- развитие умения обобщать, делать выводы, развивать орфографическую зоркость.
Планируемые результаты:
Уметь определять спряжение глаголов по неопределенной форме, правильно ставить вопросы к глаголам, писать безударные личные окончания глаголов.
Формируемые УУД:
Познавательные: постановка и формулирование проблемы; построение логической цепи рассуждений; доказательство;
коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
регулятивные: сличение способа действия и его результата с данным эталоном.
Оборудование: мультимедийный проектор, учебник «Русский язык» авт. Т. Г. Рамзаева 4 класс 2 часть.
Ход урока.
Организационный момент.
Актуализация знаний.
– Ребята, послушайте стихотворение:
Интересная часть речи в русском языке живет.
Кто что делает расскажет, Чертит, пишет иль поет.
Вышивает или пашет, Или забивает гол. Варит, жарит, моет, чистит –
Все расскажет нам…….. (Ответ детей: «глагол»).
-Скажите мне, пожалуйста, как изменяются глаголы? (Дети отвечают: «по временам, числам, в прошедшем времени - по родам, в настоящем и будущем – по лицам»).
- А как называется изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени? (спряжение).
- Сегодня мы будем отрабатывать алгоритм действий при написании безударных личных окончаний глаголов.
III.Словарная работа.
Начнем со словарной работы.
На слайде написаны слова: адр..с, тр.. вога, ..бед, св.. бода, д..журный, п.. беда.
- Какой частью речи являются эти слова? Образуйте от них однокоренные глаголы, записывая их в неопределенной форме.
Дети записывают в тетрадь: адресовать, тревожить(ся), обедать, освободить, дежурить, победить.
- Что вы можете сказать об этих глаголах? Что их объединяет? (Они все стоят в одинаковой форме - неопределенной). Почему форма, в которой записаны у вас глаголы, называется неопределенной? ( Потому что ни время, ни число, ни лицо, ни род у нее не определяется).
- Ребята, скажите мне, пожалуйста, как по неопределенной форме узнать спряжение?
Неопределенная форма на –ить или нет?
На -ить +гл.- искл. не на -ить
II спр. I спр.
(кроме брить, стелить)
Неопреде
-Определите спряжение записанных глаголов.
- Перечислите личные окончания, которые напишите, если выясните, что глагол II спряжения. А если I?
-Проспрягайте глагол дежурить. Работа выполняется с комментированием.
У детей в тетради запись: я дежурю мы дежурим
ты дежуришь вы дежурите
он дежурит они дежурят
IV.Работа над материалом урока.
1.- Давайте посмотрим, всегда ли по неопределенной форме можно узнать спряжение глагола? Поработаем над глаголами из стихотворения, предположите какого спряжения каждый из них:
Глаголу нравится читать, шуметь, играть, звенеть,
Работать и мечтать,
Шить, жить, свистеть и петь!
Дети выписывают глаголы в столбик и указывают предполагаемое спряжение.
Читать – I
Шуметь – I
Играть – I
Звенеть – I
Работать – I
Мечтать – I
Шить – II
Жить –II
Свистеть -I
Петь - I
-Давайте проверим, правильно ли вы рассуждали. Для этого образуйте формы 2-го лица ед. ч., 2-го и 3-го лица мн. ч.
Дети дополняют запись:
Шуметь – I шумишь, шумите, шумят
Играть – I играешь, играете, играют
Звенеть – I звенишь, звените, звенят
Работать – I работаешь, работаете, работают
Мечтать – I мечтаешь, мечтаете, мечтают
Шить – II шьешь, шьете, шьют
Жить –II живешь, живете, живут
Свистеть -I свистишь, свистите, свистят
Петь - I поешь, поете, поют
- Что вы заметили? ( Что глаголы шуметь, свистеть, звенеть – второго спряжения, а глаголы шить, жить – первого спряжения).
- Как вы определяли спряжение? (По ударным личным окончаниям).
- Подтвердились ли ваши предположения? ( Нет, потому что мы приняли во внимание только неопределенную форму).
- Что нужно помнить, чтобы не было таких ошибок? ( По начальной форме, не поставив сначала глагол в личную форму, его спряжение определить нельзя).
- В каком случае поможет неопределенная форма глагола? ( Если личное окончание глагола безударное).
- Будьте внимательны при определении спряжения, чтобы не попасть в такую ловушку.
V.Физ.минутка. Учитель называет глаголы. Если глагол I спр. – девочки приседают, если глагол -II спр. –приседают мальчики:
-Работать (I спр.), верить (II спр.), ловить (II спр.), краснеть (I спр.) –, строить (II спр.), играть (I спр.), поливать (I спр.), укреплять (I спр.), носить (II спр.).
VI. Отработка алгоритма при написании безударных личных окончаний глаголов.
(Сначала убеждаемся, что глагол в настоящем или будущем времени, затем ставим его в неопределенную форму, определяем спряжение, выясняем лицо и число. Затем вспоминаем нужную букву и пишем личное окончание).
- Прочитайте пословицы, которые у вас получились. Какая тема их объединяет? (Орфограмма: «безударное личное окончание глагола»)
-Давайте проверим пропущенные орфограммы.
При проверке дети указывают спряжение и обобщают, как надо действовать, чтобы правильно писать личные окончания глаголов:
Без косы сена не накосишь. Н. ф. – накосить, на –ить, не искл., II спр. 2-е лицо, ед. ч. Окончание –ишь.
Без заботы и репу не вырастишь. Н. ф. –вырастить, на –ить, не искл.II спр., 2-е лицо, ед.ч. Окончание -ишь.
Аналогично разбираются остальные пословицы.
2.Картинный диктант.
На слайде появляются изображения предметов. Дети составляют словосочетания, употребив глаголы в 3 -м лице множественного числа. Выделяют окончания, указывают спряжения глаголов.