Путешествие на велосипеде к различным типам сказуемых
Путешествие на велосипеде к различным типам сказуемых
"Путешествие на велосипеде к различным типам сказуемых" представляет собой конспект интегрированного урока русского языки и ОБЖ.
Цель урока: актуализировать, закрепить и связать тему по русскому языку «Типы сказуемых» с темой по ОБЖ «ПДД на велосипеде». Задачи урока: Обучающая: формировать умение определять тип сказуемых; Развивающая: развивать умение последовательно строить своё высказывание, расширять кругозор учащихся; Воспитательная: получить необходимые знания, умения, навыки и привычки безопасного поведения на улицах и дорогах; Оздоровительная: создание психологического комфорта на уроке, предупреждение учебной перегрузки. Оборудование:
- таблицы по русскому языку по теме «Типы сказуемых»,
- таблицы по ПДД,
- проектор, компьютер, презентация к уроку.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Путешествие на велосипеде к различным типам сказуемых »
Тема урока:"Путешествие на велосипеде к различным типам сказуемых". УМК – М.М.Разумовской Предмет -русский язык Класс8
Тип урока: интегрированный урок русского языка и ОБЖ, урок-практикум. Цель урока:актуализировать, закрепить и связать тему по русскому языку «Типы сказуемых» с темой по ОБЖ «ПДД на велосипеде». Задачи урока: Обучающая: формировать умение определять тип сказуемых; Развивающая: развивать умение последовательно строить своё высказывание, расширять кругозор учащихся; Воспитательная: получить необходимые знания, умения, навыки и привычки безопасного поведения на улицах и дорогах; Оздоровительная: создание психологического комфорта на уроке, предупреждение учебной перегрузки. Оборудование:
- таблицы по русскому языку по теме «Типы сказуемых»,
- таблицы по ПДД,
- проектор, компьютер, презентация к уроку.
Ход урока: 1. Организационный момент. - Начался урок. Я улыбнусь вам, а вы друг другу. Улыбнитесь нашим гостям. Как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны, добры, приветливы. Получить хороший заряд энергии и определить тему урока нам поможет веселая песня "Поющих гитар". Слайд 1. (текст песни)
Трудно было человеку Десять тысяч лет назад, Он пешком ходил в аптеку, На работу, в зоосад. Он не знал велосипеда, Слепо верил в чудеса, Потому, что не изведал Всех достоинств колеса, Колеса.
Солнце на спицах, Синева над головой, Ветер нам в лица, Обгоняем шар земной. Ветры и вёрсты, Убегающие вдаль, Сядешь и просто Нажимаешь на педаль.
А теперь на белом свете Все куда-то колесят, Едут взрослые и дети На работу, в зоосад. Едут в баню и аптеку, Едут к тёще на обед, Что же будет с человеком Через десять тысяч лет, Тысяч лет...
Солнце на спицах, Синева над головой, Ветер нам в лица, Обгоняем шар земной. Ветры и вёрсты, Убегающие вдаль, Сядешь и просто Нажимаешь на педаль.
-Послушав песню, вы смогли догадаться, что речь на уроке пойдет о велосипеде и правилах для велосипедистов. А поговорим мы о них на уроке русского языка, вспоминая типы сказуемых. Как вы думаете, может звучать тема нашего необычного урока? (варианты ответов учащихся). Запишите тему урока "Путешествие на велосипеде к различным типам сказуемых".
- А какие цели мы будем преследовать на уроке? (варианты ответов учащихся).Сегодня на уроке мы с вами продолжим учиться определять типы сказуемых, получим необходимые знания, умения, навыки безопасного поведения на улицах и дорогах.
3. Актуализация опорных знаний. - Итак, в путь! Мы отправляемся в необычное путешествие: посетим страну Правил дорожного движения и Типов сказуемых. В этой стране встретиться ещё много ловушек и преград, преодолеть которые нам помогут ваши знания, полученные на уроках русского языка и ОБЖ.
Слайд 2.
- Кто из вас знает, почему велосипед так называется? (варианты ответов учащихся). В переводе с латыни velox значит «быстрый» и pedis – «ноги». Вот и получилось «быстроногий».
- А кто и когда изобрел велосипед? (Сообщение заранее подготовленного ученика).
Идея ездить, используя только мускульную силу самого человека, возникла давно. Гениальный итальянский художник и мыслитель Леонардо да Винчи, живший пятьсот лет тому назад, сделал эскиз экипажа, очень похожего на современный велосипед. У него были два одинаковых по размеру колеса, руль, седло и педали. А реализация идеи была предопределена развитием науки и техники. Прежде чем велосипед приобрел современный вид, его конструкция прошла долгий и трудный путь исканий, открытий и заблуждений. Мысль об изготовлении конструкции, состоящей из двух одинаковых колес, соединенных между собой рамой, приходила в голову многим изобретателям в разных странах и частях света. Считается, что первый велосипед появился в 1808 г. в Париже. Он состоял из деревянной перекладины, соединяющей два колеса. Руля и педалей у него еще не было. Ехать на нем можно было только сидя на перекладине и отталкиваясь от земли ногами. Спустя всего 5 лет лесничий из Германии Карл фон Дрез усовершенствовал эту конструкцию, сделав ее переднее колесо управляемым. Внес свою лепту в совершенствование велосипеда простой рабочий – медник Дальзель. Чтобы не отталкиваться от земли ногами, он придумал рычажную передачу на ось переднего колеса. Седок попеременно двигал эти рычажки руками, тем самым приводя в движение велосипед. Но руки оказались плохими помощниками. Тогда Дальзель заменил рычажки педалями для ног. Данное усовершенствовани6е привлекло внимание к конструкции фабрикантов, которые увидели в ней оригинальную детскую игрушку. Они сделали его трехколесным, добавив для устойчивости сзади еще одно колесо. Но по-прежнему велосипед был редкостью. Делали его из дерева.
Слайд 3. -Подберите однокоренные слова к слову «велосипед»: Велогонки Велогонщик Велодром Велотреки Велосипедный
- Давайте вспомним 3 вида подчинительной связи и составим три словосочетания с любыми однокоренными словами к слову «велосипед»: Опытный велогонщик (согласование) Идти на велодром (управление) Быстро мчаться (примыкание)
- А теперь составьте с данными словосочетаниями предложения и определите в них тип сказуемых. Вспомните 3 типа сказуемых. (Это простое глагольное сказуемое, составное глагольное сказуемое и составное именное):
Опытный велогонщик победил на соревнованиях.
Чтобы принять участие в соревнованиях, надо идти на велодром.
Спортсмен был готов быстро мчаться на велосипеде.
4. Объяснение нового материала.
Слайд 4.
- Давайте, ребята, ознакомимся с Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 (ред. от 27.01.2009) "О Правилах дорожного движения" (вместе с "Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения")
24. Дополнительные требования к движению велосипедов, мопедов, гужевых повозок, а также прогону животных
24.1. Управлять велосипедом, гужевой повозкой (санями), быть погонщиком вьючных, верховых животных или стада при движении по дорогам разрешается лицам не моложе 14 лет, а мопедом - не моложе 16 лет.
Примечание исключено с 1 июля 2008 года. - Постановление Правительства РФ от 16.02.2008 N 84.
24.2. Велосипеды, мопеды, гужевые повозки (сани), верховые и вьючные животные должны двигаться только по крайней правой полосе в один ряд возможно правее. Допускается движение по обочине, если это не создает помех пешеходам. Колонны велосипедистов, гужевых повозок (саней), верховых и вьючных животных при движении по проезжей части должны быть разделены на группы по 10 велосипедистов, верховых и вьючных животных и по 5 повозок (саней). Для облегчения обгона расстояние между группами должно составлять 80 - 100 м.
24.3. Водителям велосипеда и мопеда запрещается:
ездить, не держась за руль хотя бы одной рукой;
перевозить пассажиров, кроме ребенка в возрасте до 7 лет на дополнительном сиденье, оборудованном надежными подножками;
перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 м по длине или ширине за габариты, или груз, мешающий управлению;
двигаться по дороге при наличии рядом велосипедной дорожки;
поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении;
двигаться по дороге без застегнутого мотошлема (для водителей мопедов).
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 N 84)
Запрещается буксировка велосипедов и мопедов, а также велосипедами и мопедами, кроме буксировки прицепа, предназначенного для эксплуатации с велосипедом или мопедом.
24.4. На нерегулируемом пересечении велосипедной дорожки с дорогой, расположенном вне перекрестка, водители велосипедов и мопедов должны уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по этой дороге. С 14 лет велосипедист, выезжая на проезжую часть и соблюдая ПДД, становится полноправным участником дорожного движения, ответственным за свои поступки.
5. Закрепление пройденного материала.
Слайд 5.
- Итак, проведем блиц-опрос:
а) можно ли велосипедисту совершать обгон или выезд в параллельную полосу для опережения другого транспортного средства на автомагистрали?
(«Правовой навигатор»: Слева высветится «ПДД», справа «Велосипеды, мопеды», затем следует построить список документов:Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 (ред. от 27.01.2009) "О Правилах дорожного движения" (вместе с "Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения",находим вОглавлении «Движение по автомагистрали»: 16.1. На автомагистралях запрещается: движение пешеходов, домашних животных, велосипедов, мопедов, тракторов и самоходных машин, иных транспортных средств, скорость которых по технической характеристике или их состоянию менее 40 км/ч) (На неширокой дороге, имеющей не более одной полосы в направлении движения, возможен обгон. Но обгон гужевого транспорта, тележек, тракторов и т.д.)
Слайд 6. б) можно ли велосипедисту перевозить пассажира 10 лет?
(Из дополнительных требований к велосипедистам24.3. Водителям велосипеда и мопеда запрещается: перевозить пассажиров, кроме ребенка в возрасте до 7 лет на дополнительном сиденье, оборудованном надежными подножками)
Слайд 7. в)каким правилам должен подчиняться велосипедист (правилам для пешеходов или для автомобилистов), если он ведет за руль транспортное средство?
(Из словаря терминов:"Пешеход" - лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску. Значит, правилам для пешеходов)
г) Может ли велосипедист травмировать пешехода?
(Да. Пешеход, как и велосипедист, ничем незащищен от удара. Чтобы исключить опасность встречи с пешеходами, надо учитывать, как они ведут себя на дороге).
(«Правовой навигатор»: Велосипед, слева –Административное ответственность , справа нарушения пешеходами, велосипедистами и др., построить список документов, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (принят ГД ФС РФ 20.12.2001) (ред. от 21.12.2009) Статья 12.29. Нарушение Правил дорожного движения пешеходом или иным лицом, участвующим в процессе дорожного движения
2. Нарушение Правил дорожного движения лицом, управляющим мопедом, велосипедом, либо возчиком или другим лицом, непосредственно участвующим в процессе дорожного движения (за исключением лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, а также водителя механического транспортного средства), - (в ред. Федерального закона от 24.07.2007 N 210-ФЗ) влечет предупреждение или наложение административного штрафа вразмере двухсот рублей)
Слайд 10. е)Какое наказание предусмотрено водителю автотранспортного средства, не уступившему дорогу велосипедисту?
(«Правовой навигатор»: «велосипедисты требования» и в кодекс РФ об административных правонарушениях находим или через Кодекс об административных правонарушениях , Оглавление: непредоставление преимущества пешеходам…
Статья 12.18. Непредоставление преимущества в движении пешеходам или иным участникам дорожного движения Невыполнение требования Правил дорожного движения уступить дорогу пешеходам, велосипедистам или иным участникам дорожного движения (за исключением водителей транспортных средств), пользующимся преимуществом в движении, - влечет наложение административного штрафав размере от восьмисот до одной тысячи рублей. (в ред. Федеральных законов от 22.06.2007 N 116-ФЗ, от 07.05.2009 N 86-ФЗ)
6. Физкультминутка. Слайд 11.
- С блиц-опросом справились отлично. А теперь проведем
физкультминутку под стихотворение С. Михалкова "Велосипед": На двух колесах я качу. Двумя педалями верчу. (Ходьба на месте) За руль держусь, гляжу вперед. (Руки вытянуть вперед) Я знаю - скоро поворот. (Руки в стороны) Мне подсказал дорожный знак, Шоссе спускается в овраг. (Присели) Качусь на холостом ходу У пешеходов на виду. (Круговое движение руками)
7. Самостоятельная работа.
Задание: вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, выделите грамматические основы и определите тип сказуемых (текст спроецирован на доске).
«Езда на велосипеде»
1) В..лосипед удобный и наиболее распростране..ый вид транспорта для передвижения. 2) Езда на в..лосипеде доступна для лиц самого различного возр..ста. 3)Вот почему с наступлением летних дней резко ув..личивается на улицах и дорогах движение в..лосипедиста.4) Многие учащиеся любят катат..ся на велосипедах а (не)которые используют в..лосипед для поездок в школу к товарищам на дачу.5) Во время таких поездок в..лосипедист передвигает..ся по улицам и дорогам в общем транспортном потоке. 6) Но многие учащиеся (не) знают что в..лосипед являет..ся самым опас..ным видом транспорта после а..томобиля так как водитель в..лосипеда (не) защищен кузовом или кабиной и в движении в..лосипед неустойчив. 7) Поэтому к в..лосипедистам предъ..вляются повыше..ые требования в части знания правил дорожного движения которые они как и водители а..томобилей должны знать в полном об..еме.8) Учащиеся должны знать что по улицам и дорогам ездить на в..лосипеде разрешает..ся только с 14 лет.9) До дост..жения этого возр..ста водить в..лосипед можно только на закрытых площадках во дворах парках стадионах.
Слайд 12.(проверка)
8. Рефлексия.
- Сегодня на уроке каждый из вас показал знание ПДД и типов сказуемых.
- Кому на уроке было интересно, все получилось – поднимите зеленый сигнал.
- Кому на уроке было интересно, но что-то не получалось – поднимите желтый сигнал.
- Кому на уроке было не интересно, не все получалось – поднимите красный сигнал.
9. Домашнее задание.
Напишите небольшое сочинение на тему: « Почему необходимо знать и выполнять правила дорожного движения во время езды на велосипеде?», используя различные типы сказуемых.