kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Р/Р. Сочинение – рассказ по картине Е.В.Сыромятниковой «Первые зрители»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Р/Р.  Сочинение – рассказ по картине Е.В.Сыромятниковой «Первые зрители»

Цель урока:

Образовательная

  • Познакомить учащихся с построением рассказа на основе ролевой игры;
  • Повторить особенности диалогической речи и разговорного стиля;
  • Повторить тему «интерьер»;
  • Активизировать в речи учащихся следующие искусствоведческие термины: художник, полотно, пейзаж, натюрморт, палитра, краски, кисти, «палитра живописца», интерьер, картина, мольберт.

Развивающая

  • Развивать и обогащать речь учащихся словами, связанными с темой картины, и средствами выражения замысла художника.
  • Развивать мышление, устную и письменную речь, творческое воображение детей.

Воспитательная

  • Воспитывать интерес к произведениям искусства, в частности, к творчеству Е.В.Сыромятниковой.

Оборудование урока: репродукция картины Е.В.Сыромятниковой «Первые зрители»

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Вступительное слово учителя

Каждый из вас, ребята, бывал в картинных галереях. А вот доводилось ли вам бывать в мастерской какого-нибудь знаменитого художника?! Видели ли вы, как на холсте ткани или на чистом листе бумаги появляются первые наброски знакомого вам пейзажа или натюрморта?!  Сегодня мы с вами познакомимся с ребятами, которым удалось немножко прикоснуться к секретам творчества, увидеть только что написанную картину, стать первыми зрителями. А поможет нам в этом картина Е.В.Сыромятниковой «Первые зрители».

  1. Беседа по картине.

- Вам, наверно, будет трудно ответить сразу на вопрос, что изображено художником на полотне. Да это и неудивительно, ведь сразу множество деталей обращают на себя внимание. Но давайте попробуем оттолкнуться от названия картины. «Первые зрители»…(Первые зрители – это два мальчика, которые с любопытством рассматривают  мастерскую художника)

- Как выглядят эти два мальчика? Как вы думаете, сколько им  лет? Попробуйте дать им имена.

- Как вы думаете, что привело сюда ребят? Как они оказались у дома художника?

- А что же заинтересовало мальчиков?  Почему они с таким любопытством рассматривают мастерскую художника?

- Где же художник?

- Посмотрим на жилище художника и мы. Что изображено в его мастерской? Попробуйте описать, что вы видите в комнате. Почему мы можем быть уверены, что её хозяин -  художник?

- А для чего же предназначена палитра?

- Ребята, существует выражение: «палитра живописца». Как вы его понимаете?

- Обратите внимание, на палитре лежат три кисти. Зачем  столько кистей художнику?

- Что же ещё привлекает внимание в интерьере, то есть в описании помещения, где трудится художник?

- Но ведь картина сама по себе стоять не может, иначе упадёт. К чему она прикреплена?

- Да, это действительно мольберт, просто мы с вами его не видим. Что ещё привлекает внимание в мастерской  художника?

- Как вы думаете, ребята, а что изображено на картине художника?

- А почему художнику могла прийти идея изобразить этот пейзаж? Чем он так примечателен ?

- Есть ли другие мнения по поводу того, что изображено на картине художника?

- Обратимся к композиции картины. Что  вы можете сказать о её построении?

- Это и есть один из ответов на вопрос, почему картина получила название «Первые зрители». В центре картины изображены те, кому повезло стать первыми зрителями произведения искусства.

4.Словарно – стилистическая и орфографическая работа

1) составить предложения со совами: палитра, мольберт, краски, картина, художник, натюрморт, пейзаж.

2) подобрать слова к определённым тематическим группам:

- живопись (произведение искусства, картина, пейзаж, натюрморт, художник);

- мольберт (холст, полотно, рамка, подрамник, палитра, кисти, краски);

- колорит (мягкие краски, тёплые тона, светло-зелёная трава, голубое, лазурное, бирюзовое небо);

- мальчики (дети, ребята, братья, друзья );

- симпатичный (милый, располагающий к себе, приятный);

- белокурый (светловолосый, светло-русый, беспокойный, шустрый);

- восхищён (заворожен, удивлён, поражён, заинтересован, взволнован, взгляд прикован).

5. Ролевая игра

1)- Ребята, теперь нам предстоит оживить картину, обыграть эпизод из жизни мальчиков.

- Как вы думаете, как могли оказаться мальчики около дома художника, какой разговор состоялся между ними?

- Вспомните особенности построения жанра рассказа. (Небольшое эпическое произведение, повествующее об одном или нескольких эпизодах из жизни героев. Рассказ начинается с завязки; затем происходит развитие действия; кульминация – самый острый, напряжённый момент; затем развязка).

-  Подумайте, как  можно озаглавить наш рассказ. («В гостях у художника»).

2)Распределение ролей: автора, Кости (старший мальчик), Кирилла (младший мальчик), художника.

6. Написание  сочинения

- Ребята, вам предстоит составить рассказ по картине Е.В.Сыромятниковой «Первые зрители». Но прежде давайте выделим элементы построения рассказа в том сюжете, который вы только что придумали.

- Наш рассказ начинается с пролога? (Да, пролог – это повествование о том, почему ребята решили отправиться к дому художника.)

- Действительно, это так, ведь развитие действия начинается именно с этого момента. Развиваясь, оно доходит до наивысшей точки, то есть до кульминации. Где же здесь кульминационный момент? (Мне кажется, это момент, когда Костя видит картину: не случайно он уделяет ей столько внимания, его захлёстывают эмоции».)

- То есть в этот момент наши герои становятся первыми зрителями. При этом второго мальчика в большей степени интересует не  картина, а мяч. А теперь  давайте  подумаем, где в нашем рассказе развязка? (Развязка – это появление художника.)

- Вы правы, именно после этого действие «спадает», и мальчики исчезают с поля нашего зрения.

- Теперь, вспомнив ещё раз основные элементы построения рассказа, вы составите свои рассказы.

7.Рефлексия.  Самоанализ детей.

  1. Что я сегодня узнал нового на уроке.
  2. Чему я сегодня научился.
  3. Какую информацию я хочу еще получить.
  4. Смогу ли я написать сочинение  - описание дома на черновике.

8. Домашнее задание.  Написать сочинение на черновике.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Р/Р. Сочинение – рассказ по картине Е.В.Сыромятниковой «Первые зрители»»

Тема урока: Р/Р. Сочинение – рассказ по картине Е.В.Сыромятниковой «Первые зрители»

Цель урока:

Образовательная

  • Познакомить учащихся с построением рассказа на основе ролевой игры;

  • Повторить особенности диалогической речи и разговорного стиля;

  • Повторить тему «интерьер»;

  • Активизировать в речи учащихся следующие искусствоведческие термины: художник, полотно, пейзаж, натюрморт, палитра, краски, кисти, «палитра живописца», интерьер, картина, мольберт.

Развивающая

  • Развивать и обогащать речь учащихся словами, связанными с темой картины, и средствами выражения замысла художника.

  • Развивать мышление, устную и письменную речь, творческое воображение детей.

Воспитательная

  • Воспитывать интерес к произведениям искусства, в частности, к творчеству Е.В.Сыромятниковой.

Оборудование урока: репродукция картины Е.В.Сыромятниковой «Первые зрители»

Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Вступительное слово учителя

Каждый из вас, ребята, бывал в картинных галереях. А вот доводилось ли вам бывать в мастерской какого-нибудь знаменитого художника?! Видели ли вы, как на холсте ткани или на чистом листе бумаги появляются первые наброски знакомого вам пейзажа или натюрморта?! Сегодня мы с вами познакомимся с ребятами , которым удалось немножко прикоснуться к секретам творчества, увидеть только что написанную картину, стать первыми зрителями. А поможет нам в этом картина Е.В.Сыромятниковой «Первые зрители».

  1. Беседа по картине.

- Вам, наверно, будет трудно ответить сразу на вопрос, что изображено художником на полотне. Да это и неудивительно, ведь сразу множество деталей обращают на себя внимание. Но давайте попробуем оттолкнуться от названия картины. «Первые зрители»…(Первые зрители – это два мальчика, которые с любопытством рассматривают мастерскую художника)

- Как выглядят эти два мальчика? Как вы думаете, сколько им лет? Попробуйте дать им имена.

- Как вы думаете, что привело сюда ребят? Как они оказались у дома художника?

- А что же заинтересовало мальчиков? Почему они с таким любопытством рассматривают мастерскую художника?

- Где же художник?

- Посмотрим на жилище художника и мы. Что изображено в его мастерской? Попробуйте описать, что вы видите в комнате. Почему мы можем быть уверены, что её хозяин - художник?

- А для чего же предназначена палитра?

- Ребята, существует выражение: «палитра живописца». Как вы его понимаете?

- Обратите внимание, на палитре лежат три кисти. Зачем столько кистей художнику?

- Что же ещё привлекает внимание в интерьере, то есть в описании помещения, где трудится художник?

- Но ведь картина сама по себе стоять не может, иначе упадёт. К чему она прикреплена?

- Да, это действительно мольберт, просто мы с вами его не видим. Что ещё привлекает внимание в мастерской художника?

- Как вы думаете, ребята, а что изображено на картине художника?

- А почему художнику могла прийти идея изобразить этот пейзаж? Чем он так примечателен ?

- Есть ли другие мнения по поводу того, что изображено на картине художника?

- Обратимся к композиции картины. Что вы можете сказать о её построении?

- Это и есть один из ответов на вопрос, почему картина получила название «Первые зрители». В центре картины изображены те, кому повезло стать первыми зрителями произведения искусства.

4.Словарно – стилистическая и орфографическая работа

1) составить предложения со совами: палитра, мольберт, краски, картина, художник, натюрморт, пейзаж.

2) подобрать слова к определённым тематическим группам:

- живопись (произведение искусства, картина, пейзаж, натюрморт, художник);

- мольберт (холст, полотно, рамка, подрамник, палитра, кисти, краски);

- колорит (мягкие краски, тёплые тона, светло-зелёная трава, голубое, лазурное, бирюзовое небо);

- мальчики (дети, ребята, братья, друзья );

- симпатичный (милый, располагающий к себе, приятный);

- белокурый (светловолосый, светло-русый, беспокойный, шустрый);

- восхищён (заворожен, удивлён, поражён, заинтересован, взволнован, взгляд прикован).

5. Ролевая игра

1)- Ребята, теперь нам предстоит оживить картину, обыграть эпизод из жизни мальчиков.

- Как вы думаете, как могли оказаться мальчики около дома художника, какой разговор состоялся между ними?

- Вспомните особенности построения жанра рассказа. (Небольшое эпическое произведение , повествующее об одном или нескольких эпизодах из жизни героев. Рассказ начинается с завязки; затем происходит развитие действия; кульминация – самый острый, напряжённый момент; затем развязка).

- Подумайте, как можно озаглавить наш рассказ. («В гостях у художника»).

2)Распределение ролей: автора, Кости (старший мальчик), Кирилла (младший мальчик), художника.

6. Написание сочинения

- Ребята, вам предстоит составить рассказ по картине Е.В.Сыромятниковой «Первые зрители». Но прежде давайте выделим элементы построения рассказа в том сюжете, который вы только что придумали.

- Наш рассказ начинается с пролога? (Да, пролог – это повествование о том, почему ребята решили отправиться к дому художника.)

- Действительно, это так, ведь развитие действия начинается именно с этого момента. Развиваясь, оно доходит до наивысшей точки, то есть до кульминации. Где же здесь кульминационный момент? (Мне кажется, это момент, когда Костя видит картину: не случайно он уделяет ей столько внимания, его захлёстывают эмоции».)

- То есть в этот момент наши герои становятся первыми зрителями. При этом второго мальчика в большей степени интересует не картина, а мяч. А теперь давайте подумаем, где в нашем рассказе развязка? (Развязка – это появление художника.)

- Вы правы, именно после этого действие «спадает», и мальчики исчезают с поля нашего зрения.

- Теперь, вспомнив ещё раз основные элементы построения рассказа, вы составите свои рассказы.

7.Рефлексия. Самоанализ детей.

  1. Что я сегодня узнал нового на уроке.

  2. Чему я сегодня научился.

  3. Какую информацию я хочу еще получить.

  4. Смогу ли я написать сочинение  - описание дома на черновике.

8. Домашнее задание.  Написать сочинение на черновике.



сегодня я узнал...

o было трудно…

o я понял, что…

o я научился…

o я смог…

o было интересно узнать, что…

o меня удивило…


o сегодня я узнал...

o было трудно…

o я понял, что…

o я научился…

o я смог…

o было интересно узнать, что…

o меня удивило…




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Р/Р. Сочинение – рассказ по картине Е.В.Сыромятниковой «Первые зрители»

Автор: Чиркова Любовь Васильевна

Дата: 09.05.2021

Номер свидетельства: 580079


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства