Наблюдение за смыслоразличительной ролью звуков. Работа над алгоритмом списывания предложения.
Игры со словами. «Зимние забавы»
Цели:
продолжить формирование понятия о звуке как мельчайшей структурной и функциональной единице языка, с помощью которой различаются слова и формы слов;
закреплять графические навыки письма изученных букв и гигиенические навыки при письме;
развивать речевые умения, внимание и логическое мышление.
Ход урока
Организационный момент.
Прозвенел звонок веселый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать.
Сообщение темы урока.
– Сегодня на уроке будем писать изученные буквы, составлять из них слова.
III. Чистописание.
– Рассмотрите буквы Дд.
– Из каких элементов они состоят? Запишите на рабочей строке пары букв Дд.
IV. Повторение изученных букв.
- Прозвище какого новогоднего персонажа начинается с буквы Д?(Дед Мороз).
- Запишите буквы, с которых начинается его имя. Буквы строчные или заглавные? Почему?
- Известно ли вам, как называют Деда Мороза в других странах? Запишите первые буквы его прозвищ:
в США – Санта Клаус,
во Франции – Пер Ноэль,
в Италии – Баббо Натале,
в Финляндии – Йолупукки.
Запись в тетради: Д М С К П Н Б Н Й
V. Выполнение логических заданий с буквами и словами.
-Отгадайте загадки Деда Мороза:
1) составьте слово из первых звуков каждой картинки. Запишите это слово в тетради.
(Мороз)
2) запишите отгадки:
Он слетает белой стаей
И сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает
На ладони и во рту. (Снег)
Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год. (Ель)
Две новые кленовые
Подошвы двухметровые:
На них поставил две ноги -
И по большим снегам беги. (Лыжи)
Ой, насыпало снежка!
Вывожу коня-дружка.
За верёвочку-узду
Через двор коня веду,
С горки вниз на нём лечу,
А назад его тащу. (Санки)
- В каких из записанных слов есть «ловушки»? Подчеркните эти «опасные» места.
мороз снег ель лыжи санки
VI. Выполнение речеязыкового задания.
– Рассмотрите иллюстрации на доске. Разгадайте ребусы:
(сугроб) (метель)
– Произнесите по слогам слово «метель».
– Проанализируйте звукобуквенную схему слова «метель».
– Сколько звуков в этом слове?
– Сколько слогов?
VII. Игра «Составь новые слова»
-У Деда Мороза есть внучка Снегурочка. Она предлагает вам, ребята, составить новые слова из букв своего имени. Кто больше?
(Класс делится на 3-4 команды. Дети используют разрезную или магнитную азбуку).
Возможные слова: ручка, урок, рога, чек, снег, ночка, нос и т.д.
Подготовка руки к письму.
Раз, два, три, четыре, (Загибают пальчики).
Мы с тобой снежок лепили. ("Лепят снежок").
Круглый, крепкий, очень гладкий, (Показывают круг, сжимают ладони, гладят одной ладонью другую).
И совсем-совсем не сладкий. (Грозят пальчиком).
Раз — подбросим. ("Подбрасывают").
Два — поймаем. (Приседают, "ловят").
Три — уроним. (Встают, "роняют").
И... сломаем. (Топают)
VIII. Списывание с печатного текста.
Учащиеся читают предложения на карточке. Анализируют и находят «опасные» места.
В зале ёлка.
Под ёлкой подарки.
Скоро Новый год!
Записывают предложения в тетрадь.
Далее учащиеся составляют схемы 1 и 2 предложений.
IX. Итог урока.