дороге не упали. (К. Кулиев)

Задание:

  1. О чем говорит М. Горький?

  2. Запишите первое предложение.

  3. Какое это предложение? Докажите.

  4. На какой вопрос отвечает придаточное?

  5. Охарактеризовать третье предложение, начертить схему.

Учитель: ССП имеют значения, которые зависят от союза, СПП также имеют разное значение или виды.

Вот мы и подошли к вопросам, которые будем решать на сегодняшнем уроке. О чем же мы будем говорить сегодня? (О видах придаточных предложений в СПП ). Запишите на пропущенной строке тему урока: Виды СПП.

Что вы должны уметь и знать? (Зачитать).

Работа с таблицей «Виды СПП», раздаточный материал.

Закрепление материала.

Работа над отрывком из стихотворения Н. Рыленкова (у доски).

Я помню руки матери моей,
Что утирали слезы мне когда-то.
В пригоршнях приносили мне с полей
Все, чем весна в родном краю богата.
Я помню руки матери моей,
И я хочу, чтоб повторяли дети:
«Натруженные руки матерей,
Святее вас нет ничего на свете!»


(Учитель обращает внимание учащихся на портрет поэта ,а заранее подготовленный ученик зачитывает небольшую биографическую справку)


Задание:

  1. прочитать выразительно стихотворение;

  2. дать характеристику записанным предложениям;

  3. определить вид придаточных по вопросу;

  4. начертить схему одного предложения.

Составьте предложения (устно). На каждой парте карточка с заданием.

Начало предложений:  При солнце тепло, …. Птица радуется весне, …. Без отца – полсироты,…. У детины заболит пальчик, …. Живы родители – почитай, …. Мать кормит детей, ….

Продолжение предложений: …а младенец – матери; а при матери добро; а у матери – сердце; а без матери – круглая сирота; умерли – поминай; как земля людей.



Словарный диктант.

Материнское горячее сердце, самые добрые и ласковые руки, светящиеся нежностью глаза, всепрощающий взгляд, любовь, доходящая до самозабвения.

Задание:

- Как вы понимаете эти выражения? - Объясните значение слова «самозабвение» - Послушайте письмо писателя Л. Андреева (автора рассказа «Кусака») к матери.

Этот документ – свидетельство сыновней любви, духовной близости и безграничного доверия : «Милая моя мамочка! Ты все думаешь, что это шутки, а я серьезнейшим образом говорю, что очень люблю твои письма и что ты чрезвычайно близка мне в письмах и по духу, и по уму…. Всегда я знаю и чувствую, что никто так не поймет меня, как ты. Если я огорчаю тебя, то знай, что сам я от этого мучаюсь и стыжусь. Просто я недостаточно хороший человек, чтобы полностью отплатить тебе за все твое добро, и я это сознаю».

- Используя данные словосочетания, напишите небольшое письмо своей маме, желательно, чтобы в них были СПП.(Звучит музыка «Аве Мария» 3 мин.)

Работа с текстом стихотворения дагестанского поэта Расула Гамзатова

(тексты на партах).

(На доске портрет поэта Расула Гамзатова. Учитель сообщает ученикам о творчестве поэта.)

Трудно жить, навеки Мать утратив.
Нет счастливей нас, чья мать жива.
Именем моих погибших братьев
Вдумайтесь, молю, в мои слова.

Как бы ни манил вас бег событий,
Как ни влек бы в свой водоворот,
Пуще глаза маму берегите,
От обид, от тягот и забот.

Боль за сыновей, подобно мелу,
Выбелит ей косы до бела.
Если даже сердце очерствело,
Дайте маме капельку тепла.

Если сердцем стали вы суровы,
Будьте, дети, ласковее с ней.
Берегите мать от злого слова.
Знайте: дети ранят всех больней!





Если ваши матери устали,
Добрый отдых вы им дать должны.
Берегите их от черных шалей,
Берегите женщин от войны!

Мать умрет, и не изгладить шрамы,
Мать умрет, и боли не унять.
Заклинаю: берегите маму,
Дети мира, берегите мать!

 задание:

  1. подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения;

  2. записать 1 четверостишие и определить вид придаточного;

  3. устная работа над 5-6 четверостишьями : определение вида придаточных предложений.

Домашнее задание: упр. № 186, правило на стр.57-60 (учебник русского языка для 9 класса под редакцией С.Г.Бархударов,Л.А.Чешко )

Итог урока:

  • Чему вы научились на уроке?

  • Какие задания понравились?

  • Над чем заставил задуматься наш урок?

  • На какие размышления навел?

Оценки за урок.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Разработка урока на тему "Сложносочиненные предлложения"

Автор: Дюкарева Анна Михайловна

Дата: 07.10.2015

Номер свидетельства: 237054


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства