kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Путешествие на велосипеде к различным типам сказуемых

Нажмите, чтобы узнать подробности

"Путешествие на велосипеде к различным типам сказуемых" представляет собой конспект интегрированного урока русского языки и ОБЖ. 

Цель урока: актуализировать, закрепить и связать тему по русскому языку «Типы сказуемых» с темой по ОБЖ «ПДД на велосипеде».
Задачи урока: 
Обучающая: формировать умение определять тип сказуемых;
Развивающая: развивать умение последовательно строить своё высказывание, расширять кругозор учащихся;
Воспитательная: получить необходимые знания, умения, навыки и привычки безопасного поведения на улицах и дорогах;
Оздоровительная: создание психологического комфорта на уроке, предупреждение учебной перегрузки.
Оборудование: 

- таблицы по русскому языку по теме «Типы сказуемых», 

- таблицы по ПДД,

- проектор, компьютер, презентация к уроку.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Путешествие на велосипеде к различным типам сказуемых »

Тема урока:"Путешествие на велосипеде к различным типам сказуемых".
УМК – М.М.Разумовской
Предмет - русский язык
Класс 8

Тип урока: интегрированный урок русского языка и ОБЖ, урок-практикум.
Цель урока: актуализировать, закрепить и связать тему по русскому языку «Типы сказуемых» с темой по ОБЖ «ПДД на велосипеде».
Задачи урока: 
Обучающая: формировать умение определять тип сказуемых;
Развивающая: развивать умение последовательно строить своё высказывание, расширять кругозор учащихся;
Воспитательная: получить необходимые знания, умения, навыки и привычки безопасного поведения на улицах и дорогах;
Оздоровительная: создание психологического комфорта на уроке, предупреждение учебной перегрузки.
Оборудование: 

- таблицы по русскому языку по теме «Типы сказуемых», 

- таблицы по ПДД,

- проектор, компьютер, презентация к уроку.


Ход урока:
1. Организационный момент.
- Начался урок. Я улыбнусь вам, а вы друг другу. Улыбнитесь нашим гостям. Как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны, добры, приветливы. Получить хороший заряд энергии и определить тему урока нам поможет веселая песня "Поющих гитар".
Слайд 1. (текст песни)

Трудно было человеку
Десять тысяч лет назад,
Он пешком ходил в аптеку,
На работу, в зоосад.
Он не знал велосипеда,
Слепо верил в чудеса,
Потому, что не изведал
Всех достоинств колеса,
Колеса.

Солнце на спицах,
Синева над головой,
Ветер нам в лица,
Обгоняем шар земной.
Ветры и вёрсты,
Убегающие вдаль,
Сядешь и просто
Нажимаешь на педаль.

Даль-даль-даль-даль
Даль-даль-даль-даль
Даль-даль-даль-даль
Даль-даль-даль-даль

А теперь на белом свете
Все куда-то колесят,
Едут взрослые и дети
На работу, в зоосад.
Едут в баню и аптеку,
Едут к тёще на обед,
Что же будет с человеком
Через десять тысяч лет,
Тысяч лет...

Солнце на спицах,
Синева над головой,
Ветер нам в лица,
Обгоняем шар земной.
Ветры и вёрсты,
Убегающие вдаль,
Сядешь и просто
Нажимаешь на педаль.

Даль-даль-даль-даль
Даль-даль-даль-даль
Даль-даль-даль-даль
Даль-даль-даль-даль

О-о, о-о, о-о, о-о

Даль-даль-даль-даль
Даль-даль-даль-даль
Даль-даль-даль-даль
Даль-даль-даль-даль.



2. Сообщение темы, целей урока.

-Послушав песню, вы смогли догадаться, что речь на уроке пойдет о велосипеде и правилах для велосипедистов. А поговорим мы о них на уроке русского языка, вспоминая типы сказуемых. Как вы думаете, может звучать тема нашего необычного урока? (варианты ответов учащихся). Запишите тему урока "Путешествие на велосипеде к различным типам сказуемых".


- А какие цели мы будем преследовать на уроке? (варианты ответов учащихся).Сегодня на уроке мы с вами продолжим учиться определять типы сказуемых, получим необходимые знания, умения, навыки безопасного поведения на улицах и дорогах.




3. Актуализация опорных знаний.
- Итак, в путь! Мы отправляемся в необычное путешествие: посетим страну Правил дорожного движения и Типов сказуемых. В этой стране встретиться ещё много ловушек и преград, преодолеть которые нам помогут ваши знания, полученные на уроках русского языка и ОБЖ.


Слайд 2.

- Кто из вас знает, почему велосипед так называется? (варианты ответов учащихся). В переводе с латыни velox значит «быстрый» и pedis – «ноги». Вот и получилось «быстроногий».

- А кто и когда изобрел велосипед? (Сообщение заранее подготовленного ученика).

Идея ездить, используя только мускульную силу самого человека, возникла давно. Гениальный итальянский художник и мыслитель Леонардо да Винчи, живший пятьсот лет тому назад, сделал эскиз экипажа, очень похожего на современный велосипед. У него были два одинаковых по размеру колеса, руль, седло и педали. А реализация идеи была предопределена развитием науки и техники.
Прежде чем велосипед приобрел современный вид, его конструкция прошла долгий и трудный путь исканий, открытий и заблуждений. Мысль об изготовлении конструкции, состоящей из двух одинаковых колес, соединенных между собой рамой, приходила в голову многим изобретателям в разных странах и частях света. Считается, что первый велосипед появился в 1808 г. в Париже. Он состоял из деревянной перекладины, соединяющей два колеса. Руля и педалей у него еще не было. Ехать на нем можно было только сидя на перекладине и отталкиваясь от земли ногами. Спустя всего 5 лет лесничий из Германии Карл фон Дрез усовершенствовал эту конструкцию, сделав ее переднее колесо управляемым. Внес свою лепту в совершенствование велосипеда простой рабочий – медник Дальзель. Чтобы не отталкиваться от земли ногами, он придумал рычажную передачу на ось переднего колеса. Седок попеременно двигал эти рычажки руками, тем самым приводя в движение велосипед. Но руки оказались плохими помощниками. Тогда Дальзель заменил рычажки педалями для ног. Данное усовершенствовани6е привлекло внимание к конструкции фабрикантов, которые увидели в ней оригинальную детскую игрушку. Они сделали его трехколесным, добавив для устойчивости сзади еще одно колесо. Но по-прежнему велосипед был редкостью. Делали его из дерева.

Слайд 3.
-Подберите однокоренные слова к слову «велосипед»:
Велогонки
Велогонщик
Велодром
Велотреки
Велосипедный

- Давайте вспомним 3 вида подчинительной связи и составим три словосочетания с любыми однокоренными словами к слову «велосипед»:
Опытный велогонщик (согласование)
Идти на велодром (управление)
Быстро мчаться (примыкание)

- А теперь составьте с данными словосочетаниями предложения и определите в них тип сказуемых. Вспомните 3 типа сказуемых. (Это простое глагольное сказуемое, составное глагольное сказуемое и составное именное):

Опытный велогонщик победил на соревнованиях.

Чтобы принять участие в соревнованиях, надо идти на велодром.

Спортсмен был готов быстро мчаться на велосипеде.



4. Объяснение нового материала.

Слайд 4.

- Давайте, ребята, ознакомимся с Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 (ред. от 27.01.2009) "О Правилах дорожного движения" (вместе с "Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения")


24. Дополнительные требования к движению велосипедов, мопедов, гужевых повозок, а также прогону животных

24.1. Управлять велосипедом, гужевой повозкой (санями), быть погонщиком вьючных, верховых животных или стада при движении по дорогам разрешается лицам не моложе 14 лет, а мопедом - не моложе 16 лет.

Примечание исключено с 1 июля 2008 года. - Постановление Правительства РФ от 16.02.2008 N 84.

24.2. Велосипеды, мопеды, гужевые повозки (сани), верховые и вьючные животные должны двигаться только по крайней правой полосе в один ряд возможно правее. Допускается движение по обочине, если это не создает помех пешеходам.
Колонны велосипедистов, гужевых повозок (саней), верховых и вьючных животных при движении по проезжей части должны быть разделены на группы по 10 велосипедистов, верховых и вьючных животных и по 5 повозок (саней). Для облегчения обгона расстояние между группами должно составлять 80 - 100 м.

24.3. Водителям велосипеда и мопеда запрещается:

ездить, не держась за руль хотя бы одной рукой;

перевозить пассажиров, кроме ребенка в возрасте до 7 лет на дополнительном сиденье, оборудованном надежными подножками;

перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 м по длине или ширине за габариты, или груз, мешающий управлению;

двигаться по дороге при наличии рядом велосипедной дорожки;

поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении;

двигаться по дороге без застегнутого мотошлема (для водителей мопедов).

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 N 84)

Запрещается буксировка велосипедов и мопедов, а также велосипедами и мопедами, кроме буксировки прицепа, предназначенного для эксплуатации с велосипедом или мопедом.

24.4. На нерегулируемом пересечении велосипедной дорожки с дорогой, расположенном вне перекрестка, водители велосипедов и мопедов должны уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по этой дороге.
С 14 лет велосипедист, выезжая на проезжую часть и соблюдая ПДД, становится полноправным участником дорожного движения, ответственным за свои поступки.


5. Закрепление пройденного материала.

Слайд 5.

- Итак, проведем блиц-опрос:

а) можно ли велосипедисту совершать обгон или выезд в параллельную полосу для опережения другого транспортного средства на автомагистрали?

(«Правовой навигатор»: Слева высветится «ПДД», справа «Велосипеды, мопеды», затем следует построить список документов:Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 (ред. от 27.01.2009) "О Правилах дорожного движения" (вместе с "Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения", находим в Оглавлении «Движение по автомагистрали»: 
16.1. На автомагистралях запрещается: движение пешеходов, домашних животных, велосипедов, мопедов, тракторов и самоходных машин, иных транспортных средств, скорость которых по технической характеристике или их состоянию менее 40 км/ч)
(На неширокой дороге, имеющей не более одной полосы в направлении движения, возможен обгон. Но обгон гужевого транспорта, тележек, тракторов и т.д.)

Слайд 6.
б) можно ли велосипедисту перевозить пассажира 10 лет?

(Из дополнительных требований к велосипедистам  24.3. Водителям велосипеда и мопеда запрещается: перевозить пассажиров, кроме ребенка в возрасте до 7 лет на дополнительном сиденье, оборудованном надежными подножками)

Слайд 7.
в) каким правилам должен подчиняться велосипедист (правилам для пешеходов или для автомобилистов), если он ведет за руль транспортное средство?

(Из словаря терминов: "Пешеход" - лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску. Значит, правилам для пешеходов) 

г) Может ли велосипедист травмировать пешехода?

(Да. Пешеход, как и велосипедист, ничем незащищен от удара. Чтобы исключить опасность встречи с пешеходами, надо учитывать, как они ведут себя на дороге).

Слайд 9.
д) Какое наказание предусмотрено велосипедисту, нарушившему ПДД?

(«Правовой навигатор»: Велосипед, слева –Административное ответственность , справа нарушения пешеходами, велосипедистами и др., построить список документов, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (принят ГД ФС РФ 20.12.2001) (ред. от 21.12.2009) 
Статья 12.29. Нарушение Правил дорожного движения пешеходом или иным лицом, участвующим в процессе дорожного движения


2. Нарушение Правил дорожного движения лицом, управляющим мопедом, велосипедом, либо возчиком или другим лицом, непосредственно участвующим в процессе дорожного движения (за исключением лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, а также водителя механического транспортного средства), -
(в ред. Федерального закона от 24.07.2007 N 210-ФЗ)
влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере двухсот рублей)

Слайд 10.
е) Какое наказание предусмотрено водителю автотранспортного средства, не уступившему дорогу велосипедисту?

(«Правовой навигатор»: «велосипедисты требования» и в кодекс РФ об административных правонарушениях находим или через Кодекс об административных правонарушениях , Оглавление: непредоставление преимущества пешеходам…

Статья 12.18. Непредоставление преимущества в движении пешеходам или иным участникам дорожного движения
Невыполнение требования Правил дорожного движения уступить дорогу пешеходам, велосипедистам или иным участникам дорожного движения (за исключением водителей транспортных средств), пользующимся преимуществом в движении, - влечет наложение административного штрафа в размере от восьмисот до одной тысячи рублей. (в ред. Федеральных законов от 22.06.2007 N 116-ФЗ, от 07.05.2009 N 86-ФЗ)


6. Физкультминутка.
Слайд 11.

- С блиц-опросом справились отлично. А теперь проведем

физкультминутку под стихотворение С. Михалкова "Велосипед":
На двух колесах я качу.
Двумя педалями верчу. (Ходьба на месте)
За руль держусь, гляжу вперед. (Руки вытянуть вперед)
Я знаю - скоро поворот. (Руки в стороны)
Мне подсказал дорожный знак,
Шоссе спускается в овраг. (Присели)
Качусь на холостом ходу
У пешеходов на виду.  (Круговое движение руками)


7. Самостоятельная работа.

Задание: вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, выделите грамматические основы и определите тип сказуемых (текст спроецирован на доске).


«Езда на велосипеде»


1) В..лосипед удобный и наиболее распростране..ый вид транспорта для передвижения. 2) Езда на в..лосипеде доступна для лиц самого различного возр..ста. 3)Вот почему с наступлением летних дней резко ув..личивается на улицах и дорогах движение в..лосипедиста.4) Многие учащиеся любят катат..ся на велосипедах а (не)которые используют в..лосипед для поездок в школу к товарищам на дачу.5) Во время таких поездок в..лосипедист передвигает..ся по улицам и дорогам в общем транспортном потоке. 6) Но многие учащиеся (не) знают что в..лосипед являет..ся самым опас..ным видом транспорта после а..томобиля так как водитель в..лосипеда (не) защищен кузовом или кабиной и в движении в..лосипед неустойчив. 7) Поэтому к в..лосипедистам предъ..вляются повыше..ые требования в части знания правил дорожного движения которые они как и водители а..томобилей должны знать в полном об..еме.8) Учащиеся должны знать что по улицам и дорогам ездить на в..лосипеде разрешает..ся только с 14 лет.9) До дост..жения этого возр..ста водить в..лосипед можно только на закрытых площадках во дворах парках стадионах.

Слайд 12. (проверка)


8. Рефлексия.

- Сегодня на уроке каждый из вас показал знание ПДД и типов сказуемых.

- Кому на уроке было интересно, все получилось – поднимите зеленый сигнал.

- Кому на уроке было интересно, но что-то не получалось – поднимите желтый сигнал.

- Кому на уроке было не интересно, не все получалось – поднимите красный сигнал.


9. Домашнее задание.

Напишите небольшое сочинение на тему: « Почему необходимо знать и выполнять правила дорожного движения во время езды на велосипеде?», используя различные типы сказуемых.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Путешествие на велосипеде к различным типам сказуемых

Автор: Черенкова Наталья Валерьевна

Дата: 06.10.2015

Номер свидетельства: 236535


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства