Просмотр содержимого документа
«Рассказ на основе услышанного.Развитие речи.»
Уро 185-186. Развитие речи. Рассказ на основе услышанного
ууд
познавательные
регулятивные
коммуникативные
личностные
Владеть приёмами отбора и систематизации материала.
Выделять главное, раскрывать информацию на основе ключевых слов; преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему).
Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать.
Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач
Соотносить цели и результаты своей деятельности.
Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.
Совершенствование собственной речи в процессе наблюдения за языковыми явлениями.
Цели: Повторить знания о типах речи; вспомнить структуру повествования ; рассмотреть построение сочинений – рассказов.
Ход урока
1.Орг.момент.
2.Беседа по вопросам.
-Какие типы речи вы знаете?
3.Терминологический диктант. Запишите названия типов речи.
1)Вам сообщили о том, как выглядит предмет, и показали одно его изображение, а также вы услышали массу определений.(Описание.)
2) Вам объясняли и доказывали, нарисовать сказанное было невозможно, употребляли слова:во-первых, значит, следовательно, поэтому. (Рассуждение.)
3)Вам сообщили о событии в том порядке, в котором оно совершилось, все эпизоды произошедшего представили в нескольких рисунках, при этом речь говорящего была насыщена глаголами.(Повествование.)
4.Повествование и его структура
Кульминация
Вступление Завязка Развязка Заключение
5.Объяснение учителя.
-Сегодня мы познакомимся с разновидностью сочинений-рассказов—рассказ на основе услышанного.
Вам, наверное, приходилось слышать рассказы взрослых о себе, о годах детства, каких-либо случаях из жизни. Иногда писатели создают свои произведения на основе услышанных в жизни рассказов. При этом мастера слова нередко рассказывают о том, как, при каких обстоятельствах они услышали тот или иной рассказ и готовят читателя к этой истории, о которой речь пойдёт дальше.
Рассказы, написанные на основе услышанной от кого-либо истории, более сложны, чем рассказы, в основе которых лежит произошедший с автором случай.
Услышанные рассказы тоже надо уметь обработать—отсечь ненужные подробности и детали, на которых мог остановиться рассказчик, особенно тщательно продумать мотивированность действий упоминаемых им лиц, т.к. рассказчик иногда упускает эти моменты, поэтому может быть не всё понятно слушателю или читателю.
Пример(начало сочинения):
Есть у нас во дворе мальчишка Витька.
Один раз летом поехал он в деревню к бабушке. А бабушка у него строгая была—не разрешала одному далеко ходить…(Из этого начала неясно, откуда автор знает о том, что приключилось с Витькой в деревне.)
Или:
У нас в деревне жил старик. Звали его Константин Николаевич. Однажды с ним произошла интересная история.
Взял он ружьё и пошёл в лес…(Автор ничего не сообщает о том, как он узнал о случившемся.)
Таким образом, в рассказе, который ведётся от какого-то другого лица, должно быть введение или обрамление, в котором указывается:
--когда
--от кого
--при каких обстоятельствах
--как вели себя при этом рассказчик и слушающий.
Задача автора—познакомить читателя с рассказчиком.
В обрамлении сообщается самое важное, что необходимо знать о герое:
--кто он
--чем занимается
--описывается внешность (если требуется), манера говорить
--иногда даётся краткая характеристика героя.
Можно автору текста ввести свои элементы (по догадке, по воображению):
--более ярко описать природу
--переживания героев
--вести диалог.
Автор может изложить услышанное от 1или 3 лица.
Кроме введения, «рамка» включает и заключение, в котором автор может:
--сообщить о судьбе рассказчика
--о том, чем закончилась их встреча
--какое впечатление осталось у автора от услышанного
--чему научила история автора и т.п.
Пример. Сочинение- рассказ на основе услышанного.
Воспоминания прабабушки.
Этот рассказ я услышала от своей прабабушки- Анны Даниловны Гатиловой. Она прожила трудную, но интересную жизнь. Больше всего любила она рассказывать о своём детстве, которое прошло в Алтайском крае.
Вот одна из этих историй: «Особенно хорошо помню тысяча девятьсот тридцать третий год. Голод. Холод. Мы, маленькие ребятишки, ходим по полям и выкапываем промерзшую прошлогоднюю картошку, коренья, дикий чеснок. И полуголодные идём в школу. В школе холодно: мы сидим в фуфайках. шапках. И…слушаем рассказ учителя и переносимся на тёплое Чёрное море, потом на берега Африки. И становится теплее, и хочется узнать ещё больше, и хочется там побывать. И какие бы трудности мы ни испытывали, нам ни разу не пришла в голову мысль не ходить в школу, именно здесь мы могли забыть о тяжёлой жизни и помечтать».
Я часто вспоминаю этот рассказ бабушки и задаю себе вопрос: «Почему многие из нас с такой неохотой ходят в школу, не ценят возможность учиться?» Но ответить на него не могу, думаю: у каждого ученика в моём классе есть что сказать, но хочется, чтобы ребята помнили, что у каждого из них есть дедушки и бабушки, которым нелегко пришлось в жизни. И у моей бабушки светлые воспоминания детства связаны со школой, её рассказ чем-то напомнил мне «Уроки французского» В.Г. Распутина, эту книгу так любила моя бабушка…