1 | Вводный (организационно-мотивационный) 1. Объяснение целей и задач урока. 2. Мотивация обучающихся. 3. Повторение сведений о рассказе и элементах композиции. | Индивидуальнее домашнее задание (работа со словарями) 1-ый ученик: Рассказ – это небольшое по объёму литературное произведение, которое рассказывает о некотором событии, произошедшем с героем. Подавляющее большинство рассказов написано в прозе, но бывают рассказы и в стихах. Отличительным жанрообразующим признаком рассказа является то, что произведение такого рода сосредоточено, как правило, на одном герое, на одном событии, которое описывается в деталях. 2 ученик: Композиция рассказа В рассказе выделяются три части: завязка, развязка и кульминация. Завязка – событие, с которого начинается действие и от которого зависит развитие последующих событий. Кульминация – момент наивысшего напряжения в развитии действия рассказа. Развязка – заключительное событие, которое явилось результатом действия. Как-то раз, однажды, это случилось, когда..., эта история произошла недавно – так или примерно так нередко начинаются рассказы о каких-то случаях из жизни. | Осознают нужность урока. Слушают учителя, выполняют действия в соответствии с заданием, отвечают на поставленные вопросы. Настраиваются на рабочий лад. | Эмоциональное вхождение в урок. Организует фронтальную работу. Дает настрой на положительный урок, мотивирует на продуктивную работу на уроке. |
2 | Основной (информационно-аналитический этап) I. Анализ задания по материалу учебника – упр. 448 (стр. 71). *Обратимся к учебнику, рассмотрим рисунки и познакомимся с заданием. 1. О каком событии рассказывают нам картинки? 2. Давайте пофантазируем как всё могло начинаться? 3. Как развивались события? 4. На какой из картинок изображён острый момент в развитии сюжета (кульминация)? 5. В какие части рассказа можно включить диалог? 6. Предположите, что же ожидает мальчика после того, как ему не удалось помочь маме? 7. Что она ему скажет? 8. Что будет происходить дальше? Психологическая разгрузка с целью снять эмоциональное напряжение. Физминутка: Потрудились – отдохнем. Встанем, глубоко вздохнем. Руки в стороны, вперед, Влево, вправо поворот. Три наклона, прямо встать, Руки вниз и вверх поднять. Руки плавно опустили, Всем улыбки подарили. II. Определение типа речи и формы сочинения. *Конечно, тип речи будет повествование с элементами описания действий мальчика. Форма сочинения – сочинение-рассказ по данному сюжету. Психологическая разгрузка с целью снять эмоциональное напряжение. Физминутка: Попрошу вас всех встать. Поднимает руки класс - это раз, Повернулась голова – это два. Руки вниз, вперёд смотри – это три, Руки в стороны пошире на четыре, С силой их к плечам прижать – это пять И за парты тихо сесть – это шесть, Улыбнуться нужно всем – это семь! III. Составление рассказа по картинкам. Составление плана, продумывание начала и концовки рассказа. Первоначальный пересказ рассказа | Тренировка образности мышления при работе с сюжетными картинками. Составление и чтение коротких предложений. Индивидуально для детей, кто не справляется с этой работой, раздаются сюжетные картинки. Под ними есть перечисление слов, которые нужно употребить в рассказе. (Можно напечатать вопросы к картинкам или примерные ответы). Коррегирование произношения звуков речи Коррекция и развитие связной устной речи через выполнение заданий различного вида (подбор слов, построение словосочетаний и предложений) Для детей с ОВЗ обязательно первоначальный пересказ. Коррегирование произношения звуков речи. | Выполняют задания в парах. Осуществляют самоконтроль понимания темы и цели урока. Фиксируют собственные затруднения в деятельности, выявляют их причину, строят и реализуют выход из затруднения Эмоциональное расслабление Эмоциональное расслабление Рассказывают друг другу | Беседа по картинкам. Индивидуально для детей, кто не справляется с этой работой, печатает вопросы к картинкам или примерные ответы, картинки обязательно нумерует. Снимает утомляемость, поддерживает работоспособность обучающихся Учитель консультирует, советует, помогает Снимает утомляемость, поддерживает работоспособность обучающихся Учитель слушает, советует, корректирует |
3 | Заключительный (оценочно-рефлексивный этап) Выставление оценок, поощрение самых активных ребят. Наш урок подошёл к концу. *Выполнили ли мы поставленные в начале урока цели? *Нарисуйте на листочке смайлик того цвета, который соответствует вашему состоянию (настроению) на уроке или постройте лесенку успеха. Домашнее задание: 1. Записать рассказ по сюжетным картинкам. 2. Записать рассказ по заданным словам и вопросам к сюжетным картинкам. | Коррекция и развитие связной устной речи | Самостоятельное оценивание. Проверка с проговариванием. Обучающиеся выбирают задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей | Подводит итог урока, коррекцию самооценки, воспитывая умение анализировать свою деятельность. Спрашивает о выполнении целей, поставленных в начале урока. Организует цветовую рефлексию с помощью смайликов (На листочке нарисуй красный смайлик, если у тебя сегодня всё получилось, ты хорошо работал на уроке, всё понравилось. Синий, если у тебя не все получалось, но тебе понравился урок. Зелёный, если тебе было сегодня сложно). Хвалит активных обучающихся. |