«Применение модульной технологии на уроке русского языка в 5 классе при изучении темы «Корни с чередованием букв е-и»
«Применение модульной технологии на уроке русского языка в 5 классе при изучении темы «Корни с чередованием букв е-и»
Модульная технология обучения на уроке рксского языка .
Семантический смысл термина "модульного обучения "связано с международным понятием "модуль" , одно из значений которого - функциональный узел ,в котором учебное содержание и технологии овладении им обьединены в одно целое.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Применение модульной технологии на уроке русского языка в 5 классе при изучении темы «Корни с чередованием букв е-и» »
Педагогическая разработка на тему :
«Применение модульной технологии на уроке русского языка в 5 классе при изучении темы «Корни с чередованием букв е-и»
Разработчик:
Гербаневская Юлия Григорьевна,
учитель русского языка и литературы
МАОУ СОШ № 12 г. Таганрога
Ростовской области.
2014 г.
Модульная технология обучения на уроках русского языка.
Среди личностно-ориентированных технологий особое место занимает модульная технология, при которой организация процесса обучения предоставляет большие возможности для развития ученика как субъекта учебной деятельности за счёт самообразования и самообучения.
Что такое модуль? Семантический смысл термина ''модульное обучение'' связан с международным понятием ''модуль'', одно из значений которого – функциональный узел.
Модуль - это узел, в котором учебное содержание и технология овладения им объединены в одно целое. В состав модуля входят целевой план действия, банк информации, методическое руководство по достижению дидактических целей.
Значит, Модуль выступает средством модульного обучения. Это – программа обучения, индивидуализированная по содержанию, методам обучения, уровню самостоятельности, темпу учебно-познавательной деятельности учащихся.
Для успешной работы по технологии модульного обучения учитель должен глубоко продумать систему своих действий.
Что включает в себя система действий учителя?
Главное – это разработка модульной программы. Учитель должен видеть все уроки в перспективе, т.е. составить планы уроков по теме на четверть или полугодие.
При планировании изучения той или иной темы я прорабатываю весь учебный материал, формулирую комплексную дидактическую цель (КДЦ).+ Из нее выделяю интегрирующую дидактическую цель (ИДЦ) для каждого отдельного урока (модуля).
Однако в модули входят крупные блоки содержания учебного предмета. Поэтому каждая ИДЦ делится на частные дидактические цели (ЧДЦ) и на их основе выделяются учебные элементы. Каждой ЧДЦ соответствует один учебный элемент.
Особое внимание обращается на разнообразие форм заданий для самостоятельной работы учеников, которые должны предполагать разные виды познавательной деятельности: ответы на вопросы (устно, письменно), заполнение таблиц, тестовые задания, рассчитанные как на простое репродуктивное воспроизведение учебного материала, так и на творческую деятельность. Они ориентируют учеников на работу с различными источниками знаний: текстами и словарями, таблицами и схемами, алгоритмами.
Для успешного применения модульных программ необходимо соблюдать некоторые правила.
1) Начиная работать с новым модулем, нужно проводить входной контроль знаний и умений учащихся, чтобы иметь информацию об уровне их готовности к работе. При необходимости можно провести соответствующую коррекцию знаний.
2) Важно также осуществление текущего и промежуточного контроля после изучения каждого учебного элемента (самоконтроль, взаимопроверка, сверка с образцом и т.д.).
3) После завершения работы с модулем осуществляется выходной контроль. Текущий и промежуточный контроль выявляют пробелы в усвоении знаний с целью немедленного их устранения, а выходной контроль должен показать уровень усвоения всего модуля и тоже предполагает соответствующую доработку. Выходному контролю обязательно предшествует резюме учителя (краткий обзор всей темы, акцентирование внимания на сложных вопросах, анализ их и совместное решение). При обобщении используются самые разнообразные формы и методы.
4) Необходимо осуществлять дифференциацию учебного содержания, выделяя уровень обязательной подготовки и уровень выше обязательного.
Давайте рассмотрим всё это на примере модуля «Корни с чередованием букв е-и».
Хочется предостеречь учителей от возможной ошибки при использовании модулей. В модуль нецелесообразно включать большой объём содержательной деятельности, т.к. у школьников ещё плохо развито чувство времени. Учителю нужно постоянно задавать необходимый темп работы учащихся.
Технологическая карта составлена. Что делать дальше?
Обеспечить технологической картой каждого ученика. Начинается модульное занятие с целеполагания (определение целей деятельности учащихся — чему они научатся за урок). А дальше ученик работает с модулем самостоятельно, то есть новую тему он усваивает сам, пользуясь учебником, словарем и т.д. В процессе усвоения материала он получает консультацию у учителя, у товарища по классу, свободно общается с ним, не нарушая дисциплины в классе.
Как оценивается работа?
В модульной технологии оценивается выполнение каждого учебного элемента. Усвоив материал, ученик сам себе выставляет оценку. Оценку за усвоенный материал может поставить одноклассник и т.д., главное, что ученик усвоил материал, добился поставленной цели. Баллы накапливаются оценочном листе, на основании которого выставляется итоговая оценка за работу над модулем. Точность контроля и объективность оценивания играют большую роль. Получить хорошую оценку – одна из главных мотиваций при модульной технологии.
Если ученик слабый и не успел выполнить всю работу, то можно оценить ту часть, которую он добросовестно выполнил. Для него это тоже успех.
Для успешной работы учащихся с модулем учебное содержание должно быть представлено таким образом, чтобы ученики эффективно его усваивали. Желательно, чтобы учитель через модуль как бы беседовал с учащимися, вызывал каждого на рассуждение, поиск, догадку, подбадривал, ориентировал на успех.
Модульное обучение имеет свои преимущества перед другими методами обучения.
1.Ученик учится сам (планирует свою работу, организует её, контролирует и оценивает себя и свою деятельность). Важно и то, что ученик может в любой момент получить от учителя устные советы по непонятным вопросам и заданиям.
2. Данная система обучения гарантирует каждому ученику усвоение стандарта образования и продвижение на более высокий уровень обучения.
3. На занятиях не бывает, как правило, никаких проблем с дисциплиной, у детей нет просто времени на шалости. Сорок пять минут напряжённой работы.
4. Модульный урок помогает выявить знания учащихся, т.к. каждый урок заканчивается выходным контролем.
5. Эта технология предполагает глубокое усвоение теории, практического её применения, что в дальнейшем необходимо при сдаче ЕГЭ.
6. Изменяются отношения учитель – ученик. У учителя и ученика есть больше времени общаться, как индивидуально, так и по средствам модулей. Их отношения более дружелюбные, исключающие конфликты. Каждый ученик получает от учителя в письменной форме советы: как действовать, где найти ответ, как сформулировать мысль, получить похвалу от учителя, его поддержку. Ученику кажется, что он работает абсолютно самостоятельно, но на самом деле учитель мягко и сугубо целенаправленно управляет учебно-познавательной деятельностью учащихся через модули.
7. Изменяется роль учителя.
Учитель:
1) управляет познавательной деятельностью ученика, т.е. переходит с позиции носителя знаний (дающего знания) в позицию организатора собственно познавательной деятельности учащихся;
2) мотивирует познавательную деятельность ученика на уроке за счёт коммуникации, взаимопонимания и добивается положительного отношения к предмету;
3) использует коллективные способы обучения, включает всех учащихся в коллективную творческую деятельность, организует взаимопомощь;
4) организует помощь ученику в процессе деятельности, проявляет внимание к результатам его самостоятельной деятельности;
5) создаёт ситуацию успеха, т.е. разрабатывает методику и предлагает задания, посильные каждому ученику;
6) создаёт положительную эмоциональную атмосферу учебного сотрудничества, которое реализуется в системе гуманных учебных взаимоотношений;
7) организует самоанализ собственной деятельности ученика и формирует его адекватную самооценку.
Разработка модульных обучающих программ показала, что процесс “конструирования” модулей позволяет “отсечь” все лишнее, всю избыточную учебную информацию, которая не только способствует, а чаще всего затрудняет усвоение нового материала. Модульный подход в обучении позволяет систематизировать и структурировать большой по объему учебный материал и в необходимых пределах уплотнить его.
Важным условием перехода на модульное обучение является уровень готовности школьников к самостоятельной учебно-познавательной деятельности. Не во всех классах одинаково эффективно проходят модульные уроки. Только в тех классах, где учителя большое внимание уделяли формированию навыков самостоятельной работы, учащиеся полностью справляются с модулями. Некоторые учащиеся просто не успевают выполнить все задания из-за того, что просто не умеют самостоятельно работать. Уроки с использованием модульной технологии можно как при систематизации и обобщения, так и при изучении нового материала. Но самое важное при освоении модульной технологии – желание учителя использовать её в практике работы, наличие теоретической подготовки и материально-технической базы школы.