kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка серии последовательных уроков русского языка в 5 классе по разделу "Имя существительное"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаю вашему вниманию разработку серии последовательных уроков русского языка в 5 классе по разделу "Имя существительное". В серию входит  поурочное планирование 9 уроков, включая контрольный диктант. Уроки разработаны в соответствии с требованиями 7 модулей. Приоритетной является групповая форма работы. Планирование составлено по учебнику М.Р.Кондубаевой, Ф.Г.Брулёвой.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка серии последовательных уроков русского языка в 5 классе по разделу "Имя существительное"»


Урок № 66 (_______)

Тема урока: Имя существительное одушевлённое и неодушевлённое.

SMART цель:

  • учащиеся знают особенности одушевлённых и неодушевлённых имен существительных;

  • понимают, как определить категорию одушевлённости у существительных;

  • умеют отличать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

Оборудование к уроку: тетрадь, учебник, ручка. карандаш,

Ход урока.

1. Организационный момент

2. Введение в тему:

Всему название дано-

И зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным- полно,

А безымянных нету.

И всё, что может видеть глаз,-

Над нами и под нами,

И всё, что в памяти у нас,-

Означено словами.                          (А.Шибаев)

-О какой части речи мы будем сегодня говорить?


3. Тематический диктант:

  • Имя существительное – это часть речи, которая обозначает ___________.

  • Имя существительное отвечает на вопросы _____________?

  • Имя существительное относится к одному из трёх родов:______,______,_____

  • Изменяется по ____________  и ____________.

  • К 1 склонению относятся имена существительные _____________________.

  • Ко 2 склонению относятся имена существительные ____________________.

  • К 3 склонению относятся имена существительные ______________________.

  • В предложении чаще всего является  ______________или ______________.


4. Работа с теорией в группах.

В первый столбик мы запишем слова одушевлённые, которые отвечают на вопрос – КТО?,  а во второй – неодушевлённые, которые отвечают на вопрос – ЧТО?

КТО?                                                        ЧТО?

ЕжИ                                                          зАкат        

МастерицЫ                                          рОсток

ПчЁлка                                                 цИфра                                                                          

ЦЫган                       жЁлудь

                                                         деревЬя

Вывод: 

Слова первой группы отвечают на вопрос кто? Значит, они одушевлённые.

Слова второй группы отвечают на вопрос что? Значит, они неодушевленные.


5. Определение категории одушевлённости.

Просклоняем существительные. Что это значит? (изменение по падежам)

     1 вариант(животные)                                2 вариант (грибы)

И.п. (кто?) лисички                         (что?)   лисички

Р.п. (кого?) лисичек                         (чего?)  лисичек

Д.п. (кому?) лисичкам                    (чему?) лисичкам

В.п. (кого?) лисичек                        (что?)  лисички

Т.п. (кем?)  лисичками                   (чем?) лисичками

П.п. (о ком?) о лисичках               (о чем?) о лисичках

- Какую разницу вы заметили при склонении? 

Вывод: 

Одушевленные (мн.ч.)

В.п. = Р.п.

Неодушевленные (мн.ч.)

В.п. = И.п.


6. Разминка для глаз.

Открываем глазки - раз,

  А зажмуриваем - два,

Раз, два, три, четыре,

Раскрываем глазки шире.

А теперь опять сомкнули,

Наши глазки отдохнули.


7. Работа в группах. Закрепление материала.

Упр.414 (п) Списать. Вставить пропущенные буквы. Над одушевлёнными сущ.

поставить букву О, над неодушевлёнными –буквы Н/О


Упр. 415(у) Минутка для шутки

Вставить вместо местоимений имена существительные. Предложить прочесть свои варианты стихотворений.

Три чёрных собаки на чём- то сидели,
Три чёрных собаки куда-то глядели,
Три чёрных собаки увидели что -то,
Три чёрных собаки вскочили с чего -то,
Три чёрных собаки к чему- то подкрались,
Три чёрных собаки за чем -то погнались,
Но кто -то ни капельки не растерялся,
Вильнул кое -чем и на что -то взобрался. (А. Хургин)

- Подобрать существительные вместо неопределённых местоимений.


8. Подведение итогов урока:

Выставление оценок, комментирование:


9Домашнее задание. § 56, упр. 416(п)
























Урок № 67 (_______)

Тема урока: Собственные и нарицательные имена существительные.

Прописная буква в собственных наименованиях.

SMART цель:

  • учащиеся знают отличие имен собственных от нарицательных;

  • понимают,

  • умеют правильно писать имена собственные (с заглавной буквы, в кавычках).

Оборудование к уроку: тетрадь, учебник, ручка. карандаш,

Ход урока.

1. Организационный момент

Позитивный настрой

2. Введение в тему:

Чтение стихотворения Е.Измайлова «Большая буква»

Буква обычная выросла вдруг,
Выросла выше всех букв-подруг.
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело.
Ставится буква у строчки вначале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметней им быть и виднее,
Чтобы звучали громко и гордо
Имя твое, имя улицы, города.
Буква большая – совсем не пустяк!
В букве большой уважения знак!
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело.

-О чём мы сегодня будем говорить на уроке?

-Формулировка темы и цели урока.


3.Исследовательская работа в группах.

Живу я в необыкновенно красивом селе Макинка.

-Найдите имена существительные в этом предложении.

-Какие признаки есть у существительного? (род, число, падеж, склонение, одушевленность/ неодушевленность, в предложении чаще всего являются подлежащим или дополнением.

- Давайте вернемся к нашему предложению и сравним 2 существительных.

Макинка (ж.р.; ед.ч.; П. п., 1 скл.)

Селе (ср. р. ед..ч., П.п., 2 скл.)

-В чем еще отличие этих слов?

-Какие существительные называются собственными?

-Какие существительные называются нарицательными?

-Чем они отличаются?

-Как пишутся имена собственные?


4. Объяснение нового материала.

Чтение правила на стр. 176.


5. Работа в группах. Упражнения на закрепление.

Прочесть стихотворение.

Жили-были дед да баба
С маленькою внучкой.
Кошку рыжую свою называли Жучкой.
А Хохлаткою они 
Звали жеребенка.

А еще была у них курица Буренка,
А еще у них была
Собачонка Мурка,
А еще – два козла –
Сивка да Бурка.


- Что заставило вас улыбнуться? Поэт перепутал клички.
- Давайте наведем порядок и запишем правильно. (кошка Мурка, собака Жучка, курица Хохлатка)

Упр. 419 (п) От данных имен собственных образовать существительные,

обозначающие жителей названной местности.

Упр. 426 (п) Списать. Вставить пропущенные буквы. Найти в тексте собственные и

нарицательные имена существительные.


Упр. 418 (п) Дописать имена собственные. Вставить пропущенные буквы.

Мы живём в селе Макинка. Далеко видна наша Макинская средняя школа. Она находится рядом с кинотеатром «Юбилейный». Вокруг здания ребята посадили молодые деревья. В классах светло, кругом царят уют и чистота. На стенах висят портреты писателей: А.С.Пушкина, И.С.Тургенева, Л.Н.Толстого и учёных: М.В.Ломоносова, Д.И.Менделеева, Архимеда. За стёклами книжных шкафов стоят книги: «Капитанская дочка», «Муму», «Кавказский пленник».

А посмотрите в окно: чудная картина. Широкая улица Кирова ведёт к речке Татымбет. Белеет стволами берёзовая роща.


6.Физминутка.

А сейчас мы по порядку

Встанем дружно на зарядку.

Руки в стороны, согнули,

Вверх подняли, помахали.

Спрятали за спину их и оглянулись.

Через левое плечо, через правое плечо, еще.

Дружно присели, пяточки задели,

На носочки поднялись,

Опустили руки вниз.


7. Игра «Третий лишний».

1. Город, село, Волгоград.

2. Журнал, газета, «Труд».

3. Пушкин А.С. Лермонтов М.Ю., писатель.

4. Река, море, Дон.


8. ОдО. Взаимооценивание.

Рефлексия «Что вызвало у меня трудности на уроке и почему?»


9. Домашнее задание. § 57, Упр. 468(п).

















Урок № 68 (_______)

Тема урока: Число имен существительных.

SMART цель:

  • учащиеся знают существительные, употребляющиеся только в единственном и только во множественном числе;

  • понимают, как изменяются имена существительные по числам;

  • умеют классифицировать имена существительные по числам, находить такие существительные в текстах упражнений.

Оборудование к уроку: тетрадь, учебник, ручка. карандаш

Ход урока.

1. Организационный момент

Позитивный настрой

Мы умные, мы дружные,

Мы внимательные, мы старательные,

Мы отлично учимся, у нас всё получится!


2. Введение в тему:

Отгадайте загадку.

Тройка - тройка прилетела,

Скакуны в той тройке белы.

А в санях сидит царица,

Белокоса, белолица.

Как махнула рукавом,

Всё покрыла серебром.

Зима.

-Какие ассоциации у вас возникают со словом зима?

снег, лыжи, коньки, снежки, снеговик, горка, мороз, лёд, хоккей, санки, каникулы варежки, мороз, сосулька, здоровье, хоккей.

- Скажите, что общего у всех этих слов?

 - Какой частью речи являются все эти слова? (имена существительные)

- А кто мне скажет, с какой частью речи мы будем работать сегодня на уроке? (с именем существительным)

- Что вы уже знаете об имени существительном? (имя существительное обозначает предмет, отвечает на вопрос кто? что?, имеет род и изменяется по числами падежам)

 - Давайте попробуем сформулировать тему урока.



3. Работа с новым материалом в группах.

Напишите данные существительные в два столбика, сгруппировав их по числам.

мороз                 варежки

сосулька            снежки

здоровье           санки

хоккей                  коньки

 - Давайте проверим, что у вас получилось?

Устно поставим слова 1 столбика в форму множественного числа, а слова 2 столбика в форму единственного числа.

-Какая возникла проблема? (слова здоровье и хоккей нельзя поставить в форму множественного числа, а слова санки и коньки нельзя поставить в форму единственного числа)

 - Давайте попробуем сделать вывод:(в русском языке есть слова, которые употребляются только в форме единственного числа, или только в форме множественного числа)

Существительные бывают:

только мн.ч только ед.ч.

вещественные вещественные

отвлечённые отвлечённые

собственные собственные

парные собирательные

4. Упражнения на закрепление в группах.

Упр. 433(п) Выписать существительные ед.ч. в нужном порядке: вещ-ва, отвлеч,.

собират., собственные


Упр. 434(п) Выписать сущ. мн. ч. в нужном порядке: парные, события, собств.,

веществен.

Упр. 432(п). Выберите сущ. только мн.ч. и запишите их в таблицу.



Взаимопроверка.



Задание №1. «Четвёртый лишний»

  • Скрепки, кнопки, очки, спички.

  • Прятки, жмурки, лапта, горелки.

  • Дни, сутки, будни, каникулы.

  • Горе, беда, счастье, веселье.

  • Куртки, брюки, джинсы, шорты.

  • Щи, борщи, сливки, макароны.

Задание №2.

1.Найди неверное утверждение.

А) Имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет. 

 Б) Имена существительные изменяются по родам.

В) Собственные имена существительные пишутся с большой буквы. 

 2. Найди  существительное?

А) Прыгать

Б) Прыжок

В) Подпрыгивающий

3.Как изменяется имя существительное?

А) по числам

Б) по падежам

В) по родам

4.Укажите существительное только мн. числа

А) дружба                  В) мороз

Б) молодежь Г) именины

5.Укажите, каким членом предложения является существительное, употребляющееся только во мн. числе в предложении.

Едут девочки в санях,

Руки в муфты прячут.

А мальчишки на конях

За санями скачут.

А) Подлежащее                В) Сказуемое

Б) Дополнение                  Г) Обстоятельство



5. ОдО. Взаимооценивание

Рефлексия «Разноцветные снежинки»

А сейчас я попрошу вас оценить свою работу на уроке.

Если вам урок понравился, работалось на уроке легко, вы правильно и быстро выполняли все задания и не испытывали никаких трудностей – прикрепите на веточку белую снежинку.А если вам что - то не понравилось, или вы испытывали трудности на уроке – прикрепите голубую снежинку.


6. Домашнее задание: § 58, упр. 435(п)



Урок № 69 (_______)

Тема урока: Род имен существительных. Существительные общего рода.

SMART цель:

  • учащиеся знают особенности существительных общего рода;

  • понимают, как определяется род имен существительных: м.р, ж.р, ср.р;

  • умеют классифицировать имена существительные по родам.

Оборудование к уроку: тетрадь, учебник, ручка. карандаш,

Ход урока.

1. Организационный момент

Позитивный настрой.

- Добрый день! - тебе сказали. 
- Добрый день! - ответил ты. 
Нас две ниточки связали 
Теплоты и доброты

2. Ведение в тему урока.

Соотнести имена существительные с их лексическим значением


ЭХО
ЭКРАН
ЭКСПОРТ
ЭПИГРАММА
ЭКСПЕРИМЕНТ


Научный опыт

Вертикальная поверхность для демонстрации фильмов

Вывоз товаров за границу

Отраженный звук

Короткое стихотворение сатирического содержания


Определить:

  • собственные имена существительные или нарицательные.

  • одушевлённые или неодушевлённые

  • число имен существительных

  • род имен существительных

-О какой категории из этого списка мы ещё не говорили на уроках?

-Формулировка темы и цели урока.


3. Знаете ли вы, что..

…есть языки, в которых у существительных нет никакого рода – ни мужского, ни женского, ни среднего. Это английский, финский, венгерский, эстонский, турецкий и др. Их называют «безродовыми» языками.

…есть языки, в которых существительные имеют только два рода. Это французский, испанский, итальянский, румынский, молдавский.

…есть языки, в которых родов намного больше, чем в нашем языке. Например, во многих языках народов Кавказа, Африки может быть до 40 родов. Их  там  называют «классами».  Есть класс,  обозначающий  людей  (сын, мать), класс животных (овца, лев), класс вещей (стол, нож), класс круглых предметов (колесо, яблоко, мяч), класс деревьев (клен, тополь) и другие классы.


4. Распределительный диктант.

Рояль, полотенце, простыня, конфета, солнце, корабль, кофе, тюль, село, впечатление, радость, обжора, ярость, бешенство, дорога, путь, направление, вид, картина, зрелище, инструкция, руководство, устав, заглавие, заголовок, шапка, плакса.


5.  СЦЕНКА.

ВОЖАТЫЙ – Вот видишь, ты такая большая неряха

МАЛЬЧИК – Неверно. Я не большая неряха. Я мальчик.

ВОЖАТЫЙ – Ну и что, что ты мальчик, посмотри на свой костюм, на свои руки, и тебе сразу станет ясно, что ты самая большая неряха.

МАЛЬЧИК -  Нет, я не большая неряха. Это неверно. Я не могу быть большая, и даже маленькая неряха. Зачем неправильно говоришь.

 Вожатый,  недоумевая, почему сопротивляется мальчик, пытался приводить все новые, еще более убедительные доказательства, но все было напрасно. Почему сопротивлялся его маленький собеседник?

-А вы поняли этот секрет?



Задание №1.

Прочесть отрывки из стихотворений. Выписать существительные общего рода.

Ваза

Папа вазу опрокинул;
Кто его накажет? 
- Это к счастью, это к счастью, -
Всё семейство скажет.

Ну, а если бы к несчастью
Это сделал я!
- Ты разиня, ты растяпа! -
Скажут про меня.
(О. Григорьев)



Этот в грязь полез и рад,
Что грязна рубаха.
Про такого говорят:
Он плохой, неряха.
(В. Маяковский)



Старуха сидит под окошком,
На чём свет стоит мужа ругает:
«Дурачина ты, прямой простофиля!
Выпросил, простофиля, избу!»

(«Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина.)


Отчего я не девчонка?
Я бы маме так помог!
Мама сразу бы сказала:
«Молодчина ты, сынок!»


6. Работа в группах с теоретическим материалом.

Чтение правила на стр. 189


7. Работа в группах. Упражнения на закрепление:

Упр. 441(п). Списать. Согласовать сущ. с прилагательным. Определить род имени

существительного.

Упр.444(п). Списать. Согласовать сущ. с глаголом.. Определить род имени

существительного.


Упр. 448 (п) Списать. Вставить пропущенные буквы.


7. ОдО. Взаимооценивание.

Рефлексия. Я доволен своей работой на уроке, потому что…

Я недоволен собой на уроке, потому что…


8. Домашнее задание: § 59. Упр. 446 (п)


   














Урок № 70 (_______)

Тема урока: Склонение имен существительных в ед.ч. Разносклоняемые и

несклоняемые имена существительные.

SMART цель:

  • учащиеся знают особенности склонения имен существительных в ед.ч.;

  • понимают, чем отличаются разносклоняемые и несклоняемые имена существительные;

  • умеют изменять по падежам имена существительные, определять окончания имен существительных.

Оборудование к уроку: тетрадь, учебник, ручка. карандаш,

Ход урока.

1. Организационный момент

Я очень хочу, чтобы вы улыбались,
Работою нашей довольны остались.
Пусть этот урок нас порадует всех,
И каждый из нас ощутит свой успех.
2. Самодиктант

1. Имя существительное – это ____________________, которая отвечает на вопросы ______, ________ и обозначает ______________________. 2. На вопрос кто? отвечают _______________________ имена существительные, на вопрос что? отвечают _______________________ имена существительные. 3.Имена существительные бывают ______________________рода,  ______________________ рода и __________________________ рода. 4. Имена существительные бывают ____________________ и пишутся с ____________________ буквы и бывают ________________ и пишутся со _________________ буквы. 5. Имена существительные изменяются по ____________________ по ________________________ .

3.Введение в тему:

Прочитайте скороговорку, записанную на доске:

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

 -Что означает слово шоссе?

4. Объяснение новой темы:

Просклоняйте слово шоссе.

И.п. что? шоссе

Р. п. чего?    шоссе

Д. п. чему?   шоссе

В. п. что?      шоссе

Т. п. чем?     шоссе

П. п. о чём? о шоссе

 - Что заметили при склонении?

Чтение правила на стр.192-193-194

Разносклоняемые сущ.-е: 10 Сущ- х на –мя: бремя, время, стремя, семя, вымя, имя, знамя, темя, пламя, племя; существительное м.р. путь;

И.п. знамя пламя

Р.п знамени пламени

Д.п знамени пламени

В.п знамя пламя

Т.п знаменем пламенем

П.п. о знамени о пламени

5. Работа в группах. Упражнения на закрепление.

Исправить ошибки в употреблении несклоняемых имен существительных в стихотворении из передачи «Радионяня»

Как-то рано поутру                                      Кенгуру в кафе зашел,

С другом сели мы в метру                          Занял там свободный стол

И поехал в метре                                         И сидит за доминой

Фильм смотреть о кенгуре.                       С шимпанзой, и какадой.

Вот сидим мы с ним в кине                    Вдруг огромный обезьян

Без пальта и без кашне,                           Стал играть на фортепьян.

А вернее, я и ты                                          Тут и взрослый, сняв пенсню,

Без кашны и без пальты.                            Хохотал на всю киню.

Любит кины детвора,                                Интересное кино.

Если в кинах кенгура,                               Жаль, закончилось оно.

Ходит-бродит по шассу,                         В гардероб пора бежать-

Носит в сумке шимпанзу.                         Будут  польта выдавать.

-Исправьте в тексте грамматические ошибки.


Упр. 460(п). Записать словосочетания. Вставить пропущенные буквы.


Упр. 464(п) Списать. Вставить пропущенные окончания. Определить род

несклоняемых имен существительных.


6. Подведение итогов урока.

Рефлексия «Чем запомнился мне урок? В чём я испытывал трудности?»


7. Домашнее задание: упр. 466(п)


































Урок № 71 (_______)

Тема урока: Склонение имен существительных во мн.ч

SMART цель:

  • учащиеся знают особенности склонения имен существительных во мн.ч.;

  • понимают, как меняют свою форму существительные во мн. числе;

  • умеют находить имена существительные во мн.ч. и составлять предложения с ними.

Оборудование к уроку: тетрадь, учебник, ручка. карандаш,

Ход урока.

1. Организационный момент

Позитивный настрой

2. Введение в тему. Работа с тестами.

1. Какое слово стоит в форме единственного числа? 
А) чашки 
Б) ложки 
В) молодёжь

Г) тарелки 
2. Какое слово имеет форму только множественного числа? 
А) чашки 
Б) ворота

В) кастрюли 
Г) тарелки 
3. Найди существительные, которые не употребляются в единственном числе. 
А) ручки 
Б) шкафы 
В) облака 
Г) ножницы 
4. Найди существительные, которые не употребляются во множественном числе. 
А) весло 
Б) соль 
В) колесо 
Г) роза 
5. Укажи существительное во множественном числе, которое отвечают на вопрос что? 
А) одеяла 
Б) люди 
В) друзья 
Г) дельфины 
5. Укажи существительное в единственном числе, которое отвечают на вопрос кто? 
А) одеяло 
Б) трактор 
В) карандаш 
Г) дельфин 
6) Укажи «лишнее» слово. 
А) улыбка  Б) лужи  В) туча  Г) слово 
7) Укажи «лишнее» слово. 
А) улыбка  Б) лужи  В) тучи  Г) слова 

-Определить тему и цели урока.



3. Работа в группах с теорией.

Работа с таблицей (на стр. 201) и правилом (на стр. 202 и 203)

Солдаты – солдат□ Ботинки – ботинок□

Сапоги – сапог□ Туфли – туфель□

Чулки – чулок□ Носки – носков


 Физкультминутка.

Раз, два, три, четыре —       

Буду всех сильнее в мире,   

Буду в цирке выступать.      

Бегемота поднимать.    



4. Работа в группах. Упражнения на закрепление.

Упр. 484(п) Образовать мн.ч., выделить окончания.

Упр. 485(п) Распределить слова в 3 столбика: 1) м.р. 2)ж.р. 3) Р.п мн.ч.

Упр. 487(п) Написать сочинение-миниатюру «Что мы купили в супермаркете»



5.Самостоятельная работа.

Упр. 471(п) «Северное сияние» Списать. Вставить пропущенные орфограммы.

Определить падеж имен существительных.

Я читал о северном сиянии. Во время путешествия по Северу я видел это замечательное явление. Однажды ночью я сидел на станции. Вдруг в отдалении на небе я увидел мерцание голубоватых огней. В сильном волнении я стал наблюдать за огнями. Они разгорались. Скоро языки красноватого пламени охватили всё небо. В это мгновение я не думал о времени, я весь был поглощён этим сказочным явлением.



6.ОдО. Взаимооценивание.

Рефлексия

«!» - молодец, все выполнил верно;

- «+» - хорошо, но есть ошибки;

- «?» - ошибок много, нужна помощь учителя.


7. Домашнее задание: упр. 483(п)































Урок № 72 (_______)

Тема урока: Гласные О и Е после шипящих и Ц в корнях, суффиксах и окончаниях

имен существительных.

SMART цель:

  • учащиеся знают правило написания букв о и е после шипящих и ц в корнях, суффиксах и окончаниях имен существительных;

  • понимают

  • умеют сравнивать, обобщать, делать выводы.

Оборудование к уроку: тетрадь, учебник, ручка. карандаш,

Ход урока.

1. Организационный момент

Позитивный настрой.

2. Лексический диктант.

- Как называется плод дуба? (жёлудь)

- Какой цвет у одуванчика? (жёлтый)

- Как называется предмет для чистки зубов? (щётка)

- Как называется разговор тихим голосом? (шёпот)

- Как называется ткань из нитей, получаемых из коконов тутовых гусениц? ( шёлк)

-Место соединения сшитых кусков. (шов)

-Глухой звук, шуршание. (шорох)

-Стержень для чистки и смазки ствола оружия. (шомпол)

-Накидка на голову (капюшон)

-Колючий кустарник с кисло-сладкими ягодами зелёного цвета. ( крыжовник)

-Какая орфограмма объединяет правописание этих слов?


3. Синтаксический разбор предложения.

Добрая улыбка солнечным лучом душу озаряет.

4. Исследовательская работа в группах.

Врачом борцов товарищем горцев

Дворцом кольцо полотенцем сердцем

Межой бойцов задачей гвардейцев

Шалашом певцов репортажем юношей

- В какой части слова выделены буквы о и е?

- После каких согласных стоят эти буквы?

- Определите ударение в словах.

- Когда после шипящих в окончаниях существительных пишется о, а когда е?

Чтение правила стр. 205

5. Работа в группах. Упражнения на закрепление.

Упр. 492 (п) Записать словосочетания в 2 столбика: 1) О в окончаниях

существительных; 2) Е в окончаниях существительных.

Упр. 493 (п) Поставить существительные в Т.п. ед.ч. в предлогами.


Упр. 496 (п) Списать предложения. Расставить пропущенные буквы.


6. Объяснительный диктант.

Поставить существительное из скобок в нужный падеж. Объяснить гласную в окончании.

1.Не железным (ключ) сердце открывается, а добротой.

2. Слово коварного человека режет острым (нож) по доброму сердцу.

3. Всех (зайцы) упустишь, если сразу за несколькими погонишься.

4. Глупый ловит воздух (ковш).

5. Каждая мать своих (птенцы) оберегает.


7. Тест.

1. Укажите ряд существительных, в окончаниях которых после шипящих пишется о.

  1. перед выигрыш.м, над задач.й;

  2. за молодц.м, под луч.м;

  3. ландыш.м, над шалаш.м, кирпич.м;

2. Укажите ряд существительных, в окончаниях которых после шипящих пишется е.

1) со скрипач.м, под хлебниц.й;

2) под блюдц.м, с товарищ.м;

3) перед врач.м, с марш.м

3. Укажите предложение, в котором есть слова с орфограммой «Буквы о - ё после шипящих и ц в окончаниях существительных.

  1. Лодка вошла в камышовые заросли.

  2. На перемене я побеседовал со своим товарищем.

  3. По небу плыли свинцовые тучи.

  4. Девушки любят менять причёски.

4. Укажите ряд, во всех словах которого на месте пропуска пишется ё.

  1. Пощ.чина, крыж.вник, щ.лкать;

  2. Ж.кей, ш.рох, расч.ска;

  3. Пш.нка, деш.вый, ш.рстка;

Проверка. 1. 1) 2. 2) 3. 2) 4. 3)


8.ОдО. Взаимооценивание.

Рефлексия урока.


9. Домашнее задание: § 63, упр. 495(п)




























Урок № 73 (_______)

Тема урока: Р/Р. Роль имен существительных в речи.

Морфологический разбор имени существительного

SMART цель:

  • учащиеся знают морфологические признаки имен существительных;

  • понимают, какую коммуникативную и эмоционально-выразительную роль играют имена существительные в речи;

  • умеют выполнять морфологический разбор имени существительного

Оборудование к уроку: тетрадь, учебник, ручка. карандаш,

Ход урока.

1. Организационный момент

Позитивный настрой

2. Введение в тему:

Фрагмент комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль».
Правдин (взяв книгу): Это грамматика. Что ж вы в ней знаете?
Митрофан: Много. Существительна да прилагательна.
Правдин: Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?
Митрофан: Дверь? Котора дверь?
Правдин: Котора дверь! Вот эта.
Митрофан: Эта? Прилагательна.
Правдин: Почему?
Митрофан: Потому что она приложена к своему месту. Вот у чулана дверь стоит еще не повешена: так та покамест существительна

- Правильно ли рассуждал Митрофан? Так какой же частью речи является слово «дверь»? Почему вы так решили? Докажите!
- Имя существительное занимает одно из главных мест в нашей речи. Все, что существует в мире, названо словом, и эти слова – имена существительные. Существительными является почти каждое второе слово в нашей речи.
- Убедимся, так ли это?

3.Работа с теоретическим материалом. (стр. 208-209).


4. Работа в группах. Упражнения на повторение:

Задание №1.
- Перед вами стихотворение Елены Трутневой.
Цепью вздымаясь, уходят за тучи
Снежные шапки и горные кручи, 
В их глубине изумруд и топаз – 
Это у нас! Это у нас!
В чаще кедровой, в трущобах таежных
Много лисиц и куниц осторожных, 
Прыгают серны, пасутся олени, 
Лоси подходят к воротам селений.
Степи, озера, луга и поля – 
Все это наша родная земля.

-Сколько слов в стихотворении?(52)
-Сколько имен существительных в стихотворении?(21)

-Сколько из них нарицательных? Собственных?

-Сколько из них одушевлённых? Неодушевлённых?

-Сколько из них м.р? Ж.р? Ср.р?

-Сколько из них в Ед.ч? Во мн. ч?


Задание №2.
Продолжите ряды существительных своими примерами (2-3 примера)

Животные: бегемот,…
Растения: деревья,…
Географические названия: озеро,…
Явления природы: гроза,…
Вещества: соль,…
Транспорт: поезд,…
Предметы одежды: пальто,…
-Докажите, что эти слова – имена существительные.

Задание№3
- Перед вами строчки из стихотворения А. Фета. Прочитайте выразительно.
Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья.
Серебро и колыханье
Сонного ручья.
Свет ночной. Ночные тени,
Тени без конца.
Ряд волшебных изменений
Милого лица.
(из 22 слов стихотворения – 14 существительных, 6 прилагательных, 2 служебных слова).

5. Знакомство с образцами морфологического разбора имени существительного:

(стр. 211-212)

Береги честь смолоду.

Честь-сущ.

1. (Что?) честь-предмет

2. Н.Ф.-честь, пост: неодуш, нарицат, ж.р, 3 скл,

Непост: В.п., ед.ч.

3. Береги (что?) честь


6. Работа в группах. Упражнения на закрепление:

Упр. 501(п) Списать. Вставить пропущенные орфограммы. Найти сравнения и

олицетворение.


Упр.503(п) Выписать синонимические ряды с существительными.


Упр. 504(п) Выписать из текста 1 существительное. Выполнить морфологический разбор.


7. Подведение итогов урока:

Рефлексия «Я справился сам с…»

« Мне помогли одноклассники справиться с..»

«С чем я не справился на уроке…»

8. ОдО. Взаимооценивание.

9.Домашнее задание: § 64, упр. 498 (п)










Урок № 78 (_______)

Тема урока: Трясогузка

SMART цель:

  • учащиеся знают орфограммы «Правописание падежных окончаний существительных в ед. и мн.ч», «Существительные общего рода», «Правописание непроизносимых согласных в корне слова» и др.

  • умеют писать под диктовку, соблюдая правила орфографии и пунктуации.

Оборудование к уроку: тетрадь для контр. работ, ручка.

Ход урока.

1. Организационный момент

Оформление в тетради для контрольных работ.


2. Знакомство с текстом.

3. Словарная работа:

Трясогузка, триста, куцые, неяркое,

тростник, склёвывает, обжоры, небольшие

4. Письмо под диктовку

В тростнике возле речки бежит небольшая стройная птичка. У неё длинные тонкие ноги и очень длинный хвост. Она постоянно покачивает чёрным хвостиком, на ходу склёвывает насекомых.

Трясогузки прилетают к нам с юга ранней весной. Только реки начинают освобождаться ото льда, а трясогузки уже здесь. Небольшими стайками бегают они по льду, по берегам рек, разыскивают себе пропитание.

Через месяц после прилёта трясогузки вьют гнёзда из стеблей и листьев растений возле воды.

Внутри гнёздышко выстилают шерстью животных и конским волосом. Через месяц там появляются птенцы. Они ужасные обжоры. Заботливым родителям приходится триста раз в день приносить своим ненасытным деткам еду.

В конце лета трясогузки собираются в небольшие стаи и улетают зимовать в тёплые страны.

(По В.Кологриву) (120 слов)


5. Самопроверка.


6. Сбор работ. Проверка учителем. Выставление оценок


Всего уч-ся

«5»

«4»

«3»

«2»

% усп-ти

% кач-ва













Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Калантыренко Наталья Владимировна

Дата: 24.03.2016

Номер свидетельства: 309511


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства