kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программно-методический материал по предмету "Графика и письмо" в коррекционной школе для детей с умеренной у.о.я

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программно-методические материалы предназначены молодым специалистам по сосотавлению Программы для обучения детей с умственной отсталостью (тяжелая и умеренная) в коррекционной школе. Материалы раскрывают вопрос  актуальности и специфике учебного предмета, содержат коррекционно-обучающую цель и задачи к ней, коррекционно-развивающую цель и задачи к ней, коррекционно-воспитательную цель и задачи. Имеется календарно-тематическое и учебно-тематическое планирование учебного предмета. Перечисляется использованная литература и учебно-методические пособия.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«пр-метод мат-л»

Программно-методический материал для учащихся с тяжелой и умеренной умственной отсталостью 6 класса коррекционной школы.

Содержание учебного предмета.

1. Предмет Графика и письмо (в неделю: 3 ч. в год: 102 ч.).

2. Актуальность и специфика изучения предмета.

Письмо как учебный предмет является ведущим, т.к. от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Нарушения мышления и речи, равно как и всех сторон психики умственно отсталых детей, практическая и коррекционная направленность, обуславливает специфику обучения их письму. Чтение и письмо являются сложными видами интеллектуальной деятельности, поэтому их элементами может овладеть только некоторая часть детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития. С учетом индивидуальных возможностей часть детей овладевает простейшими навыками написания отдельных слов и коротких предложений письменными, а иногда и печатными буквами, другие дети научаются списывать или графически подражать образам букв и слов, что также способствует дальнейшему развитию восприятий букв и таких слов, которые часто встречаются в быту: хлеб, сыр, молоко, аптека, магазин и др. Дети, у которых не формируются предпосылки к овладению письмом и чтением, могут участвовать в занятиях, направленных на развитие коммуникативных действий. Таким образом, проявления даже простейших умений по освоению элементов чтения и письма, дает основание для оптимизма в педагогической работе. Обучение грамоте детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью ведётся по звуковому аналитико-синтетическому методу. Порядок изучения звуков и букв диктуется данными фонетики с учётом специфических особенностей познавательной деятельности умственно отсталых детей. Все знания учащихся, получаемые ими, в основном при выполнении упражнений является практически значимыми для социальной адаптации и реабилитации. Необходимость коррекции познавательной и речевой деятельности школьников с умеренной и тяжелой умственной отсталостью обусловлена трудностями овладения ими фонетикой, графикой, своеобразием их общего и речевого развития, имеющихся психофизических функций. Организация обучения на каждом этапе подразумевает параллельность, т.е. в процессе обучения нецелесообразно отдельно выделять занятия по чтению, письму, развитию речи: каждое из них включается в единый комплекс, нацеленный на развитие речи, активизацию познавательной деятельности, а также на обучение чтению и письму с учетом индивидуальных достижений.

3.Цели:

Коррекционно-образовательная: Обучение простейшим навыкам написания отдельных слов и коротких предложений письменными буквами детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития.

Задачи:

  • формировать навыки письма основных элементов прописных букв;

  • учить списывать с печатного текста;

Коррекционно-развивающая: Развитие и исправление недостатков в письменной речи учащихся с учётом психических и физических нарушений

Задачи:.

  • развивать и корригировать моторику мелких мышц руки;

  • развивать восприятие письменных и печатных слов, которые часто встречаются в быту;

Коррекционно-воспитательная: Воспитание навыков учебной деятельности у детей с недостатками в интеллектуальном развитии.

Задачи:

  • умение правильно сидеть за партой, держать ручку, вставать, слушать и выполнять указания учителя.

  • воспитывать интерес к учебной деятельности.

  1. Форма обучения – практические уроки длительностью 30-40 мин, с обязательными паузами отдыха и восстановления психических сил.

5. Форма контроля и качества обучения.

    1. Поурочное отслеживание уровня усвоения программного материала

    2. Выполнение самостоятельных, проверочных работ по пройденным темам.

    3. Проведение контрольных работ по итогам четверти, полугодий, учебного года.

Учебно-тематический план

Раздел

количество часов



1

2

3

4

5



Повторение пройденного материала.

Звуки и буквы.

Слово.

Предложение.

Проверка знаний. Написание диктантов.

102 час.

19

30

25

20

8



Требование к уровню подготовки учащихся.

Базовый уровень должен обеспечить учащихся следующими умениями и навыками:

5.1. Учащиеся могут уметь:

  • выделять в словах сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу.

  • находить предлоги (на, в, под) в предложении и писать их отдельно;

  • выделять в тексте слова, обозначающие предмет, отвечающие на вопросы что это? кто это?

  • писать под диктовку слоги, короткие предложения, не расходящиеся с произношением;

  • списывать слоги, слова, предложения из 2-3-х слов;

  • дополнять 1-2-сложные слова одной пропущенной буквой;

  • написать свой домашний адрес, своё Ф.И.О., адрес школы.

5.2. Учащиеся могут знать:

  • основные элементы рукописных букв Алфавита.

Календарно-тематическое планирование.



п/п

по теме

Раздел.

Тема урока.

Кол-во час

Дата

Примечание



1


2


3


4



5



6



7


8



9


10



11



12


13


14


15


16


17


18



19


20



21


22


23


24



25


26



27


28


29



30


31


32



33


34


35


36


37


38



39



40


41


42


43



44


45


46


47



48


49


50


51



52


53


54


55


56


57


58


59


60



1


2


3


4



5



6



7


8



9


10



11



12


13


14


15


16


17


18



1


2



3


4


5


6



7


8



9


10


11



12


13


14



1


2


3


4


5


6



7



8


9


10


11



12


13


14


15



1


2


3


4



5


6


7


8


9


10


11


12


13


I четверть

Повторение материала.

Повторение пройденных звуков и букв.


Письмо букв сходных по начертанию.


Соотнесение звука и буквы.


Списывание с учебника слов, состоящих из усвоенных слоговых структур.


Работа с деформированными словами, дополнение одной буквы.


Запись слов с предварительным звукобуквенным анализом.


Составление предложений из данных слов.


Составление и запись слогов, слов, коротких предложений


Повторение алфавита. Написание букв алфавита


Гласные и согласные звуки и буквы. Различение понятий.


Гласные звуки и буквы. Упражнения в нахождении гласных в словах, предложениях.


Деление слов на слоги и запись их.


Работа над деформированным предложением.


Деление слов на слоги и запись их.


Определение гласных букв в словах.


Проверка знаний. Написание диктанта.


Работа над ошибками


Повторение пройденного материала


II четверть

Повторениепройденного материала.


Выделение и определение гласных и согласных в предложениях.


Согласные звуки. Определние согласных в словах.


Парные согласные звонкие и глухие.


Выделение и определение звонких и глухих согласных.


Звонкие и глухие согласные в начале слова. Замена звонкой согласной на глухую.


Списывание слогов, слов, коротких предложений


Упражнения в определении звонких и глухих согласных.


Перенос части слова на письме.


Упражнения в разделении слов для переноса.


Составление и запись слогов, слов, коротких предложений


Проверка знаний. Написание диктанта.


Работа над ошибками


Повторение пройденного материала


III четверть

Повторение пройденного материала


Перенос слова с одной строки на другую.


Упражнения в написании одно- двусложных слов.


Перенос слов со стечением двух согласных.


Слова, обозначающие предметы.


Упражнение в умении выделять слова, отвечающие на вопрос – кто это? что это?


Дифференциация слов, обозначающих предметы и отвечающих на вопросы: что это? кто это?


Слова, обозначающие действие предмета.


Слова, отвечающие на вопрос - что делает?


Слова, отвечающие на вопрос - что делают?


Выделение слов в предложении, обозначающие действие предмета.


Списывание слов, коротких предложений.


Проверка знаний. Написание диктанта.


Работа над ошибками


Повторение пройденного материала


IV четверть

Повторение пройденного материала


Построение простых предложений.


Составление предложений на заданную тему.


Большая буква в начале предложения, точка в конце предложения


Составление предложений по опорным словам


Составление предложений по картинкам.


Большая буква в именах и фамилиях людей.


Большая буква в кличках животных.


Работа с деформированным текстом.


Закрепление пройденного материала


Проверка знаний. Написание диктанта.


Работа над ошибками


Повторение пройденного материала.

Итоги учебного года

27ч

2


1


2


1



2



1



2


1



1


1



1



2


2


3


2


1


1


1


21 ч

1


1



1


2


1


2



2


2



2


2


1



2


1


1


30ч.

1


2


2


2


2


3



2



3


2


2


3



2


2


1


1


24ч

2


2


2


2



2


2


2


2


3


2


1


1


1





Перечень учебно-методического обеспечения:

  • учебно-практические:

Комплекты для обучения грамоте (раздаточный материал):

  • карточки слоговые структуры;

  • деление слова на слоги (раздаточный материал);

  • кубики с буквами;

  • рабочая тетрадь «Учимся писать». Автор Перевалова Н.В.;

  • рабочая тетрадь «Готовим дошкольника к письму». Т.А.Ткаченко.;

  • рабочая тетрадь «Развитие навыков письма». Е.Бортникова;

  • рабочая тетрадь «Обучение грамоте». Е.Бортникова;

  • книга тестов в картинках. В.Е.Гаврина 1-2 части;

  • учебно-наглядные

  • касса печатных букв;

  • таблицы сюжетных картинок для составления предложений;

  • иллюстративный материал «Учимся и играем» ;

  • «Пиши правильно» (настенная таблица);

  • картинная азбука (папка);

  • репродукции картин и художественные фотографии;

  • образцы письменных букв (папка);

  • DVD-диск «Кино для детей» выпуск №1;

  • DVD-диск «Кино для детей» выпуск №2;

  • DVD-диск «Сборник мультфильмов».

  • настольные развивающие игры, литературное лото, викторины;

  • спектакли: пальчиковые, карточные, перчаточные, настольные картонные.

  • учебно-справочные:

  • ЗCDROM “Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия».

  • Толковый словарь русс яз. В.И.Даль Современная версия. Москва ЭКСМО. 2004.

  • Словарь иностранных слов для школьников. Екатеринбург «У-Фактория» 2005

  • Орфографический словарь русс. Яз. для шк-в Екатеринбург «У-Фактория» 2005.

  • Толковый словарь русского языка для шк-в. Екатеринбург «У-Фактория» 2004.

  • Словарь-справочник по культуре речи русс. яз. для школьников Екатеринбург «У-Фактория»

  • Фразеологический словарь русс. яз. для шк-в. Екатеринбург «У-Фактория» 2004.

Использованная литература:

  1. Аксёнова А.К., Якубовская Э.В. «Дидактическая игра на уроках русского языка 1-4 классах вспомогательной школы». Москва «Просвещение» / 1991 г.

  2. Воронкова В.В. «Обучение грамоте и правописанию в 1-4 классах вспомогательной школы». Москва «Просвещение» / 1988 г.

  3. Вильшанская А.Д. «Содержание и методы работы учителя-дефектолога в школе». Москва «Школьная пресса» / 2008 г.

  4. Городилова В.И. «Чтение и письмо». Обучение, развитие и исправление недостатков. / 1996 г.

  5. Ковалько В.И. «Школа физминуток» / Москва «Аркти» / 2004 г.

  6. Петрова В.Г. «Обучение учащихся в 1-4 классов вспомогательной школы». Москва «Просвещение» / 1982 г.

  7. Шевченко С.Г. «Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей». Москва «Аркти» / 2004 г.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Автор: Превалова Наталья Владимировна

Дата: 19.08.2015

Номер свидетельства: 226018


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства