Содержание работы на уроке. Подготовительная работа 1. Рассказ о биографии художника. 2. Рассматривание картины. (беседа, обсуждение, выделение существенного, отдельные записи) 3. Систематизация материала в соответствии с планом (работа над планом) 4. Лексическая и орфографическая подготовка 5. Пересказ по плану Практическая работа 6. Словесное речевое оформление сочинения 7. Совершенствование написанного, проверка и исправление ошибок (самостоятельно) | Зинаида Лансере, будущая Серебрякова, появилась на свет в декабре 1884 года в родовом имении Нескучное под Белгородом в семье творческих людей. Ее мать Екатерина Лансере происходила из рода потомственных франко-итальянских художников и архитекторов, да и сама она была одаренным художником-графиком. Отец Зинаиды Евгений Лансере, прославился как одаренный скульптор-анималист. Только дочь его совсем не знала: он умер, когда девочке едва исполнилось два года. Дяди, старшие братья, друзья дома Лансере — все занимались живописью и увлекались рисованием. Первыми вдохновителями и учителями Зинаиды были дядя Шура (художник и художественный критик Александр Бенуа) и дядя Берта (художник, архитектор и академик Альберт Бенуа). Творческая атмосфера в доме Лансере и преемственность великой династии художников определили личность и судьбу девочки. Она с детства приучилась к тому, что рисовать и писать кистью — это так же естественно, как и дышать. Атмосфера детства Зинаиды Лансере — это теплые и беззаботные семейные посиделки, домашние спектакли, чтение вслух и игра на фортепиано в кругу родных и друзей дома. Зимовали в большой квартире деда в Санкт-Петербурге неподалеку от Мариинского театра, а на лето отправлялись в любимое Нескучное. Наступил творческий расцвет Серебряковой, а одновременно с ней триумф отмечало и новое русское искусство. В это время были популярны многие неоклассики: Валентин Серов, Константин Сомов, Константин Коровин, Виктор Борисов-Мусатов. Авангард еще не был силён, и казалось, что русская живопись пойдет по вектору Мане и Дега. В работе Серебрякова не использовала абстрактных форм и скрытых смыслов, предпочитая изображать природу, невинные детские игры, красивое и здоровое женское тело. Последнему она посвятила еще одну монументальную картину — «Баня» (1913), в центре сюжета которой банный день крестьянок. Родились еще двое детей — девочки Татьяна и Екатерина. В этот период Серебрякова много рисовала мужа, домашних, природу, себя. Одна из ее самых известных работ — портрет детей «За завтраком» (1914) — создана именно тогда: детские лица, обращенные к художнице, стол, белая скатерть, кольца для салфеток, фарфоровая супница, руки бабушки, разливающей суп по тарелкам. Мирная домашняя сцена на картине контрастировала с надвигающейся на Россию бедой — в это время уже шла Первая мировая война. Сегодня мы познакомимся с одной из картин мастера «За обедом». (стр. 78) -Рассмотрите внимательно картину и прислушайтесь к себе, к своим чувствам -Какое чувство вызвала у вас картина? -Что изобразил художник? -Как художник передал на картине детей? -Какие краски преобладают на картине? Какое настроение это вызывает? -Из каких частей состоит план описания? 1. Вступление. 2. Основная часть. 3.Заключеник. -О чем мы должны рассказать вначале? -Как можно озаглавить основную часть? О чем пойдет речь в ней? -Что будем описывать и в какой последовательности? -Как закончите сочинение? -Чтобы в сочинении не было речевых ошибок, подберите синонимы к словам, которые можно использовать в сочинении: -Рядом с планом вы видите опорные слова, которые вы можете использовать в своем сочинении. Прочитайте их и объясните орфограммы. -А теперь устно проговорим текст сочинения, опираясь на пункты плана и опорные слова к ним. (дети озвучивают текстовый вариант сочинения по пунктам плана) -Самостоятельно запишите текст сочинения в своих тетрадях. -До конца урока осталось 5 минут. Прочитайте написанное внимательно (по слогам), если заметите ошибки, исправьте их. | Слушают рассказ учителя, отбирают материал для сочинения, высказывают свои личные впечатления. Обсуждают, отвечают на вопросы учителя; запись слов, составление отдельных словосочетаний, предложений или фрагментов связного текста, объединенных темой (по вопросам учителя) Рассказать о художнике Чтение плана, участвуют в коллективном обсуждении; составляют ответы на каждый вопрос (пункт) плана; составляют связный рассказ по плану. Упр. в написании трудных слов, уточняют лексическое значение отдельных слов; восстанавливают деформированный текст и пр. Устно составляют сочинение, устраняют речевые ошибки и недочеты. Пишут сочинение. Проводят самопроверку, совершенствуют написанный текст, исправляют замеченные недочеты и ошибки. | (П): рассуждение по новой теме. (П): (общеучебные) осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. (П): (логические) самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. |