Работа с текстом при подготовке учащихся к выпускному экзамену по русскому языку в формате ЕГЭ
Работа с текстом при подготовке учащихся к выпускному экзамену по русскому языку в формате ЕГЭ
К 2015 году в педагогической практике основной школы уже должна будет сложиться система образования, соответствующая требованиям ФГОС. Поэтому учителям, работающим в средних и старших классах, необходимо разработать новый подход к обучению школьников учебным предметам, в том числе и русскому языку. И в решении этих задач главное место занимает формирование УУД. Важнейшую роль в формировании УУД играет работа с текстом. Полноценное чтение - сложный и многогранный процесс, предполагающий решение таких познавательных и коммуникативных задач, как понимание, поиск конкретной информации, самоконтроль, восстановление широкого контекста, интерпретация, комментирование текста и многое другое. Предлагаю некоторые виды работы для формирования УУД на уроках русского языка в 11 классе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Работа с текстом при подготовке учащихся к выпускному экзамену по русскому языку в формате ЕГЭ »
Е.В.Лангуева (Нижний Новгород)
Текстоцентрический подход к обобщающим урокам русского языка при подготовке учащихся к ЕГЭ
Повышению уровня знаний по русскому языку в 11 классе способствуют уроки, которые позволяют соединить нестандартный подход к предъявлению учебного базового материала, совершенствование лингвистической компетенции и подготовку учащихся к ЕГЭ.
Использование текста в качестве опорной, ключевой единицы создает условия для практической деятельности учащихся, в ходе которой не только углубляются знания о системе языка, совершенствуются орфографические и пунктуационные умения, но и формируются навыки создания и редактирования собственного текста.
Обобщающие уроки русского языка в 11 классе позволяют углубить систему теоретических знаний, формировать навыки лингвопоэтического анализа текста, через анализ прийти к синтезу, к восприятию целостности текста, в котором все элементы взаимосвязаны и взаимозависимы; научить создавать и редактировать собственные тексты.
Представлю свой опыт работы по анализу текста на примере 3 уроков
Урок 1. «На службе у мыслей и чувств»: Роль языковых средств выразительности в понимании текста.
(1)Ничто не наводит на меня такую пространственную печаль, ничто не повергает в такое чувство беспомощности, как одиноко светящееся окно в покинутой деревушке, да и в скоплении современных домов.
(2)Подъезжаешь рано утром к большому городу, входишь в этот сделавшийся привычным, но все же веющий холодом и отчужденностью каменный коридор – и ощущение такое, словно медленно-медленно утопаешь ты в глухом, бездонном колодце. (3)Равнодушно и недвижно стоят современные жилища с плоскими крышами, с темными квадратами окон, безликими громадами сплачиваясь в отдалении.
(4) Тяжелым сном повергнута окраина – ни огонька, ни вздоха.
(5)Спит сам себя загнавший в бетонные ульи трудовой человек, спят по пять-шесть деревень в одном многоподъездном доме, спит волость или целая область в одном микрорайоне, - только сны соединяют людей с прошлым миром: лошади на лугу, желтые валы сена средь зеленых строчек прокосов, береза в поле, босой мальчишка, бултыхающийся в речке, жатка, вразмашку плывущая в пшенице, малина по опушкам, рыжики по соснякам, салазки, мчащиеся с горы, школы с теплым дымом над трубой, лешие за горой, домовые за печкой…
(6)И вдруг раскаленным кончиком иголки проткнется из темных нагромождений огонек, станет надвигаться, обретать форму окна – стиснет болью сердце: что там, за этим светящимся окном? (7)Кого и что встревожило, подняло с постели? (8)Кто родился? (9)Кто умер? (10)Может, больно кому? (11)Может, радостно? (12)Может, любит человек человека? (13)Может, бьет?..
(14)Поди узнай! (15)Это тебе не в деревне, где крик о помощи слышен от околицы до околицы. (16)Далеко до каменного окна, и машину не остановишь. (17)Уходит она все быстрее и быстрее, но глаза отчего-то никак не могут оторваться от неусыпного огонька, и томит голову сознание, что и ты вот так же заболеешь, помирать станешь и позвать некого – никого и ничего кругом, бездушно кругом.
(18) Что же все-таки у тебя, брат мой, случилось? (19)Что встревожило тебя? (20)Что подняло с кровати? (21)Буду думать – не беда. (22)Так мне легче. (23)Буду надеяться, что минуют твой казенный дом беды, пролетят мимо твоего стандартного окна. (24)Так мне спокойней. (25)Успокойся и ты. (26)Все вокруг спят и ни о чем не думают. (27)Спи и ты. (28)Погаси свет.
(По В.П.Астафьеву)
Первичное чтение текста.
Какое впечатление произвел на вас этот текст? Какие вопросы возникли?
2. Аналитическое чтение текста.
«Вычитаем» информацию из текста, найдем ключевые слова:
Печаль – чувство беспомощности – одиноко светящееся окно – покинутая деревушка – скопление современных домов – веющий холодом и отчужденностью – безликими громадами – стиснет болью сердце – светящееся окно – крик о помощи – далеко до каменного окна - не могу оторваться от неусыпного огонька – позвать некого – бездушно кругом – казенный дом– стандартное окно
Вчитаемся в детали и отметим, какие из них связаны между собой
Печаль - одиноко светящееся окно - стиснет болью сердце - светящееся окно - крик о помощи - не могу оторваться от неусыпного огонька – позвать некого
Покинутая деревушка - скопление современных домов – веющий холодом и отчужденностью – безликими громадами - бездушно кругом – казенный дом – стандартное окно – каменное окно
Какие образы они рождают? Какие вопросы, противоречия возникают из этих смысловых связей?
Ночь, темные громады домов, одиноко светящееся окошко как крик о помощи. Но никто не слышит. Бездушно кругом. Почему человеку одиноко, почему ему некого позвать на помощь в большом городе, где так много людей?
Еще раз перечитаем текст и найдем слово, которое проходит через все абзацы (с разными эпитетами), оно скрепляет текст в единое целое, создает подтекстовую информацию. Какую?
Одиноко светящееся окно – с темными квадратами окон – за этим светящимся окном – каменное окно – стандартного окна
Какие определения к слову окно становятся контекстуальными антонимами? Какие человеческие качества противопоставляются?
Найдите в тексте к словосочетанию светящееся окно контекстуальный синоним (неусыпный огонек)
Какой смысл приобретают эти словосочетания в тексте? Какой троп помогает автору?
Становятся образами-символами - крик о помощи, огонек печали, надежды некий сигнал в бескрайнем океане темноты.
Неусыпный огонек – огонек в душе человека, его боль за других, сочувствие, сопереживание
Как расширяется смысл за счет словосочетания покинутая деревушка? Какой рождается образ?
Деревню покинули люди, теперь она пустая, забытая, и только в одном доме горит огонек. Но случись беда – никто не поможет, потому что рядом никого нет. А в городе люди везде: за стеной, за окном, в одном многоподъездном доме теперь живут по пять – шесть деревень. Но никто не приходит на помощь. Почему?
Дайте морфологическую характеристику слова покинутая. Определите тип подчинительной связи в этом словосочетании. Почему, подбирая эпитет к слову деревушка, автор использует не прилагательное, а страдательное причастие? Если заменить причастие подходящим прилагательным, например: пустая – покинутая? Что меняется?
Как автор описывает город? Какие краски преобладают в этом описании?
Олицетворение: город показан как живое существо – безликое, равнодушное, и люди, живущие в городе, становятся такими же равнодушными к чужим бедам, забывают о доброте, человечности.
Какие средства выразительности помогают автору передать собственное впечатление от города?
Эпитеты: равнодушно и недвижно стоят современные жилища, безликие громады; веющий холодом и отчужденностью, каменное окно
Сравнительный оборот: ощущение такое, словно медленно-медленно утопаешь ты в глухом, бездонном колодце
Фразеологизм: казенный дом.
Какой образ рождает этот фразеологизм? Какие эпитеты к слову окно помогают в рождении этого образа? (каменное, стандартное) По какому типу связи построены эти словосочетания? Почему в этом тексте много словосочетаний, построенных по типу согласования? Приведите еще примеры?
Подумаем над следующим предложением:
Тяжелым сном повергнута окраина – ни огонька, ни вздоха
Какой образ возникает? Какой троп помогает автору создать такой образ?
Дайте характеристику этому предложению. Почему Астафьев использует именно эту синтаксическую конструкцию? Найдите грамматическую основу в 1-м предложении. Чем выражено сказуемое? Почему именно такую форму выбирает автор? Охарактеризуйте 2-ю часть предложения. Найдите союз в этом предложении, какой он вносит смысл? Определите его разряд, как отличить его от омонимичной частицы?
Какова, на ваш взгляд, роль описания прошлого мира бывших сельчан в определении авторской позиции (предложение 5)? Какими образными средствами автор создает контраст описанию города? Какие краски преобладают в этом описании? Можно ли считать это описание антитезой описанию города?
Найдите в этом отрывке слово, образованное бессуффиксным способом (прокос).
Определите способ образования слова жатка.
Определи лексическое значение и стилистическую окраску этих слов. Найдите еще в этом отрывке слова, имеющие такую окраску. Какова их роль? Что изменится, если заменить их на нейтральные слова или книжные?
С помощью какого лексического средства связаны предложения 4 и 5? (однокоренные слова)
Дайте характеристику предложения 5. Почему Астафьев выстраивает такую сложную синтаксическую конструкцию?
Это предложение можно считать периодом, оно развернуто по содержанию, четко распадается на две неравные по объему части, между 1-й и 2-й частью стоят запятая и тире. Автор воспринимает события во всей их сложной связи, и структура периода лучше всего передает эту связь. Сложная синтаксическая структура передает сложность жизненных обстоятельств. В одном предложении автор соединяет два мира – мир города и мир деревни. Эти два мира соединяют только сны. Во сне душа человека там, где ей хорошо.
Найдите смысловые связи этого отрывка с другими предложениями текста.
Предложение 1 (покинутая деревушка) и 15 (крик о помощи слышен от околицы до околицы).
И вдруг раскаленным кончиком иголки проткнется из темных нагромождений огонек, станет надвигаться, обретать форму окна – стиснет болью сердце…
Какая картина возникает в нашем воображении? Какое средство выразительности использовано автором в этом предложении? (сравнительный оборот)
Прокомментируйте роль риторических вопросов предложения 6-13.
Почему именно так заканчивает Астафьев свой текст?
Диалог с воображаемым собеседником. Этим собеседником может быть и каждый из нас, и односельчанин автора, который уехал в город, а теперь тоскует по родному селу.
Почему люди в современном мире в повседневной суете, беге времени стали отдаляться друг от друга? Почему ушли из нашей жизни такие важные человеческие качества, как душевная доброта, чуткость, отзывчивость?
Как автор относится к поднятой проблеме? Что помогает понять позицию автора? (образные средства)
В.П.Астафьев с болью в сердце говорит об утрате истинно человеческих качеств: доброты, милосердия, сочувствия. Современный мир стал бездушным и безликим. Одиноко светящееся окошко оставляет нас равнодушными, мы заботимся только о себе, нас не волнуют ни чужие радости, ни беды. Помоги, утешь, поддержи, порадуйся за другого, и мир станет добрее, светлее – такова позиция автора.
Домашнее задание. Подумайте, какие литературные ассоциации рождаются в связи с этим текстом Астафьева. Поднималась ли подобная проблема в произведениях других писателей? Какова ваша позиция по поднятой Астафьевым проблеме? Подберите литературные аргументы.
2-ой урок «Опираясь на могучий авторитет великих классиков» (М.Исаковский): Учимся аргументировать
Итак, автор считает, что люди должны быть внимательными друг к другу, чуткими, отзывчивыми, уметь сопереживать, а не замыкаться только на своих повседневных проблемах и заботах.
Выразите согласие или несогласие с точкой зрения автора. Аргументируйте свою позицию.
В качестве литературных аргументов можно использовать сцены из романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», рассказ А.П.Чехова «Тоска», пьесу М.Горького «На дне», стихотворение М. Цветаевой «Вот опять окно…» (из цикла «Бессонница»), рассказ К.Г.Паустовского «Телеграмма», «Письма о добром и прекрасном» Д.С.Лихачева, пословицы «Моя хата с краю – ничего не знаю», «Пришла беда – отворяй ворота», «Мне что до кого? Было б нам хорошо», «Чужой бедой сыт не будешь», стих Псалтири «Кому повем печаль мою?»
Домашнее задание.
Написать сочинение по тексту В.П.Астафьева, продумать
- композицию сочинения;
- логические связки между частями.
Оценить свою работу, пользуясь критериями оценивания части С
Урок 3 «…единого слова ради
Тысячи тонн словесной руды»:
Учимся редактировать.
Чтение ученических сочинений по тексту В.П.Астафьева, редактирование, оценивание согласно критериям оценки.
Текстоцентрический подход, положенный в основу обобщающих уроков, позволяет формировать умения, которые проверяются на ЕГЭ (Раздел 2 Перечень требований к уровню подготовки выпускников):
использовать основные виды чтения, извлекать необходимую информацию из текстов,