kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Работа с текстом при подготовке учащихся к выпускному экзамену по русскому языку в формате ЕГЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

К 2015 году в педагогической практике основной школы уже должна будет сложиться система образования, соответствующая требованиям ФГОС. Поэтому учителям, работающим в средних и старших классах, необходимо разработать новый подход к обучению школьников учебным предметам, в том числе и русскому языку. И в решении этих задач главное место занимает формирование УУД. Важнейшую роль в формировании УУД играет работа с текстом. Полноценное чтение - сложный и многогранный процесс, предполагающий решение таких познавательных и коммуникативных задач, как понимание, поиск конкретной информации, самоконтроль, восстановление широкого контекста, интерпретация, комментирование текста и многое другое. Предлагаю некоторые виды работы для формирования УУД на уроках русского языка в 11 классе. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Работа с текстом при подготовке учащихся к выпускному экзамену по русскому языку в формате ЕГЭ »

Е.В.Лангуева (Нижний Новгород)

Текстоцентрический подход к обобщающим урокам русского языка при подготовке учащихся к ЕГЭ

Повышению уровня знаний по русскому языку в 11 классе способствуют уроки, которые позволяют соединить нестандартный подход к предъявлению учебного базового материала, совершенствование лингвистической компетенции и подготовку учащихся к ЕГЭ.

Использование текста в качестве опорной, ключевой единицы создает условия для практической деятельности учащихся, в ходе которой не только углубляются знания о системе языка, совершенствуются орфографические и пунктуационные умения, но и формируются навыки создания и редактирования собственного текста.

Обобщающие уроки русского языка в 11 классе позволяют углубить систему теоретических знаний, формировать навыки лингвопоэтического анализа текста, через анализ прийти к синтезу, к восприятию целостности текста, в котором все элементы взаимосвязаны и взаимозависимы; научить создавать и редактировать собственные тексты.

Представлю свой опыт работы по анализу текста на примере 3 уроков



Урок 1. «На службе у мыслей и чувств»: Роль языковых средств выразительности в понимании текста.

(1)Ничто не наводит на меня такую пространственную печаль, ничто не повергает в такое чувство беспомощности, как одиноко светящееся окно в покинутой деревушке, да и в скоплении современных домов.

(2)Подъезжаешь рано утром к большому городу, входишь в этот сделавшийся привычным, но все же веющий холодом и отчужденностью каменный коридор – и ощущение такое, словно медленно-медленно утопаешь ты в глухом, бездонном колодце. (3)Равнодушно и недвижно стоят современные жилища с плоскими крышами, с темными квадратами окон, безликими громадами сплачиваясь в отдалении.

(4) Тяжелым сном повергнута окраина – ни огонька, ни вздоха.

(5)Спит сам себя загнавший в бетонные ульи трудовой человек, спят по пять-шесть деревень в одном многоподъездном доме, спит волость или целая область в одном микрорайоне, - только сны соединяют людей с прошлым миром: лошади на лугу, желтые валы сена средь зеленых строчек прокосов, береза в поле, босой мальчишка, бултыхающийся в речке, жатка, вразмашку плывущая в пшенице, малина по опушкам, рыжики по соснякам, салазки, мчащиеся с горы, школы с теплым дымом над трубой, лешие за горой, домовые за печкой…

(6)И вдруг раскаленным кончиком иголки проткнется из темных нагромождений огонек, станет надвигаться, обретать форму окна – стиснет болью сердце: что там, за этим светящимся окном? (7)Кого и что встревожило, подняло с постели? (8)Кто родился? (9)Кто умер? (10)Может, больно кому? (11)Может, радостно? (12)Может, любит человек человека? (13)Может, бьет?..

(14)Поди узнай! (15)Это тебе не в деревне, где крик о помощи слышен от околицы до околицы. (16)Далеко до каменного окна, и машину не остановишь. (17)Уходит она все быстрее и быстрее, но глаза отчего-то никак не могут оторваться от неусыпного огонька, и томит голову сознание, что и ты вот так же заболеешь, помирать станешь и позвать некого – никого и ничего кругом, бездушно кругом.

(18) Что же все-таки у тебя, брат мой, случилось? (19)Что встревожило тебя? (20)Что подняло с кровати? (21)Буду думать – не беда. (22)Так мне легче. (23)Буду надеяться, что минуют твой казенный дом беды, пролетят мимо твоего стандартного окна. (24)Так мне спокойней. (25)Успокойся и ты. (26)Все вокруг спят и ни о чем не думают. (27)Спи и ты. (28)Погаси свет.

(По В.П.Астафьеву)


  1. Первичное чтение текста.

  • Какое впечатление произвел на вас этот текст? Какие вопросы возникли?

2. Аналитическое чтение текста.

  • «Вычитаем» информацию из текста, найдем ключевые слова:

Печаль – чувство беспомощности – одиноко светящееся окно – покинутая деревушка – скопление современных домов – веющий холодом и отчужденностью – безликими громадами – стиснет болью сердце – светящееся окно – крик о помощи – далеко до каменного окна - не могу оторваться от неусыпного огонька – позвать некого – бездушно кругом – казенный дом– стандартное окно

  • Вчитаемся в детали и отметим, какие из них связаны между собой

Печаль - одиноко светящееся окно - стиснет болью сердце - светящееся окно - крик о помощи - не могу оторваться от неусыпного огонька – позвать некого

Покинутая деревушка - скопление современных домов – веющий холодом и отчужденностью – безликими громадами - бездушно кругом – казенный дом – стандартное окно – каменное окно

  • Какие образы они рождают? Какие вопросы, противоречия возникают из этих смысловых связей?

Ночь, темные громады домов, одиноко светящееся окошко как крик о помощи. Но никто не слышит. Бездушно кругом. Почему человеку одиноко, почему ему некого позвать на помощь в большом городе, где так много людей?

  • Еще раз перечитаем текст и найдем слово, которое проходит через все абзацы (с разными эпитетами), оно скрепляет текст в единое целое, создает подтекстовую информацию. Какую?

Одиноко светящееся окно – с темными квадратами окон – за этим светящимся окном – каменное окно – стандартного окна

  • Какие определения к слову окно становятся контекстуальными антонимами? Какие человеческие качества противопоставляются?

Светящееся – темное, каменное, стандартное

Чуткость, отзывчивость, душевная боль - равнодушие, бездушие, душевная глухота

  • Найдите в тексте к словосочетанию светящееся окно контекстуальный синоним (неусыпный огонек)

  • Какой смысл приобретают эти словосочетания в тексте? Какой троп помогает автору?

Становятся образами-символами - крик о помощи, огонек печали, надежды некий сигнал в бескрайнем океане темноты.

Неусыпный огонек – огонек в душе человека, его боль за других, сочувствие, сопереживание



  • Как расширяется смысл за счет словосочетания покинутая деревушка? Какой рождается образ?



Деревню покинули люди, теперь она пустая, забытая, и только в одном доме горит огонек. Но случись беда – никто не поможет, потому что рядом никого нет. А в городе люди везде: за стеной, за окном, в одном многоподъездном доме теперь живут по пять – шесть деревень. Но никто не приходит на помощь. Почему?



  • Дайте морфологическую характеристику слова покинутая. Определите тип подчинительной связи в этом словосочетании. Почему, подбирая эпитет к слову деревушка, автор использует не прилагательное, а страдательное причастие? Если заменить причастие подходящим прилагательным, например: пустая – покинутая? Что меняется?



  • Как автор описывает город? Какие краски преобладают в этом описании?

Олицетворение: город показан как живое существо – безликое, равнодушное, и люди, живущие в городе, становятся такими же равнодушными к чужим бедам, забывают о доброте, человечности.

  • Какие средства выразительности помогают автору передать собственное впечатление от города?

Метафора: каменный коридор, бетонные ульи, темные нагромождения

Эпитеты: равнодушно и недвижно стоят современные жилища, безликие громады; веющий холодом и отчужденностью, каменное окно

Сравнительный оборот: ощущение такое, словно медленно-медленно утопаешь ты в глухом, бездонном колодце

Фразеологизм: казенный дом.

  • Какой образ рождает этот фразеологизм? Какие эпитеты к слову окно помогают в рождении этого образа? (каменное, стандартное) По какому типу связи построены эти словосочетания? Почему в этом тексте много словосочетаний, построенных по типу согласования? Приведите еще примеры?

Подумаем над следующим предложением:

Тяжелым сном повергнута окраина – ни огонька, ни вздоха

  • Какой образ возникает? Какой троп помогает автору создать такой образ?



  • Дайте характеристику этому предложению. Почему Астафьев использует именно эту синтаксическую конструкцию? Найдите грамматическую основу в 1-м предложении. Чем выражено сказуемое? Почему именно такую форму выбирает автор? Охарактеризуйте 2-ю часть предложения. Найдите союз в этом предложении, какой он вносит смысл? Определите его разряд, как отличить его от омонимичной частицы?



  • Какова, на ваш взгляд, роль описания прошлого мира бывших сельчан в определении авторской позиции (предложение 5)? Какими образными средствами автор создает контраст описанию города? Какие краски преобладают в этом описании? Можно ли считать это описание антитезой описанию города?

  • Найдите в этом отрывке слово, образованное бессуффиксным способом (прокос).

  • Определите способ образования слова жатка.

  • Определи лексическое значение и стилистическую окраску этих слов. Найдите еще в этом отрывке слова, имеющие такую окраску. Какова их роль? Что изменится, если заменить их на нейтральные слова или книжные?

  • С помощью какого лексического средства связаны предложения 4 и 5? (однокоренные слова)

  • Дайте характеристику предложения 5. Почему Астафьев выстраивает такую сложную синтаксическую конструкцию?

Это предложение можно считать периодом, оно развернуто по содержанию, четко распадается на две неравные по объему части, между 1-й и 2-й частью стоят запятая и тире. Автор воспринимает события во всей их сложной связи, и структура периода лучше всего передает эту связь. Сложная синтаксическая структура передает сложность жизненных обстоятельств. В одном предложении автор соединяет два мира – мир города и мир деревни. Эти два мира соединяют только сны. Во сне душа человека там, где ей хорошо.

  • Найдите смысловые связи этого отрывка с другими предложениями текста.

Предложение 1 (покинутая деревушка) и 15 (крик о помощи слышен от околицы до околицы).

И вдруг раскаленным кончиком иголки проткнется из темных нагромождений огонек, станет надвигаться, обретать форму окна – стиснет болью сердце…

  • Какая картина возникает в нашем воображении? Какое средство выразительности использовано автором в этом предложении? (сравнительный оборот)



  • Прокомментируйте роль риторических вопросов предложения 6-13.



  • Почему именно так заканчивает Астафьев свой текст?

Диалог с воображаемым собеседником. Этим собеседником может быть и каждый из нас, и односельчанин автора, который уехал в город, а теперь тоскует по родному селу.



  • Какие вопросы, противоречия рождает текст? Сформулируем проблему.

Почему люди в современном мире в повседневной суете, беге времени стали отдаляться друг от друга? Почему ушли из нашей жизни такие важные человеческие качества, как душевная доброта, чуткость, отзывчивость?



  • Как автор относится к поднятой проблеме? Что помогает понять позицию автора? (образные средства)

В.П.Астафьев с болью в сердце говорит об утрате истинно человеческих качеств: доброты, милосердия, сочувствия. Современный мир стал бездушным и безликим. Одиноко светящееся окошко оставляет нас равнодушными, мы заботимся только о себе, нас не волнуют ни чужие радости, ни беды. Помоги, утешь, поддержи, порадуйся за другого, и мир станет добрее, светлее – такова позиция автора.

Домашнее задание. Подумайте, какие литературные ассоциации рождаются в связи с этим текстом Астафьева. Поднималась ли подобная проблема в произведениях других писателей? Какова ваша позиция по поднятой Астафьевым проблеме? Подберите литературные аргументы.





2-ой урок «Опираясь на могучий авторитет великих классиков» (М.Исаковский): Учимся аргументировать

Итак, автор считает, что люди должны быть внимательными друг к другу, чуткими, отзывчивыми, уметь сопереживать, а не замыкаться только на своих повседневных проблемах и заботах.

Выразите согласие или несогласие с точкой зрения автора. Аргументируйте свою позицию.

В качестве литературных аргументов можно использовать сцены из романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», рассказ А.П.Чехова «Тоска», пьесу М.Горького «На дне», стихотворение М. Цветаевой «Вот опять окно…» (из цикла «Бессонница»), рассказ К.Г.Паустовского «Телеграмма», «Письма о добром и прекрасном» Д.С.Лихачева, пословицы «Моя хата с краю – ничего не знаю», «Пришла беда – отворяй ворота», «Мне что до кого? Было б нам хорошо», «Чужой бедой сыт не будешь», стих Псалтири «Кому повем печаль мою?»

Домашнее задание.

Написать сочинение по тексту В.П.Астафьева, продумать

- композицию сочинения;

- логические связки между частями.

Оценить свою работу, пользуясь критериями оценивания части С


Урок 3 «…единого слова ради

Тысячи тонн словесной руды»:

Учимся редактировать.

Чтение ученических сочинений по тексту В.П.Астафьева, редактирование, оценивание согласно критериям оценки.

Текстоцентрический подход, положенный в основу обобщающих уроков, позволяет формировать умения, которые проверяются на ЕГЭ (Раздел 2 Перечень требований к уровню подготовки выпускников):

  • использовать основные виды чтения, извлекать необходимую информацию из текстов,

  • проводить различные виды анализа языковых единиц,

  • осуществлять речевой самоконтроль, оценивать письменные высказывания,

  • создавать и редактировать собственный текст,

  • применять в практике речевого общения основные нормы языка.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Лангуева Елена Викторовна

Дата: 05.11.2014

Номер свидетельства: 126856


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства