kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный план-конспект урока предназначен для 9 класса общеобразовательной школы. Данный комбинированный урок рекомендуется проводить на заключительном этапе изучения темы "Сложное предложение". Урок рассчитан на 45 минут. Данный конспект не содержит отсылки к каким-либо презентациям, поэтому учителю будет комфортно проводить данный урок в простом малооборудованном классе. Для успешной реализации и достижения целей урока необходимо иметь записи на доске и учебник для 9 класса по русскому языку.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения »



план-конспект урока

Тема: «Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения»


Класс: 9

Тип урока: комбинированный

Цели и задачи урока:

  • Воспитательные цели:

  1. Продолжить воспитывать самостоятельность у учащихся;

  2. Продолжить воспитывать у учащихся чувства толерантности, уважения друг к другу;

    • Развивающие цели:

  1. Продолжить развитие устной речи;

  2. Продолжить развитие творческого мышления у школьников;

    • Обучающие цели:

1. Систематизировать у учащихся знания о синтаксисе;

2. Продолжить систематизировать у учащихся знания о правилах русского правописания;

3. Познакомить учащихся с понятием «функция знака», «разделительная функция знака», «выделительная функция знака».

4. Способствовать правильному пониманию темы.

Задачи урока:

  • Воспитательные задачи:

  1. Предложить учащимся выполнить самостоятельно синтаксический разбор двух предложений.

  2. Провести опрос по изученному материалу;

  • Развивающие задачи:

  1. Предложить выполнение упражнений устно (определение функции знаков препинания в предложениях);

  2. Продолжить формирование навыка составления сложных и простых предложений для выявления уровня владения синтаксическими знаниями.

  • Обучающие задачи:

  1. Вспомнить с учащимися ранее изученный материал, а также продолжить углублять знания о синтаксисе, сложном предложении.

  2. Предложить учащимся записать текст под диктовку для синтаксического разбора предложения.

  3. Сформулировать понятие «функции знака», уметь отличать разделительную функцию знака от выделительной.

  4. Объяснить логику рассуждения при выполнении упражнений, познакомить с правилом «Знаки препинания в сложных предложениях и их фукции».

Список использованной литературы:

  1. Львов М.Р. Словарь – справочник по методике русского языка.-М., 1988.

  2. Учебник по русскому языку для для 9 кл. Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова. Научн. Редактор – ак. Н.М. Шанский. – М., 2013. – 208 с.

  3. Г. А. Бакулина. Интеллектуально-речевое развитие школьников на уроках русского языка. Журнал “Русский язык в школе” №1 2002 г.


План урока:

  1. Оргмомент (2 мин.)

  2. Актуализация знаний (7 мин.)

  3. Объяснение нового материала (17 мин.)

  4. Самостоятельная работа. (15 мин.)

  5. Подведение итогов урока (2 мин.)

  6. Объяснение домашнего задания. Выставление оценок. (2 мин.)

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Примечание

1. Оргмомент

Здравствуйте! Садитесь. Открываем тетради, записываем дату.



На перемене учитель должен приготовить доску для урока (запись даты, темы урока).

2. Актуализация знаний.

Прежде чем перейти к изучению новой темы, необходимо повторить ранее изученные правила. Что изучает синтаксис?




Предложение – это основная единица синтаксиса, выполняющая коммуникативную функцию, т.е. служит средством общения. Предложения бывают сложные и простые. Составьте мне, пожалуйста, простое предложения.

Докажите, что это предложение простое.




Составьте мне сложное предложение. Докажите, что оно сложное.



Назовите сочинительные союзы.


Перечислите подчинительные союзы.

Молодцы! Сегодня мы с вами пройдем новую тему, которая называется «Знаки разделительные и выделительные знаки препинания между чатями сложного предложения».




Синтаксис – раздел науки о языке, изучающий словосочетания и предложения.





Мы гуляем по осеннему парку.


Т.к. имеется только одна грамматическая основа. (мы – подлежащее, гуляем- сказуемое).

Сучок хрустнул, и ветка упала к нашим ногам. (Состоит из двух частей, две грамм. основы).

И, да, но, однако, а, либо, или и др.

Чтобы, что, когда ,если и др.

Ученики записывают тему урока в тетрадях.


Если класс путается в понятиях и определениях, дать несколько минут для повторения правил.

3. Объяснение нового материала.

Открываем учебники на странице 30. Прочитайте данные предложения, постарайтесь ответить на следующий вопрос: в каких предложениях знаки препинания разделяют, а в каких – выделяют части сложного?










Прочтение правила из учебника (стр. 30).

Знаки препинания в сложном предложении нужны для того, чтобы передать на письме особенности смысловых отношений между частями сложного предложения, особенности его строения и интонацию.

В ССП и СБП они разделяют простые предложения, выполняя разделительную функцию, а в СПП выделяют зависимую часть (придаточное предложение), выполняя выделительную функцию.

Для того, чтобы понять, какую функцию выполняет знак в предложении, нужно потренироваться на упражнение. Давайте выполним задание №54. Определите тип предложения, функцию знака.





































Молодцы! Тема оказалась несложной для вас. А сейчас к доске выйдет Бородин Иван. Слушаем задание. Я продиктую вам два предложения. Вам нужно поставить знаки препинания в них, подчеркнуть главные члены предложения и определить тип предложения, составить схему.

Поют жаворонки в ясной тишине и на землю с неба трель льют.

Прошли лес, и перед нами вдруг открылась река.

  1. Подул порывистый ветер. Зашумели деревья.

Подул порывистый ветер, и зашумели деревья.(Разделительная функция).

  1. Брат передал письмо. Он не стал ждать ответа.

Брат, когда передал письмо, не стал ждать ответа. (Выделительная функция),






















  1. Дед оказался прав: к вечеру пришла гроза. (БСП, разделит. Ф.)

  2. Мы с Дерсу не стали дожидаться, когда казаки заседлаеют лошадей, и пошли вперед. (СПП, выделит.ф.)

  3. Солнце жгло по-вчерашнему, воздух юыл недвижен и уныл. (БСП, разделит.ф.)

  4. Шорохом и звоном наполнится утром лес, а пока над поселком плыло темное небо с яркими иглистыми звездами. (ССП, разделит. Ф.)

  5. Лучи солнца ярко обливали золотом верхушки сосен, потом гасли одни за другими; последний луч оставался долго. (СБП, разделит.ф.)










Простое предложение.

[ ]

ССП. [ ], и [ ].

















Учитель сначала читает правило, а затем его рассказывает подробно.

4. Самостоятельная работа.

Задание: выделить грамматическую основу, начертить схемы, написать ССП или СПП, ПП.

Посидите на берегу с удочкой, и вы почувствуете прилив сил. Осень, и листья опадают с деревьев. В саду было тихо, и лишь откуда-то издалека доносился шум колес. Вспомнила она, что в зимние вечера дедушка обыкновенно играл с нею. На дворе была метель, ветер мвыл, ставни тряслись и стучали. Когда выглянуло приветливое солнце, Коля проснулся. С улицы послушался лай, и она хотела ответить на него, но вдруг неожиданно ею овладела грусть.

Под диктовку учителя ученики записывают предложения в тетрадях.

5. Подведение итогов урока.

Сегодня мы с вами прошли еще одну тему из раздела сложного предложения. На следующем уроке мы будем говорить об авторской пунктуации и интонации сложного предложения. Пожалуйста, повторите все изученные правила по теме синтаксис.



6. Объяснение домашнего задания. Выставление оценок.

Выполнить упр.55. Списать текст, начертить схемы сложных предложений. Оценки за урок я объединю с оценками за самостоятельную работу.

Учащиеся сдают тетради с самостоятельной работой и записывают домашнее задание в дневник.



7




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения

Автор: Помазкина Анна Ивановна

Дата: 25.11.2014

Номер свидетельства: 135631


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства