Задание№7 . Придумайте мнемонические стихи, используя следующие рифмы.
Баловать – пломбировать
Диалог – каталог
Привези - жалюзи
Видно – завидно
Лохматый – завсегдатай
Полечить - облегчить
За помощью обращайся к СЛОВАРЯМ!
1.Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы / Под ред. Р. А. Аванесова .
2.Резниченко И.Л. Словарь ударений русского языка. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2012.
3.Зарва М.В . Русское словесное ударение: Словарь: Около 50 000 слов. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2013.
Успехов на экзамене! Январь 2015г.
Шпаргалка к ЕГЭ (А 1)
Тема: Акцентологические нормы современного русского литературного языка.
Ударение в именах существительных
Задание№1 . Поставьте в словах ударение и прочитайте их. Из какого языка заимствованы эти существительные?
Жалюзи, апостроф, канапе, партер, коклюш, эксперт, бутик, диспансер.
Задание№2 . Подчеркните финаль в существительных, поставьте правильно ударение.
Квартал, завсегдатай, ходатай (ходатайство), газопровод, мусоропровод, джентльмен, феномен, бармен, некролог, каталог.
Задание№3. Запишите слова, от которых образованы данные существительные. Поставьте ударение в производящих словах. Как будет падать ударение в производных?
Сосредоточение - ______________
Обеспечение - _________________
Упрочение - _______________
Исповедание, вероисповедание – ____________________
Генезис - _____________
Знамение - _____________________
Рефлексия - ______________________
Ударение в именах прилагательных
Задание№4.
1. Как правильно произнести: красИвее или красивЕе , красИвейший или красивЕйший ?
2. Подумайте, отчего зависит постановка ударения в сравнительной и превосходной степени прилагательного?
3. Для этого внимательно рассмотрите предложенную вам таблицу и сделайте вывод.
Краткая ф-ма, жен. род
Сравнительная степень
Превосходная степень
ЖивА
СтройнА
ТороплИ ва
УдО бна
ЖивЕ е
СтройнЕ е
ТороплИ вее
удО бнее
ЖивЕ йший
СтройнЕ йший
ТороплИ вейший
удО бнейший
4.К данным прилагательным запишите сравнительную и превосходную степени, поставьте ударения.
Длинна -__________________ -_____________________
Видна - _____________________ -____________________
Красива - __________________ - _____________________
Знойна - _________________ - ____________________
Ударение в глаголах
Задание№5:
1. Как правильно произнести: « Ему подарок врУчат, а может быть, вручАт!»?
2. К указанным глаголам запишите неопределённую форму. На какой слог падает ударение в инфинитиве?
3.Как нужно поставить ударение в личной форме глагола? Сделайте вывод.
Звонит, звонят - ____________
Включит, включат -_____________
Сверлит, сверлят -________________
4. Подумайте, подтверждают ли данную орфоэпическую норму глаголы в рамке?
Углубить, упростить, вручить, облегчить, усугубить, убыстрить, исключить, наделить, накренить, одолжить, окружить, сорить, укрепить, щемить, повторить, ободрить, кровоточить, обострить, плодоносить(НО! плодонОсит)
Мнемоника - ассоциативное запоминание
Задание№6 . Продолжи строчку - запомнишь слово!
Красит нам забор маляр, стулья делает_____________.
Как у нашей Марфы есть в полоску ______________.
В городе открылся новый возле рынка склад ____________.
Не хочу панно обычное – изготовлю___________________.