kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Путешествие по малому кольцу морфологии

Нажмите, чтобы узнать подробности

* Закрепить звания учащихся о значении и морфологических  признаках имени существи­тельного, прилагательного, глагола.

* Уметь опознавать их среди частей речи.

* Воспитать внимание к себе, к окружающим, привить навыки здорового образа жизни и любви ж природе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Путешествие по малому кольцу морфологии »

Открытый урок русского языка

«Путешествие по малому кольцу морфологии».

Цель урока:

* Закрепить звания учащихся о значении и морфологических признаках имени существи­тельного, прилагательного, глагола.

* Уметь опознавать их среди частей речи.

* Воспитать внимание к себе, к окружающим, привить навыки здорового образа жизни и любви ж природе.

Оборудование:

На листе ватмана нарисована карта путешествия по малому кольцу «морфологии»,

кроссворд, таблица, «Значение частей», таблица «Морфологические признаки частей речи (существительное, прилагательное, глагол), пейзажи «Времена года», магнитофон.

Учитель русского и литературы высшей квалификационной категории Щербакова Наталия Викторовна






Ход урока: 1.Организационная часть.

Приветствие учащихся, поинтересоваться их здоровьем, самочувствием, настроением.
2. Работа над чистой речи (Проговариваем скороговорку).

В поле Поля - Полюшка

Полет поле полюшко,

Сорняков ее будет в поле,
Если полет поле Поля.

3. Слово учителя.

Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в Путешествие по малому кольцу морфологии. В ходе путешествия мы с вами повторим пройденные части речи (имя существительное, прилагательное, глагол), научимся укреплять свое здоровье, узнаем много интересного о правильном питании, узнаем об экологии окружающей среды на примерах нашего писателя земляка Романовского С.Т.

Я приглашаю всех ребят принять участие в этом увлекательном путешествии. В ходе путешест­вия Вам придется хорошенько подумать обо всем, что увидите и услышите.

Наш автобус отправляется. Ребята, поскорее занимайте места. (Звучит музыка).

Наша первая остановка на станции «Экологическая». Здесь живут люди, которые любят чистоту и порядок.

Они живут здесь по правилам: .

Чистота - залог здоровья.

? Объясните пожалуйста значение этой пословицы.

И сегодня мы поговорим с вами на очень важную тему. Две наиболее жгучие проблемы совре­менности - сохранение мира и окружающей среды. Земля - это наш дом. А как мы этот дом ведем?

«Наша земля - вся твоя, как есть. Пей из ее родников, бегай босиком по ее росе, слушай, как рано утром, шевеля прах прошлогодней предшественницы, растет трава. Радуйся этой земле в никогда не поднимай руку на живое и полезное на ней, а заступайся за нее. Живое нуждается в твоей защите», - писал С.Т. Романовский, елабужанин, член союза писателей СССР. И удивляться тут, собственно, нечему. В Елабуге Станислав Тимофеевич Романовский родился, здесь прошли его детские и школь­ные годы. Сюда же он вернулся после окончания Казанского университета - преподавать в Елабужском библиотечном техникуме. Это уже потом события его жизни получили новый поворот и стали развиваться более стремительно. С 1957 года он главный редактор газеты - Ульяновский комсомо­лец, в 1964 году, по решению ЦК ВЛКСМ, его переводят в Москву на должность ответственного секретаря, а затем заместителя главного редактора журнала «Сельская молодость».

Выступление ученика:

- Первая книга очерков и рассказов С.Романовского «Ломтик солнца» выпущена Ульяновским книжным издательством в 1963 году. В последующие годы в Москве вышли его книги: «Поздняя ягода- ежевика», «Вятские - люди хватские», «Медведь и бабочка», «Пушка из красной меди», «От­кровение», «Синяя молния» и др.

Писателя с детства окружала прекрасная природа Прикамья? Будучи впечатлительным мальчи­ком, он приглядывался к людям, к природе. Добрый, светлый мир копился в его душе и вылился за­тем в замечательных рассказах и повестях.
Сообщение учительницы:
-
В обращении к юным читателям детской библиотеки, оставленном С.Романовским после встречи с ними в октябре 1968 года, в альбоме отзывов он пишет: «Ребята! Вы живете в прекрасном городе, среди дивной природы, у Камы. Красивей наших мест нет на свете. Оберегайте нашу природу. Сажайте деревья, расчищайте родники, кормите диких птиц, не жалейте труда. Если видите, что мелеет речка - посадите на ее берега саженцы ... природа не останется неблагодарной - она вернет вам добро, которое вы затратили на нее она сделает вас здоровее физически. А главное вы станете лучше, сильнее, красивее сердцем. Изучайте природу - запоминайте названия трав, птиц, животных - перед вами распахнут мир чудес. Входите в него, не бойтесь - и вы будете счастливы, потому что прикосновение к природе - это счастье. А чело­век обязан быть счастливым»

Слово учителя:

Мне кажется, именно на книгах Романовского нужно сегодня воспитывать любовь к Родине, к людям, к природе. Рассказы писателя рассказывают богатству природы, помогают бережно относиться к ней и понимать ее, учат нас доброте, любая и состраданию ко всем живущим существам. А че­ловек -самое совершенное, самое разумное существо на Земле.

Великий Шишкин родную Елабужскую природу изобразил в живописи и графике, Романовский -
.в слове.

Работа в тетрадях:

А сейчас, ребята, давайте с вами запишем в тетрадях отрывок из рассказа С.Т. Романовского «Речная жемчужина»:

Мы шли втроем по зеленому берегу и я лишний раз убеждался, как красива моя Тойма. Река плавно изгибалась, и вода в ней синела озерной синью . А на берегу рос тальник в лимонно - жел­тых и красных листьях, и золотились стога. Белые церкви и их отражения струились и дрожали.

Задание:

1. Подчеркните существительные как члены предложения и определите их падеж, число и склонение.

2. Сделать морфологический разбор существительных,

I вариант - берегу; II вариант – синью.

А сейчас, пожалуйста, поменяйтесь тетрадочками и проверьте правильность выполнения задания. Молодцы, ребята, вы справились с заданием, продолжаем наш путь. Автобус приближается к станции «Разминайкино»

Наши глазки немного устали от путешествия, давайте, ребята, проведем с вами зарядку для глаз.
Исходное положение - сидя за столом

  1. упр. - моргаем 10-12 раз;

  2. упр. - смотрим вверх, вниз (голова неподвижна).

  3. упр. - смотрим вправо, влево (голова неподвижна)

  4. упр. - широко открыть глаза я поморгать.

Ребята, рассаживаемся поудобнее и вновь отправляемся в путь. Следующая станция «Имени
прилагательного»

Давайте вспомним вместе с вами, что такое имя прилагательное?

Назовите морфологические признаки имени прилагательного и синтаксическую роль в предложении.


1. Кроссворд.

Впишите в клеточки соответствующие прилагательные. Кто быстрее? (По рядам (выходит к доске ребёнок из каждого ряда и вписывает по одному слову)

  1. Ответы: Синий

  2. Ранний

  3. Карий

4. Задний
5 . Давний

б. Летний

  1. Весенний

  2. Зимний

  3. Лишний



Задания к кроссворду:

  1. Предпоследний цвет спектра (цветов радуги):

  2. Наступающий или наступивший - рано:

  3. Коричневый (о цвете глаз)

  4. Находящийся сзади:

  5. Происходивший давно:

  6. Относящийся к лету:

  7. Поэтический синоним слова весенний:

  8. Относящийся к зиме.

  9. Превышающий потребность в чем - либо; такой, без которого можно обойтись.

  1. . Что нужно сделать с краткими прилагательными звонок, мелок, чтобы они превратились в суще­ствительные? (Необходимо перенести ударение с первого слога на последний: звонок, мелок).

  2. ..Название какой единственной в мире национальности является прилагательным, которое упот­ребляется в роли существительного? (Русский)

Наш автобус мчится все быстрее. Скоро мы подъедем к «Королевству Здоровья». И вот оно «Ко­ролевство Здоровья» Мы с вами попадаем в шкоду «Здорового питания»

Значение питания в жизнедеятельности человека отражает выражение Г. Гейне. «Человек есть то, что он ест», тем самым подчеркивая исключительную роль питания в формировании и тела, и поведения ребенка. Характер питания оказывает влияние на рост, физическое развитие человека, особен­но в детском и подростковом возрасте. Правильное питание является абсолютно необходимым фактором для обеспечения нормального кроветворения, зрения и т.д. Надо отметить, что здоровое пита­ние определяет и степень выраженности защитной функции организма, повышая устойчивость детей к инфекциям.

Выступление ученика:

В последнее время на Российском рынке появился большой ассортимент продуктов, которые не соответствуют рациону питания. Гамбургеры и супы быстрого приготовления, каши - минутки и чипсы стали неотъемлемой частью нашего питания. Очень часто в рекламе этих продуктов принимают участие дети. Однако это вовсе не значит, что рацион питания школьника должен состоять из «супов в стакане» и «хот-догов».

Некоторые из этих продуктов вы любите, а некоторые из них даже очень любите. 'Что же пред­ставляют собой эти продукты?

Слово учителя:

Давайте рассмотрим их внимательно. К ним относятся газированные сладкие напитки, карто­-
фельные чипсы, жевательные резинки, конфеты типа «чупа -чупс», гамбургеры, чизбургеры, хот-доги и другие.

Но есть и здоровая пища, которая изготовлена и выращена в наших местах. Красивые упаковки - это не значит, что полезно и вкусно.

Ребенок должен получить все группы продуктов, т.е. рацион должен быть разнообразным. Пища должна быть безопасной и соответствовать санитарным нормам и правилам. Важное внимание долж­но уделяться соблюдению режима питания.

Итак, в рацион питания современного ребенка должны быть включены все группы пищевых
продуктов:

  1. Мясо и мясопродукты;

  2. Рыба и рыбопродукты;

  3. Молоко и молочные продукты;


  1. Яйца;

  2. Пищевые жиры;

  3. Плоды и овощи;

  4. Хлеб и хлебобулочные изделия, макаронные изделия, крупы, бобовые.

  5. Сахар и кондитерские изделия;

  6. Напитки.

А теперь, исходя из перечисленных продуктов, поможем нашим школьным поварам составить

меню на завтрак, обед и ужин.

Дети составляют меню по рядам:

I ряд - на завтрак;

II ряд -на обед;

III ряд -на ужин.

Молодцы, ребята, вы справились с заданием. Мы продолжаем наше путешествие.

Следующая станция «Глагольная»

«Глаголы - это самая живая часть речи, в них «струится самая алая, самая свежая, артериальная кровь языка», - пишет А.К. Югов. Необходимо уметь пользоваться или при описании различных дей­ствий, Новые значения у глаголов появляются при присоединении приставок и суффиксов.

Ребята, обратите внимание, перед вами картины - пейзажи. Если мы не сможем сохранить при­роду, то жизнь на земле станет невозможной. Посмотрите на эту реку, лес, поле, горы (пейзажи на доске). Невозможно представить себе, что это исчезнет. Сохранение природы - дело каждого. А по­тому не сломай, а посади, не обидь, а защити и накорми.

По любой из картин напишите сочинение - миниатюру. Вспомните погоду после сентябрьских осенних холодов, утомительных дождей. Вновь к нам вернулась ясная, солнечная погода, с яркой ли­ствой; с голубизной неба. (Звучит мелодия из сборника инструментальной музыки «Лунная со-ната» Р. Клайдермада)


Задание:
Подчеркните в предложениях глаголы и определите их время и вид.

И вновь мы в пути. Наш автобус мчится все быстрее.

Перед вами, ребята, конечная станция «Олимпийская».

Жители станции «Олимпийская» любят спорт, активно отдыхают, весело живут. Давайте, ребя­та, выполним упражнение – разминку.

Исходное положение сидя:

1. Поднять руки вверх, выпрямить спину, вытянуться - вдох.

2. Наклониться головой до колен, руки вниз, назад и вверх - выдох, делать упражнение медленно, с

остановкой в крайних позициях, (повторим упражнение несколько раз).

Наше путешествие закончилось. И у нас с вами приветствует Коро­лева Здоровья.

-Ребята, вы прошли все испытания и достойны стать жителями Королевства Здоровья. Дорогие юные жители моего королевства, заботьтесь о своем здоровье; соблюдайте правила личной гигиены, при­нимайте здоровую пищу, занимайтесь спортом и берегите нашу природу. Вырастайте здоровыми, ве­селыми и счастливыми.

Спасибо за участие в путешествии. Урок окончен.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Путешествие по малому кольцу морфологии

Автор: Щербакова Наталия Викторовна

Дата: 06.09.2015

Номер свидетельства: 228985


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства