kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Причастие. Правописание причастий. Знаки препинания в предложениях с определениями, выраженными одиночными причастиями и причастными оборотами.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок обобщения и систематизации знаний в 10 классе. на уроке предусмотрено само- и взаимооценивание, работа в группах.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Причастие. Правописание причастий. Знаки препинания в предложениях с определениями, выраженными одиночными причастиями и причастными оборотами.»

Күнi Дата: 21.01. Сынып Класс 10

Тақырыбы: Tема: Причастие. Правописание причастий. Знаки препинания в предложениях с определениями, выраженными одиночными причастиями и причастными оборотами.

Типi Тип: комбинированный

Мақсаты Цель: учащиеся смогут правильно писать причастия, ставить знаки препинания в предложениях с определениями, выраженными одиночными причастиями и причастными оборотами, обосновывать их постановку, употреблять причастия в речи.

Задачи: обеспечить усвоение понятий о причастии как особой глагольной форме, умение находить причастие, определять его признаки, использовать в речи, развивать общеучебные умения и навыки, коммуникативные, информационные компетентности, содействовать формированию трудолюбия, казахстанского патриотизма.

Әдiстерi Методы: репрод., словесный, практ., частично-поисковый, ИКТ, метод проектов.

Көрнекiлiгi Оборудование: учебник, тесты, карточки, презентация.

Сабақтың барысы Ход урока

  1. Ұйымдастыру кезеңi. Орг. этап. 1 м. Психологический настрой.

  2. Актуализация прежних знаний. 6 м.

Тест «Глагол». Взаимопроверка.

1.Определите глагол первого спряжения:

A) Слышать

B) Зависеть

C) Дышать

D) Слушать

E) Обидеть

2.Определите глагол совершенного вида:

A) Любуется цветами

B) Дышит воздухом

C) Собираемся в гости

D) Выполнял задание

E) Собрался в кино

3.Определите глагол второго спряжения:

A) Таять

B) Пахнуть

C) Хотеть

D) Вертеть

E) Слушать

4.Определите возвратный глагол:

A) Клубится туман

B) Засверкал вдали

C) Заметил человека

D) Выехал из-за угла

E) Проедет мимо

5.Определите переходный глагол:

A) Думать о тебе

B) Слушать песню

C) Разговаривать с другом

D) Радоваться новой песне

E) Мечтать о каникулах

6.Определите вариант с глаголом изъявительного наклонения:

A) Ученик прочитал книгу.

B) Прочитайте эту книгу.

C) Хотел бы прочитать эту книгу.

D) Пусть встретит нас утром солнце.

E) Приезжайте к нам в гости.

7.Определите правильный вариант пропущенных гласных

Дождь вымоч…т, а солнце высуш…т.

Если что и забуд…шь, потом вспомн…шь.

А) е-и-е-и

В) и-и-е-и

С) е-и-и-е

D) и-и-и-и

Е) е-и-и-и

8.Учит…ся всегда пригодит…ся. Знания от рождения не дают…ся, они приобретают…ся жизнью.

А) - , ь , - , ь

В) ь , - , - ,-

С) - , ь , ь, ь

D) ь , - , ь , -

Е) - , ь , - , ь

9.Укажите глагол настоящего времени

А) говори громко

В) солнце взошло

С) сверкает молния

D) пошел бы погулять

Е) гром загремит

10.Определите слитное написание - не- с глаголом

А) (не)читает газет

В) (не)доумевали по поводу отмены спектакля

С) небо (не)прояснилось

D) (не)льётся вода

Е) листья (не) шелестели


  1. Подготовка к усвоению нового материала. 6 м.



1.Ломоносов писал: «Сии глагольные имена служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу». О каких именах говорил ученый?

2.Прочитать текст. Составить из пропущенных букв слово, расположив буквы по порядку (в соответствии с цифрой).

1

2

3

4

5

6

7

8

9










3.Постановка целей. Дерево ожидания.

IV. Усвоение нового материала. 10 м.

1.Работа в группе. Составление схемы (учебник, п. 26; дополнительный материал).

- Причастие, его морфологические признаки.

- Образование действительных и страдательных причастий. Синтаксическая роль

- Правописание причастий

- Знаки препинания в предложениях с причастиями и причастными оборотами

2.Обмен информацией.

V. Закрепление. 15 м.

1.Работа по карточкам.

1)Образуйте причастие нужной формы от глагола в скобках.

2)Заполните таблицу.

3)Объясните правописание слов с н и нн; какая буква пишется перед –вш- и –нн-.

причастие

действительное или страдательное

время

вид

переход-ность

возврат-ность

род

число

падеж










































































Тер..итория(2) Восто..ного(4) Казахстана была (заселить) с глубокой древности. Об этом св..детельствуют(3) (сохраниться) до наших дней на Алтае, в Зайсанской котловине, по склонам Саура и Тарбагатая сл..ды(9) древних горных разр..боток(5), оросительные каналы, развалины крепостей и селений. Здесь вихрем проносились орды кочевников, (устремляться) из степей Монголи..(8) и южной Сибири на Запад - к Волге и дальше - к Черному, Каспийскому и Средиземному морям. С юга, из Средней Азии, под командой Чингиз-хана, а позднее и Великого Тамерлана здесь проходили полки "непобедимых". 
Через сте..ь(1) Чингиза и Калбы предгорья Алтая по Северной ветви Великого Шелкового пути шли (доставлять) экзотические товары караваны. На земле Восточного Казахстана жили (выдаваться) люди, гордость страны. Это прежде всего Абай великий поэт и философ (олицетворять) Казахстан.

Восхитителен и разнообразен Восточный Казахстан. Но полюбит эти мес..ности(7) только человек, (пройти) его пешком или (проехать) на коне, вдохнувший дымок костра, почувствовавший зной пустынь и прохладу ледников. 
2.Записать выделенные предложения. Расставить знаки препинания. Объяснить.

3.Написание работы. Письмо другу о Восточном Казахстане. Используйте причастия.

VI.Контроль усвоения материала. 4 м.

Мини-тест.

1.Соотнесите: 1) -ущ-(-ющ-); 2) -ащ-(-ящ-).

А) Ре..щий,

В)кол..щий,

С)стро..щий

2. Соотнесите: 1) -ем-(-ом-); 2) -им-.

А) Пробива..мый,

В)леле..мый,

С) стро..мый.

3. Укажите гласную перед -нн-.

А) Закач..нный газ в баллон

В) Закач..нная бочка

4. В каких словосочетаниях пишется одна -н-?

А) Мочё..ые яблоки.

В) Вымоче..ые в уксусе кусочки филе.

С)Сельдь вымоче..а в молоке.

5. Укажите предложение с причастным оборотом, обособляемым на письме.

А) Грохот колёс отозвался гулким эхом на мощённом камнями дворе.

В) Как-то однажды сестра Саша попросила меня пересмотреть старый сундук наполненный книгами.

С) Груда нечитанных газет валялась на столе.

VII.Информация о домашнем задании. 1 м.

п.26, упр. 387 (1 или 2)

VIII. Итоги. Оценки. Рефлексия. 2 м. Дерево ожиданий.










































Ф.И.:


тест (по 1 баллу за каждый правильный ответ, всего 10 баллов)

работа в группе (2 балла)

работа по карточкам (1 балл за каждую правильную характеристику причастия, всего 8 баллов)

знаки препинания (ошибок нет – 2 балла, допущена 1 ошибка – 1 балл, более – 0 баллов).

Письмо (использованы причастия, нет ошибок – 5 баллов, допущено 1-2 ошибки – 4 балла,

3-4 ошибки – 3 балла, более – 2 балла)

тест (по 1 баллу за каждый правильный ответ, всего 11 баллов)

балл









Итого: 36-40 баллов – «5», 30-35 баллов – «4», 21-29 баллов – «3» Моя оценка – «____»




Ф.И.:


тест (по 1 баллу за каждый правильный ответ, всего 10 баллов)

работа в группе (2 балла)

работа по карточкам (1 балл за каждую правильную характеристику причастия, всего 8 баллов)

знаки препинания (ошибок нет – 2 балла, допущена 1 ошибка – 1 балл, более – 0 баллов).

Письмо (использованы причастия, нет ошибок – 5 баллов, допущено 1-2 ошибки – 4 балла,

3-4 ошибки – 3 балла, более – 2 балла)

тест (по 1 баллу за каждый правильный ответ, всего 11 баллов)

балл









Итого: 36-40 баллов – «5», 30-35 баллов – «4», 21-29 баллов – «3» Моя оценка – «____»



Ф.И.:


тест (по 1 баллу за каждый правильный ответ, всего 10 баллов)

работа в группе (2 балла)

работа по карточкам (1 балл за каждую правильную характеристику причастия, всего 8 баллов)

знаки препинания (ошибок нет – 2 балла, допущена 1 ошибка – 1 балл, более – 0 баллов).

Письмо (использованы причастия, нет ошибок – 5 баллов, допущено 1-2 ошибки – 4 балла,

3-4 ошибки – 3 балла, более – 2 балла)

тест (по 1 баллу за каждый правильный ответ, всего 11 баллов)

балл









Итого: 36-40 баллов – «5», 30-35 баллов – «4», 21-29 баллов – «3» Моя оценка – «____»






1.Не выделяются запятыми причастия, одиночные или распространённые, если они стоят перед определяемым существительным.

Плывшие по небу тучи делались всё темнее и темнее.
2.Выделяются запятыми определения, выраженные причастным оборотом, если они стоят после определяемого слова.

Тучи, плывшие по небу, делались всё темнее и темнее.
3.Не разделяются запятой между собой причастные обороты, соединённые союзом и.
Глаза его, поднятые кверху и рассеянно бродившие по стенам комнаты, выражали пренебрежение к хозяевам.
4.Выделяются запятыми независимо от местоположения

1)Одиночные и распространённые определения, если они относятся к личному местоимению или имени собственному.

Полный раздумья и волнений, он ехал в своё имение.
2)Распространённое или одиночное определение, если оно имеет добавочное обстоятельственное значение (причины, условия).

Охваченный внезапным порывом решимости, лейтенант ринулся в бой. (→ потому что он решился)

1.Не выделяются запятыми причастия, одиночные или распространённые, если они стоят перед определяемым существительным.

Плывшие по небу тучи делались всё темнее и темнее.
2.Выделяются запятыми определения, выраженные причастным оборотом, если они стоят после определяемого слова.

Тучи, плывшие по небу, делались всё темнее и темнее.
3.Не разделяются запятой между собой причастные обороты, соединённые союзом и.
Глаза его, поднятые кверху и рассеянно бродившие по стенам комнаты, выражали пренебрежение к хозяевам.
4.Выделяются запятыми независимо от местоположения

1)Одиночные и распространённые определения, если они относятся к личному местоимению или имени собственному.

Полный раздумья и волнений, он ехал в своё имение.
2)Распространённое или одиночное определение, если оно имеет добавочное обстоятельственное значение (причины, условия).

Охваченный внезапным порывом решимости, лейтенант ринулся в бой. (→ потому что он решился)










Тест «Глагол».

1.Определите глагол первого спряжения:

A) Слышать

B) Зависеть

C) Дышать

D) Слушать

E) Обидеть

2.Определите глагол совершенного вида:

A) Любуется цветами

B) Дышит воздухом

C) Собираемся в гости

D) Выполнял задание

E) Собрался в кино

3.Определите глагол второго спряжения:

A) Таять

B) Пахнуть

C) Хотеть

D) Вертеть

E) Слушать

4.Определите возвратный глагол:

A) Клубится туман

B) Засверкал вдали

C) Заметил человека

D) Выехал из-за угла

E) Проедет мимо

5.Определите переходный глагол:

A) Думать о тебе

B) Слушать песню

C) Разговаривать с другом

D) Радоваться новой песне

E) Мечтать о каникулах

6.Определите вариант с глаголом изъявительного наклонения:

A) Ученик прочитал книгу.

B) Прочитайте эту книгу.

C) Хотел бы прочитать эту книгу.

D) Пусть встретит нас утром солнце.

E) Приезжайте к нам в гости.

7.Определите правильный вариант пропущенных гласных

Дождь вымоч…т, а солнце высуш…т.

Если что и забуд…шь, потом вспомн…шь.

А) е-и-е-и

В) и-и-е-и

С) е-и-и-е

D) и-и-и-и

Е) е-и-и-и

8.Учит…ся всегда пригодит…ся. Знания от рождения не дают…ся, они приобретают…ся жизнью.

А) - , ь , - , ь

В) ь , - , - ,-

С) - , ь , ь, ь

D) ь , - , ь , -

Е) - , ь , - , ь

9.Укажите глагол настоящего времени

А) говори громко

В) солнце взошло

С) сверкает молния

D) пошел бы погулять

Е) гром загремит

10.Определите слитное написание - не- с глаголом

А) (не)читает газет

В) (не)доумевали по поводу отмены спектакля

С) небо (не)прояснилось

D) (не)льётся вода

Е) листья (не) шелестели



Прочитать текст. Составить из пропущенных букв слово, расположив буквы по порядку (в соответствии с цифрой).


1

2

3

4

5

6

7

8

9











Тер..итория(2) Восто..ного(4) Казахстана была (заселить) с глубокой древности. Об этом св..детельствуют(3) (сохраниться) до наших дней на Алтае, в Зайсанской котловине, по склонам Саура и Тарбагатая сл..ды(9) древних горных разр..боток(5), оросительные каналы, развалины крепостей и селений. Здесь вихрем проносились орды кочевников, (устремляться) из степей Монголи..(8) и южной Сибири на Запад - к Волге и дальше - к Черному, Каспийскому и Средиземному морям. С юга, из Средней Азии, под командой Чингиз-хана, а позднее и Великого Тамерлана здесь проходили полки "непобедимых". 
Через сте..ь(1) Чингиза и Калбы предгорья Алтая по Северной ветви Великого Шелкового пути шли (доставлять) экзотические товары караваны. На земле Восточного Казахстана жили (выдаваться) люди, гордость страны. Это прежде всего Абай великий поэт и философ (олицетворять) Казахстан.

Восхитителен и разнообразен Восточный Казахстан. Но полюбит эти мес..ности(7) только человек, (пройти) его пешком или (проехать) на коне, вдохнувший дымок костра, почувствовавший зной пустынь и прохладу ледников. 

Работа в группе. Составление схемы (учебник, п. 26; дополнительный материал).

- Причастие, его морфологические признаки.

- Образование действительных и страдательных причастий. Синтаксическая роль

- Правописание причастий

- Знаки препинания в предложениях с причастиями и причастными оборотами


Работа по карточкам.

1)Образуйте причастие нужной формы от глагола в скобках.

2)Заполните таблицу.

3)Объясните правописание слов с н и нн; какая буква пишется перед –вш- и –нн-.

причастие

действительное или страдательное

время

вид

переход-ность

возврат-ность

род

число

падеж










































































Записать выделенные предложения. Расставить знаки препинания. Объяснить.


Мини-тест.

1.Соотнесите: 1) -ущ-(-ющ-); 2) -ащ-(-ящ-).

А) Ре..щий,

В)кол..щий,

С)стро..щий

2. Соотнесите: 1) -ем-(-ом-); 2) -им-.

А) Пробива..мый,

В)леле..мый,

С) стро..мый.

3. Укажите гласную перед -нн-.

А) Закач..нный газ в баллон

В) Закач..нная бочка

4. В каких словосочетаниях пишется одна -н-?

А) Мочё..ые яблоки.

В) Вымоче..ые в уксусе кусочки филе.

С)Сельдь вымоче..а в молоке.

5. Укажите предложение с причастным оборотом, обособляемым на письме.

А) Грохот колёс отозвался гулким эхом на мощённом камнями дворе.

В) Как-то однажды сестра Саша попросила меня пересмотреть старый сундук наполненный книгами.

С) Груда нечитанных газет валялась на столе.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Автор: Киреева Татьяна Викторовна

Дата: 17.02.2019

Номер свидетельства: 500124

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Урок русского языка в 8 классе  на тему “Однородные члены предложения. Обобщение изученного”."
    ["seo_title"] => string(107) "urok-russkogho-iazyka-v-8-klassie-na-tiemu-odnorodnyie-chlieny-priedlozhieniia-obobshchieniie-izuchiennogho"
    ["file_id"] => string(6) "267304"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450351969"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства