Просмотр содержимого документа
«Путешествие по малому кольцу морфологии »
Открытый урок русского языка
«Путешествие по малому кольцу морфологии».
Цель урока:
* Закрепить звания учащихся о значении и морфологических признаках имени существительного, прилагательного, глагола.
* Уметь опознавать их среди частей речи.
* Воспитать внимание к себе, к окружающим, привить навыки здорового образа жизни и любви ж природе.
Оборудование:
На листе ватмана нарисована карта путешествия по малому кольцу «морфологии»,
кроссворд, таблица, «Значение частей», таблица «Морфологические признаки частей речи (существительное, прилагательное, глагол), пейзажи «Времена года», магнитофон.
Учитель русского и литературы высшей квалификационной категории Щербакова Наталия Викторовна
Ход урока:1.Организационная часть.
Приветствие учащихся, поинтересоваться их здоровьем, самочувствием, настроением. 2. Работа над чистой речи (Проговариваем скороговорку).
В поле Поля - Полюшка
Полет поле полюшко,
Сорняков ее будет в поле, Если полет поле Поля.
3. Слово учителя.
Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в Путешествие по малому кольцу морфологии. В ходе путешествия мы с вами повторим пройденные части речи (имя существительное, прилагательное, глагол), научимся укреплять свое здоровье, узнаем много интересного о правильном питании, узнаем об экологии окружающей среды на примерах нашего писателя земляка Романовского С.Т.
Яприглашаю всех ребят принять участие в этом увлекательном путешествии. В ходе путешествия Вам придется хорошенько подумать обо всем, что увидите и услышите.
Наш автобус отправляется. Ребята, поскорее занимайте места. (Звучит музыка).
Наша первая остановка на станции «Экологическая». Здесь живут люди, которые любят чистоту и порядок.
Они живут здесь по правилам: .
Чистота - залог здоровья.
? Объясните пожалуйста значение этой пословицы.
И сегодня мы поговорим с вами на очень важную тему. Две наиболее жгучие проблемы современности - сохранение мира и окружающей среды. Земля - это наш дом. А как мы этот дом ведем?
«Наша земля - вся твоя, как есть. Пей из ее родников, бегай босиком по ее росе, слушай, как рано утром, шевеля прах прошлогодней предшественницы, растет трава. Радуйся этой земле в никогда не поднимай руку на живое и полезное на ней, а заступайся за нее. Живое нуждается в твоей защите», - писал С.Т. Романовский, елабужанин, член союза писателей СССР. И удивляться тут, собственно, нечему. В Елабуге Станислав Тимофеевич Романовский родился, здесь прошли его детские и школьные годы. Сюда же он вернулся после окончания Казанского университета - преподавать в Елабужском библиотечном техникуме. Это уже потом события его жизни получили новый поворот и стали развиваться более стремительно. С 1957 года он главный редактор газеты - Ульяновский комсомолец, в 1964 году, по решению ЦК ВЛКСМ, его переводят в Москву на должность ответственного секретаря, а затем заместителя главного редактора журнала «Сельская молодость».
Выступление ученика:
- Первая книга очерков и рассказов С.Романовского «Ломтик солнца» выпущена Ульяновским книжным издательством в 1963 году. В последующие годы в Москве вышли его книги: «Поздняя ягода- ежевика», «Вятские - люди хватские», «Медведь и бабочка», «Пушка из красной меди», «Откровение», «Синяя молния» и др.
Писателя с детства окружала прекрасная природа Прикамья? Будучи впечатлительным мальчиком, он приглядывался к людям, к природе. Добрый, светлый мир копился в его душе и вылился затем в замечательных рассказах и повестях. Сообщение учительницы: - В обращении к юным читателям детской библиотеки, оставленном С.Романовским после встречи с ними в октябре 1968 года, в альбоме отзывов он пишет: «Ребята! Вы живете в прекрасном городе, среди дивной природы, у Камы. Красивей наших мест нет на свете. Оберегайте нашу природу. Сажайте деревья, расчищайте родники, кормите диких птиц, не жалейте труда. Если видите, что мелеет речка - посадите наее берега саженцы ... природа не останется неблагодарной - она вернет вам добро, которое вы затратили на нее она сделает вас здоровее физически. А главное вы станете лучше, сильнее, красивее сердцем. Изучайте природу - запоминайте названия трав, птиц, животных - перед вами распахнут мир чудес. Входите в него, не бойтесь - и вы будете счастливы, потому что прикосновение к природе - это счастье. А человек обязан быть счастливым»
Слово учителя:
Мне кажется, именно на книгах Романовского нужно сегодня воспитывать любовь к Родине, к людям, к природе. Рассказы писателя рассказывают богатству природы, помогают бережно относиться к ней и понимать ее, учат нас доброте, любая и состраданию ко всем живущим существам. А человек -самое совершенное, самое разумное существо на Земле.
Великий Шишкин родную Елабужскую природу изобразил в живописи и графике, Романовский - .в слове.
Работа в тетрадях:
А сейчас, ребята, давайте с вами запишем в тетрадях отрывок из рассказа С.Т. Романовского «Речная жемчужина»:
Мы шли втроем по зеленому берегу и я лишний раз убеждался, как красива моя Тойма. Река плавно изгибалась, и вода в ней синела озерной синью . А на берегу рос тальник в лимонно - желтых и красных листьях, и золотились стога. Белые церкви и их отражения струились и дрожали.
Задание:
1. Подчеркните существительные как члены предложения и определите их падеж, число и склонение.
2. Сделать морфологический разбор существительных,
I вариант - берегу; II вариант – синью.
А сейчас, пожалуйста, поменяйтесь тетрадочками и проверьте правильность выполнения задания. Молодцы, ребята, вы справились с заданием, продолжаем наш путь. Автобус приближается к станции «Разминайкино»
Наши глазки немного устали от путешествия, давайте, ребята, проведем с вами зарядку для глаз. Исходное положение - сидя за столом
упр. - моргаем 10-12 раз;
упр. - смотрим вверх, вниз (голова неподвижна).
упр. - смотрим вправо, влево (голова неподвижна)
упр. - широко открыть глаза я поморгать.
Ребята, рассаживаемся поудобнее и вновь отправляемся в путь. Следующая станция «Имени прилагательного»
Давайте вспомним вместе с вами, что такое имя прилагательное?
Назовите морфологические признаки имени прилагательного и синтаксическую роль в предложении.
1. Кроссворд.
Впишите в клеточки соответствующие прилагательные. Кто быстрее? (По рядам (выходит к доске ребёнок из каждого ряда и вписывает по одному слову)
Ответы: Синий
Ранний
Карий
4. Задний 5 . Давний
б. Летний
Весенний
Зимний
Лишний
Задания к кроссворду:
Предпоследний цвет спектра (цветов радуги):
Наступающий или наступивший - рано:
Коричневый (о цвете глаз)
Находящийся сзади:
Происходивший давно:
Относящийся к лету:
Поэтический синоним слова весенний:
Относящийся к зиме.
Превышающий потребность в чем - либо; такой, без которого можно обойтись.
. Что нужно сделать с краткими прилагательными звонок, мелок, чтобы они превратились в существительные? (Необходимо перенести ударение с первого слога на последний: звонок, мелок).
..Название какой единственной в мире национальности является прилагательным, которое употребляется в роли существительного? (Русский)
Наш автобус мчится все быстрее. Скоро мы подъедем к «Королевству Здоровья». И вот оно «Королевство Здоровья» Мы с вами попадаем в шкоду «Здорового питания»
Значение питания в жизнедеятельности человека отражает выражение Г. Гейне. «Человек есть то, что он ест», тем самым подчеркивая исключительную роль питания в формировании и тела, и поведения ребенка. Характер питания оказывает влияние на рост, физическое развитие человека, особенно в детском и подростковом возрасте. Правильное питание является абсолютно необходимым фактором для обеспечения нормального кроветворения, зрения и т.д. Надо отметить, что здоровое питание определяет и степень выраженности защитной функции организма, повышая устойчивость детей к инфекциям.
Выступление ученика:
В последнее время на Российском рынке появился большой ассортимент продуктов, которые не соответствуют рациону питания. Гамбургеры и супы быстрого приготовления, каши - минутки и чипсы стали неотъемлемой частью нашего питания. Очень часто в рекламе этих продуктов принимают участие дети. Однако это вовсе не значит, что рацион питания школьника должен состоять из «супов в стакане» и «хот-догов».
Некоторые из этих продуктов вы любите, а некоторые из них даже очень любите. 'Что же представляют собой эти продукты?
Слово учителя:
Давайте рассмотрим их внимательно. К ним относятся газированные сладкие напитки, карто- фельные чипсы, жевательные резинки, конфеты типа «чупа -чупс», гамбургеры, чизбургеры, хот-доги и другие.
Но есть и здоровая пища, которая изготовлена и выращена в наших местах. Красивые упаковки - это не значит, что полезно и вкусно.
Ребенок должен получить все группы продуктов, т.е. рацион должен быть разнообразным. Пища должна быть безопасной и соответствовать санитарным нормам и правилам. Важное внимание должно уделяться соблюдению режима питания.
Итак, в рацион питания современного ребенка должны быть включены все группы пищевых продуктов:
Мясо и мясопродукты;
Рыба и рыбопродукты;
Молоко и молочные продукты;
Яйца;
Пищевые жиры;
Плоды и овощи;
Хлеб и хлебобулочные изделия, макаронные изделия, крупы, бобовые.
Сахар и кондитерские изделия;
Напитки.
А теперь, исходя из перечисленных продуктов, поможем нашим школьным поварам составить
меню на завтрак, обед и ужин.
Дети составляют меню по рядам:
I ряд - на завтрак;
II ряд -на обед;
III ряд -на ужин.
Молодцы, ребята, вы справились с заданием. Мы продолжаем наше путешествие.
Следующая станция «Глагольная»
«Глаголы - это самая живая часть речи, в них «струится самая алая, самая свежая, артериальная кровь языка», - пишет А.К. Югов. Необходимо уметь пользоваться или при описании различных действий, Новые значения у глаголов появляются при присоединении приставок и суффиксов.
Ребята, обратите внимание, перед вами картины - пейзажи. Если мы не сможем сохранить природу, то жизнь на земле станет невозможной. Посмотрите на эту реку, лес, поле, горы (пейзажи на доске). Невозможно представить себе, что это исчезнет. Сохранение природы - дело каждого. А потому не сломай, а посади, не обидь, а защити и накорми.
По любой из картин напишите сочинение - миниатюру. Вспомните погоду после сентябрьских осенних холодов, утомительных дождей. Вновь к нам вернулась ясная, солнечная погода, с яркой листвой; с голубизной неба. (Звучит мелодия из сборника инструментальной музыки «Лунная со-ната» Р. Клайдермада)
Задание: Подчеркните в предложениях глаголы и определите их время и вид.
И вновь мы в пути. Наш автобус мчится все быстрее.
Перед вами, ребята, конечная станция «Олимпийская».
Жители станции «Олимпийская» любят спорт, активно отдыхают, весело живут. Давайте, ребята, выполним упражнение – разминку.
Исходное положение сидя:
1. Поднять руки вверх, выпрямить спину, вытянуться - вдох.
2. Наклониться головой до колен, руки вниз, назад и вверх - выдох, делать упражнение медленно, с
остановкой в крайних позициях, (повторим упражнение несколько раз).
Наше путешествие закончилось. И у нас с вами приветствует Королева Здоровья.
-Ребята, вы прошли все испытания и достойны стать жителями Королевства Здоровья. Дорогие юные жители моего королевства, заботьтесь о своем здоровье; соблюдайте правила личной гигиены, принимайте здоровую пищу, занимайтесь спортом и берегите нашу природу. Вырастайте здоровыми, веселыми и счастливыми.