Матвеева Э.А. – преподаватель русского языка и литературы ГБПОУ КЖГТ
Учебная дисциплина Русский язык и литература является учебным предметом из обязательной предметной области «Филология» ФГОС среднего общего образования. В учебном плане ППССЗ по специальности среднего профессионального образования 23.02.06 Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог дисциплина входит в цикл общеобразовательных дисциплин из обязательных предметных областей, направлена на формирование общеучебных компетенций по 4 блокам (самоорганизация, самообучение, информационный и коммуникативный блоки) и следующих общих компетенций:
ОК.1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии.
ОК.2. Организовывать свою деятельность, исходя из цели и способов ее достижения.
ОК.3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК.4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК.5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК.6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК.7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК.8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК.9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
Освоение программы учебной дисциплины «Русский язык и литература» направлено на достижение предметных, личностных, метапредметных результатов, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.
Рабочая программа направлена на дальнейшее становление и формирование личности обучающегося, развитие интереса к познанию и творческих способностей, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации и профессиональной ориентации содержания учебной дисциплины русский язык и литература, подготовку обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности.
Содержание программы учебной дисциплины «Русский язык и литература» направлено на достижение следующих целей:
• формирование функциональной грамотности и всех видов компетенций (языковой, лингвистической (языковедческой), коммуникативной, культуроведческой);
• совершенствование умений обучающихся осмысливать закономерности языка, правильно, стилистически верно использовать языковые единицы в устной иписьменной речи в разных речевых ситуациях;
• воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
• развитие образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
• дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков.
художественной литературы.
- воспитание уважения к русскому (родному) языку, который сохраняет и отражает культурные и нравственные ценности, накопленные народом на протяжении веков, осознание связи языка и истории, культуры русского и других народов;
- способность к речевому самоконтролю; оцениванию устных и письменных высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
- готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
- способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью, потребность речевого самосовершенствования;
- совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, культурам других народов;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словарей, энциклопедий, интернет-ресурсов и др.)
- владение всеми видами речевой деятельности: аудированием, чтением (пониманием), говорением, письмом;
- владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; использование приобретенных знаний и умений для анализа языковых явлений на межпредметном уровне;
- овладение нормами речевого поведения в различных ситуациях межличностного и межкультурного общения;
- умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал,подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
- умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
- умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности;
-владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания.
Профильная составляющая учебной дисциплины реализуется за счёт отбора профильных дидактических единиц по дисциплине «Русский язык и литература». Освоение профильных дидактических единиц на продуктивном уровне реализуется посредством выполнения самостоятельной работы и использования потенциала межпредметных связей с учебными дисциплинами ОУД.02.Иностранный язык, ОУД.04. История, общепрофессиональными дисциплинами (ОП. 07 Железные дороги, ОП.08 Охрана труда, ОП.09 Безопасность жизнедеятельности); профессионального цикла (ПМ.01 Эксплуатация и техническое обслуживание подвижного состава), что обеспечивает освоение ППССЗ.
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
| | | |
Введение . Литература ХIХ века. Литературный язык как высшая форма существования национального языка. | Содержание учебного материала | 2 | 1 |
Историко-культурный процесс и периодизация русской литературы. Специфика литературы как вида искусства. Взаимодействие русской и западноевропейской литературы в XIX веке. Самобытность русской литературы (с обобщением ранее изученного материала). Русский язык в современном мире. Понятие о русском литературном языке и языковой норме. Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов. Значение русского языка при освоении профессий СПО и специальностей СПО. | | |
Раздел 1. Развитие русской литературы и культуры в первой половине XIX века. | | |
Тема 1. 1 А.С. Пушкин | Содержание учебного материала. | 4 | 2 |
Личность писателя. Жизненный и творческий путь (с обобщением ранее изученного). Детство и юность. Петербург и вольнолюбивая лирика. Южная ссылка и романтический период творчества. Михайловское: темы, мотивы и художественное своеобразие творчества. Становление реализма в творчестве Пушкина. Роль Пушкина в становлении русского литературного языка. Болдинская осень в творчестве Пушкина. Пушкин-мыслитель. Творчество А. С. Пушкина в критике и литературоведении. Жизнь произведений Пушкина в других видах искусства. «Чувства добрые» в лирике А. С. Пушкина: мечты о «вольности святой». Душевное благородство и гармоничность в выражении любовного чувства. Поиски смысла бытия, внутренней свободы. Отношения человека с Богом. Осмысление высокого назначения художника, его миссии пророка. Идея преемственности поколений. Осмысление исторических процессов с гуманистических позиций. Нравственное решение проблем человека и его времени. Для чтения и изучения. Стихотворения: «Вольность», «Деревня», « «К морю», , «Пророк», «Поэт», «Поэт и толпа», «Поэту», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье…»), «Из Пиндемонти», «Поэма «Медный всадник». Теория литературы. Лирический герой и лирический сюжет. Элегия. Поэма. Трагедия. Конфликт. Проблематика. | | |
Тема 1.2 Язык и речь. Виды речевой деятельности. | Содержание учебного материала. | 2 | 1 |
Язык и речь. Виды речевой деятельности. Речевая ситуация и ее компоненты. Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств. | | |
| Самостоятельная работа № 1 Сочинение – рассуждение на тему: «Проблема чрезмерного использования заимствований в русской речи». | 6 | |
Тема 1.3 Текст как произведение речи. | Содержание учебного материала. | 4 | 2 |
Признаки, структура текста. Тема, основная мысль текста. Средства и виды связи предложений в тексте. Функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение). Вид деятельности: Лингвостилистический анализ текста (на материале творчества А.С.Пушкина) | | |
Тема 1.4 Функциональные стили речи | Содержание учебного материала. | 4 | 2 |
Функциональные стили речи и их особенности. Разговорный стиль речи, его основные признаки, сфера использования. Научный стиль речи. Основные жанры научного стиля. Официально-деловой стиль речи, его признаки, назначение. Жанры официально-делового стиля. Публицистический стиль речи, его назначение. Основные жанры публицистического стиля. Художественный стиль речи, его основные признаки. Вид деятельности: Речеведческий анализ текстов учёных – филологов и писателей. | | |
| Самостоятельная работа № 2 Работа по тексту Д. Гранина «Проблема чести». Формулировка темы, проблемы текста и выявление авторской позиции. Самостоятельная работа№ 3 Составить собственный текст, рекламирующий железнодорожный колледж. | 4 6 | |
Тема 1.5 М.Ю. Лермонтов | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
Личность и жизненный путь М. Ю. Лермонтова (с обобщением ранее изученного). Темы, мотивы и образы ранней лирики Лермонтова. Жанровое и художественное своеобразие творчества М. Ю. Лермонтова петербургского и кавказского периодов. Тема одиночества в лирике Лермонтова. Поэт и общество. Трагизм любовной лирики Лермонтова. Для чтения и изучения. Стихотворения: «Дума», «Нет, я не Байрон, я другой…»,«Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»), «Как часто пестрою толпою окружен…», «Валерик», «Родина», «Прощай, немытая Россия…», «Сон», «И скучно, и грустно!», «Выхожу один я на дорогу…». Теория литературы. Развитие понятия о романтизме. Антитеза. Композиция. | | |
| Самостоятельная работа № 4 Аналитическая работа с текстом стихотворения М.Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу» | 6 | |
Тема 1.6 Фонетика. Орфоэпия. | Содержание учебного материала. | 4 | 2 |
Фонетические единицы. Звук и фонема. Открытый и закрытый слоги. Соотношение буквы и звука. Фонетическая фраза. Ударение словесное и логическое. Роль ударения в стихотворной речи. Интонационное богатство русской речи. Фонетический разбор слова. Орфоэпические нормы: произносительные нормы и нормы ударения. Произношение гласных и согласных звуков, заимствованных слов. Использование орфоэпического словаря. Вид деятельности: Наблюдение над выразительными средствами фонетики (на материале произведений А.С. Пушкина, М.Ю.Лермонтова). | | |
| Самостоятельная работа № 5 Информационный проект «Орфоэпические нормы русского языка. Московская произносительная норма». | 6 | |
Тема 1.7 Н.В.Гоголь. | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
Личность писателя, жизненный и творческий путь. «Петербургские повести»: проблематика и художественное своеобразие. Особенности сатиры Гоголя. Значение творчества Н. В. Гоголя в русской литературе. Для чтения и изучения: « Портрет». Теория литературы. Литературный тип. Деталь. Гипербола. Гротеск. Юмор. Сатира. | | |
Раздел 2. Особенности развития русской литературы во второй половине XIX века | | |
Тема 2.1 А.Н.Островский | Содержание учебного материала. | 4 | 2 |
Жизненный и творческий путь А. Н. Островского (с обобщением ранее изученного). Социально-культурная новизна драматургии А. Н. Островского. Темы «горячего сердца» и «темного царства» в творчестве А. Н. Островского. Драма «Гроза». Творческая история драмы. Жанровое своеобразие. Художественные особенности драмы. Калинов и его обитатели (система персонажей). Самобытность замысла, оригинальность основного характера, сила трагической развязки в судьбе героев драмы. Символика грозы. Образ Катерины — воплощение лучших качеств женской натуры. Конфликт романтической личности с укладом жизни, лишенной народных нравственных основ. Мотивы искушений, мотив своеволия и свободы в драме. Катерина в оценке Н. А. Добролюбова и Д. И. Писарева. Позиция автора и его идеал. Роль персонажей второго ряда в пьесе. Малый театр и драматургия А. Н. Островского. Для чтения и изучения. Драма «Гроза». Статья Н. А. Добролюбова «Луч света в темном царстве». Теория литературы. Драма. Комедия. Вид деятельности: Диктант и его анализ (по материалам критической статьи Н.А.Добролюбова «Луч света в темном царстве») | | |
| Самостоятельная работа № 6 Конспект критических статей Н.А.Добролюбова и Д.И.Писарева по пьесе А.Н. Островского «Гроза» по заданию преподавателя. | 4 | |
Тема 2.2 Лексикология и фразеология. | Содержание учебного материала. | 8 | 2 |
| Слово в лексической системе языка. Лексическое и грамматическое значения слова. Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова. Метафора, метонимия как выразительные средства языка. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление. Русская лексика с точки зрения ее происхождения (исконно русская лексика, заимствованная лексика, старославянизмы). Лексика с точки зрения ее употребления: нейтральная лексика, книжная лексика, лексика устной речи (жаргонизмы, арготизмы, диалектизмы). Профессионализмы. Терминологическая лексика. Активный и пассивный словарный запас: архаизмы, историзмы, неологизмы. Фольклорная лексика и фразеология. Русские пословицы и поговорки. Фразеологизмы.. Отличие фразеологизма от слова. Употребление фразеологизмов в речи. Афоризмы. Лексические и фразеологические словари. Лексико-фразеологический разбор. Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление. Вид деятельности: Лексико – фразеологический анализ слов (на примере художественных текстов) Составление текста с профессиональной лексикой. | | |
Тема 2.3 И.А.Гончаров | Содержание учебного материала | 4 | 2 |
| Жизненный путь и творческая биография И. А. Гончарова. Роль В. Г. Белинского в жизни И. А. Гончарова. «Обломов». Творческая история романа. Своеобразие сюжета и жанра произведения. Проблема русского национального характера в романе. Сон Ильи Ильича как художественно-философский центр романа. Образ Обломова. Противоречивость характера Обломова. Обломов как представитель своего времени и вневременной образ. Типичность образа Обломова. Эволюция образа Обломова. Штольц и Обломов. Прошлое и будущее России. Проблемы любви в романе. Любовь как лад человеческих отношений (Ольга Ильинская — Агафья Пшеницына). Оценка романа «Обломов» в критике (Н. Добролюбова, Д. И. Писарева, И. Анненского и др.). Для чтения и изучения. Роман «Обломов». Теория литературы. Социально-психологический роман. Вид деятельности: Сочинение – рассуждение « В чём трагедия Обломова?» | | |
Тема 2.4 И.С.Тургенев. | Содержание учебного материала | 6 | 2 |
| Жизненный и творческий путь И. С. Тургенева (с обобщением ранее изученного). Роман «Отцы и дети». Смысл названия романа. Отображение в романе общественно-политической обстановки 1860-х годов. Проблематика романа. Особенности композиции романа. Базаров в системе образов романа. Нигилизм Базарова и пародия на нигилизм в романе (Ситников и Кукшина). Взгляды Базарова на искусство, природу, общество. Базаров и Кирсановы. Базаров и Одинцова. Любовная интрига в романе и ее роль в раскрытии идейно-эстетического содержания романа. Базаров и родители. Сущность споров, конфликт «отцов» и «детей». Значение заключительных сцен романа в раскрытии его идейно-эстетического содержания. Авторская позиция в романе. Полемика вокруг романа «Отцы и дети» (Д. И. Писарев, Н. Страхов, М. Антонович. Для чтения и изучения. Роман «Отцы и дети». Д. И. Писарев. «Базаров». Вид деятельности: Создание своего текста (формулировка проблемы, комментирование позиции критиков, аргументирование своего мнения) | | |
| Самостоятельная работа № 7 Комплексный анализ фрагмента текста ХХVII главы романа И.С. Тургенева «Отцы и дети». | 6 | |
Тема 2.5 Ф.И.Тютчев. | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
Жизненный и творческий путь Ф. И. Тютчева (с обобщением ранее изученного). Философская, общественно-политическая и любовная лирика Ф. И. Тютчева. Художественные особенности лирики Ф. И. Тютчева. Для чтения и изучения. Стихотворения «Silentium», «Не то, что мните вы, природа…», «Умом Россию не понять…», «Эти бедные селенья…», «День и ночь», «О, как убийственно мы любим», «Последняя любовь», «К. Б.» («Я встретил Вас — и все былое…»), «Я помню время золотое…». Теория литературы. Жанры лирики. Авторский афоризм. | | |
Тема 2.6 А.А.Фет. | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
Жизненный и творческий путь А. А. Фета (с обобщением ранее изученного). Эстетические взгляды поэта и художественные особенности лирики А. А. Фета. Темы, мотивы и художественное своеобразие лирики А. А. Фета. Для чтения и изучения. «Шепот, робкое дыханье…», «Это утро, радость эта…», «Вечер», «Я пришел к тебе с приветом…», | | |
Тема 2.7 Орфография. Нормы письменной речи. | Содержание учебного материала | 4 | 2 |
Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных. Употребление буквы Ь. Правописание О/Ё после шипящих и Ц. Правописание приставок на З- / С- . Правописание И–Ы после приставок. Вид деятельности: Орфографический анализ поэтического текста. Письмо по памяти поэтического текста. | | |
Тема 2.8 Н.А.Некрасов | Содержание учебного материала | 4 | 2 |
Жизненный и творческий путь Н. А. Некрасова (с обобщением ранее изученного). Гражданская позиция поэта. Журнал «Современник». Своеобразие тем, мотивов и образов поэзии Н. А. Некрасова 1840—1850-х и 1860—1870-х годов. Жанровое своеобразие лирики Некрасова. Любовная лирика Н. А. Некрасова. Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Замысел поэмы, жанр, композиция. Сюжет. Нравственная проблематика. Авторская позиция. Многообразие крестьянских типов. Проблема счастья. Сатирические портреты в поэме. Языковое и стилистическое своеобразие произведений Н. А. Некрасова. Для чтения и изучения. Стихотворения: «Родина», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода…»), «Вчерашний день, часу в шестом…», «Еду ли ночью по улице темной…», «В дороге», «О Муза, я у двери гроба…» Поэма «Кому на Руси жить хорошо» (обзор с чтением отрывков). Вид деятельности: Сочинение – рассуждение « Современна ли поэма А.Н. Некрасова « Кому на Руси жить хорошо?» | | |
Тема 2.9 Н.С.Лесков. | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
Сведения из биографии (с обобщением ранее изученного). Художественный мир писателя. Праведники Н. С. Лескова. Повесть «Очарованный странник». Особенности композиции и жанра. Образ Ивана Флягина. Тема трагической судьбы талантливого русского человека. Смысл названия повести. Особенности повествовательной манеры Н. С. Лескова. Для чтения и изучения. Повесть-хроника «Очарованный странник». | | |
Тема 2.10 М.Е.Салтыков–Щедрин. | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
Жизненный и творческий путь М. Е. Салтыкова-Щедрина (с обобщением ранее изученного). Мировоззрение писателя. Жанровое своеобразие, тематика и проблематика сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина. Своеобразие фантастики в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина. Иносказательная образность сказок. Гротеск, аллегория, символика, язык сказок. Обобщающий смысл сказок. Замысел, история создания «Истории одного города». Своеобразие жанра, композиции. Образы градоначальников. Элементы антиутопии в «Истории одного города». Приемы сатирической фантастики, гротеска, художественного иносказания. Эзопов язык. Роль Салтыкова-Щедрина в истории русской литературы. Для чтения и изучения. Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина «Медведь на воеводстве», «Коняга». «История одного города» (главы: «О корени происхождения глуповцев», «Опись градоначальников», «Органчик», «Подтверждение покаяния. Заключение»). Теория литературы. Развитие понятия сатиры. Понятия об условности в искусстве (гротеск, эзопов язык). | | |
Тема 2.11 Морфемика, словообразование, орфография. | Содержание учебного материала | 4 | 2 |
Понятие морфемы как значимой части слова. Многозначность морфем. Синонимия и антонимия морфем. Морфемный разбор слова. Способы словообразования. Словообразование знаменательных частей речи. Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов. Словообразовательный анализ. Речевые ошибки, связанные с неоправданным повтором одно- коренных слов. Вид деятельности: Роль стилистически окрашенных морфем в создании образа, портрета, пейзажа в художественном произведении ( объяснить на примере творчества С.Щедрина ). | | |
Тема 2.12 Ф.М.Достоевский. | Содержание учебного материала | 10 | 2 |
Сведения из жизни писателя (с обобщением ранее изученного). Роман «Преступление и наказание» Своеобразие жанра. Особенности сюжета. Отображение русской действительности в романе. Социальная и нравственно философская проблематика романа. Социальные и философские основы бунта Раскольникова. Смысл теории Раскольникова. Проблема «сильной личности» и «толпы», «твари дрожащей» и «имеющих право» и ее опровержение в романе. Тайны внутреннего мира человека: готовность к греху, попранию высоких истин и нравственных ценностей. Драматичность характера и судьбы Родиона Раскольни- кова. Сны Раскольникова в раскрытии его характера и общей композиции романа. Эволюция идеи «двойничества». Страдание и очищение в романе. Символические образы в романе. Символическое значение образа «вечной Сонечки». Своеобразие воплощения авторской позиции в романе. «Правда» Раскольникова и «правда» Сони. Петербург Достоевского. Библейские мотивы в произведении. Споры вокруг романа и его главного героя. Для чтения и изучения. Роман «Преступление и наказание». | | |
| Самостоятельная работа № 8. Сочинение – рассуждение на тему «Теория Раскольникова» по роману Ф.М.Достоевского « Преступление и наказание» (защита мнений). | 6 | |
Тема 2.13 Орфография. | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
Правописание чередующихся гласных в корнях слов. Правописание приставок ПРИ - / - ПРЕ -.Правописание сложных слов. Вид деятельности: Орфографический разбор текста (на материале творчества Ф.М.Достоевского) Составить словарный диктант. | | |
Тема 2.14 Л.Н.Толстой. | Содержание учебного материала | 10 | 2 |
Жизненный путь и творческая биография (с обобщением ранее изученного). Духовные искания писателя. Роман-эпопея «Война и мир». Жанровое своеобразие романа. Особенности композиционной структуры романа. Художественные принципы Толстого в изображении русской действительности: следование правде, психологизм, «диалектика души». Соединение в романе идеи личного и всеобщего. Символическое значение понятий «война» и «мир». Духовные искания Андрея Болконского, Пьера Безухова, НаташиРостовой. Светское общество в изображении Толстого, осуждение его бездуховности и лжепатриотизма. Авторский идеал семьи в романе. Правдивое изображение войны и русских солдат — художественное открытие Л. Н. Толстого. Бородинская битва — величайшее проявление русского патриотизма, кульминационный момент романа. «Дубина народной войны», партизанская война в романе. Образы Тихона Щербатого и Платона Каратаева, их отношение к войне. Народный полководец Кутузов. Кутузов и Наполеон в авторской оценке. Проблема русского национального характера. Осуждение жестокости войны в романе. Развенчание идеи «наполеонизма». Патриотизм в понимании писателя. Краткий обзор творчества позднего периода: «Крейцерова соната», «Хаджи-Мурат». Мировое значение творчества Л. Н. Толстого. Л. Н. Толстой и культура XX века. Для чтения и изучения. Роман-эпопея «Война и мир». Вид деятельности: Сочинение – рассуждение «Человек и природа в романе Л.Н. Толстого « Война и мир». | | |
Тема 2.15 Морфолого-орфографические нормы. Имя существительное. | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
Лексико-грамматические разряды имен существительных. Род, число, падеж существительных. Склонение имен существительных. Правописание окончаний имен существительных. Правописание сложных существитель- ных. Морфологический разбор имени существительного. Употребление форм имен существительных в речи. Вид деятельности: Диктант и его анализ « Батарея Тушина» ( По роману Л. Толстого « Война и мир») | | |
| Самостоятельная работа № 9 Работа с научными источниками ( с интернет – ресурсами) и составление презентации по теме « Отглагольные имена существительные в текстах научного стиля». | 6 | |
Тема 2.16 Морфолого-орфографические нормы. Имя прилагательное. | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных. Правописание сложных прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного. Употребление форм имен прилагательных в речи. Вид деятельности: Морфолого – орфографические нормы. Правописание суффиксов и окончаний имён прилагательных (подбор примеров из художественных текстов изучаемых произведений). | | |
Тема 2.17 А.П.Чехов | Содержание учебного материала Сведения из биографии. Комедия «Вишневый сад». Своеобразие и всепроникающая сила чеховского творчества. Художественное совершенство рассказов А. П. Чехова. Новаторство Чехова. Периодизация творчества Чехова. Чехов – репортер. Юмористические рассказы. Пародийность ранних рассказов. Новаторство Чехова в поисках жанровых форм. Новый тип рассказа. Герои рассказов Чехова. Комедия «Вишневый сад». Драматургия Чехова. «Вишневый сад» – вершина драматургии Чехова. Своеобразие жанра. Жизненная беспомощность героев пьесы. Расширение границ исторического времени в пьесе. Символичность пьесы. Чехов и МХАТ. Роль А. П. Чехова в мировой драматургии театра. Сочинение – рассуждение «Мой вариант спасения вишнёвого сада». Для чтения и изучения. Рассказы «Ионыч», «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви». Пьеса «Вишневый сад». | 4 | 2 |
| Самостоятельная работа № 10 Написать эссе на тему: Гибель человеческой души в рассказе А.П.Чехова « Ионыч». | 6 | |
Тема 2.18 Морфолого–орфографические нормы. Имя числительное. | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
Имя числительное. Лексико-грамматические разряды имен числительных. Право- писание числительных. Морфологический разбор имени числительного. Употребление числительных в речи. | | |
Раздел 3. Зарубежная литература ( обзор). | Содержание учебного материала. В.Шекспир «Гамлет». О.Бальзак «Гобсек». Г.Флобер «Саламбо». Поэты-импрессионисты: (Ш.Бодлер, А.Рембо, О.Ренуар, П.Малларме и др.). | 2 | |
Контрольная работа | | 2 | |
Литература ХХ века. | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
Особенности развития литературы и других видов искусства. | Серебряный век как культурно-историческая эпоха. Идеологический и эстетический плюрализм эпохи. Расцвет русской религиозно-философской мысли. Кризис гуманизма и религиозные искания в русской философии. Основные тенденции развития прозы. Реализм и модернизм в литературном процессе рубежа веков. Стилевая дифференциация реализма (Л. Н. Толстой, В. Г. Короленко, А. П. Чехов, И. С. Шмелев). Дискуссия о кризисе реализма. Обращение к малым эпическим формам. Модернизм как реакция на кризис реализма. Журналы сатирического направления («Сатирикон», «Новый Сатирикон»). | | |
Раздел 4 Русская литература на рубеже веков. | | | |
Тема 4.1 И.А.Бунин. | Содержание учебного материала | 4 | 2 |
Сведения из биографии (с обобщением ранее изученного). Лирика И. А. Бунина. Философичность лирики Бунина. Проза И. А. Бунина. «Живопись словом» — характерная особенность стиля И. А. Бунина. Судьбы мира и цивилизации в творчестве И. А. Бунина. Русский национальный характер в изображении Бунина. Общая характеристика цикла рассказов «Темные аллеи». Тема любви в творчестве И. А. Бунина, новизна ее в сравнении с классической традицией. Реалистическое и символическое в прозе и поэзии. Для чтения и изучения. Рассказы «Чистый понедель- ник», «Темные аллеи». Стихотворения Вечер», «Не устану воспевать вас, звезды!..», «И цветы, и шмели, и трава, и колосья…». | | |
Тема 4.2 А.И. Куприн. | Содержание учебного материала Сведения из биографии (с обобщением ранее изученного). Повести «Гранатовый браслет», «Олеся». Воспевание здоровых человеческих чувств в произведениях А. И. Куприна. Традиции романтизма и их влияние на творчество А. И. Куприна. Трагизм любви в творчестве А. И. Куприна. Повесть «Гранатовый браслет». Смысл названия повести, спор о сильной, бескорыстной любви, тема неравенства в повести. Трагический смысл произведения. Любовь как великая и вечная духовная ценность. Трагическая история любви «маленького человека». Столкновение высоты чувства и низости жизни как лейтмотив произведений А. И. Куприна о любви. Для чтения и изучения. Повесть «Гранатовый браслет». | 4 | 2 |
Тема 4.3 Морфолого – орфографические нормы. Местоимение. | Содержание учебного материала Значение местоимения. Лексико-грамматические разряды местоимений. Правописание местоимений. Морфологический разбор местоимения. Употребление местоимений в речи. Вид деятельности: Синтаксическая функция числительных и местоимений в тексте (на примерах творчества писателей 19 века). | 2 | 2 |
Тема 4.4 Морфолого-орфографические нормы. Глагол. | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
Грамматические признаки глагола. Правописание суффиксов и личных окончаний глагола. Правописание не с глаголами. Морфологический разбор глагола. Употребление форм глагола в речи. Вид деятельности: Синтаксическая функция глагола в художественном тексте (По А. Куприну) | | |
| Самостоятельная работа № 11 Написать рассуждение на тему « Проблема неравнодушия к судьбе окружающих», используя все формы наклонений глагола. | 6 | |
Тема 4.5 М.Горький. | Содержание учебного материала | 6 | 2 |
Сведения из биографии (с обобщением ранее изученного). М. Горького как ранний образец социалистического реализма. Правда жизни в рассказах Горького. Типы персонажей в романтических рассказах писателя. Тематика и проблематика романтического творчества Горького. Поэтизация гордых и сильных людей. Авторская позиция и способ ее воплощения. Пьеса «На дне». Изображение правды жизни в пьесе и ее философский смысл. Герои пьесы. Спор о назначении человека. Авторская позиция и способы ее выражения. Новаторство Горького-драматурга. Горький и МХАТ. Горький-романист. Для чтения и изучения. Пьеса «На дне» (обзор с чтением фрагментов). Рассказы «Челкаш», «Старуха Изергиль». Вид деятельности: Сочинение – рассуждение « Каким я представляю себе красивого человека?» | | |
Тема 4.6 Морфолого– орфографические нормы. Причастие. | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
Особенности образования причастий. Правописание суффиксов и окончаний причастий. Правописание НЕ с причастиями. Правописание -Н- и –НН- в причастиях и отглагольных прилагательных. Причастный оборот и знаки препинания в предложении с причастным оборотом. Вид деятельности: Диктант « Челкаш» ( По М. Горькому) | | |
Раздел 5 Серебряный век русской поэзии | | | |
Тема 5.1 Обзор русской поэзии конца ХIХ–начала ХХ века. | Содержание учебного материала | 2 | 1 |
Обзор русской поэзии и поэзии народов России конца XIX — начала XX века. Константин Бальмонт, Валерий Брюсов, Андрей Белый, Николай Гумилев, Осип Мандельштам, Марина Цветаева, Георгий Иванов, Владислав Ходасевич, Игорь Северянин, Михаил Кузмин, Габдулла Тукай и др. Общая характеристика творчества (стихотворения не менее трех авторов по выбору). Серебряный век как своеобразный «русский ренессанс». Литературные течения поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм (общая характеристика направлений). Теория литературы. Символизм. Акмеизм. Футуризм. | | |
Тема 5.2 А.А. Блок | Содержание учебного материала | 4 | 1 |
Сведения из биографии. Стихотворения. Поэма «Двенадцать». Природа социальных противоречий в изображении поэта. Тема исторического прошлого в лирике Блока. Тема родины, тревога за судьбу России. Поэма «Двенадцать»: Сложность восприятия Блоком социального характера революции. Сюжет поэмы и ее герои. Борьба миров. Изображение «мирового пожара», неоднозначность финала, образ Христа в поэме. Композиция, лексика, ритмика, интонационное разнообразие поэмы. Для чтения и изучения. Стихотворения: «Вхожу я в темные храмы», «Незнакомка», «Ночь, улица, фонарь, аптека…». Поэма «Двенадцать» (обзор с чтением фрагментов). | | |
Тема 5.3 Морфолого–орфографические нормы. Употребление деепричастий. | Содержание учебного материала. | 2 | 2 |
Образование деепричастий. Правописание НЕ с деепричастиями. Деепричастный оборот и знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом. Вид деятельности: Употребление причастий и деепричастий в текстах разных стилей. | | |
Раздел 6 Литература ХХ века | | | |
Тема 6.1 Особенности развития литературы 1920-х годов | Содержание учебного материала | 2 | 1 |
Противоречивость развития культуры в 1920-е годы. Литературный процесс 1920-х годов. Литературные группировки и журналы (РАПП, «Перевал», конструктивизм; «На посту», «Красная новь», «Новый мир» и др.). Тема России и революции в творчестве поэтов разных поколений и мировоззрений (А. Блок, А. Белый, М. Волошин, А. Ахматова, М. Цветаева, О. Мандельштам, В. Ходасевич, В. Луговской, Н. Тихонов, Э. Багрицкий, М. Светлов и др.). Эксперименты со словом в поисках поэтического языка новой эпохи (В. Хлебников, А. Крученых, поэты-обериуты). Разнообразие идейно-художественных позиций советских писателей в освещении темы революции и Гражданской войны. | | |
Тема 6.2 В.В.Маяковский. | Содержание учебного материала. | 2 | 1 |
Сведения из биографии. Стихотворения. Поэтическая новизна ранней лирики: необычное содержание, гиперболичность и пластика образов, яркость метафор, контрасты и противоречия. Тема несоответствия мечты и действительности, несовершенства мира в лирике поэта. Проблемы духовной жизни. Характер и личность автора в стихах о любви. Сатира Маяковского. Обличение мещанства и «новообращенных». Тема поэта и поэзии. Новаторство поэзии Маяковского. Образ поэта-гражданина. Для чтения и изучения. Стихотворения: «А вы могли бы?», «Нате!», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно…», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Прозаседавшиеся», «Флейта-позвоночник», «Лиличка!», «Люблю». | | |
Тема 6.3 С.А.Есенин. | Содержание учебного материала Сведения из биографии (с обобщением раннее изученного). Поэтизация русской природы, русской деревни. Развитие темы родины как выражение любви к России. Художественное своеобразие творчества Есенина: глубокий лиризм, необычайная образность, зрительность впечатлений, цветопись, принцип пейзажной живописи, народно-песенная основа стихов. Для чтения и изучения. Стихотворения: «Гой ты, Русь моя родная!», «Письмо матери», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Письмо к женщине», «Собаке Качалова», «Я покинул родимый дом…», «Неуютная, жидкая лунность…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Шаганэ, ты моя, Шаганэ…» | 4 | 1 |
Раздел 7 Литература 1930 — начала 1940-х годов | | | |
Тема 7.1 Особенности развития литературы 1930 — начала 1940-х годов | Содержание учебного материала | 2 | 1 |
Становление новой культуры в 30-е годы. Поворот к патриотизму в середине 30-х годов. Первый съезд советских писателей и его значение. Социалистический реализм как новый художественный метод. Противоречия в его развитии и воплощении. Отражение индустриализации и коллективизации; поэтизация социалистического идеала. Интеллигенция и революция в романах М. Булгакова, А. Толстого. Развитие жанра антиутопии в творчестве Е. Замятина, М. Булгакова. Историческая тема в творчестве А. Толстого, Ю. Тынянова, А. Чапыгина. Сатирическое обличение нового быта (М. Зощенко, И. Ильф и Е. Петров, М. Булгаков). | | |
Тема 7.2 М.И.Цветаева. | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
Сведения из биографии. Идейно-тематические особенности поэзии М. И. Цветаевой, конфликт быта и бытия, времени и вечности. Художественные особенности поэзии М. И. Цветаевой. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Цветаевой. Своеобразие поэтического стиля. Для чтения и изучения. Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Генералам 12 года», «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Имя твое — птица в руке…», «Тоска по родине! Давно…». | | |
Тема 7.3 Морфолого – орфографические нормы. Наречие. | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
Грамматические признаки наречия.. Правописание наречий. Отличие наречий от слов – омонимов. Употребление наречий в речи. Слова категории состояния. Их функции в речи. Вид деятельности: Стилистические возможности наречий (определить на материале творчества поэтов и писателей ХХв.) | | |
Тема 7.4 А.П. Платонов | Содержание учебного материала | 2 | 1 |
Сведения из биографии. Поиски положительного героя писателем. Единство нравственного и эстетического. Труд как основа нравственности человека. Принципы создания характеров. Социально-философское содержание творчества А. Платонова, своеобразие художественных средств (переплетение реального и фантастического в характерах героевправдоискателей, метафоричность образов, язык произведений Платонова). Традиции русской сатиры в творчестве писателя. Для чтения и изучения. Рассказ «В прекрасном и яростном мире». | | |
Тема7.5 И.Э.Бабель. | Содержание учебного материала | 2 | 1 |
Сведения из биографии писателя. Проблематика и особенности поэтики прозы Бабеля. Изображение событий Гражданской войны в книге рассказов «Конармия». Сочетание трагического и комического, прекрасного и безобразного в рассказах Бабеля. | | |
Тема 7.6 Морфолого–орфографические нормы. Служебные частиречи. | Содержание учебного материала | | |
Предлог как часть речи. Правописание предлогов. Вид деятельности: Стилистические и грамматические особенности употребления предлогов (на материале творчества И.Э.Бабеля). | 2 | 2 |
Тема 7.7 М.А.Булгаков | Содержание учебного материала | 4 | 1 |
Краткий обзор жизни и творчества. Роман «Мастер и Маргарита». Своеобразие жанра. Многоплановость романа. Система образов. Ершалаимские главы. Москва 30-х годов. Тайны психологии человека: страх сильных мира перед правдой жизни. Воланд и его окружение. Фантастическое и реалистическое в романе. Любовь и судьба Мастера. Традиции русской литературы (творчество Н.Гоголя) в творчестве М.Булгакова. Своеобразие писательской манеры. Для чтения и изучения. Роман «Мастер и Маргарита». | | |
Тема 7.8 Служебные части речи. | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
Правописание союзов. Отличие союзов тоже, также, чтобы, зато от слов-омонимов. Употребление союзов в простом и сложном предложении. Союзы как средство связи предложений в тексте. Вид деятельности: Роль союзов в тексте (определить на примере творчества поэтов ХIХ – ХХв.в. | | |
Тема 7.9 М.А.Шолохов | Содержание учебного материала | 4 | 1 |
Жизненный и творческий путь писателя. Роман-эпопея «Тихий Дон» о судьбах русского народа и казачества в годы Гражданской войны. Своеобразие жанра. Особенности композиции. Столкновение старого и нового мира в романе. Мастерство психологического анализа. Патриотизм и гуманизм романа. Образ Григория Мелехова. Трагедия человека из народа в поворотный момент истории, ее смысл и значение. Женские судьбы. Любовь на страницах романа. Многоплановость повествования. Традиции Л.Н. Толстого в романе М. Шолохова. Своеобразие художественной манеры писателя. Для чтения и изучения. Роман-эпопея «Тихий Дон» (обзор с чтением фрагментов). |
Тема 7.10 Морфолого–орфографические нормы. Частица как часть речи.. | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
Правописание частиц Правописание частиц НЕ и НИ с разными частями речи. Употребление частиц в речи. Вид деятельности: Частицы, выражающие смысловые оттенки значений (проанализировать на материале творчества М.Шолохова) | | |
Раздел 8 Литература русского Зарубежья. | | | |
Тема 8.1 | Содержание учебного материала | 2 | 1 |
Русское литературное зарубежье 1920—1990-х годов (три волны эмиграции). Обзор. | Первая волна эмиграции русских писателей. Характерные черты литературы русского зарубежья 1920—1930-х годов. Творчество И.Шмелева, Б. Зайцева, В. Набокова, Г. Газданова, Б. Пооплавского. Вторая волна эмиграции русских писателей. Осмысление опыта сталинских репрессий и Великой Отечественной войны в литературе. Творчество Б. Ширяева, Д. Кленовского, И. Елагина. Третья волна эмиграции. Возникновение диссидентского движения в СССР. Творчество И. Бродского, А. Синявского, Г. Владимова. | | |
Тема 8.2 В.В.Набоков. | Содержание учебного материала | 2 | 1 |
Сведения из биографии. Роман «Машенька». Тема России в творчестве Набокова. Проблематика и система образов в романе. Описания эмигрантской среды и воспоминания героя о прошлом, юности. Образ Машеньки. Смысл финала романа. | | |
Тема 8.3 Междометия. Звукоподражательные слова. | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
Правописание междометий и звукоподражаний. Знаки препинания в предложениях с междометиями. Употребление междометий в речи. Вид деятельности: Определить роль междометий в тексте (указать значение, структуру, происхождение) | | |
Раздел 9 Литература периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет | | | |
| Содержание материала | | |
Тема 9.1 Особенности развития литературы периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет (обзор) | Деятели литературы и искусства на защите Отечества. Живопись А.Дейнеки и А.Пластова. Музыка Д.Шостаковича и песни военных лет (С.Соловьев-Седой, В.Лебедев-Кумач, И.Дунаевский и др.). Кинематограф героической эпохи. Лирический герой в стихах поэтов-фронтовиков: О. Берггольц, К.Симонов, А.Твардовский, А.Сурков, М.Исаковский, М.Алигер, Ю.Друнина, М.Джалиль и др. Публицистика военных лет: М.Шолохов, И.Эренбург, А.Толстой. Реалистическое и романтическое изображение войны в прозе: рассказы Л.Соболева, В.Кожевникова, К.Паустовского, М.Шолохова и др. Повести и романы Б.Горбатова, А.Бека, А.Фадеева. Пьесы: «Русские люди» К.Симонова, «Фронт» А.Корнейчука и др. Произведения первых послевоенных лет. Проблемы человеческого бытия, добра и зла, эгоизма и жизненного подвига, противоборства созидающих и разрушающих сил в произведениях Э.Казакевича, В.Некрасова, А.Бека, В.Ажаева и др. | 4 | 1 |
Тема 9.2 Синтаксические и пунктуационные нормы. Основные единицы синтаксиса. | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании. Нормы построения словосочетаний. Синтаксический разбор словосочетаний. Значе- ние словосочетания в построении предложения. Вид деятельности: Лексическое значение словосочетаний, характерных для художественного описания ( на примере творчества писателей ХХв.). | | |
Тема 9.3 А.А.Ахматова. | Содержание учебного материала | 4 | 2 |
Жизненный и творческий путь А.Ахматовой. Ранняя лирика Ахматовой: глубина, яркость переживаний поэта. Темы любви к родной земле, Родине, России. Пушкинские темы в творчестве Ахматовой. Тема любви к Родине и гражданского мужества в лирике военных лет. Тема поэтического мастерства в творчестве поэтессы. Поэма «Реквием». Исторический масштаб и трагизм поэмы. Трагизм жизни и судьбы лирической героини и поэтессы. Своеобразие лирики Ахматовой. Для чтения и изучения. Стихотворения: «Смятение», «Молюсь оконному лучу…», «Пахнут липы сладко…», «Сероглазый король», «Песня последней встречи», «Мне ни к чему одические рати», «Сжала руки под темной вуалью…», «Не с теми я, кто бросил земли…», «Мне голос был», «Победителям», «Муза». Поэма «Реквием». | | |
| Самостоятельная работа № 12 Анализ стихотворения А.А. Ахматовой (по выбору) | 6 | |
Тема 9.4 Синтаксические и пунктуационные нормы. | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
Простое предложение. Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений по структуре. Двусоставные и односоставные предложения. Главные члены предложения. Инверсия. Пунктуация в простом предложении: тире между подлежащим и сказуемым. Согласование сказуемого с подлежащим. Простое осложнённое предложение. Вид деятельности: Синтаксический и пунктуационный анализ простых осложнённых предложений ( на примерах творчества поэтов ХIХ – ХХ вв.) | | |
Тема 9. 5 Б. Пастернак | Содержание учебного материала | | |
Сведения из биографии. Основные мотивы лирики Б. Л. Пастернака. Связь человека и природы в лирике поэта. Эволюция поэтического стиля. Формально-содержательные доминанты поэтического стиля Б. Л. Пастернака. Любовь и поэзия, жизнь и смерть в философской концепции поэта. Для чтения и изучения. Стихотворения (два-три — по выбору преподавателя): «Фев- раль. Достать чернил и плакать…», «Про эти стихи», «Определение поэзии», «Гамлет», «Быть наменитым некрасиво», «Во всем мне хочется дойти до самой сути…», «Зимняя ночь». | 2 | 1 |
Тема 9.6 А.Т.Твардовский. | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
Сведения из биографии А. Т. Твардовского (с обобщением ранее изученного). Обзор творчества А. Т. Твардовского. Особенности поэтического мира. Поэма «По праву памяти» как «завещание» поэта. Темы раскаяния и личной вины, памяти и забвения, исторического возмездия и «сыновней ответственности». А. Т. Твардовский — главный редактор журнала «Новый мир». Для чтения и изучения. Стихотворения: «Слово о словах», «Моим критикам», «Вся суть в одном-единственном завете…», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины…», «Я убит подо Ржевом». Поэма «По праву памяти». | | |
Тема 9.7 Синтаксические и пунктуационные нормы. | Содержание учебного материала | 4 | 2 |
Второстепенные члены предложения. Роль второстепенных членов предложения в построении текста. Односоставное и неполное предложения. Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего. Односоставные предложения с главным членом в форме сказуемого. Вид деятельности: Роль односоставных предложений в тексе (на примерах творчества поэтов ХХв.) | | |
Раздел 10 Литература 50 – 80 годов. | | | |
Тема 10.1 Творчество писателей - прозаиков в 1950—1980-е годы | Содержание учебного материала Основные направления и течения художественной прозы 1950—1980-х годов. Тематика и проблематика, традиции и новаторство в произведениях прозаиков. Отражение конфликтов истории в судьбах героев: П.Нилин «Жестокость», А.Солженицын «Один день Ивана Денисовича». Художественное своеобразие прозы В. Шаламова, В. Шукшина, В. Быкова, В. Распутина. Новое осмысление проблемы человека на войне. Исследование природы подвига и предательства, философский анализ поведения человека в экстремальной ситуации. Роль произведений о Великой Отечественной войне в воспитании патриотических чувств молодого поколения. Для чтения и изучения (по выбору преподавателя и студентов) В. Шаламов. «Сентенция», «Надгробное слово», В. В. Быков. «Сотников». В. Распутин. «Прощание с Матерой». | 2 | 1 |
Тема 10.2 Александр Исаевич Солженицын (1918—2008) | Содержание учебного материала | 4 | 1 |
Обзор жизни и творчества А. И. Солженицына (с обобщением ранее изученного). Сюжетно-композиционные особенности повести «Один день Ивана Денисовича» и рассказа «Матренин двор». Отражение конфликтов истории в судьбах героев. Характеры героев как способ выражения авторской позиции. Новый подход к изображению прошлого. Проблема ответственности поколений. Мастерство А. Солженицына психолога: глубина характеров, историко-философское обобщение в творчестве писателя. Литературные традиции в изображении человека из народа в образах Ивана Денисовича и Матрены. «Лагерная проза» А. Солженицына: «Архипелаг ГУЛАГ», романы «В круге первом», «Раковый корпус». Публицистика А. И. Солженицына. Для чтения и изучения. Повесть «Один день Ивана Денисовича». Рассказ «Матренин двор». | | |
Тема 10.3 Синтаксические и пунктуационные нормы. | Содержание учебного материала Односложное простое предложение. Предложения с однородными членами и знаки препинания в них. Однородные и неоднородные определения. Употребление однородных членов предложения в разных стилях речи. | 2 | 2 |
Тема 10.4 В.Т. Шаламов. | Содержание учебного материала | 2 | 1 |
Сведения из биографии. «Колымские рассказы» (два рассказа по выбору). Художественное своеобразие прозы Шаламова: отсутствие деклараций, простота, ясность. | | |
Тема 10. 5 Синтаксические и пунктуационные нормы. | Содержание учебного материала | 6 | 2 |
Предложения с обособленными и уточняющими членами. Обособление определений. Обособление приложений. Обособление дополнений. Обособление обстоятельств. Роль сравнительного оборота как изобразительного средства языка. Уточняющие члены предложения. Знаки препинания при словах, грамматически несвязанных с членами предложения. Вид деятельности: Расстановка знаков препинания в предложениях с обособленными членами (на материале творчества писателей ХХ в.). | | |
Тема 10.6 В.М.Шукшин. | Содержание учебного материала | 2 | 1 |
Жизнь и судьба. Изображение русской деревни, глубина и цельность духовного мира русского человека. Рассказы « Чудик», « Срезал». Художественные особенности прозы В.Шукшина. | | |
| Самостоятельная работа №13 Составление рецензии по рассказу В.М.Шукшина. | 6 | |
Тема 10. 7 Синтаксические и пунктуационные нормы. | Содержание материала | 2 | 2 |
Вводные слова и предложения. Отличие вводных слов от знаменательных слов-омонимов. Употребление вводных слов в речи; стилистическое различие между ними. Использование вводных слов как средства связи предложений в тексте. Знаки препинания при обращении. Вид деятельности: Выразительные возможности обращений, вводных слов и вставных конструкций при анализе художественного текста (на материале творчества писателей ХIХ-ХХв.в) | | |
Тема 10.8 Творчество поэтов в 1950—1980-е годы | Содержание учебного материала Развитие традиций русской классики и поиски нового поэтического языка, формы, жанра в поэзии 1950—1980-х годов. Творчество авторов, развивавших жанр авторской песни. Поэзия Н. Рубцова: художественные средства, своеобразие лирического героя. Тема родины в лирике поэта. Гармония человека и природы. Есенинские традиции в лирике Н. Рубцова. Поэзия Р. Гамзатова: функции приема параллелизма, своеобразие лирического героя. Тема родины в поэзии Р. Гамзатова. Соотношение национального и общечеловеческого в поэзии Р. Гамзатова. Поэзия Б. Окуджавы: художественные средства создания образа, своеобразие лирического героя. Тема войны, образы Москвы и Арбата в поэзии Б. Окуджавы. Поэзия А. Вознесенского: художественные средства создания образа, своеобразие лирического героя. Тематика стихотворений А. Вознесенского. Для чтения и изучения (по выбору преподавателя) Н. Рубцов. Стихотворения: «Березы», «Поэзия», «Оттепель», «Не пришла», «О чем писать?…», «Сергей Есенин», «В гостях», «Грани». Б. Окуджава. Стихотворения: «Арбатский дворик», «Арбатский романс», «Ангелы», «Песня кавалергарда», «Мы за ценой не постоим…». А. Вознесенский. Стихотворения: «Гойя», «Дорогие литсобратья», «Автопортрет», «Гитара», «Смерть Шукшина», «Памятник». Р. Гамзатов. Стихотворения: «Журавли», «Есть глаза у цветов», «И люблю малиновый рассвет я…», «Не торопись». В. Высоцкий. Произведения по выбору. И. Бродский. Произведения по выбору. | 4 | 1 |
Тема 10. 9 Синтаксические и пунктуационные нормы. | Содержание учебного материала | 2 | 1 |
Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Замена прямой речи косвенной. Знаки препинания при цитатах. Знаки препинания при диалоге. Вид деятельности: Замена прямой речи косвенной (на примерах из произведений художественной литературы). | | |
Тема 10.10 Драматургия 1950—1980-х годов ( обзор). | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
Особенности драматургии 1950—1960-х годов. Жанры и жанровые разновидности драматургии 1950—1960-х годов. Интерес к молодому современнику, актуальным проблемам настоящего. Нравственная проблематика пьес А. Володина «Пять вечеров», А. Арбузова «Иркутская история», «Жестокие игры», В. Розова «В добрый час», «Гнездо глухаря», А. Вампилова «Прошлым летом в Чулимске», «Старший сын», «Утиная охота» и др. | | |
Тема 10.11 Авторская песня. | Содержание учебного материала Авторская песня. Ее место в историко-культурном процессе (содержательность, искренность, внимание к личности). Значение творчества А. Галича, В. Высоцкого, Ю. Визбора, Б. Окуджавы и др. в развитии жанра авторской песни. | 2 | 1 |
Тема 10 12. Синтаксические и пунктуационные нормы. | Содержание учебного материала Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Употребление сложносочиненных предложений в речи. Вид деятельности: Синтаксический и пунктуационный анализ сложного предложения (на материале художественных произведений). | 2 | 1 |
Раздел 11. Русская литература последних лет. | | |
Тема 11. 1 Русская литература последних лет. | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
Обозначение проблем истории литературы советского периода. “Возвращённая” литература. Литература 90-х годов в контексте исторической и социокультурной ситуации. Литература и массовая культура. Литература и видеокультура, литература и музыкальная культура (рок-поэзия). Особенности русского постмодернизма (Венедикт Ерофеев, Андрей Битов). Литература 1990-х — начала XXI века. Современная поэзия. Поэтический андеграунд: вызов советской системе, советским ценностям, советскому способу мышления — Н.Коржавин, И.Бродский, Б.Чичибабин и другие. Поэзия постмодернизма: стремление отказаться от “учительской” роли литературы. Концептуализм Д.Пригова, Л.Рубинштейна и Т.Кибирова. “Авторская песня” (Булат Окуджава, Вероника Долина, Юлий Ким, Александр Розенбаум и др.). Рок-поэзия (Борис Гребенщиков, Игорь Холин, Егор Летов). | | |
Тема 11.2 Синтаксические и пунктуационные нормы. | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
Пунктуация в сложном предложении: знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Использование сложноподчиненных предложений в разных типах и стилях речи. Вид деятельности: Определение видов придаточных (на материале творчества писателей и поэтов ХХв.). | | |
Раздел 12 Зарубежная литература (обзор). | Содержание учебного материала Э. Хемингуэй: судьба, личность, творчество. «Старик и море». Э.М. Ремарк: судьба, личность, творчество. Роман «Три товарища». | 2 | 1 |
Тема 12.1 Синтаксические и пунктуационные нормы. | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Использование бессоюзных сложных предложений в речи. Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. Вид деятельности: Анализ роли разных типов простых и сложных предложений в текстообразовании | | |
| Самостоятельная работа № 14 Речеведческий анализ текста | 4 | |
Раздел 13 Произведения для бесед по современной литературе (обзор). | | | |
Тема 13.1 Современная массовая литература. Современная драматургия | Содержание учебного материала | 2 | 1 |
Реализация вечных тем русской литературы в постмодернистской прозе: Т. Толстая, Д.Рубина, В. Пьецух, М. Веллер, В. Маканин. Реалистическая традиция: кризис реализма и формирование постреализма (Г. Владимов, С. Довлатов, В. Астафьев, С. Алексиевич, О. Ермаков). Современная массовая литература. Жанровая система массовой литературы (детектив, “женский роман”, фэнтези) на примере произведений Б.Акунина (Г.Ш. Чхартишвили). М.Веллера, П. Дашковой и А. Марининой, М. Успенского, Т.Толстой, В. Пелевина. Реалистическая драма (Г.Горин, А.Слаповский, Л.Петрушевская). | | |
Тема 13.2 Синтаксические и пунктуационные нормы. | Содержание учебного материала Сложное синтаксическое целое как компонент текста. Его структура и анализ. Период и его построение. Вид деятельности: Анализ текста: определить стиль и функциональный тип речи. Охарактеризовать периоды (на материале творчества Н.Заболоцкого) | 2 | 1 |
| Аудиторные занятия : Домашнее задание: Внеаудиторная самостоятельная работа Итого : | 234 39 78 351 | |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
Для реализации учебной дисциплины имеется в наличии учебный кабинет «Русский язык и литература».
лингвистов и писателей ХIХ – ХХв.в., иллюстративный материал.
телевизор Philips, DVD-плеер Toshiba .
1.Воителева Т. М. Русский язык и литература. Русский язык (базовый уровень): учебник для 10 класса общеобразовательной школы. — М., 2014.
2.Воителева Т. М. Русский язык и литература. Русский язык (базовый уровень): учебник для 11 класса общеобразовательной школы. — М., 2014.
3. Обернихина Г. А., Антонова А. Г., Вольнова И. Л. и др. Литература: учебник для учреждений сред. проф. образования: в 2 ч. / под ред. Г. А. Обернихиной. — М., 2015.
4. Обернихина Г. А., Антонова А. Г., Вольнова И. Л. и др. Литература. практикум: учеб. пособие / под ред. Г. А. Обернихиной. — М., 2014.
5. Лебедев Ю. В. Русский язык и литература. Литература (базовый уровень). 10 класс: в 2 ч. — М., 2014.
6. В.К. Сигов СПО Литература М., « Дрофа» 2011г.
7. Воителева Т. М. Русский язык: сб. упражнений: учеб. пособие сред. проф. образования. —М., 2014.
8. В.Ф.Греков,С.Е.Крючков, Л.А.Чешко «Русский язык» 10-11 классы
9. И.П.Цыбулько ЕГЭ Русский язык «ФИПИ» М., 2015
1.www. gramma. ru (сайт «Культура письменной речи», созданный для оказания помощи в овладении нормами современного русского литературного языка и навыками совершенствования устной и письменной речи, создания и редактирования текста).
2.www. krugosvet. ru (универсальная научно-популярная онлайн-энциклопедия «Энциклопедия Кругосвет»).
3.www. school-collection. edu. ru (сайт «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»).
4.www. spravka. gramota. ru (сайт «Справочная служба русского языка»).
5. www. uchportal. ru (Учительский портал. Уроки, презентации, контрольные работы, тесты, компьютерные программы, методические разработки по русскому языку и литературе).
6. www. rus.1september. ru (электронная версия газеты «Русский язык»). Сайт для учителей
«Я иду на урок русского языка».
7. www. Ucheba. com (Образовательный портал «Учеба»:
«Уроки» (www. uroki. ru)
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (по семестрам), включая оценку тестирования, индивидуальных заданий, проектов, исследований, зачёта, экзамена.