Путешествие в Играй –городок. Обобщение и систематизация изученного по грамоте.
Путешествие в Играй –городок. Обобщение и систематизация изученного по грамоте.
закрепить знания о гласных и согласных звуках и буквах, о слове, о предложении, о буквах я,ю,у,е,е; упражнять в чтении слогов и слов с доски и с наборного полотна и составлении схем слов и предложений; совершенствовать умения читать по «Волшебной таблице слогов», закрепить знания о написании ча-ща, чу-щу, жи-ши; совершенствовать умения делить слова на слоги, предложение на слова; составлять предложения; делать звуко-буквенный анализ слов
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Путешествие в Играй –городок. Обобщение и систематизация изученного по грамоте.»
Обучение грамоте 1 класс
Тема урока: Путешествие в Играй –городок. Обобщение и систематизация изученного по грамоте.
Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся.
Задачи обучающие: закрепить знания о гласных и согласных звуках и буквах, о слове, о предложении, о буквах я,ю,у,е,е; упражнять в чтении слогов и слов с доски и с наборного полотна и составлении схем слов и предложений; совершенствовать умения читать по «Волшебной таблице слогов», закрепить знания о написании ча-ща, чу-щу, жи-ши; совершенствовать умения делить слова на слоги, предложение на слова; составлять предложения; делать звуко-буквенный анализ слов.
развивающие: развивать фонематический слух, внимание, логическое мышление, сообразительность, умение анализировать и сопоставлять, память; развивать мелкую моторику, познавательный интерес, связную речь, речевую активность, обогащать словарь по теме «Транспорт», совершенствовать культуру речи;
воспитывающие: формировать уважительное и внимательное отношение к старшим и сверстникам, вещам, созданным трудом людей, совершенствовать навыки культурного общения, развивать наблюдательность и любознательность.
а).Повторение алфавита хором (на улице Грамотейкино живут жильцы в доме, который называется Алфавит … )
б). Беседа
- Сколько букв в алфавите ? (33)
- На какие группы они делятся ( буквы, обозначающие гласные звуки, буквы обозначающие согласные звуки, буквы ъ,ь не обозначают звука)
- Сколько гласных звуков ? (6)
- Сколько гласных букв ? (10)
- Почему разное количество звуков и букв ( буквы я,ю,е,е могут обозначать 2 звука).
- Когда они обозначают 2 звука? Приведите примеры.
Приведите примеры ( в начале слова и слога, после ь,ъ: яблоко, индеец)
- Когда йотированные буквы обозначают один звук? Приведите примеры (после согласных: лес, гиря, Люба, ряд, лед).
- Чем отличается звук от буквы? (звук произносим и слышим, букву пишем и видим. Написанное слово состоит из букв; произносимое – из звуков).
- Чем различны между собой гласные и согласные звуки? (гласные поем, гласные – при их произношении воздух не встречает преграду при произношении согласных поток воздуха встречает преграду: язык, губы, зубы).
- Сколько согласных букв ? (21)
- Какие согласные звуки всегда мягкие? ( ч, щ, й)
- Какие согласные звуки всегда твердые ( ж,ц,ш)
- Какие буквы не обозначают звука? (ъ,ь). Приведите примеры ( письмо- 6 букв,5 звуков).
в). Игра, «Отгадываем загадки»
Буквы едут в театр. Отгадайте, на какой машине поедут гласные? Согласные?
Не летает, не жужжит,
Жук по улице бежит.
И горят в глазах жука
Два слепящих огонька
(Автомобиль)
По асфальту едет дом,
Ребятишек много в нем,
А над крышей вожжи,
Без них ходить не может
(Троллейбус)
- Какой это вид транспорта? (Это наземный транспорт)
г). Работа у доски
Водитель автомобиля повезет в театр гласные буквы, а водитель троллейбуса - согласные буквы. Покажите на наборном полотне гласные и согласные буквы. (дети выходят к доске и показывают букву.)
д). Игра «Звонкие - глухие» Учитель показывает буквы на наборном полотне, дети либо хлопают в ладоши, либо пальцы сжимают в кулачки ( звонкие – хлопок в ладоши, глухие- сжать руки в кулачки)
ж). Твердые –мягкие
Какие буквы смягчают согласные? ( и ,я,ю,е,е,ь)
Чтение стихотворений о машинах.
Если в слове есть мягкие звуки, хлопнуть в ладоши
- Какие специальные машины вы знаете? Что они делают? Как их вызвать? 101,102,103,104
- Тушить пожары помогают и специальные самолеты.
Лес горит. Беда, тревога,
Но трудна туда дорога.
Здесь поможет самолет-
Он пожар водой зальет.
Мчат пожарные машины.
В них отважные мужчины
Едут быстро на пожар
Побеждать огонь и жар (Пожарная машина)
Если кто-то заболел,
Надо чтобы врач успел.
«Скорая» его домчит,
Врач поможет, исцелит.(Скорая помощь)
Милицейская машина
Нам мелькает глазом синим,
А ее сирены звук
Слышен далеко вокруг (Милицейская машина)
з). Игра «Назови звук»
Учитель говорит слово, - название видов транспорта, а дети называют звуки ( каждый ребенок по одному звуку) и передают мяч друг другу по цепочке,
к).Игра в слова ( придумать слово на последнюю букву предыдущего слова: автобус – самосвал-лайнер …
л).Работа с карточками.
Звуко-буквенный анализ слов . Слова набрать на индивидуальном наборном полотне , звуковую схему выложить с помощью карточек.
д). Диктант. Самопроверка (слова написаны на доске).
Живу, шина, чашка, роща, чужой, щука
Пальчиковая гимнастика
Посмотри на черепаху:
Прячет голову от страха
(большие пальцы вовнутрь)
Если нечего бояться,
Может снова показаться
(большие пальцы показать и снова спрятать)
3. Предложение
- Из чего состоит предложение? (из слов)
а).Игра с куклой «Придумай предложение» (с куклой)
Ребенок говорит слово и передает куклу товарищу. Придумав предложение, передает куклу следующему, называя свое слово, и т.д.
б). Работа в группах
Мы – диспетчеры. Составляем маршруты, отправляем разные виды транспорта на задания. Составить тематическую группу слов. Составить 1 предложение с одним из слов и записать его схему на доске и в тетради. Моторная лодка быстро мчится к берегу. ˾ __ __ __ ͜
I группа- слова обозначающие морской и водный транспорт (лодка, катер, корабль, плот, теплоход, парусник).
Брат сказал сестренке Кате: Может свой прервать полет
- Посмотри, вот это катер. В море гидросамолет.
Он поплавает чуть-чуть-
В небе свой продолжит путь.
II группа - слова обозначающие воздушный транспорт (самолет, космический корабль, вертолет, дельтаплан, ракета).
Без особенных помех Стадион. Шумит народ,
Дельтаплан взмывает вверх, В небе синем – самолет.
Только он парит недолго- В небе высший пилотаж,
Нет воздушного потока там «пике», «петля», «вираж».
Шар воздушный полетел,
А в корзину Шарик сел.
Хорошо на нем летать-
Сверху Землю всю видать.
Стрекозою вертолет В старину был дирижабль.
То летит, а то замрет И воздушный тот корабль
Сядет там, где надо, Груз, людей перевозил
Нет ему преграды. Он полезным людям был.
III группа - слова обозначающие наземный транспорт ( автобус, самокат, велосипед, мотоцикл, квадроцикл).
Мой конек не ест овса, Вот этот домик важный-
Вместо ног три колеса. (Велосипед) автобус двухэтажный (Автобус)
IV группа - слова обозначающие строительные машины (бульдозер, экскаватор, дорожный каток, подъемный кран, грузовик, самосвал, снегоуборочные машины).
Из кузова песку-обвал! А на стройке утром рано
То машина- самосвал. Есть работа и для крана.
Привезли песок рабочим, Грузы вверх он подает,
Чтобы строить дом помочь им. Никогда не устает.
Вот трудяга грузовик,
Он к тяжелому привык.
Перевезет, что нужно,
Быстренько и дружно
Vгруппа - слова обозначающие сельскохозяйственные машины ( комбайн , трактор).
Утром трактор зарычит, Самолет кружит летает
И работать в поле мчит. И посевы удобряет.
Будет добрым урожай,
Будет вкусным каравай
VIгруппа - слова, обозначающие специальные машины.
Это- специальная Есть машина – всякий знает-
Машина поливная, Щетками ершистыми
И совсем не для красы Тротуары подметает,
Она развесила «усы». Чтобы были чистыми.
Это машина – хлебный фургон,- Легковушка –всем известно-
Хлеб в магазины привозит он. Увезет в любое место.
Ты поутру нынче встал, Если человек спешит,
А фургон совсем не спал. Вмиг такси его домчить!
Физкультминутка
Мы писали, мы читали,
А теперь все дружно встали,
Ножками потопаем,
Ручками похлопали.
Затем пальчики сожмем,
Сядем и писать начнем.
в). Игра «Волшебный кубик»
Придумать предложение с предлогом. Из счетных палочек составить схему. На гранях кубика – изображения разных видов транспорта.
˾ __ __ __ .
Работа в парах
г). Творческое задание. Мы конструкторы. Построить предложения по указанным схемам, используя картинки.
˾ _ _ _. ˾ _ _ ͜ _ . ˾ _ _ _ _.
Детям предлагаются тематические картинки с изображение разного вида транспорта.
III. Рефлексия
Оцените свою работу с помощью сигнальных карточек.