kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проект занятия по популяризации русского языка «Педагогическая мастерская «Язык мой, друг мой»»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одна из главных причин появления этого проекта – ставшее уже привычным для нас возмущение, охватывающее каждого грамотного человека, когда он выходит на улицу, или включает телевизор, или разворачивает газету, журнал, или читает объявления, рекламные проспекты. Ещё в начале 1990-х г.г. лингвисты начали говорить о снижении уровня культуры речи, о пренебрежении законами родного языка. Например, в предисловии к известному справочнику Д.Э. Розенталя сказано, что «литературный язык испытывает сильное влияние просторечной (и даже жаргонной) лексики, нередко вторгающейся в язык под лозунгом раскрепощения и демократизации». За  20 с лишним лет со времени издания справочника проблема не утратила своей актуальности: грубое просторечие, жаргонизмы, немотивированные заимствования, да просто неграмотная в стилевом и грамматическом отношении речь – всё это стало нормой для политических и некоторых государственных деятелей, ряда сотрудников СМИ, поп-звёзд.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проект Майорова Л.П. , Володарский р-н»

ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования»

кафедра словесности и культурологии















Проект занятия по популяризации русского языка

«Педагогическая мастерская

«Язык мой, друг мой»»



/по итогам заочно-дистанционных курсов

«Русский язык как государственный»/





Выполнила: Майорова Людмила Павловна,

учитель русского языка и литературы

высшей кв. категории

МАОУ СОШ №53 р.п. Ильиногорска

Володарского района

Нижегородской области































2014 г.

Педагогическая мастерская «Язык мой, друг мой»



Одна из главных причин появления этого проекта – ставшее уже привычным для нас возмущение, охватывающее каждого грамотного человека, когда он выходит на улицу, или включает телевизор, или разворачивает газету, журнал, или читает объявления, рекламные проспекты. Ещё в начале 1990-х г.г. лингвисты начали говорить о снижении уровня культуры речи, о пренебрежении законами родного языка. Например, в предисловии к известному справочнику Д.Э. Розенталя сказано, что «литературный язык испытывает сильное влияние просторечной (и даже жаргонной) лексики, нередко вторгающейся в язык под лозунгом раскрепощения и демократизации». За 20 с лишним лет со времени издания справочника проблема не утратила своей актуальности: грубое просторечие, жаргонизмы, немотивированные заимствования, да просто неграмотная в стилевом и грамматическом отношении речь – всё это стало нормой для политических и некоторых государственных деятелей, ряда сотрудников СМИ, поп-звёзд.

Таким образом, это уже проблема не только общения, но и общего состояния культуры, функционирования родного языка и даже его сохранения.

Исходя из вышесказанного, мною была сформулирована следующая цель проекта: показать участникам богатство родного языка и научить их умело использовать арсенал выразительных средств языка в своей речи.

Данный проект предназначен для молодых коллег – учителей, которые должны являться образцовыми пользователями родного языка, представлять ученикам правильную литературную речь, адекватную той речевой ситуации, в которой происходит общение, и это, возможно, поможет избежать языкового конфликта ученика и учителя, учителя и учебника. Также данный проект может послужить образцом проведения мастер – класса в рамках участия педагогов в конкурсах профессионального мастерства.

Участники проекта – молодые педагоги, начинающие свою профессиональную деятельность, педагоги - участники конкурсов профессионального мастерства.

Этапы проекта:

1 этап – содержательный (разработка мероприятия)

2 этап – организационный (отбор участников мероприятия, формирование произвольных пар для работы; определение места и даты проведения мероприятия; ответственных за оформление аудитории, за компьютерное обеспечение мероприятия)

3 этап – подготовительный (предоставление каждой паре перечня проблемных вопросов, связанных с темой занятия)

4 этап – проведение мероприятия с последующей рефлексией.

Содержание проекта.

Задачи, решаемые на данном занятии:

Обучающие задачи:

  • освежить в памяти понятие о языке как об исторической памяти народа;

  • познакомить с некоторыми средствами выразительности,

  • использовать эти средства выразительности для оформления устного высказывания в жанре эссе.

Развивающие задачи: развитие умений строить устное высказывание и оформлять его в соответствии с требованиями жанра.

Воспитательные задачи: помочь осознать проблему экологии языка, формировать бережное отношение к языку как выражению национального самосознания.

Проблема, решаемая на данном занятии: как сохранить национальный язык в современном мире, стремящемся к интеграции?

  1. Панель – актуализация знаний.

  1. Вступление «Внимание: опасность!». Язык – универсальная знаковая система. Она универсальна ко всем остальным знаковым системам. Любой знак любой системы может быть «пересказан» средствами языка. Язык необыкновенно прост. Ребенок овладевает им в три – четыре года. Язык необыкновенно сложен, неисчислимо богат, предельно выразителен, многообразно связан с жизнью каждого человека, всего общества и государства. Как всякая система язык испытывает различные влияния. Насколько они полезны? Насколько они вредны?

Подумайте, что может угрожать языку? Какие «лингвистические вирусы» могут подорвать языковую систему? Предполагаемые ответы: иноязычная лексика, активизация нецензурной лексики, нелепые новообразования, компьютеризация.

  1. Да, действительно, развитие информатики и компьютеризации, без которых не может обойтись современный мир, несет с собой, к сожалению, отрицательные, антигуманистические черты. Мыслящий человек (Homo sapiens) превратиться в человека компьютеризированного» (Homo computerus). Замечено, что длительное общение человека с компьютером приводит к изменению самих людей и прежде всего к изменению их речи.

По этому поводу есть интересный и поучительный анекдот: путешественники на воздушном шаре приземляются на незнакомой местности. Спрашивают подошедшего к ним человека: «Где мы находимся?» И тот отвечает без запинки: «Вы находитесь в корзине воздушного шара!» Тогда один из членов экспедиции говорит своим спутникам: «Наверное, это программист, ибо только он может дать такой абсолютно точный и абсолютно бесполезный ответ». По мнению специалистов, длительное общение с компьютерами может привести к игнорированию эмоционального начала в угоду рациональному.

  1. Мощнейший поток иноязычной лексики (примеры – ответы мини-групп).

  2. Активизация нецензурной лексики (примеры – ответы мини-групп).

  3. Нелепые новообразования (примеры – ответы мини-групп).

Проблема. Устоит ли эта универсальная знаковая система под напором такого обилия «вирусов»?

Учитель – мастер произносит эссе «Слово о родном языке» (текст выведен на слайд). Родной язык… Родная речь… Как уберечь тебя от опасностей, которым ты подвергаешься ежедневно? Как оградить тебя от мощного влияния иноязычной лексики? От потока нецензурной брани и матерщины? От игнорирования эмоционального начала в угоду рациональному? А ведь именно с этим связано и нравственное здоровье, и состояние духовной экологии общества. Кто нас спасёт? Что нас спасёт? Как сохранить язык, а значит и себя как народ и как государство? Вот вопросы, на которые мы попытаемся ответить сейчас.

  1. .Поэт А. Яшин, размышляя о личном вкладе в дело сохранения родного языка, писал:

Я ничего не хочу уступать

Из вверенного наследства.

Но как отстоять его,

Не растерять,

И есть не такие средства?

Знаете ли вы такие средства сохранения языка? Попробуйте их сформулировать (пары участников дают предполагаемые ответы). Обсуждают предложенный вопрос. В результате обсуждения пришли к таким выводам:

  • Необходимо изучать речь по лучшим её образцам

  • Обязательно заучивать наизусть памятники нашего слова (Ф.М. Достоевский)

  • Изучать законы языка и строго следовать им в своей речи;

  • Научиться пользоваться богатейшим арсеналом выразительных средств, которые предоставляет родной язык.

II. Лингвистические подарки. Язык предоставляет нам, своим носителям богатейший арсенал средств, которым мы обязаны научиться «пользоваться». Какие средства языка помогают сделать нашу речь точной, яркой, выразительной, адекватной данной ситуации? Предполагаемые ответы участников занятия.

  1. Работа в парах. Сейчас каждая группа получит по карточке - подарку «от языка – с любовью и надеждой на … освоение». Эти карточки - подарки помогут вам удачно выстроить ваше публичное выступление в жанре эссе.

  1. Участники занятия изучают содержание «лингвистических подарков»: вопросно–ответная форма повествования, риторический вопрос, именительный темы, антитеза, парцелляция (структура карточки: название термина, определение термина, 2 – 3 примера). Термины выведены и на слайд.

Участники читают содержание карточки с примерами.

2. Затем участники ищут указанное им средство выразительности в исходном тексте (Текст выведен на слайд).

Текст. Родной язык… Родная речь… Как уберечь тебя от опасностей, которым ты подвергаешься ежедневно? Как оградить тебя от мощного влияния иноязычной лексики? От потока нецензурной брани и матерщины? От игнорирования эмоционального начала в угоду рациональному? А ведь именно с этим связано и нравственное здоровье, и состояние духовной экологии общества. Кто нас спасёт? Что нас спасёт? Как сохранить язык, а значит и себя как народ и как государство?

III. Творческое конструирование «От нас, носителей родного языка, - с уважением… и благодарностью». «Речевая культура человека – самая надежная рекомендация для каждого человека в его общественной жизни и творческой деятельности,» - писал известный лингвист В.В.Виноградов.



Пробуем составить коллективный текст публичного выступления в жанре эссе, с использованием указанных речевых приемов. Тема «Забота о языке – забота о сохранении себя как нации».

Ключевые слова: язык, народ, нация, историческая память народа, далекие предки, связующие нити, предотвратить процесс, сохранить язык, русичи, от народа, потерять себя как народ.

Каждая пара создает эссе на заданную тему по данным ключевым словам. Работу следует озаглавить.

IV. Презентация творческого продукта. Каждая мини – группа представляет свою работу.

V. Рефлексия. Подведение итогов.

  1. Явилась ли для вас новой мысль о том, что каждый из нас, носителей языка, - еще и хранитель национальной памяти?

  2. Трудным ли был для вас процесс осознания этой мысли?

  3. Заставило ли данное мероприятие задуматься над тем, как мы говорим?

  4. Как вы думаете, поможет ли вам данное занятие в вашей профессиональной деятельности. Если поможет, то каким образом? А при подготовке к своему мастер-классу? К публичному выступлению?

VI. Заключение. Завершить наше занятие хочется словами И.А. Бунина

И нет у нас иного достояния!

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья

Наш дар бессмертный – речь.

И.Бунин «Слово».

Итоги проекта:

- каждый из участников осознал себя носителем родного языка;

- каждый из участников как носитель языка и исторической памяти, как педагог осознал свою ответственность за сохранение родного языка и бережное обращение с ним;

- участники занятия увидели пути сохранения языка;

- научились создавать письменные высказывания в жанре эссе, соблюдая языковые нормы, подбирая нужные средства выразительности.













Список литературы.

  1. Голуб И.Б. Стилистика русского языка. М., 2001.

  2. Горбаневский М.В., Караулов Ю.Н., Шаклеин В.М. Не говори шершавым языком (О нарушении норм литературной речи в электронных и печатных СМИ). М., 2000.

  3. Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык. Учебник – практикум для старших классов. М., Вербум- М.2002

  4. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку: практическая стилистика. М, 2001

  5. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык. 5-еизд., испр. М,2003.

  6. Тихонов А.Н. современный русский язык. Морфемика. Словообразование. Морфология. М.,2003.

  7. Толковый словарь современного русского языка. Языковые изменения конца 20 столетия. М.,2001.













Просмотр содержимого презентации
«Проект Майорова Л.П., Володасркий р-н»

Управление образования администрации Володарского муниципального района Информационно-диагностический кабинет ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ  «ЯЗЫК МОЙ, ДРУГ МОЙ» Учитель-мастер: Майорова Л.П., учитель русского языка и литературы высшей кв. категории МАОУ СОШ №53 р.п. Ильиногорск, 2014

Управление образования администрации

Володарского муниципального района

Информационно-диагностический кабинет

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ «ЯЗЫК МОЙ, ДРУГ МОЙ»

Учитель-мастер: Майорова Л.П., учитель русского языка и литературы высшей кв. категории МАОУ СОШ №53

р.п. Ильиногорск, 2014

«ЯЗЫК МОЙ, ДРУГ МОЙ….» Цель:  показать богатство родного языка и научить обучающихся умело использовать арсенал выразительных средств языка. Задачи:

«ЯЗЫК МОЙ, ДРУГ МОЙ….»

Цель: показать богатство родного языка и научить обучающихся умело использовать арсенал выразительных средств языка.

Задачи:

  • Образовательные: освежить в памяти понятие о языке как об исторической памяти народа; познакомить с жанром эссе; познакомить с некоторыми средствами выразительности речи; научить использовать эти средства выразительности для оформления устного высказывания в жанре эссе .
  • Развивающие : развитие умений строить устное высказывание и оформлять его с требованиями жанра.
  • Воспитательные: помочь осознать проблему экологии языка, формировать бережное отношение к языку как выражению национального самосознания.
Караул! Беда! Катастрофа! «Внимание : опасность!» Вирусы атакуют язык!

Караул! Беда!

Катастрофа!

«Внимание : опасность!»

Вирусы атакуют язык!

Я ничего не хочу уступать Из вверенного наследства. Но как отстоять его, Не растерять, И есть ли такие средства?  А. Яшин  Как противостоять лингвистическим вирусам?

Я ничего не хочу уступать

Из вверенного наследства.

Но как отстоять его,

Не растерять,

И есть ли такие средства?

А. Яшин

Как противостоять

лингвистическим

вирусам?

ПРОБЛЕМА? Устоит ли эта знаковая система под напором вирусов? Как сохранить национальный язык в современном мире, стремящимся к интеграции?

ПРОБЛЕМА?

Устоит ли эта знаковая система под напором вирусов?

Как сохранить национальный язык в современном мире, стремящимся к интеграции?

Эссе  «Слово о родном языке» Родной язык… Родная речь… Как уберечь тебя от опасностей, которым ты подвергаешься ежедневно? Как оградить тебя от мощного влияния иноязычной лексики? От потока нецензурной брани и матерщины? От игнорирования эмоционального начала в угоду рациональному? А ведь именно с этим связано и нравственное здоровье, и состояние духовной экологии общества. Кто нас спасёт? Что нас спасёт? Как сохранить язык, а значит и себя как народ и как государство?

Эссе

«Слово о родном языке»

Родной язык… Родная речь… Как уберечь тебя от опасностей, которым ты подвергаешься ежедневно? Как оградить тебя от мощного влияния иноязычной лексики? От потока нецензурной брани и матерщины? От игнорирования эмоционального начала в угоду рациональному? А ведь именно с этим связано и нравственное здоровье, и состояние духовной экологии общества. Кто нас спасёт? Что нас спасёт? Как сохранить язык, а значит и себя как народ и как государство?

«От языка – с любовью и надеждой на …» 1. Именительный темы  (именительный представления)  – слово – предложение. Чаще всего имя существительное. Именительный темы начинает текст, задавая его тему. 2. Риторический вопрос – вопрос, который не требует ответа. Его задача – привлечь внимание слушателей. 3. Вопросно-ответная форма повествования – использование в начале текста или абзаца вопроса с последующим ответом с целью привлечения внимания читателя (слушателя) к тому, о чем пойдет речь далее. 4. Антитеза – стилистическая фигура, служащая для усиления выразительности речи путем резкого противопоставления понятий, мыслей, образов. Антитеза часто строится на антонимах – словах, имеющих противоположное значение. Всем удачи! 5. Парцелляция  – членение предложения, при котором какая-то часть его отделяется от основной, базовой части в устной речи паузой, а на письме точкой (многоточием или тире). 7

«От языка – с любовью и надеждой на …»

1. Именительный темы (именительный представления)

– слово – предложение.

Чаще всего имя существительное.

Именительный темы начинает текст, задавая его тему.

2. Риторический вопрос – вопрос, который не требует ответа. Его задача – привлечь внимание слушателей.

3. Вопросно-ответная форма повествования – использование в начале текста или абзаца вопроса с последующим ответом с целью привлечения внимания читателя (слушателя) к тому, о чем пойдет речь далее.

4. Антитеза – стилистическая фигура, служащая для усиления выразительности речи путем резкого противопоставления понятий, мыслей, образов. Антитеза часто строится на антонимах – словах, имеющих противоположное значение.

Всем удачи!

5. Парцелляция – членение предложения, при котором какая-то

часть его отделяется от основной, базовой части в устной речи

паузой, а на письме точкой (многоточием или тире).

7

Речевая культура человека – «самая надежная рекомендация для каждого человека в его общественной жизни и творческой деятельности».  В.В. Виноградов. «От нас, носителей родного языка, - с уважением и благодарностью.» 8

Речевая культура человека – «самая надежная рекомендация для каждого человека в его общественной жизни и творческой деятельности».

В.В. Виноградов.

«От нас, носителей родного языка, - с уважением и благодарностью.»

8

Ключевые слова:  язык, народ, нация, историческая память, далекие предки, связующие нити, предотвратить процесс, сохранить язык, русичи, отречься от народа, потерять себя как народ

Ключевые слова:

язык, народ, нация, историческая память,

далекие предки, связующие нити, предотвратить процесс,

сохранить язык, русичи, отречься от народа,

потерять себя как народ

Явилась ли для вас новой мысль о том, что каждый из нас, носителей языка, ещё и хранитель национальной памяти?  Трудным ли был для вас процесс осознания этой мысли?  Заставило ли данное занятие задуматься над тем, как мы говорим?  Как вы думаете, поможет ли вам это занятие при подготовке к своему мастер-классу и к публичному отчёту?
  • Явилась ли для вас новой мысль о том, что каждый из нас, носителей языка, ещё и хранитель национальной памяти?
  • Трудным ли был для вас процесс осознания этой мысли?
  • Заставило ли данное занятие задуматься над тем, как мы говорим?

  • Как вы думаете, поможет ли вам это занятие при подготовке к своему мастер-классу и к публичному отчёту?
И нет у нас иного достояния! Умейте же беречь Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья, наш дар бессмертный – речь.   И.Бунин « Слово » .

И нет у нас иного достояния!

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

наш дар бессмертный речь.

И.Бунин « Слово » .


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Майорова Людмила Павловна

Дата: 23.01.2015

Номер свидетельства: 160080


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства