kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Раздаточный дидактический материал по акцентологии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Раздаточный материал для урока на тему: "Акцентологические нормы современного русского языка". Может быть использован в качестве дидактического материала при подготовке е ЕГЭ

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Раздаточный дидактический материал по акцентологии»

Задание№7. Придумайте мнемонические стихи, используя следующие рифмы.

  • Баловать – пломбировать

  • Диалог – каталог

  • Привези - жалюзи

  • Видно – завидно

  • Лохматый – завсегдатай

  • Полечить - облегчить

Попробуй сочинить!


















За помощью обращайся к СЛОВАРЯМ!

1.Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы / Под ред. Р. А. Аванесова.

2.Резниченко И.Л. Словарь ударений русского языка. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2012.

3.Зарва М.В. Русское словесное ударение: Словарь: Около 50 000 слов. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2013.

Успехов на экзамене! Январь 2015г.

Шпаргалка к ЕГЭ (А 1)

Тема: Акцентологические нормы современного русского литературного языка.

Ударение в именах существительных

Задание№1. Поставьте в словах ударение и прочитайте их. Из какого языка заимствованы эти существительные?

Жалюзи, апостроф, канапе, партер, коклюш, эксперт, бутик, диспансер.

Задание№2. Подчеркните финаль в существительных, поставьте правильно ударение.

Квартал, завсегдатай, ходатай (ходатайство), газопровод, мусоропровод, джентльмен, феномен, бармен, некролог, каталог.

Задание№3. Запишите слова, от которых образованы данные существительные. Поставьте ударение в производящих словах. Как будет падать ударение в производных?

Сосредоточение - ______________

Обеспечение - _________________

Упрочение - _______________

Исповедание, вероисповедание – ____________________

Генезис - _____________

Знамение - _____________________

Рефлексия - ______________________

Мне нужно ЗАПОМНИТЬ!



Ударение в именах прилагательных

Задание№4.

1. Как правильно произнести: красИвее или красивЕе, красИвейший или красивЕйший?

2. Подумайте, отчего зависит постановка ударения в сравнительной и превосходной степени прилагательного?

3. Для этого внимательно рассмотрите предложенную вам таблицу и сделайте вывод.


Краткая ф-ма, жен. род

Сравнительная степень

Превосходная степень

ЖивА

СтройнА

ТороплИва

УдОбна

ЖивЕе

СтройнЕе

ТороплИвее

удОбнее

ЖивЕйший

СтройнЕйший

ТороплИвейший

удОбнейший


4.К данным прилагательным запишите сравнительную и превосходную степени, поставьте ударения.

Длинна -__________________ -_____________________

Видна - _____________________ -____________________

Красива - __________________ - _____________________

Знойна - _________________ - ____________________

Ударение в глаголах

Задание№5:

1. Как правильно произнести: « Ему подарок врУчат, а может быть, вручАт!»?

2. К указанным глаголам запишите неопределённую форму. На какой слог падает ударение в инфинитиве?

3.Как нужно поставить ударение в личной форме глагола? Сделайте вывод.


Звонит, звонят - ____________

Включит, включат -_____________

Сверлит, сверлят -________________


4. Подумайте, подтверждают ли данную орфоэпическую норму глаголы в рамке?


Углубить, упростить, вручить, облегчить, усугубить, убыстрить, исключить, наделить, накренить, одолжить, окружить, сорить, укрепить, щемить, повторить, ободрить, кровоточить, обострить, плодоносить(НО! плодонОсит)


Мнемоника - ассоциативное запоминание


Задание№6. Продолжи строчку - запомнишь слово!

Красит нам забор маляр, стулья делает_____________.

Как у нашей Марфы есть в полоску ______________.

В городе открылся новый возле рынка склад ____________.

Не хочу панно обычное – изготовлю___________________.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Раздаточный дидактический материал по акцентологии

Автор: Баринова Лариса Васильевна

Дата: 10.11.2016

Номер свидетельства: 357403


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства