Просмотр содержимого документа
«Причастия и деепричастия.Их роль в художественном произведении. »
Урок1 Причастия и деепричастия.
Их роль в художественном произведении
.
13.01.14 г.
Цель: Повторить правописание причастий и деепричастийи пунктуацию при
обособленных определениях иобстоятельствах.
Раскрыть роль причастий и деепричастий в текстехудожественного
произведения.
Развитие навыка анализа морфологических средствхудожественной
выразительности.
Ход урока.
Повторение орфографии
• Расскажите об условиях обособления уточняющих членов.
• Составьте предложения по схемам:
1) кто? кто именно?
[ , | |, … ].
2) что делать? что именно
делать?
[ , | |, … ].
3) когда? когда именно?
[ , | |, … ].
4) где? где именно?
[ , | |, … ].
5) как? как именно?
[ , | |, … ].
6) куда? куда именно?
[ , | |, … ].
7) откуда? откуда именно?
.
Объяснительный диктант.
Всюду, куда ни взглянешь, стелется над землей легкий пар; на песчаных буграх, которые сами собой давнообезлесели, мало – помалу подсохли проталинки, и толькона давно не езженной дороге синеют лужицы последнейснеговой воды.
2. Сообщение темы и цели урока
3. Проверка домашней работы.
4. Опрос- повторение.
- Какие формы глагола называют особыми формами?
- Что общего у глагола и причастия?
- Что общего у глагола и деепричастия?
5. Повторение правописания причастий и деепричастий.
Упр. .
Выписать из текста причастия и деепричастия вместес определяемыми словами.
Выполнить морфемный и морфологический разбор одного причастия и одного
деепричастия.
6. Определение роли причастий и деепричастий в тексте.
Упр.403-404
Причастия обозначают признак действия, а деепричастия - добавочное действие. Благодаря использованию причастийи деепричастий, изображение событий получается более полным.
Причастия и деепричастия поясняют основное действие, делают повествование объемным: «двинется, рассекая волны», «соберется много народу, удивляясь и ахая».
- Определить роль деепричастий в тексте упражнения 403.
Деепричастия не только поясняют способ действия, но и подчеркивают динамику событий. Деепричастия несовершенного вида, благодаря наличию открытых слогов, способствуют созданию впечатления длительности действия.
Сравните: шипит и шипя.
7. Обобщение.
- Что мы повторили сегодня на уроке?
- Какую роль играют в тексте художественного произведения
причастия и деепричастия?
Домашнее задание. Упр.405. Определить роль деепричастий в тексте.