Просмотр содержимого документа
««Путешествие по столице Казахстана»»
Предмет: Русский язык
Тема урока: «Путешествие по столице Казахстана»
Повторение имени числительного
Цель урока:
Образовательная: Обобщение и систематизация знании по теме имя числительное
Развивающая: Совершенстование навыка находить изученную часть речи в тексте, обосновывать правильность выбора орфограмм при написании числительного
Воспитательная: Повышение интереса к истории своей страны и ее столицы – Астаны.
Тип урока: Нетрадиционный, урок – путешествие
Метод: Коммуникативный, лексическая тема – Столица Казахстана – Астана.
Форма: Коллективная
Оборудование: Карта схема города, герб Астаны, видеофильм, выставка книг.
Ход урока
І. Организационный момент и психологическая установка
- Дети, вам тепло? (Да)
-В классе светло? (Да)
-Прозвенел уже звонок? (Да)
-Уже закончился урок? (Нет)
-Только начался урок? (Да)
-Хотите учится? (Да)
2
V. Выставление оценок за урок
VІ. Домашнее заданиеСоставить мини-ЭССЕ на тему «Каким будет столица в 2030 году»
VІІ. Урок закончен, ребята. Спасибо за сегодняшнюю работу. До свидания!
11
А вот и сам красавец БАЙТЕРЕК. Высота Байтерека состовляет 97 метров. Сам золотой шар диаметром 22метра расположен на высоте 76,9 метров. Вес купола почти 70 тонн, а площадь поверхности Золотого шара -1553 квадратных метра. Золотой шар весом 695 тонн.
Учащися склоняют числительное 695 тонн
И.п. шестьсот девяносто пять тонны
Р.п. шестьсот девяноста пяти тонн
Д.п. шестистам девяноста пяти тоннам
В.п. шестьсот девяносто пять тонны
Т.п. шестью стами девяноста пятью тоннами
П.п. о шестисот девяноста пяти тоннах
Конструируйте словосочетание, имеющие в своем составе собирательные числительные:
Предлагаю экскурсантам принять участие в лингвистическом эксперименте. Демонстрирую табличку
Что же произойдет в этом году? Ученики записывают свои предположения и озвучивают их, обозначая дату словами.
10
-Значить можно всем садится?
Наш веселый школьный звонок,
Пригласил нас всех на урок.
Урок повторение сегодня у нас,
Компьютер будет работать для нас.
На нашей гостей вы сейчас огленитесь,
Доборой улыбкою всем улыбнитесь.
Много сегодня работы у нас,
И всем я желаю успехов сейчас!
ІІ. Переход к основному моменту урока:
1) Начинаю проверку усвоенного с традиционной разминки, предложив решить лингвистические пропорции:
Существительное = Числительное__________
Предмет восемьдесят, путешествие, число
Прилагательное=Числительное___ ______
Юбилейный десять, десятка, десятиэтажный
Глагол=Числительное_ ____________
Спрягать писать, склонять, считать, двадцать
2) Знатоки русского языка
Выбрать одну из шести цифр на табло и рассказать правило
1
2
3
4
5
6
3
Слова оба, обе относятся ли к числительному? (собирательные числительные)
Из одного корня состоит какое числительное? (простыми, состоящими из одного слова: 2 – два, 100 – сто)
Из двух корней состоит какое числительное?
(сложными,состоящими из двух корней: 50 – пятьдесят, 200 - двести)
Эти числительные состоят из нескольких числительных, назовите их (составными, состоящими из нескольких отдельных числительных: 2202 – две тысячи двести два)
Митя читал текст: Шестеро укладывали кирпичи, двоеим помогали. В эту минуту зашел брат и он услышал конец текста. Он ему говорит,-давай поспорим Митя, что все твои работавшие люди – мужчины. По каким словам он догодался? (Говоря об определенном числе или лиц мужского пола или детей как в о едином целом нужно употребить собирательные числительные)
По форме и по роли эти числительные похожи на прилагательные. (порядковые числительные имеют окончания прилагательных: первый, седьмая, восьмое)
-Поздравляем, вы все достойны отправиться на экскурсию в Астану.
-А что такое экскурсия, ребята?
-Посещение достопримечательного места
-Поездка куда-либо с целью ознакомиться чем-либо
-Организованный, сопровождаемый объяснением показ чего-либо, который проводится с ознакомительной целью по определенному плану.
Слово учителя
-Да, экскурсия – это поездка, посещения города, музея, выставки с образовательной или увеселительной целью экскурсию в Астану. Перенестись туда поможет нам книга Президента Казахстана Н.А.Назарбаева «В самом сердце Евразии». Путишествуя по ее страницам, мы узнаем о проблемах, о ее истории, перед тем как начать заполнение путевого листа, обращаю внимание экскурсанов на высказывание Президента, взятое эпиграфом к уроку:
4
У главного города каждой старны – столицы есть свой знаковый символ. Символами каких столиц являются, например, вот эти архитектурные конструкций: (Демонстрирую фотографии с изображением Кремля, Эйфелевой башни, Байтерека)
9
Экскурсанты вновь отправляются в путь следующая остановка – этнопарк «Атамекен», Полюбовавшись этим музеем, ученики читают текст:
В этот теплый субботний день, в сентябре 2001 года, я вновь посетил одну из самых больших достопримечательностей столицы – ЭТНОПАРК «Атамекен», который представляет собой схематическую карту Казахстана. Такую МИНИКАРТУ всей страны я впервые увидел в Индонезии. После приезда поручил городскому руководству сделать проект и построить нам «АНАЛОГ»
Словарная работа
Этнопарк – «ЭТНОС» - национальность, национальный парк
Миникарта – «МИНИ» - маленький, маленькая карта
Аналог – нечто представляющее соответствие другому предмету, явлению или понятию (аналогичный)-ұқсас
8
«Казахстан – наша Родина. Каждый кусочек родной земли с ее природой и погодой – это Богом данная судьба. У Родины не бывает плохих или хороших мест. Родину любят такой какая она есть. Какой ее оставили наши предки».
(видеофильм)
5
Взяв на себя роль гида, объявляю о начале экскурсии. Звучит песня С.Мурсалимова «Мой Казахстан». На экране сменяются виды сталицы, которые я сопровождаю комментариями. На партах-предложение (фрагменты из книги)
Астана-это административный центр Республики Казахстан и город с насилением
700 000 человек (по данным последней переписей 2009 года), с бурно развивающейся городской инфраструктурой, обеспечивающей комфорт жителям и гостям столицы.
Вопросы и задания:
Hайдите синоним к словам управленческий, руководящий(Административный)
Bыпишите из текста словосочетания «числительное +существительное», заменив цифры словами. (семьсот тысяч человек, две тысячи девятого года)
а) Что обозначает числительное как часть речи?(определяет количество предметов)
б) Какими бывают числительные по разряду и составу?
(по разряду бывают собирательные, количественные, порядковые и по составу бывают простые, сложные, состовные )
в) Чем отличаются количественные числительные от порядковых?(порядковые имеют окончание прилагательных. Отвечает на вопрос который? (первый) количественные отвечает на вопрос сколько? (один, двадцать два))
Сообщаю, что нам автобус двигается по городу со скоростью 40-50 километров в час, что позволяет хорошо разглядеть достопримечательности сталицы. Допустимая скорость в городе – 60 километров в час. На трассе Астана-Алматы «Икарус» может ехать со скоростью до 70-80 километров в час.
6
1) Спрашиваю, какие вопросы « спрятались» в моем сообщении. (склонение количественных числительных, правописание мягкого знака в числительных от 50 до 80)
2)Учащиеся склоняют числительное пятьдесят
(И.п. пятьдесят
Р.п. пятидесяти
Д.п. пятидесяти
В.п. пятьдесят
Т.п. пятьюдесятю
П.п. о пятидесяти)
Просклоняв числительное пятьдесят, давайте решим задачку, связанным нашим автобусом и переведем на русский язык условие:
Арасы 1400 км. Алматы мен Астана қалаларынан бір мезгіллде бір-біріне қарама-қарсы шыққан екі жеңіл машина жеті сағаттан кейін кездесті. Олардың бірі 110 км/сағ.жылдамдықпен жүрсе екіншісінің жылдамдығы қандай болғаны?
Перевод на русский язык
Одновременно на встречу друг другу из городов Астана и Алматы выехали две легковые машины. Они встретились через 7 часов. Растояние между этими городами 1400 км. Скорость одной из машин 110 км/час. Найти скорость второй машины.