kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Приёмы компрессии текста"(теория+практика)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок позволяет ребятам познакомиться с теорией и пошагово на практике отработать  приемы компрессии

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Приёмы компрессии текста"(теория+практика)»

А теперь, вооружённые знаниями о способах сжатия текста и способах связи предложений в тексте, напишите сжатое изложение (текст для удобства работы уже разделён на абзацы). Посчитайте количество слов в каждом абзаце и во всём вашем изложении (их должно быть не менее 70), проверьте, не удалена ли главная информация текста, нет ли речевых и логических ошибок.

Текст

Приёмы компрессии текста

Сжатое изложение

Если каждую неделю совершать несколько добрых дел, причём непременно разнообразных (послать открытку старым друзьям, навестить одинокую соседку, подарить виртуальный цветок, одолжить телефон незнакомцу, перечислить сто рублей больным детям), это способствует нашему ощущению счастья, а иногда и просто лечит! (38 слов)


 

 

Мы становимся благосклоннее к другим, чувствуем себя лучше по сравнению с окружающими, освобождаемся от чувства вины за чужое несчастье, чувствуем себя щедрыми и способными помочь, становимся привлекательнее для других, чувствуем, что нас ценят. (33 слова)




Чем больше мы сосредотачиваемся на том, чтобы посылать любящие и добрые мысли, тем положительнее мы влияем на окружающий мир. В то же время мы в результате делаемся более радостными и счастливыми, начинаем нравиться людям. Даже внешне мы становимся красивыми, обаятельными, а мышление — гораздо яснее, чётче, намного быстрее. Люди так называемой любящей доброты более склонны к принятию себя и позитивным отношениям с другими. Почему? Потому что доброта усиливает положительные эмоции (любовь, радость, - благодарность, надежду, гордость), восстанавливает долгосрочные жизненные ресурсы человека и повышает его удовлетворённость жизнью.

(85 слов) (По К. Киселёвой)






Приёмы сжатия текста

Изложение как вид речевого произведения может быть подробным или сжатым.  

 

Подробное изложение предполагает воспроизведение исходного текста наиболее полно, с сохранением авторского стиля. Задача сжатого изложения — передать основное содержание в краткой форме. 

Работая над сжатым изложением, необходимо уметь отбирать в исходном тексте основную информацию, вычленять микротемы, в каждой микротеме выделять существенное, знать основные приёмы сжатия текста, уметь последовательно излагать отобранную информацию. 

 

Выделяют следующие основные приёмы сжатия текста: 

 

Исключение  

• вводных слов;

• однородных членов предложения;

• повторов;

• однотипных примеров;

• риторических вопросов и восклицаний;

• цитат;

• деталей, которые не влияют на ход авторской мысли;

• пояснений;

• рассуждений;

• описаний;

• слов, предложений, которые могут быть удалены без ущерба для содержания.

 

При исключении необходимо 

 

  1. Выделить главное с точки зрения основной мысли текста, затем убрать ненужные подробности и детали. 

  2. Объединить полученное, используя основные средства связи между предложениями. 

Пример: 

На поляне, у лесного разлившегося ручейка, весело играют смешные, неуклюжие медвежата. — На поляне весело играют неуклюжие медвежата. (И. Соколов-Микитов) 

 

Обобщение 

• парцеллированных предложений;

• ряда предложений;

• связанных одной мыслью, частей предложений;

конкретных, единичных фактов, событий, явлений

 

 При обобщении необходимо

1. Найти в тексте мелкие, единичные факты.

2. Найти в них общее.

3. Объединить эти факты на основе общего.

4. Сформулировать получившееся предложение.

 

Пример: 

Надев лыжи, он подпрыгнул несколько раз, похлопал лыжами по снегу, взметая пушистую порошу, потом проверил крепления у неё, и они потихоньку двинулись. — Надев лыжи и проверив крепления, они потихоньку двинулись. (Ю. Казаков) 

 

Замена

• однородных членов обобщающим словом;

• сложного предложения - простым;

• части предложения или ряда предложений общим понятием

или выражением;

• прямой речи - косвенной;

• части текста - одним предложением;

• части предложения местоимением и т.д.

  

При замене необходимо 

 

  1. Найти слова, смысловые части или предложения, которые можно сократить с помощью замены обобщающим словом, простым предложением и т.д. 

  2.  Сформулировать получившееся предложение. 

Пример: 

В вагоне электрички было тесно от рюкзаков и лыж и шумно: все кричали, звали друг друга, с шумом занимали места, стучали лыжами. — В вагоне электрички было тесно и шумно. (Ю. Казаков) 

 

Один и тот же приём сжатия можно использовать как в одной микротеме, так и в целом тексте(!) 

 

При сжатии исходного текста необходимо помнить о типе речи, к которому относится исходный текст. Если тип речи — описание, то нельзя сокращать признаки, характеризующие предмет; можно сжать средства описания. Если тип речи — повествование, то действия, передающие развитие сюжета, следует сохранить, а сократить детали, описания, подробности. Если тип речи — рассуждение, то аргументы сокращать нельзя, можно опустить примеры. 




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Приёмы компрессии текста"(теория+практика)

Автор: Елфимова Валентина Викторовна

Дата: 08.01.2019

Номер свидетельства: 494183


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства