kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Различие безударных окончаний имен прилагательных мужского и женского рода, отвечающих на вопрос какой?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Русский язык. 4 класс. УМК "Школа России"

Тема: Различие безударных окончаний имен прилагательных мужского и женского рода, отвечающих на вопрос какой?

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Различие безударных окончаний имен прилагательных мужского и женского рода, отвечающих на вопрос какой?»

Русский язык.4 класс. Традиционная система обучения.

Тема: Различие безударных окончаний имен прилагательных мужского и женского рода, отвечающих на вопрос какой?

Ι. Мотивационно-ориенировочный этап


1.Орг. момент

Все приготовились к уроку?

Тогда настройтесь на работу.

Постарайтесь быть внимательными,

Активными и старательными.

-Перед вами задача: по минутке чистописания определить тему урока.

-Прочитайте слова вслух(на доске) орфографически правильно.

Ледяной ветер, вьюжная ,студеный, буранный, летний, зимняя

-Что общего в данных словах?(прилагательные, ед.ч., И.п.)

-Раздели слова на группы по определенным признакам.

1группа- м.р. и ж.р

2группа-с твердой и мягкой основой

З группа- антонимы

4группа-синонимы

5группа- тема «Зима», «Лето»

6 группа- с безударными и ударными окончаниями

-Составьте цепочку букв для минутки чистописания только из безударных окончаний имен прилагательных в следующем порядке


М.Р. Ж.Р.








-Работа в парах

Подумайте с товарищем по парте.

-Я считаю, что цепочка букв должна быть следующей:

ийыйаяяя ыйийаяяя

-Согласны вы с моим мнением?

(прилагательные с твердой основой имеют окончания ый, а у вас ий)


2. Чистописание.


-Запишите цепочку букв в тетради

1группа запишет слова на тему «Зима»по памяти

-Обратите внимание на соединение(верхнее,нижнее)

-Кто решил задачу, предложенную в начале урока?

(мы писали безударные окончания имен прилагательных м.р. и ж.р., значит темой нашего урока могут быть безударные окончания имен прилагательных м.р. и ж.р.


3.Постановка учебной задачи.

-Как вы думаете , чему именно мы будем учиться на уроке?

(мы изучаем сразу м.р. и ж.р имен прилагательных, значит будем сравнивать безударные окончания имен прилагательных м.р. и ж.р.

-Правильно.Мы продолжим изученать безударные окончания имен прилагательных м.р. и ж.р и научимся различать безударные окончания имен прилагательных м.р. и ж.р.


4.Выравнивание знаний.

-Но прежде вспомним, что знаем об имени прилагательных.

(весь класс работает с тестами на лоске, а некоторые ребята по карточкам)


ТЕСТЫ

1.Что такое имя прилагательное?

а) часть речи

б)часть слова

в)член предложения


2.Что обозначает имя прилагательное?

а)действие предмета

б)признак предмета

в)предмет


3.На какие вопросы отвечает имя прилагательное?

а)Какой? Какая? Чей? Какие?

б)Что? Кто?

в)Что делать?Что сделать?


4.Найдите строчку где все слова имя прилагательное

а)зима,зимний,зимлвать

б) заснеженный, лютого, морозную

в) метелей, большой, белый


5.Как изменяется имя прилагательное?

а)по числам и падежам

б) по родам и падежам

в) по числам, падежам, в ед.ч. по родам

6. С какой частью речи согласуется имя прилагательное?

а) с прилагательным

б) с существительным

в) с наречием


КАРТОЧКА № 1(СЛАБЫЙ-СРЕДНИЙ)

(ребенок выбирает с кем бы он хотел работать)

-определи род имен прилагательных и выдели окончания

Пушистый снег

Лютый холод

Долгая зима

Зимняя стужа

Глубокий сугроб

Ледяная горка


КАРТОЧКА № 2(средний-средний,взаимопроверка, образец учителя)

От люто__ холода

Пушист__ снегом

На долг__ зиму

Снежн__ пороша

На ледян__ горке

По глубоко__ сугробу

-Вставьте пропущенные окончания.Определите род, число , падеж.


КАРТОЧКА № 3(за доской сильный ученик)

- Выписать словосочетания имя прилагательное + имя существительное.Определи род, число, падеж.

Мальчишек радостный народ коньками звучно режет лед.

Веселой радостной гурьбой ребята скатились с горы ледяной.


ПРОВЕРКА.

1 карточка.

- Как работал Вова?

-Вова напомни ребятам как определить род имен прилагательных.(определить род имени существительного, а имя прилагательное всегда стоит в том же роде, что существительное от которого оно зависит)

2 карточка- взаимопроверка

-Как вы научите других проверять

Безударные окончания имени прилагательного

(по вопросу, по слову-помощнику, какое окончание у вопроса, такое окончание у прилагательного)

3 карточка

радостный народ

весёлой радостной гурьбой

с горы ледяной

- Как проверить безударное окончание имени прилагательного?


Ι Ι . Операционно-исполнительский этап.


Какое слово повторяется в двух словосочетаниях?

-Что вы заметили?(основы одинаковые, вопросы одинаковые, а окончания разные)

-Как же так? Прилагательное одно и то же, вопросы одинаковые, а окончания разные.

-Получается противоречия, ведь мы только что утверждали, что безударные окончания имён прилагательных проверяем вопросом.

-Почему так получилось?(м.р. - ый, ж.р.- ой)

И так, прилагательные м.р. и ж.р., отвечающие на вопрос “какой?”, имеют разные окончания.

-Наша задача - научится различать безударные окончания имён прилагательных м.р. и ж.р., отвечающих на вопрос “какой?”,

-А в каких падежах имена прилагательные м.р. и ж.р. отвечают на вопрос “какой?”, и имеют одинаковые окончания?


1.Решение поставленной задачи

-Исследуем группы

-Работа в группах

Карточка (1 гр., 2гр.)

  1. Вставьте вопрос перед прилагательным.

  2. Выделите окончания в вопросе и прилагательном

  3. В каких падежах ж.р. отвечают на вопрос “какой?” и имеют одинаковые окончания?

  4. Сделайте вывод

  5. Построить модель в следующем порядке:

Род - Падеж - Основа - Окончания.

И.п. (есть)…..морозная зимняя ночь

Р.п. (нет)…..морозной зимней ночи

Д.п. (рад)…..морозной зимней ночи

В.п. (вижу)…..морозную зимнюю ночь

Т.п. (любуюсь)…..морозной зимней ночью

П.п. (думаю о)…..о морозной зимней ночи


Карточка (2-4 группа)

  1. Вставьте вопрос перед прилагательным м.р.

  2. Выделите окончания в вопросе и прилагательном. Сделайте вывод.

  3. В каких падежах прилагательные м.р. отвечают на вопрос “какой?” и имеют одинаковые окончания?

  4. Построить модель по следующей теме:

Род - Падеж - Основа - Окончания.

Род - Падеж - Основа - Окончания.

И.п. (есть)…..морозный зимний день

Р.п. (нет)…..морозного зимнего дня

Д.п. (рад)…..морозному зимнему дню

В.п. (вижу)…..морозный зимний день

Т.п. (любуюсь)…..морозным зимним днём

П.п. (думаю о)….. о морозном зимнем дне


Дети выстраивают модель и вывешивают на магнитную доску

(1-3 группы)


Р.п.

Д.п. ой

Ж.Р. Т.п. КАКОЙ?

П.п. ей




(2,4 группы)


И.п. ый

М.Р. КАКОЙ?

В.п. ий




-Какой сделали вывод:

безударное окончание в ж.р. проверить можно по вопросу. Они имеют окончания -ой ,-ей. Безударные окончания м.р., отвечающие на вопрос “какой?”, проверить нельзя.

Нужно запомнить что они имеют окончания (-ый, -ий)


2.Первичное закрепление

устно. игра.”кто внимательней?”

(называй словосочетания, а вы на веерах показываете безударные окончания имён прилагательных.

-Контролируйте себя, что бы не допускай ошибок)

Зимней свежестью

узкой дорожкой

в трескучий мороз

по замёрзлой воде

берёзовой рощей

к крайней избе

пушистый снег в зимний холод

-Молодцы

Физ.минутка

Народная пословица гласит:

“В зимний холод всякий молод”

-Как вы её понимаете?

-Морозная погода благотворно влияет на организм человека Оздоровительный эффект пребывания на свежем воздухе вдвойне выше, если человек двигается.

Но не забывайте, что в сильный мороз можно и обморозиться.

Что бы этого не произошло давайте подвигаемся.

-Потереть руки, щёки, нос.

-Наклониться влево за снегом, вправо.

-Сделать комок

-Замахнуться посильнее, кинуть подальше.

-Посмотреть куда попали.

-Отдохнули, сели.


Ι Ι Ι. Рефлексивно-оценочный этап

-Ещё раз по модели повторим правила

девочки ж.р. мальчики- м.р.

1.Работаем по учебнику стр. 118, упр. 269

“Русский язык” М.Л. Закожурниковой

–Какой первый шаг делаешь?

  1. Ставлю вопрос

  2. Определяю род

  3. Выделяю основу

  4. Вспоминаю окончания в этом роде

(на доску вывешиваю алгоритм)


КАКОЙ?


М.р. Ж.р.


ый ой


ий ей



1 группа(сильные) делят словосочетания на 2 группы м.р. ж.р.

2 группа(средние) списывают, вставляют окончания имен прилагательных

за доской- 2 ученика

3 группа (слабые) работа с комментированием под руководством учителя(еще 3 словосочетания, а 2 словосочетания самостоятельно)

-ПРОВЕРКА ПО ДОСКЕ

-Как бы вы научили своих родителей?

-Что помогло вам быстро справиться с заданием?(алгоритм)


2.Домашнее задание

  • 3 ггуппа(слабые) доделать до конца упр.269 стр.118

  • 1,2 группы- стр.146 упр.333(2 часть) учебник Т.Т.Рамзаевой «Русский язык»4 класс

- Не читая задания к упражнению скажи что нужно сделать?

-О чем нужно помнить ,чтобы правильно вставить безударные окончания имен прилагательных м.р. и ж.р, отвечающих на вопрос КАКОЙ?(по алгоритму)


3.Самооценка по шкале «Оцени себя»

-Каждый себя оценит, как научились различать безударные окончания имен прилагательных(зеленая карточка)

- Попробуйте оценить активность, сотрудничество, как вы себя чувствовали на уроке (уверенно,неуверенно), была ли поддержка со стороны учителя, товарищей.


4.Итог урока.(тест)

- Запишите окончания прилагательных в тетради в строчку

ой ей ый ий

2 4 1 3

-Я называю четыре словосочетания, вы подписываете номер словосочетания под соответствующим окончанием

  1. солнечный день

  2. снежной горкой

  3. зимний пейзаж

  4. синей волной

-Какое многозначное число получилось?

2413

- МОЛОДЦЫ!






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Автор: Карталова Елена Валерьевна

Дата: 08.11.2016

Номер свидетельства: 356618


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства