kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рассказ на основе услышанного.Развитие речи.

Нажмите, чтобы узнать подробности

ууд

познавательные

регулятивные

коммуникативные

личностные

Владеть приёмами отбора и систематизации материала.

Выделять главное, раскрывать информацию на основе ключевых слов; преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему).

 Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать.

Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач

Соотносить цели и результаты своей деятельности.

Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

Совершенствование собственной речи в процессе наблюдения за языковыми явлениями.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рассказ на основе услышанного.Развитие речи.»

Уро 185-186. Развитие речи. Рассказ на основе услышанного

ууд

познавательные

регулятивные

коммуникативные

личностные

Владеть приёмами отбора и систематизации материала.

Выделять главное, раскрывать информацию на основе ключевых слов; преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему).

Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать.

Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач


Соотносить цели и результаты своей деятельности.

Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.


Совершенствование собственной речи в процессе наблюдения за языковыми явлениями.


Цели: Повторить знания о типах речи; вспомнить структуру повествования ; рассмотреть построение сочинений – рассказов.

Ход урока

1.Орг.момент.

2.Беседа по вопросам.

-Какие типы речи вы знаете?

3. Терминологический диктант. Запишите названия типов речи.

1)Вам сообщили о том, как выглядит предмет, и показали одно его изображение, а также вы услышали массу определений.(Описание.)

2) Вам объясняли и доказывали, нарисовать сказанное было невозможно, употребляли слова:во-первых, значит, следовательно, поэтому. (Рассуждение.)

3)Вам сообщили о событии в том порядке, в котором оно совершилось, все эпизоды произошедшего представили в нескольких рисунках, при этом речь говорящего была насыщена глаголами.(Повествование.)

4.Повествование и его структура

                                                                Кульминация

                           Вступление        Завязка             Развязка        Заключение

5.Объяснение учителя.

-Сегодня мы познакомимся с разновидностью сочинений-рассказов—рассказ на основе услышанного.

            Вам, наверное, приходилось слышать рассказы взрослых о себе, о годах детства, каких-либо случаях из жизни. Иногда писатели создают свои произведения на основе услышанных в жизни рассказов. При этом мастера слова нередко рассказывают о том, как,  при каких обстоятельствах они услышали тот или иной рассказ и готовят читателя к этой истории, о которой речь пойдёт дальше.

            Рассказы, написанные на основе услышанной от кого-либо истории, более сложны, чем рассказы, в основе которых лежит произошедший с автором случай.

            Услышанные рассказы тоже надо уметь обработать—отсечь ненужные подробности и детали, на которых мог остановиться рассказчик, особенно тщательно продумать мотивированность действий упоминаемых им лиц, т.к. рассказчик иногда упускает эти моменты, поэтому может быть не всё понятно слушателю или читателю.

Пример (начало сочинения):

            Есть у нас во дворе мальчишка Витька.

            Один раз летом поехал он в деревню к бабушке. А бабушка у него строгая была—не разрешала одному далеко ходить… (Из этого начала неясно, откуда автор знает о том, что приключилось с Витькой в деревне.)

Или:

            У нас в деревне жил старик. Звали его Константин Николаевич. Однажды с ним произошла интересная история.

            Взял он ружьё и пошёл в лес… (Автор ничего не сообщает о том, как он узнал о случившемся.)

Таким образом, в рассказе, который ведётся от какого-то другого лица, должно быть введение или обрамление, в котором указывается:

--когда

--от кого

--при каких обстоятельствах

--как вели себя при этом рассказчик и слушающий.

Задача авторапознакомить читателя с рассказчиком.

В обрамлении сообщается самое важное, что необходимо знать о герое:

--кто он

--чем занимается

--описывается внешность (если требуется), манера говорить

--иногда даётся краткая характеристика героя.

Можно автору текста ввести свои элементы (по догадке, по воображению):

--более ярко описать природу

--переживания героев

--вести диалог.

Автор может изложить услышанное от 1 или 3 лица.

Кроме введения, «рамка» включает и заключение, в котором автор может:

--сообщить о судьбе рассказчика

--о том, чем закончилась их встреча

--какое впечатление осталось у автора от услышанного

--чему научила история автора и т.п.

Пример. Сочинение- рассказ на основе услышанного.

Воспоминания прабабушки.

  Этот рассказ я услышала от своей прабабушки- Анны Даниловны Гатиловой. Она прожила трудную, но интересную жизнь. Больше всего любила она рассказывать о своём детстве, которое прошло в Алтайском крае.

   Вот одна из этих историй:  «Особенно хорошо помню тысяча девятьсот тридцать третий год.  Голод. Холод. Мы, маленькие ребятишки, ходим по полям и выкапываем промерзшую прошлогоднюю картошку, коренья, дикий чеснок. И полуголодные идём в школу. В школе холодно: мы сидим в фуфайках. шапках. И…слушаем рассказ учителя и переносимся на тёплое Чёрное море, потом на берега Африки. И становится теплее, и хочется узнать ещё больше, и хочется там побывать. И какие бы трудности мы ни испытывали, нам ни разу не пришла в голову мысль не ходить в школу,  именно здесь мы могли забыть о тяжёлой жизни и помечтать».

 Я часто вспоминаю этот рассказ бабушки и задаю себе вопрос: «Почему многие из нас с такой неохотой ходят в школу, не ценят возможность учиться?»  Но ответить на него не могу, думаю: у каждого ученика в моём классе есть что сказать, но хочется, чтобы ребята помнили, что у каждого из них есть дедушки и бабушки, которым нелегко пришлось в жизни. И у моей бабушки светлые воспоминания детства связаны со школой, её рассказ чем-то напомнил мне  «Уроки французского» В.Г. Распутина, эту книгу так любила моя бабушка…

    Валекжанина Анастасия, ученица 6 класса.

6.Д.з.Написать сочинение по упр.520.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Рассказ на основе услышанного.Развитие речи.

Автор: Петрова Юлия Анатольевна

Дата: 10.05.2016

Номер свидетельства: 325138


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства