Просмотр содержимого документа
«Путешествие в страну Грамотейск»
Урок русского языка.
Учитель: Атласова Саргылана Лаврентьевна
Школа: МБОУ Мюрюнская СОШ№2
Тема: Состав слова. Путешествие в Грамотейск.
Класс: 3 «А»
Тип урока: Урок – обобщение.
Методы: наглядный, практический, частично – поисковый.
Форма урока: урок – игра.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, групповая
Цель:
1.Обобщить и систематизировать знания учащихся о составе слова.
2.Расширить кругозор детей о слове.
3.Работать над развитием речи учащихся.
4.Формировать интерес к русскому языку.
Задачи:
Образовательные: сформировать представление о составе слова; Развивающие: формирование умения анализировать звучащую речь; формирование опыта работы с учебными материалами; развитие речи, мышления, воображения;
Воспитывающие: воспитывать навыки самостоятельной работы, умения работать в парах и группе
Планируемые результаты
Личностные:
- Проявление творческого отношения к процессу обучения;
- Проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме.
Метапредметные
Познавательные:
Умение:
- осмысливать слова с учетом особенностей их происхождения;
- перерабатывать полученную информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
- обобщать полученную информацию;
- давать оценку своим действиям, оценивать результат;
- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Регулятивные
Умение:
- работать по предложенному учителем плану, проговаривая последовательность действий;
- формулировать вопрос, проблему, затруднение, с которым столкнулись учащиеся; оценивать сложившуюся учебную ситуацию.
Коммуникативные
Умение:
- оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, формулировать высказывание;
- сотрудничать, договариваться о последовательности действий и результате, учиться представлять другим ход работы и ее результат, слушать мнение других;
- адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.
Предметные
- усвоение состава слова;
- умение находить в словах изученные части слова, корень, окончание.
Организация образовательного пространства
Межпредметные связи
Окружающий мир, литературное чтение
Оборудование:
- учебник «Русский язык» 3 класс. – М.: Издательский центр
- компьютер учителя;
- мультимедийный проектор или интерактивная доска;
Учитель: Сегодня у нас необычный урок. Мы проведем творческую игру по русскому языку. Начнем наш урок с чтения стихотворения Сергея Острового "Первородство". К словам привыкаешь день ото дня,
А они первородного смысла полны...
И когда я слышу:
- Извини меня!
Это значит:
- Исключи меня из вины!
У слова цвет своего огня,
Своё пространство, свои рубежи.
И когда я слышу:
- Обереги меня!
Это значит:
- Берегами меня окружи.
У слова есть корни. И есть родня.
Оно не подкидыш под сирым кустом.
Когда я слышу:
- Защити меня!
Это значит:
- Укрой меня за щитом!
Вслушайся! Вникни! Не позабудь!
У слова свой норов. Своё нутро.
И если ты в эту проникнешь суть -
Слово тебе сотворит добро. (Состав слова)
Слайд1. Как произошли слова «извини», «обереги», «защити»?
Вывод: слова в русском языке имеют свое происхождение, свои корни.
Какие ассоциации возникают при слове «Состав»?
Какое значение имеет это слово? (состав поезда, состав слова, состав сборной по хоккею, состав воздуха, лекарственный состав, раствор)
Слайд2 Вот как написали значение слова «состав» в толковом словаре..
Как вы думаете на нашем уроке о каком составе будем говорить?
Правильно, сегодня мы будем изучать состав слова.
3. Применение полученных знаний
Мы с вами отправляемся в путешествие на этом составе (Слайд3 поезд) в город Грамотейск.
А путешествовать мы будем по нашей великой стране.
Как называется наша страна?
А как она называлась в давние времена?
Послушайте, что пишет об этом С. Романовский: (слайд4) " Короткое - в один слог всего! А какое просторное и загадочное слово! Оно пришло к нам из седой древности и навеки осталось с нами. Учёные высказали много соображений, что оно обозначает: и кто из учёных прав, а кто – нет, я не знаю. Да и никто, наверное, не знает. Положа руку на сердце, я считаю, что у слова Русь много значений, как притоков у великой реки. Русь. Русские. Россия. Россияне. Не мне одному представляется, что слова эти родственны словам: Русло, то есть ложе реки, по которому оно течёт. Русалка - сказочная обитательница рек и озёр с прекрасным лицом и рыбьим хвостом. Роса и производное от неё слово росяница - обильная, толстая роса, лежащая поутру на траве или деревьях. Иными словами, Русь - это сторона, где много рек и озёр, а русский - это человек, живущий у воды».
- Теперь назовите мне семейку слов, родственных со словом Русь. ( Русский, русло, Русалка.)
1 остановка «Снежная»
Что такое корень слова?
Как найти корень в словах?
Открываем рабочие тетради на с.53 н.131
Какие слова в каждом ряду оказались лишними?
1. холод
2. вихрь. Что означает это слово? (слайд 4)
В каком произведении мы встречали это слово?
(Зимний вечер. А.С.Пушкин)
Кто желает прочитать это стихотворение?
А теперь сами придумаем однокоренные слова к словам: снег, зима, скрип, звон.
2 остановка Физкультурная.
Каждый день по утрам
Делаем зарядку
Очень нравится нам делать по порядку
Весело шагать, руки поднимать
Приседать и вставать
Прыгать и скакать
Вдох-выдох
3 остановка остановка Отвечайкино.
Слайд 5. Прочитайте, понятно ли вам, какая мысль выражена в этом предложении?
Дочк…. слуша…. мам… .
Как называется часть слова, которая внесла ясность?
Что вы знаете об окончании?
4. продолжаем наше путешествие в город Грамотейск. Следующая остановка
Лесная. (звучит музыка леса)
Мы вошли в лес.
Работа в группах по текстам
1 группа
1.Прочитайте и озаглавьте текст.
2. Какие слова из текста можно отнести к форме одного и того же слова? Подчеркните их. Выделите окончания
В чесноке много полезных веществ. Сок чеснока помогает залечивать раны. Раньше чесноком лечили кашель.
2 группа
1.Прочитайте и озаглавьте текст.
2. Какие слова из текста можно отнести к форме одного и того же слова? Подчеркните их. Выделите окончания
Это было тихое лесное озеро. По берегам озера стояли дубы- великаны. Жили на озере чудесные лебеди. Лебеди плавали по озеру, низко склоняли головы.3 группа.
1.Прочитайте и озаглавьте текст.
2. Какие слова из текста можно отнести к форме одного и того же слова? Подчеркните их. Выделите окончания
Красива береза в солнечные дни. Листья у березы ярко- зеленые. Прилетели к березе рябчики. Про березу в народе говорят - лесная красавица.
Защита своих работ группами.
Слайд 6 Вставьте слово лиса в словосочетаниях, изменяя по смыслу.
пушистый хвост у ___________
долго выслеживал ________
любовался я ___________
много сказок о ___________
Что получилось?
(У лисы, лису, лисой, о лисе.)
Узнаем еще об окончании из учебника на с.83. Все ли слова имеют окончания?
5. И вот мы приехали к остановке Окончательная.
Какие знания помогли в нашем путешествии? (ответы детей)
О каких частях слова мы сегодня вспоминали?
Давайте выполним проверку, все ли мы хорошо усвоили с помощью теста.
Индивидуальная работа . Самопроверка.
Игра «Антонимы» Скажу я слово «высоко»
А ты ответишь …….
Скажу я слово «далеко»
А ты ответишь………..
Теперь «начало» я скажу
Ну отвечай ……конец
И нашему путешествию пришел конец. Мы с вами приехали в город Грамотейск, где нам еще придется поработать над составом слова.
4.Заключительная часть. Рефлексия
Продолжите предложение:
Интересным на уроке было…..
Трудным было…..
Новым было….
Я дарю вам смайлики. Если было интересно на уроке покрасьте их в желтый цвет, а если не очень, то в синий.