Разработка урока на тему "Сложносочиненные предлложения"
Разработка урока на тему "Сложносочиненные предлложения"
На данном уроке учащиеся повторят материал о простом предложении. Познакомятся с тем, как нужно писать сложносочиненные предложения. Какие союзы употребляются для сложносочиненных предложений. Будут учиться приводить примеры данных предложений. А также из двух простых предложений составлять сложноподчиненное предложение. Находить основы данных предложений. Строить схемы. Узнают, чем они отличаются от простых предложений.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разработка урока на тему "Сложносочиненные предлложения" »
Разработка урока русского языка в 9-ом классе по теме "Виды СПП"
Дюкарева Анна Михайловна, учитель русского языка и литературы
Цели урока:
Приобретение учащимися знаний о классификации сложноподчиненных предложений.
Формирование умения отличать СПП от других видов предложений, разграничивать части СПП, задавать вопрос, определять средства связи.
Формирование пунктуационных навыков.
Развитие навыков монологической речи.
Воспитание любви к матери.
Оборудование:
карточки;
записи на доске;
компьютер;
музыкальная заставка;
наглядный материал (портреты поэтов и писателей)
Должны знать: 1) чем отличается СПП от других видов СП; 2) подчинительные союзы и союзные слова; 3) виды СПП.
Должны уметь: 1) распознавать СПП и их виды; 2) ставить знаки препинания; 3) изображать графически СПП.
Ход урока
1. Оргмомент.
2. Актуализация знаний, мотивация.
Учитель: ребята, в тетрадях записываем число, классная работа и оставим строку для записи темы урока. Наш сегодняшний урок необычный. 27 ноября в нашей стране отмечался праздник «День матери», и поэтому на протяжении всего урока мы будем разбирать предложения, читать стихи, посвященные матери. Начнем с индивидуального задания по карточкам, в которых нужно определить вид сложных предложений и начертить их схемы.
Карточка №1
У каждого из нас возникает чувство защищенности и покоя, когда рядом с нами мать. Мама желает ребенку только добра. Любовь к Родине начинается с любви к матери, а человек начинается с его отношения к ней.
Карточка №2
Любовь к матери заложена в нас самой природой. С горем и радостью ребенок идет к матери, он находит у нее понимание. Мы будем вечно прославлять ту женщину, чье имя – Мать.
Карточка №3
Постоянной заботы, внимания, сердечности, сочувствия, доброты ждет от вас мама. Дети не всегда хорошо понимают, что значит для них мать. Ты одна мне помощь и отрада, ты одна мне -несказанный свет.
Синтаксическая разминка со всем классом.
Задание: начертить схемы предложений, спроецированных на доску, определить их вид.
О матерях можно рассказывать бесконечно. (…). П.П.
Мама первая заглянула в наши глаза, она первая услышала наш голос. ( ), ( ). БСП.
В ее чутком сердце никогда не гаснет любовь, и она ни к чему не останется равнодушной. ( ), и ( ). ССП
Мы в вечном долгу перед матерью, чья любовь сопровождает нас всю жизнь. ( ), (чья…) СПП
Итак, мы повторили виды сложных предложений. Теперь давайте прочитаем записанный на доске текст.
Восславим женщину-мать, чья любовь не знает преград, чьей грудью вскормлен весь Мир! Все прекрасное в человеке – от лучей солнца и от ласки Матери. (М. Горький)
Баюкая детей грудных, от век матери мечтали,
Чтоб не споткнулись дети их, и на дороге не упали. (К. Кулиев)
Задание:
О чем говорит М. Горький?
Запишите первое предложение.
Какое это предложение? Докажите.
На какой вопрос отвечает придаточное?
Охарактеризовать третье предложение, начертить схему.
Учитель: ССП имеют значения, которые зависят от союза, СПП также имеют разное значение или виды.
Вот мы и подошли к вопросам, которые будем решать на сегодняшнем уроке. О чем же мы будем говорить сегодня? (О видах придаточных предложений в СПП ). Запишите на пропущенной строке тему урока: Виды СПП.
Что вы должны уметь и знать? (Зачитать).
Работа с таблицей «Виды СПП», раздаточный материал.
Закрепление материала.
Работа над отрывком из стихотворения Н. Рыленкова (у доски).
Я помню руки матери моей, Что утирали слезы мне когда-то. В пригоршнях приносили мне с полей Все, чем весна в родном краю богата. Я помню руки матери моей, И я хочу, чтоб повторяли дети: «Натруженные руки матерей, Святее вас нет ничего на свете!»
(Учитель обращает внимание учащихся на портрет поэта ,а заранее подготовленный ученик зачитывает небольшую биографическую справку)
Задание:
прочитать выразительно стихотворение;
дать характеристику записанным предложениям;
определить вид придаточных по вопросу;
начертить схему одного предложения.
Составьте предложения (устно). На каждой парте карточка с заданием.
Начало предложений: При солнце тепло, …. Птица радуется весне, …. Без отца – полсироты,…. У детины заболит пальчик, …. Живы родители – почитай, …. Мать кормит детей, ….
Продолжение предложений: …а младенец – матери; а при матери добро; а у матери – сердце; а без матери – круглая сирота; умерли – поминай; как земля людей.
Словарный диктант.
Материнское горячее сердце, самые добрые и ласковые руки, светящиеся нежностью глаза, всепрощающий взгляд, любовь, доходящая до самозабвения.
Задание:
- Как вы понимаете эти выражения? - Объясните значение слова «самозабвение» - Послушайте письмо писателя Л. Андреева (автора рассказа «Кусака») к матери.
Этот документ – свидетельство сыновней любви, духовной близости и безграничного доверия : «Милая моя мамочка! Ты все думаешь, что это шутки, а я серьезнейшим образом говорю, что очень люблю твои письма и что ты чрезвычайно близка мне в письмах и по духу, и по уму…. Всегда я знаю и чувствую, что никто так не поймет меня, как ты. Если я огорчаю тебя, то знай, что сам я от этого мучаюсь и стыжусь. Просто я недостаточно хороший человек, чтобы полностью отплатить тебе за все твое добро, и я это сознаю».
- Используя данные словосочетания, напишите небольшое письмо своей маме, желательно, чтобы в них были СПП.(Звучит музыка «Аве Мария» 3 мин.)
Работа с текстом стихотворения дагестанского поэта Расула Гамзатова
(тексты на партах).
(На доске портрет поэта Расула Гамзатова. Учитель сообщает ученикам о творчестве поэта.)
Трудно жить, навеки Мать утратив. Нет счастливей нас, чья мать жива. Именем моих погибших братьев Вдумайтесь, молю, в мои слова.
Как бы ни манил вас бег событий, Как ни влек бы в свой водоворот, Пуще глаза маму берегите, От обид, от тягот и забот.
Боль за сыновей, подобно мелу, Выбелит ей косы до бела. Если даже сердце очерствело, Дайте маме капельку тепла.
Если сердцем стали вы суровы, Будьте, дети, ласковее с ней. Берегите мать от злого слова. Знайте: дети ранят всех больней!
Если ваши матери устали, Добрый отдых вы им дать должны. Берегите их от черных шалей, Берегите женщин от войны!
Мать умрет, и не изгладить шрамы, Мать умрет, и боли не унять. Заклинаю: берегите маму, Дети мира, берегите мать!
задание:
подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения;
записать 1 четверостишие и определить вид придаточного;
устная работа над 5-6 четверостишьями : определение вида придаточных предложений.
Домашнее задание: упр. № 186, правило на стр.57-60 (учебник русского языка для 9 класса под редакцией С.Г.Бархударов,Л.А.Чешко )