kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Пунктуация привводных словах

Нажмите, чтобы узнать подробности

Правила пунктуации при вводных словах.Тренировочный тест

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Пунктуация привводных словах»

Семенова С.А. Славянский сельскохозяйственный техникум

Пунктуация при вводных словах

  1. Цели:

  1. Обобщить знания учащихся о вводных словах, словосочетаниях и предложениях и их употреблении в речи.

    1. Формировать навыки грамотного пунктуационного оформления вводных конструкций в письменной речи.

    2. Закрепить навыки аналитической работы со словом.

8. Оборудование: доска, учебник, раздаточный материал.

9. Ход урока


Ход урока

  1. Организационный момент.

/Настрой ребят на работу, создание атмосферы комфорта/

II. Проверка домашнего задания

- Вопросы по домашнему упражнению.

- Расскажите об обособленном обстоятельстве и способах его выражения.

  1. Грамматическая «пятиминутка».

        1. Словообразование /фронтальный опрос/

Задание: определите способ образования слов.

Ожидание, по-новому, бессмысленно, безызвестный, зелень, вороньё, пригород, бегущий, взглянув, напевал.


        1. Синтаксическая работа /ученик у доски/

Задание: определите тип подчинительной связи в словосочетаниях.

Добрый совет, каждый из нас, исполненный радости, желание учиться, по-летнему жарко, его книга, запомнить его, выполненное задание, всякий раз.


        1. Работа с текстом

(1)Золотая полка — это та, которая заводится исключительно для любимых книг.

(2)Но где же раздобыть такую? (3)Пожалуй, нужно заказать столяру. (4)Но я ограничиваюсь только мечтой, как будто трудно и в самом деле позвать столяра, потолковать с ним, описать ему, что я именно имею в виду. (5)Увы, всё же не зову, и мечта почему-то остается неисполненной.

(6)Может быть, не завожу этой полки из-за отсутствия в продаже золотой бумаги? (7)Наверно, теперь её продают. (8)Помню эти золотые с тиснёным рисунком листы, которые так украшали детство. (9)Для чего они продавались? (10)Кажется, они применялись при изготовлении ёлочных игрушек. (11)Лист был величиной с нормальный лист писчей бумаги, обратная сторона которого, в данном случае хочется сказать подкладка, была белая и какая-то странная, чуть-чуть пушистая. (12)На ней был тиснёный рисунок с цветами.

(13)Может быть, я не могу осуществить свою мечту потому, что не так легко золотой полке стать реальностью. (14)Всё же это золотая полка, а на ней должны стоять золотые книги, которые трудно собрать.

(15)Парадоксально, но наиболее замечательные книги, которые мы в течение жизни постоянно перечитываем, забываются, не удерживаются в памяти. (16)Казалось бы, должно быть наоборот: книга, произведшая на нас впечатление да ещё читанная не однажды, должна была бы запомниться во всех подробностях. (17)Нет, этого не происходит. (18)Разумеется, мы знаем, о чём в основном идёт в этой книге речь, но как раз подробности для нас неожиданны, новы. (19)Безусловно, так. (20)3амечательную книгу мы читаем не один раз в жизни и каждый раз как бы заново, и в этом удивительная судьба авторов золотых книг: они не ушли, не умерли, они сидят за своими письменными столами или стоят за конторками, они вне времени. (21)Каждый из нас в течение всей жизни собирает свою золотую полку, и это дело очень непростое, но эти книги, их герои помогают нам жить и лучше понимать жизнь.

(По Ю. Олеше)


1. Укажите способ образования слова ИЗГОТОВЛЕНИЕ (предложение 10).

2. Из предложений 15—16 выпишите предлоги.

3. Из предложения 8 выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.


4. Среди предложений 3—7 найдите сложное предложение, в состав которого входит безличное предложение. Напишите номер этого предложения.

5. Среди предложений 15—19 найдите предложение с обособленным согласованным определением. Напишите номер этого предложения.

6. Среди предложений 11—20 найдите сложное предложение с союзной сочинительной и бессоюзной связью. Напишите номер этого предложения.

7. Среди предложений 3—7 найдите предложение, которое связано с предыдущим с помощью вводного слова и личного местоимения. Напишите номер этого предложения


8. «Ю. Олеша находит новый поворот этой, казалось бы, избитой темы — темы чтения в жизни человека.

Автор текста, рассуждая о «золотой полке», обыгрывает ____.«золотая». Необычна и судьба авторов «золотых книг»: «они не ушли, не умерли, они сидят за своими письменными столами или стоят за конторками, они вне времени» (предложение 20). Такой троп, как ____ в этом предложении, помогает уяснить, как понимает автор проблему ценности труда писателя. В тексте используются ____ (казалось бы, может быть, разумеется — предложения 3, 16, 18 и др.), которые помогают автору точно и аргументировано выразить свои мысли. Живость и динамизм придают тексту ____ («раздобыть», «потолковать»)».

Список терминов:

  1. сравнительный оборот

  2. эпитет

  3. фразеологизм

  4. вводные слова

  5. развёрнутая метафора

  6. парцелляция

  7. вопросно-ответная форма изложения

  8. литота

  9. разговорные слова


  1. Введение нового материала.

Анализируя текст, мы отметили такое средство художественной выразительности, как вводные слова.


Какова цель их использования в тексте? (помогают автору точно и аргументировано выразить свои мысли, носят характер дополнительных замечаний и пояснений говорящего о высказываемой мысли).

Как выделяются на письме вводные слова? Что показывают эти знаки препинания? (грамматически не связанны с предложением).


Запишите тему урока.

Вводными называются слова или словосочетания, грамматически не связанные с предложением. Это значит, что к вводным словам нельзя задать вопрос от другого члена предложения, а значит, вводное слово не является членом предложения. Этим объясняется необходимость как интонационного, так и пунктуационного выделения вводных слов. Вводные слова могут стоять в начале, середине и в конце предложения. В зависимости от этого ставится одна или две запятые, обрамляющие вводные слова.


Рассмотрите группы вводных слов по значениям.


Группы вводных слов

Примеры

1. Слова, выражающие чувства (сожаление, радость, удивление и т. д.)

к сожалению, к счастью, к несчастью, к радости

2. Слова, выражающие оценку реальности (возможность, невозможность, уверенность, предположение)

конечно, возможно, вероятно, очевидно, несомненно, наверное

3. Слова, указывающие на источник сообщения

говорит, по-моему, по-твоему, по вашим словам, по сообщению

4. Слова, указывающие на последовательность мыслей, их связь

во-первых, во-вторых, итак, наконец, следовательно

5. Слова, употребляемые с целью привлечения внимания (цель — внушить собеседнику определенные отношения к сообщаемому)

видишь ли, простите, допустим, предположим

6. Слова, указывающие на приемы и способ оформления мысли

словом, одним словом, иначе говоря, вообще, вернее, точнее, как говорится

7. Слова, указывающие меру того, о чем говорится в сообщении

по крайней мере, самое большее

8. Слова, выражающие экспрессивность

честно говоря, смешно сказать, по правде, по правде сказать, не в обиду будь сказано

9. Слова, выражающие степень обычности того, о чем говорится

бывало, по обычаю, по обыкновению

Примечание: вводные слова а значит, а впрочем включают в себя союз а и не отделяются от него занятой.

Не являются вводными словами и не выделяются запятыми слова: авось, небось, вдобавок, вряд ли.


Стоит обратить внимание на слова НАКОНЕЦ, ЗНАЧИТ, ОДНАКО.

Вводные слова: Не вводные слова

синонимично слову еще;

содержит оценку факта

НАКОНЕЦ

имеет значение «напоследок», «в результате всего», «после всего»

синонимично словам следовательно, стало быть

ЗНАЧИТ

синонимично слову означает

стоит в середине предложения или в конце предложения

ОДНАКО

стоит в начале предложения и равно по значению союзу но







ВАРИАНТ 1


1.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Удивительно приятным занятием (1) помнится (2) было для меня лежать на спине в лесу и глядеть вверх. Тогда небо (3) казалось (4) бездонным морем, расстилавшимся перед глазами.

1)1,2,3,4 2)1,2 3)3,4 4)1,3

2. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Вдоль леса росли красивые молодые ели и березки, выбежавшие на край (1) как будто (2) покрасоваться. Эта лесная молодежь (3) казалось (4) лукаво шепталась между собой, счастливая тем, что дает только полная сил молодость.

1)1,2,3,4 2)1,2 3)3,4 4)1,3

3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Каких только рыб нет на свете, а (1) между тем (2) только немногие из них встречаются в наших водоемах. Люди приходят на Птичий рынок полюбоваться и (3) может быть (4) купить какую-нибудь ярко-сиреневую или с рубиновой полосой рыбку.

1)1,2,3,4 2)1,2 3)3,4 4)1,3

4. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Среди поэтов "серебряного века" А. Блок занимает (1) несомненно (2) особое положение. Он не повторяет чужих тем, но черпает содержание своих стихов (3) исключительно (4) из глубины своей души.

1)1,2,3,4 2)1,2 3)3,4 4)1,3

5. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Было (1) должно быть (2) уже поздно. Письмо (3) должно быть (4) срочно доставлено адресату.

1)1,2 2)1,2,3,4 3)3,4 4)1,3

6. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Я (1) само собой разумеется (2) не отказал товарищу в его просьбе. При этих условиях все сказанное (3) само собой разумеется.

1)1,2 2)1,3 3)3 4)1

7. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Наконец (1) и мне случилось произнести эти четыре слова. Михей поднимает (2) наконец (3) от лаптей свою старую седую голову.

1)1,2,3 2)1,2 3)2,3 4)1


ВАРИАНТ 2


1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Труд писателя - мука, но он же (1) конечно (2) и счастье. Писатель никогда не свободен, не знает полного отдыха; он и счастлив и несчастлив своим трудом в минуту, когда (3) кажется (4) и не думает о нём.

1)1,2 2)1,3 3)3,4 4)1,2,3,4

2. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Как гласит народная мудрость (1) правда (2) ни в огне не горит, ни в воде не тонет. Не все люди (3) правда (4) осознают глубокий смысл этой пословицы.

1)1,2,3,4 2)1,2 3)1,3,4 4)2,4

3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

За дальним леском стало (1) видно (2) озеро. Около него было пустынно. Жители деревни (3) видно (4) не очень любили это глухое место.

1)1,2,3,4 2)1,2 3)3,4 4)2,4

4. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Анатолий Фёдорович Кони, почётный академик, знаменитый юрист, был (1) как известно (2) человеком большой доброты. Он охотно прощал окружающим всякие ошибки и слабости, но (3) по воспоминаниям современников Кони (4) горе было тому, кто, беседуя с ним, искажал или уродовал русский язык.

1)1,2,3,4 2)1,2 3)3,4 4)1,3

5. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Вероятно (1) погода (2) переменится. Полученное сообщение вполне (3) вероятно.

1)1,2,3 2)1,2 3)2,3 4)1

6. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Лицо путника (1) казалось (2) очень утомленным. Шахматную позицию (3) казалось (4) нельзя было уже спасти.

1)3,4 2)1,2 3)3,4 4)1,2,3,4

7. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Если мы сможем найти там машину (1) значит (2) прибудем к месту встречи вовремя. Любовь для Катерины (3) значит (4) много больше, чем для Варвары.

1)1,2,3,4 2)1,2 3)3,4 4)1,3


  1. Итоги урока.

    • Какие слова называются вводными?

    • Какое место в предложении они могут занимать?

    • С какой целью вводные слова употребляются в речи?

    • На какие смысловые группы делятся?


  1. Выставление оценок.


  1. Домашнее задание


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Пунктуация привводных словах

Автор: Семенова Светлана Алексеевна

Дата: 01.11.2020

Номер свидетельства: 561995


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства