Конспект урока по русскому языку. 3 класс.
Тема: Работа над ошибками диктанта . Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности
проверки их написания.
Цели: 1) Развивать орфографическую зоркость, развитие умения исправлять ошибки, подбирать слова на
правило, обобщение изученных правил, написания слов.
2) Развивать речь, расширять словарный запас, наблюдательность, умение рассуждать,
анализировать.
3)Воспитывать любовь к родному языку, любознательность, умение работать в паре,
уважительное отношение к товарищам, аккуратность.
Оборудование: тетради для чистописания, светофоры, памятка работы над ошибками, таблички
с правилами, тетради с примерами к правилам.
Ход урока
I. Организационный момент
Учитель: Пора заняться русским языком?
Дети: Пора за дело браться,
Давайте заниматься,
Чтобы грамотными стать,
Надо много правил знать!
II. Определение темы и цели урока.
1) - Вчера мы писали диктант по изученным темам. Чем вы предлагаете заняться сегодня на уроке?
(- Сделать работу над ошибками , допущенных в диктанте.
- Закрепить изученные правила
- Развивать орфографическую зоркость…)
- Тема нашего урока «Работа над ошибками диктанта. Распознавание орфограмм в разных частях слова
и особенности их проверки.»
2) - Зачем нам надо это?
- Чтобы грамотно писать, углубить знания по русскому языку…
3) – Чем вы предлагаете заняться на уроке?
( Дети предлагают этапы урока: - чистописание
- работа со словами из словаря
- анализ допущенных ошибок
- работа над ошибками
- закрепление изученных правил
- работа в парах
- сам работа и т. д
III. Проверка домашней работы
- Какие однокоренные слова с разделительным твёрдым знаком вы написали. Найдите и прочитайте.
- Кто написал другие? Прочитайте.
- Какие ещё 3 слова вы написали с разделительным мягким знаком, прочитайте друг у друга.
Взаимопроверка тетрадей.
- Перед какими буквами пишется разделительный мягкий знак? 1 вариант отвечает 2 варианту.
( Учитель слушает работу 1 пары )
IV. Чистописание .
1) Учитель - Без чистописания невозможно…
Дети - …красивого написания.
2) - Выполняем в Прописях стр 24. Проверили посадку. Правильно положили прописи.
- Посмотрите и вспомните написание буквы «с».
- Что вы знаете про букву «С»?
- Посмотрите на слияния «си», на соединение «ес», на слово «сёстры».
- Какое соединение буквы « с» с другими буквами?
- Выполняем 1,2,3 строки в Прописи.
3) - Оцениваем работу товарища по окончании работы.
V. Работа со словами из словаря.
1) - Напишите слово из словаря по его описанию ( 1 человек у доски):
а) Ряд ступенек для подъёма и спуска ( .. лестница)
- Сколько звуков, букв в этом слове?( 7 зв., 8 б)
- Почему?
б) Сильный холод, стужа (…мороз)
в) День торжества, установленный в честь или в память кого- то, чего-то (… праздник )
г) Сшитые , в обложке, листы чистой бумаги для письма, рисования (…тетрадь)
- Напишите сколько звуков, букв в этом слове. (6 зв., 7 б)
- Почему?
д) Крупное хищное животное с большим грузным телом и короткими ногами( …медведь)
е) Употребляется как приветствии при встречи ( …здравствуй)
ё) Способность ощущать, испытывать, воспринимать внешние воздействия, а также самое такое ощущение ( …чувство)
ж) Крупный населённый пункт (…город)
з) Население государства, жители страны (… народ)
и) Тонкая палочка графита в деревянной оболочке, предназначенная для письма, рисования, черчения (…карандаш)
2) - Откройте доску. Проверьте написание . ( светофор)
- Что вы можете сказать об этих словах?
- На какие группы можно разделить слова?
- Вспомните правило о правописании слов с непроизносимыми согласными?
- 2 вариант отвечает 1 варианту. Работа в паре. Ученик у доски отвечает учителю.
3) - Составьте простое, нераспространенное, повествовательное предложение с одним из слов словаря.
- А теперь сделайте это предложение простым , распространенным, повествовательным.
VI . Физпауза ( проводят дежурные)
VШ. Сообщение общих результатов контрольной работы.
Учитель называет лучшие работы, отмечает , почему они лучшие, поощряет тех, кто достиг
лучших результатов по сравнению с предыдущей работой.
IХ. Коллективная работа над ошибками.
1) Анализ допущенных ошибок.
2) Работа над непроизносимыми согласными.
- Какие непроизносимые согласные надо проверять?( в, д, л,т)
- Как надо проверять? ( табличка )
- Работа над ошибками – непроизносимой согласной
14. гигант - гигантских, _________, ________ , _________ ( 3 разных слова)
3) – Но среди слов с непроизносимыми согласными есть необычные слова. Что это
за слова? (чудесный, интересный).
4) Закрепление.
- Самостоятельная работа упр 169 с 80 справочное пособие. Списать 2 предложения.
- 1 человек на доске . Самопроверка.
( Лестница - чудесница бежит сама собой. Местный пруд зарос гигантским тростником. )
- Разберите 2 предложение по членам.
5) Слова с разделительным Ъ и Ь.
- Вспомните, где пишется разделительный Ъ .(е,ё,ю,я)
- Работа над ошибками – разделительный Ъ
13. взъерошилась, объявление, съёжился, предъюбилейный
- Выделите приставки и корень.
6 ) Закрепление.
- Продиктуйте друг другу 5 слов с Ъ и Ь .
- Взаимопроверка.
7 ) Самостоятельная работа.
- Выпишите ошибки в словарь «Мои ошибки».
- Проработайте остальные ошибки самостоятельно.
- С.р. упр 256
8) Индивидуальная работа.
Х. Подведение итогов урока.
-Услышим скоро мы звонок.
Пора заканчивать урок.
- Какие мысли унесете с урока?
ХI. Домашняя работа.
- упр 251( справ ), по 5 слов с Ъ, Ь, с непроиз сог.