kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Правописание сочетаний ча-ща,чу-щу, жи-ши

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок посвящен закреплению навыка правописания изученных сочетаний, развитию орфографической зоркости учащихся. Урок проходит в форме игры-путешествия. Дети, путешествуя по станциям, развивают внимание, мышление. Использована работа в группах, взаимопроверка. Совместно с учениками подводятся итоги урока. В качестве физкульминутки в работе приведены частушки, при исполнении которых происходит повторение и закрепление темы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Правописание сочетаний ча-ща,чу-щу, жи-ши »


Тема : Правописание сочетаний ча-ща, чу-щу, жи-ши. Закрепление.


Цели:

  • закрепление навыка правописания изученных сочетаний, развитие умения распознавать звуки {ч}, {щ};

  • развитие орфографической зоркости у учащихся;

  • развитие внимания, мышления;

  • обогощение словарного запаса и развитие речи у учащихся;

  • закрепление знаний о предложении, как единице речи, выражающей законченную мысль;

  • воспитание любви к природе.


Оборудование:

  • картина «Лесная чаща»; картинка с изображением лесной птицы щура;

  • рисунок поезда;

  • карточки со станциями «Словарная», «Чаща», «Парная», «Соревновательная», «Самостоятельная»;

  • карточки с заданиями;

  • компьютерная презентация.



ХОД УРОКА


І Оргмомент


Прозвенел звонок для нас!

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво,

Тихо сели, спинки прямо.

Все тихонечко вздохнем

И урок мы свой начнем.


- А теперь подарим свои улыбки друг другу, гостям, тем самым пожелаем всем добра и счастья.


ІІ – Сегодня, ребята, у нас необычный урок, урок игра – путешествие.

Совершать путешествие будем на веселом поезде.

- А чтобы отправиться в путешествие по станциям, нам нужны билеты.

А билеты – 1 задание.






Задание по рядам.

- Прочитайте какое слово лишнее? (докажите)


крыши роща грущу

стрижи щавель живет

куча часы стучу

ежи чугун ищу


- Значит, написание каких орфограмм мы сегодня на уроке будем повторять и закреплять?

- Итак с заданием мы справились. Чтобы было веселее ехать, проведем фонетическую зарядку.


Уж зовет жука на ужин

Жук ужу, на ужин нужен.

Ежик ждет ужа на ужин,

И ежу ведь ужин нужен.


- Какой звук чаще всего встречается в этой скороговорке? (ж)

- Дайте характеристику звука.

- Какой буквой обозначается этот звук?

- На минуту чистописания будем писать эту букву.

- Какая орфограмма встретилась?

Жж Жж Жж жа жо жу же жи

Век живи, век учись.

- Как понимаете эту пословицу.

Молодцы! Все получают билеты (показать). Я сохраню их до конца поездки

А сейчас к поезду. Поехали.


ІІІ Работа по теме. Повторение. Закрепление.

1 Вот и первая наша станция «Словарная».

- Ребята, кто из вас догадался, почему она так называется?

- Выпишите из предложений словарные слова.


Во время дождя начинает казаться, что все вещи разговаривают. И твои цветные карандаши тоже.

У берега растут камыши.

Как хороши цветущие ландыши.


- Какие знакомые орфограммы встретились в словах? Обозначьте орфограммы.

- Мы повторили правописание непроверяемых безударных гласных в корне.

- Какая еще есть орфограмма в этих словах?

- Что вы знаете про звуки «ж», «ш» (они всегда твердые).




2 Вот мы и подъехали к станции «Чаща».

- Что обозначает это слово? (густой лес, заросль)

- Рассмотрите картину «Лесная чаща».

- Какая орфограмма спряталась в слове чаща?

- А задание на этой станции будет следующее. Будем учиться различать звуки {ч}, {щ}.

- Запишите под диктовку слова в два столбика. В 1 - столбик со звуком {ч},

во 2 – столбик со звуком {щ}.


Щавель, чугун, удача, щука, перчатки, площадка, чайник, щур.


- Подчеркните известные орфограммы. Как записали последнее слово?

- Ребята, кто может объяснить значение слова щур?

(Это небольшая северная певчая птица, показ картинки). Проверка.

- Подчеркните известные орфограммы.

- Составьте с любым словом предложение. Запишите в тетрадь.

- Какие орфограммы объединяют все эти слова?

(сочетание «ча-ща», «чу-щу»).

- Что вы знаете про звуки {ч} и {щ}? (Всегда мягкие)

- Какая буква пишется в сочетании ча-ща, чу-щу?


Воспитательный момент

- Сейчас в наших краях зима. Перелетные птицы улетели в теплые края.

- Ребята, как мы можем помочь зимующим птицам? (кормушки)

- Каких птиц встречаем в нашей местности?


3 Следующая станция «Парная»

- Сейчас ребята мы будем составлять пары, подбирать близкие по значению слова (синонимы). Работа по рядам. Три ученика у доски.


волшебник горемычный внимательный

нередко храбрец грязный

глушь жалеть скучаю

______________________________________________________________________


Слова для справок

Часто, смельчак, чумазый, несчастный, грущу, чародей, щадить, чуткий, чаща.


Проверка.







4 Следующая станция «Зарядкина»

Частушки

Жи и ши, жи и ши

С буквой и всегда пиши:

Мыши, ежики, ужи,

Лужи, крыши и моржи


Ча и ща, ча и ща

Роща, чаща и свеча,

Пища, туча, саранча –

С букврй а и ча, и ща


Сочетание чу и щу,

Пишем только с буквой у,

Чудо, щука, ухвачу

И кричу, лечу, хочу.


5 Следующая станция «Соревновательная»

(учащиеся выходят по 1 к доске, записывают сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, так чтобы конец и начало слов совпали).


1 ряд 2ряд 3ряд

лу…знь све…сы сту…гун

гара…лет ку…й кри…лки

мор…вот ро…вель у Са…ишки

малы…ло лы…знь ута…ка

зада…сто зада…сто схва…тье

ер…пы ту…йник вер…чело

у…роки алы…бан мол…лан

е…лье пи…дить та…пальцы



Проверка слов по рядам. Найдите лишнюю пару. Докажите.

- Объясните значение слов: чабан (пастух), алыча (южное плодовое дерево, родственное сливе).


6 Следующая станция «Самостоятельная»

Работа в группе. В конверте стихотворение про ёжика. Работа с деформированным текстом. Собрать рассыпанные предложения.


  1. Если ежик не пьет молоко,

Значит где-то в лесу далеко

В чаще, в гнезде, меж осин,

Есть у него дочурка и сын.

Значит надо ежика взять

И в чащу отнести опять.


  1. Возвращался ежик домой.

Хлынул дождик проливной.

Ручейки журча, помчались с гор,

Но еж не растерялся –

Живо встал под мухомор

И сухим остался.


  1. Однажды надвинулась тучка,

Стал ветер деревья качать,

И ежик любимую внучку –

Заботливо вышел встречать.

- Я тебя, милая, жду и ищу,

Чаем горячим тебя угощу.


Проверка по группам.

Выписать слова на изученные правила. Подчеркните.





IV. Итог урока

- Какие орфограммы закрепляли на уроке?

- Какая гласная буква пишется в сочетании ча- ща, чу-щу, жи-ши?.

- На память о поездке останутся билеты на веселый поезд (раздать билеты).

- Рассмотрите. Запомните правила.


V. Домашнее задание.

Стр. 110 упр.182.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Правописание сочетаний ча-ща,чу-щу, жи-ши

Автор: Хабибуллина Рамзия Амировна

Дата: 14.01.2015

Номер свидетельства: 154781


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства