– Назовите мягкие согласные. Чем обозначена их мягкость на письме?
– Какими буквами обозначаются мягкие согласные?
– Почему вы не назвали звук “ш”, ведь гласная “и” обозначает мягкие согласные на письме? (“ш” – всегда твердый.)
– Да, ребята, звук “ш”, как и звук “ж” – всегда твердый!
Но в сочетаниях ЖИ-ШИ принято писать букву “и”.
Формулирование темы, цели урока Я хочу вам показать сегодня необычный цветок. Как он называется? ( цветик-семицветик). А чем он необычен? (у него 7 разноцветных лепестков.) На каждом лепестке есть задание, которое необходимо выполнить. Давайте попробуем, отрывая лепесток за лепестком, выполнить все задания и показать нашим гостям, чему мы научились за этот год.
1.КРАСНЫЙ: Определи тему урока
Для этого каждая группа прочитает слова на карточке, постарается найти лишнее слово и объяснить .
1 КРЫШИ, СТРИЖИ, КУЧА, ЕЖИ
2 ЖИЗНЬ, ЩАВЕЛЬ, КАМЫШИ, ЭТАЖИ
3.ГРУЩУ, ЖИВЁТ, ЖИРАФ, СНЕЖИНКИ
4. МАЛЫШИ, УЖИ, ОЧКИ, МОРЖИ
5. ЖИТЬ, МЫШИ, СОБАКА, МАШИНЫ
6. ШИЛО, ЖИРАФ, РАБОТА, ШИПОВНИК
Молодцы! Значит, написание каких орфограмм мы будем сегодня закреплять? Какова тема нашего урока?( буквосочетания ЖИ-ШИ) Достаньте наши «Запоминалочки» и найдите нужную страницу с этой орфограммой.
ВЫСТАВЛЯЕМ ПРАВИЛО!
2.ОРАНЖЕВЫЙ: Минутка чистописания
Посмотрите внимательно на доску. Что вы видите? (буквы)
Назовите эти буквы:
Ж А И Ш У Ы
На какие две группы можно разделить эти буквы? (гласные и согласные)
Какое задание можно предложить, используя эти буквы? (составить слоги)
Девочки пишут слоги с буквой Ж, а мальчики с буквой Ш.
жа жу жи
ша шу ши
Что заметили?
Какая гласная оказалась лишней? Почему? Я тетрадь свою открою
И как надо положу
Я, друзья от вас не скрою
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь
За работу я примусь.
Запишите число, классная работа
3.Работа по теме урока.
3.ЖЁЛТЫЙ: Творческая работа в парах
А теперь давайте поработаем парами. Перед вами конвертики , в которых лежат слоги, ваша задача: составить слова из слогов.
МА
ЛЫ
ЖИ
ПРУ
НА
ШИ
НА
КА
ШИ
ЛЫ
НИК
КРЫ
МЫ
ШИ
ПОВ
ШИ
ЖИ
МЫ
МА
ШИ
Каждая пара при проверке называет 1 слово
Молодцы. А сейчас запишите в тетрадь 3 понравившиеся слова и подчеркните в них орфограмму.
Игра: “Узнай слово”.
Нет конца у строчки, Где стоят три точки, Кто придумает конец, Тот и будет молодец. Камы… Стри… Ланды… Чи…
– Запишите эти слова самостоятельно, вставьте слоги ЖИ и ШИ.
– Что мы должны помнить при выполнении этого задания?
Проверка:
– Как написали слова с сочетаниями ЖИ и ШИ? Назовите слова на это правило.
4.ЗЕЛЁНЫЙ: Задание на внимательность
Посмотрите на доску. Что вы заметили? (Не все слова записаны правильно). Найдите и исправьте ошибки.
Ответьте на мой вопрос одним словом и его запишите
-КАК НАЗЫВАЕТСЯ АФРИКАНСКОЕ ЖИВОТНОЕ С ДЛИННОЙ ШЕЕЙ? (жираф)
-КАК НАЗЫВАЕТСЯ ДИКАЯ РОЗА? (шиповник)
-КАКОЙ ТЫ ЗНАЕШЬ СЪЕДОБНЫЙ ГРИБ С РЫЖЕЙ ШЛЯПКОЙ? (рыжик)
- КАКОЙ ИНСТРУМЕНТ ИСПОЛЬЗУЮТ, ЧТОБЫ ПРОКОЛОТЬ ОТВЕРСТИЕ? (шило)
Какую орфограмму мы подчеркнём в словах?
7.ФИОЛЕТОВЫЙ: Собери стихотворение
Знаем твердо: ЖИ и ШИ С буквой И всегда пиши: Мыш…, еж…, уж…, Лыж…, луж…, камыш… .
– Молодцы, ребята! Нужно сложить строчки так, чтобы получился стишок и прочитать его хором.Вот мы и повторили орфограмму жи-ши , а сейчас я хотела бы, чтобы вы оценили свою работу на уроке.Вы сегодня хорошо поработали, а мы увидели, какие вы замечательные смелые, находчивые, а главное – дружные .
Итог урока Рефлексия
Перед вами лежат маленькие цветики-семицветики и вазы зелёного, жёлтого и красного цвета. Приклёйте свой цветочек к зелёной вазе, если урок прошёл отлично и вы справились со всеми заданиями, к жёлтой если у вас возникли небольшие трудности, к красной если вам было скучно и ничего не получилось.