проект урока по русскому языку " Текст.Признаки текста"
Проект урока по русскому языку " Текст.Признаки текста"
Класс:2,УМК В.Л.Занкова
Дидактическая цель урока: организовать работу в малых группах с целью восстановления деформированного текста.
Предметные: способствовать формированию умения распознавать тескст по его признакам, составлять текст из деформированных предложений, озаглавливать текст, определять тип текста.
Метапредметные:
познавательные: формировать умение делить текст на части, определять текст по признакам, составлять текст из деформированных предложений, развивать умения строить грамотные высказывания.
коммуникативные:развивать умение сотрудничать с одноклассниками в работе в парах. группах.
Просмотр содержимого документа
«проект урока по русскому языку " Текст.Признаки текста"»
Проект урока русского языка "Текст. Признаки текста»
Класс: 2, УМК В.Л.Занкова
Учитель: Догина Т.В.
Дидактическая цель урока: организовать совместную работу в малых группах с целью восстановления деформированных текстов.
Задачи:
Предметные: способствовать формированию умения распознавать текст по его признакам ,составлять текст из деформированных предложений, словосочетаний, озаглавливать, определять тип текста.
Метапредметные:
познавательные: формировать умение делить текст на части и выделять их; определять тип текста, составлять текст из деформированных предложений, составлять план своей деятельности; выполнять учебное задание в соответствии с целью; развивать умение строить грамотные речевые высказывания;
коммуникативные: развивать умение сотрудничать с одноклассниками для успешной работы в группе, парах постоянного состава с целью решения поставленных учебных задач; формулировать собственную позицию и мнение;
регулятивные: обучать умению самим формулировать тему урока, цели и задачи; планировать свои действия;
личностные: учить пониманию смысла учебной деятельности и ответственности за конечный результат; формировать положительную учебную мотивацию; стимулировать готовность слушать собеседника и вести диалог; учитывать разные мнения и приходить к общему решению в рамках совместной деятельности; учить адекватно оценивать свою деятельность.
Формы организации учебной деятельности: в парах, групповая, фронтальная.
Средства обучения:
компьютерная презентация;
конверты с индивидуальными заданиями для групп;
Планируемые результаты:
Предметные: ученик получит возможность научиться восстанавливать текст-повествование.
Метапредметные:
познавательные: ученик получит возможность учиться выполнять учебное задание в соответствии с целью; развивать умение строить грамотные речевые высказывания;
коммуникативные: ученик получит возможность учиться сотрудничать с одноклассниками для успешной работы в группе с целью решения поставленных задач; формулировать собственную позицию и мнение при работе в группе; формулировать умение задавать вопросы и грамотно на них отвечать;
регулятивные: ученик получит возможность учиться формулировать тему урока, цели и задачи; планировать свои действия ;
личностные: ученик получит возможность учиться понимать смысл учебной деятельности и ответственности за конечный результат; формировать положительную учебную мотивацию; учить адекватно оценивать свою деятельность.
Ход урока
I. Организационный этап
-Пусть сегодня для нас всех,
На урок придёт успех!
Пожелайте нам удачи,
И успешности в придачу!
Мы урок наш начинаем,
Что учили, повторяем!»
II.Актуализация знаний учащихся
-Для чего надо изучать русский язык ? ( грамотно писать, правильно излагать свои мысли, для общения Грамотность-это в наше время престижно. Модно. 18 марта –единый диктант по России. России нужны грамотные люди )
1.Орфографическая зарядка
(Тренажер «Безударная гласная»)
-Какая орфограмма объединяет слова?
-Как проверить безударную гласную? Проверяем.
-Оцените свою работу!
2. Чистописание
-Послушайте внимательно задание для чистописания.
- Буква находится в слове, в котором звуков меньше, чем букв. Какое слово?
- Она обозначает согласный парный звонкий твердый звук.
- Какая буква? ( Г)
Смотрим на образец учителя и пишем:
Г г
-Сравните с образцом и подчеркните 2 самые красивые буквы.
II.Актуализация знаний учащихся
1.Работа над предложением.
проталинка, на, лесной, появилась, полянке
- Что это? Почему нельзя назвать предложением?
- Что такое предложение? Предложите задание к этому упражнению.
-Что такое проталинка? Где можно узнать значение слова? ( В толковом словаре: ПРОТАЛИНА, ы, ж. Место, где стаял снег и открылась земля.)
- Предложи задания по предложению. (Разбирает по членам предложения и ч речи ) Оцените работу!
- Что такое предложение?
3.Логическая цепочка
Определите последовательность понятий и объясните свой выбор.
На доске: слова - слоги - звуки - текст - предложения.
Дети: звук - слог - слово - предложения - текст.
Учитель: Какое слово новое в этой цепочке? Как вы думаете, где его место в цепочке ? является завершающим в этой цепочке? Что такое текст? Как вы думаете? Давайте подберем слова близкие по значению к этому слову.
- Предположите, с чем будет связана тема нашего урока?
3.Сообщение темы урока
-Тема урока: «Текст. Признаки текста»
-Чему мы будем учиться на уроке? (Учиться определять текст по его признакам, озаглавливать, составлять текст, определять тип текста.)
-Что такое текст? Назовите признаки текста(слайд). Какие типы текста мы знаем?
(Текст-повествование:
Повествуется, рассказывается о событиях, действиях, происходящих одно за другим.
Можно поставить вопросы:
что случилось? что произошло?
Текст-описание: (часть текста) дается описание предмета или явления. Можно поставить вопросы: какой? какая? какое? какие?
Текст-рассуждение: Можно выделить 3 части:1. –высказывается мысль, которая требует объяснения, доказательства.
2 часть- само объяснение, доказательство;
3 часть- это вывод. К тексту – рассуждению можно поставить вопрос почему?)
IV. Закрепление новых знаний и способов действий
-Проведем исследование.
Слайд №3. Две записи. №1- набор предложений, а №2 - текст.
Апрель с водой, а май с травой. Без вербы весны не бывает. Голубь – символ мира.
Муравей спустился к ручью: захотел напиться. Волна захлестнула и чуть его не потопила. Голубка несла ветку. Она увидела - муравей тонет, и бросила ему ветку в ручей. Муравей сел на ветку и спасся.
- Прочитайте запись 1. Можно ли это назвать текстом? Почему? Предложения не связаны по смыслу. Нет общей темы. Нельзя озаглавить.) Какой признак?
- Предложения в тексте связаны между собой по смыслу. (1 признак)
Слайд Признаки текста.
-Прочитайте запись 2.
О ком говорится в тексте? Найдите предложения, которые характеризуют муравья, голубя.
-Молодцы! Вы все точно сказали. Текст можно озаглавить. (2 признак)
Учитель: Давайте попробуем подобрать заголовок к нашему тексту.
Муравей и голубка
Стрекоза и муравей
Спасение муравья
Учитель: Какие вы молодцы! Я согласна с вами. Давайте подумаем, почему другие заголовки не подходят?
-Какой вывод мы можем сделать?
-( слайд)Заголовок должен показывать, о чем говорится в тексте. (3 признак)
-Повторите все признаки текста. Прочитайте начало, основную часть, концовку.
- Определите тип текста. Антонов (Повествование. Что случилось ? Что произошло?)
- Ребята. У этого текста есть автор Л.Н.Толстой. Чему может научить этот рассказ? (на примере животных- помогать другим) Давайте и мы будем учиться выручать друг друга, помогать .
-Запишите название текста. Предложения о голубке. Подчеркните глаголы.
Проверьте с доской. Поднимите руку у кого так же!
V. Физкультминутка
Скажу я слово - высоко
А ты ответишь - низко….
VI. Работа над составлением текстов в группах.
- Весна в любые времена вдохновляла художников и композиторов на создание разных прекрасных образов. Чем пишет композитор? А художник? А поэт и писатель?
Вам представилась такая возможность в группах создать свой образ весны.
Поможет вам картина И.Левитана «Весна. Большая вода», музыка П.И. Чайковского «Времена года. Апрель »
Всмотритесь в картину. Закройте глаз и подумайте, что можно увидеть ?( Березки в белых сарафанчиках. У березки золотистые сережки. На пригорках раскрыли свои глазки первые весенние цветы. Высокое голубое небо. На иве-пушистые шарики.)
- У каждой группы свое задание. Прочитайте его внимательно. Обсудите. Запишите в тетрадь. Проверьте.
1 группа: Прочитайте. Составьте текст, где нужно изменяя форму слова и добавляя недостающие слова. Озаглавьте. Запишите. Добавьте 2 предложения, подходящих по теме, для продолжения.
Весна, наступает, снег, тает, на, показалась, пригорках, земля, потемнел, лед, на, реках, скоро, прилетят ,в, скворцы, и , жаворонки. Запоют звонко свои песни. Все рады весне.
2 группа: Прочитайте. Составьте текст, где нужно изменяя форму слова и добавляя недостающие слова. Озаглавьте. Запишите. Добавьте 2 предложения, подходящих по теме, для продолжения.
Выплыло, весеннее, на, небо, солнышко,
солнечные, осветили, поляну, лесную, лучи,
около, пня, маленькая, появилась, проталинка. Скоро на ней зацветут первые подснежники. Они дарят радость.
3 группа:
Прочитайте, вставляя в предложения слова. Озаглавьте. Запишите.
Добавьте 1 предложение, подходящее по теме, для продолжения.
Настоящая весна …. в середине марта. В городах и поселках …. с крыш длинные сосульки. Радостно, по- весеннему …… воробьи. Первыми …. грачи. В старых парках на высоких деревьях …. они свои гнезда. Грачи приносят на крыльях весну.
Слова для справок: устраивают, чирикают, прилетают, висят, приходит, висят.
4 группа:
Прочитайте. Составьте из предложений текст. Озаглавьте. Запишите предложения.
Висят длинные сосульки.
Радостно, по- весеннему чирикают воробьи.
Настоящая весна приходит в середине марта.
Первыми прилетают грачи.
Ярче светит солнышко.
В старых парках на высоких деревьях устраивают они свои гнезда.
группа: Прочитайте. Составьте из предложений текст. Озаглавьте. Запишите предложения. Добавьте 1 или 2 предложения для продолжения текста.